Рабочая программа по химии 11 класс (базовый уровень)
рабочая программа по химии (11 класс) по теме

Рабочая программа по химии 11 класс( базовый уровень) по УМК О.С.Габриелян 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11bu1ch.docx43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по химии 11 класс

базовый уровень (1 час в неделю, всего 34 часа)

УМК О.С.Габриелян

Составила: Панфилова Г.Н.

Пояснительная записка

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004.
  •  Базисный  учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики приказ № 473 МО и МП ЧР от 10.06.2005
  • Учебный план МБОУ «СОШ№9» на 2013-2014уч.год
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 20013/2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12.2012 г.;

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: «Глобус»).

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

   Авторской программе соответствует учебник «Химия 11 класс» -базовый уровень ,Габриелян О.С. , М., «Дрофа».

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Глобус»).

Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ, как в традиционной, так и в  тестовой формах.

        В основном содержании курса  курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в  Требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса .

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

Уметь:

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
  • использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  •  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Знать и понимать:

-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы

вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки);

ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения);

электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения, металлическая связь, вещества металлического строения, моль, молярная масса, молярный объем, теорию химической связи,аллотропия, изомерия, гомология, углеродный скелет,

тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ.,

химическое равновесие, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

- основные теории химии: 

строения органических соединений ,теория электролитической диссоциации

- основные законы химии:

- периодический закон Д.И.Менделеева, закон постоянства состава веществ

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ  (34часа)

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (3часа)

Ядро: протоны и нейтроны изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали. s-, p- элементы.

Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элем

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).Положение водорода в Периодической системе. Значение периодического закона.

Демонстрации

Различные формы периодической системы химической системы Д.И.Менделеева.

Тема2. Химическая связь.(4часа)

Ионная связь. Катионы и анионы. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Механизмы ее образования связи (обменный и донорно-акцепторный). Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Степень окисления и валентность химических элементов.

Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с металлической связью.

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Единая природа химической связи.

Демонстрация

Модели ионных кристаллических решеток (хлорид натрия)

Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток

Модели металлических кристаллических решеток.

Тема 3. Вещество (8часов).

Полимеры:органические,неорганические. Пластмассы. Волокна.

Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Их получение, собирание, распознавание.Вода, ее биологическая роль. Применение воды.

Жесткость воды и способы ее устранения. Кислые соли. Минеральные воды. Жидкие кристаллы и их использование. Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Применение аморфных веществ.

Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Грубодисперсные системы. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели)

Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Молекулярная формула. Формульная единица вещества. Массовая и объемная доля компонента в смеси.

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

Расчетные задачи с использоваием понятий :

-массовая доля растворенного вещества в растворе,

-массовая и объемная доли компонентов смеси,

-массовая доля примесей,

-массовая и объемная доля выхода продуктов реакции от теоретически возможного,

- молярная концентрация.

Демонстрация

Модель молекулы ДНК.

Модель молярного объема газов

Три агрегатных состояния воды.

Образцы различных дисперсных систем

Тема3. Химические реакции.( 9часов)

Реакции, протекающие без изменения состава веществ: аллотропия,. аллотропные модификации углерода, серы, фосфора, олова и кислорода; изомеры,. изомерия, реакции изомеризации. Причины многообразия веществ: аллотропия и изомерия, гомология.

Реакции, идущие с изменением состава веществ:

реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции соединения, протекающие при производстве серной кислоты.

Экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.    

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы

Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Общие представления о промышленных способах получения веществ на примере производства серной кислоты

Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация, диссоциация электролитов в водных растворах. Степень электролитической диссоциации, Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД

Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза

Демонстрации. 

 Превращение красного фосфора в белый.

Модели молекул н-бутана и изобутана, гомологов бутана.

Зависимость скорости химических реакций от природы веществ, концентрации и температуры.

Модель «кипящего слоя»

Растворение окрашенных веществ в воде: сульфата меди (II),перманганата калия, хлорида железа (III)

 Простейшие окислительно - восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II)

Лабораторные опыты. 

Реакции обмена идущие с образованием осадка, газа и воды.

Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью катализатора (MnO2)и каталазы сырого картофеля.  

Тема 4. Вещества и их свойства (10 часов)

Положение металлов в ПСХЭ Д.И.  Менделеева. Общие физические свойстваметаллов.  Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой, кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов, взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, способы защиты от коррозии. Сплавы.

Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом).

Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами). Благородные газы.

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями, спиртами.

Основания неорганические и органические. Классификация оснований. Химические свойства неорганических оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Классификация солей: средние, кислые, основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами, солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, фосфат кальция, карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль).

Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Качественные реакции на хлорид-.сульфат-, карбонат- ионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III)

Демонстрации. Образцы металлов.

Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.

Взаимодействие железа с серой, меди с кислородом.

 Горение железа и магния в кислороде. 

Изготовление йодной спиртовой настойки.

Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (йодида) калия. Возгонка йода.

 Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция, гидроксокарбонат меди (II) .

Качественные реакции на катионы и анионы.

Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями.

 Различные случаи гидролиза солей

 Испытание растворов кислот индикаторами

 Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями, солями.

Испытание растворов оснований индикаторами.

 Получение и свойства нерастворимых оснований.

Испытание растворов солей индикаторами

Практическая работа  «Решение экспериментальных. задач на идентификацию неорганических  и органических соединений»

В авторскую программу внесены следующие изменения.

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.(3часа)

Увеличено  количество часов с 2часов до 3ч., за счет включения темы о состоянии электронов в атоме.

Тема 2. Химическая связь (4часа)

Увеличено  количество часов с 3-х до 4-х, за счет включения темы о водородной связи,которая требуется для обобщения материала  по видам химической связи.

Тема3. Вещество (8часов)

Увеличено количество часов с5 до 8-ми, за счет:

- включения материала о полимерах.,

-перенесена Практическая работа №1 по получению газов из темы 5,

-контрольная работа по темам1,2,3.

Тема 4. Химические реакции (9часов)

Исключено:

- растворимость и классификация веществ по признаку растворимости (нет в обязательном минимуме содержания)

- биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке (нет в минимуме содержания);

- электролитическое получение алюминия (нет в обязательном минимуме содержания);

Тема 5. Вещества и их свойства(10 часов)

Сокращено количество часов  с11 до 10.-ти за счет: перенесения практической  работы №1 в тему3.

        Из авторской программы исключены некоторые демонстрационные и лабораторные опыты из-за недостатка времени на их выполнение при 1 часе в неделю.

Учебно-методический комплект

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа,
  2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений(профильный и 2-х  уровневый) /О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, – М.: Дрофа
  3. ил. (учебник рекомендован МО и науки РФ)
  4. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 кл. профильный уровень: Методическое пособие. – М.: Дрофа,
  5. Габриелян О.С. Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Блик плюс,
  6. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия 11 кл.: В 2 ч. – М.: Дрофа,
  7. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл. – М.: Дрофа,
  8. Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные  работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11» /О.С. Габриелян, П.Н. Березкин,   А.А Ушакова и др. – М.: Дрофа,

           Дополнительная литература для учителя

  1. Буцкус П.Ф. Книга для  чтения по органической химии – М.: Просвещение,
  2. Жиряков В.Г. Органическая химия. – М.: Просвещение,
  3. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А. Химия. Методические материалы 10-11 классы. - М.:Дрофа,
  4. Назарова Г.С., Лаврова В.Н. Использование учебного оборудования на практических занятиях по химии. – М.,
  5. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии /Сост. С.В. Суматохин, А.А Каверина. – М.: Дрофа,

           

         Дополнительная литература для ученика

  1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С.. Полезная химия: задачи и история. – М.: Дрофа
  2.  Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа,
  3. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г., Никитюк А.М. Готовимся к единому государственному экзамену. – М.: Дрофа,
  4. Малышкина В. Занимательная химия. Нескучный учебник. – Санкт-Пертебург: Трион,
  5. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю.. Занимательные задания и эффективные опыты по химии. – М.: Дрофа,
  6. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы. – М.: Просвещение

Тематическое планирование11 класс, базовый уровень,

1час в неделю, 34часа в год.

УМК О.С.Габриелян.

  № п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева

3

-

-

2.

Тема 2. Химическая связь.

4

3.

Тема 3. Вещество.

8

№1 «Получение, собирание и распознавание газов»

К. р. №1

4.

Тема 4.Химические реакции

9

-

К. р. №2

5.

Тема 5.Вещества и их свойства

10

№2 «Решение экспериментальных. задач на идентификацию неорганических и органических соединений»

К.р. №3

Итого

34

2

3


Поурочное планирование 11 класс

 (базовый уровень 1 час в неделю,34часа в год)

№ п/п

 

Тема урока

Тема1 .

 Строение атома и периодический закон.(3часа)

1

Строение атома.

2

Состояние электронов в атоме.

3.

Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Тема 2.

 Химическая связь(4часа).

1 (4)

Ионная химическая связь

2 (5)

Ковалентная  химическая связь

3(6)

Металлическая химическая связь

4 (7)

Водородная химическая связь.

Тема3.

 Вещество (8 часов).

1(8)

Полимеры.

62(9)

Газообразное состояние вещества. Решение комбинированных задач.

3 (10)

Жидкое состояние вещества. Решение комбинированных задач.

4 (11)

Твердое состояние вещества. Решение комбинированных задач.

5(12)

Дисперсные системы.

6 (13)

Состав вещества. Смеси. Решение задач с использованием понятий массовая доля компонентов смеси

7 (14)

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

8(15)

Контрольная работа №1 по теме   «Строение вещества»

Тема 4.

Химические реакции (9часов).

1(16)

Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава вещества.

2(17)

Классификация хим. реакций, протекающих с изменением состава вещества.

3(18)

Скорость химической реакции.

4(19)

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

5(20)

Роль воды в химических реакциях.

6(21)

Гидролиз .

7(22)

Окислительно-восстановительные реакции

8(23)

Электролиз..

9(24)

Контрольная работа №2 по теме  «Химические реакции»

Тема 5.

Вещества и их свойств (10часов)

1(25)

Металлы-общая характеристика.

2(26)

Коррозия металлов  и способы защиты от нее.

3(27)

Неметаллы – общая характеристика.

4(28)

Кислоты.

5(29)

Основания .

6(30)

Соли.

7(31)

Генентическая связь между классами хим.соединений.

8(32)

Практическая работа №2.Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений

9(33)

Обобщение и повторение темы «Вещества и их свойства»

10(34)

Контрольная работа№2 «Вещества и их свойства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...