Рабочая программа по химии 8 класс (базовый уровень)
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._8_kl.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 8 класса (базовый уровень)  разработана на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010).

Рабочая программа по химии для 8 класса (базовый уровень) предназначена для детей-инвалидов, обучающихся в Белгородском  Центре дистанционного образования при ОГАОУ «БИЮЛИ».

   Изучение химии в 8 классе  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи учебного курса:

  • сформировать знание основных понятий и законов химии
  • воспитывать общечеловеческую культуру
  • учить наблюдать, применять полученные знания на практике

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.  Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах; простых веществах и важнейших соединениях элементов ( оксидах, основаниях, кислотах, солях); о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

      На основании индивидуального учебного плана обучающихся Центра дистанционного образования детей-инвалидов на 2013-2014 учебный год внесены следующие изменения в рабочую программу по химии для 8 класса (базовый уровень):

        Общее количество часов по программе — 17 при недельной нагрузке — 0,5 часа. Очень малое количество часов обусловлено ограниченными индивидуальными возможностями детей-инвалидов. В этой связи сокращено количество учебного материала, носящего ознакомительный характер, и материала, содержащего большое количество сложной для восприятия и запоминания информации. В частности, в теме «Введение» очень кратко даются сведения из истории возникновения и развития химии, исключены сведения о периоде алхимии и понятие о философском камне. В этой же теме изменен порядок рассмотрения тем: химическая символика изучается вместе с периодической системой химических элементов. После этого по логике изучаются химические формулы, относительная атомная и молекулярные массы, расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Вопросы о хемофилии и хемофобии исключены, т.к. их нет в стандарте.

В теме «Атомы химических элементов» кратко даются сведения об изменении числа протонов и нейтронов в ядре атома, о видах химической связи. Исключена информация  о доказательствах сложности строения атомов, опыты Резерфорда.

Из темы «Соединения химических элементов» исключен материал о межмолекулярном взаимодействии, типах кристаллических решеток и веществах молекулярного и немолекулярного строения, как не находящий большого практического применения в курсе химии общеобразовательной школы и отсутствующий в стандарте.

В теме «Изменения, происходящие с веществами» исключен материал о физических явлениях в химии: дистилляции, кристаллизации, выпаривании, возгонке и центрифугировании, т.к. эта информация более полезна при изучении практической химии, нежели теоретической, и, ввиду малого количества часов (0,5 часа в неделю), отсутствует возможность для применения ее на практике.

Практические работы рассчитаны на самостоятельное выполнение их учениками, поэтому они проводятся не блоком после изучения разделов, а распределены по соответствующим темам и предлагаются в качестве домашних практических работ .  Практические работы №1 и №2 объединены в одну, т.к. содержат большое количество теоретической информации (правила техники безопасности, приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами), и выполняются после изучения темы «Простые вещества». Выполнение Практической работы № 3 предусмотрено в теме « Соединения химических элементов». В теме «Изменения, происходящие с веществами» предполагается выполнение одной из двух практических работ- № 4 или № 5 (на усмотрение учителя). Вместо практической работы «Анализ почвы и воды» проводится практическая работа «Очистка загрязненной поваренной соли» (рекомендована в методическом письме). В теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» выполняется практическая работа № 6.


Тема

По

программе О.С. Габриеляна

По рабочей программе

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение


4


2


-


-

2.

Атомы химических элементов

10

3


3.

Простые вещества

7

3

2

1

4.

Соединения химических элементов

12

3

1


5.

Изменения, происходящие с веществами

10

2

2

6.

Практикум №1 Простейшие операции с веществом

5

7.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18

4

1

1

8.

Практикум №2 Свойства растворов электролитов


2




-



Итог


68


17


6


2

 Обучение согласно учебному плану и данной рабочей программе основано на использовании учебника: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010, согласно федеральному перечню учебников на 2013-2014 учебный год, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «БИЮЛИ».

       Рабочая программа по химии для 8 класса (базовый уровень) предусматривает проведение 2 конрольных работ и 6 практических работ при 0,5 часа в неделю.

Перечень контрольных работ

1.Контрольная работа  по теме «Атомы химических элементов. Простые вещества»

2.Контрольная работа  по теме «Соединения химических элементов. Изменения, происходящие с веществами. Растворение. Растворы».

Перечень практических работ

Практическая работа №1«Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием»

Практическая работа №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание»

Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»

Практическая работа №4 «Очистка загрязненной поваренной соли»

Практическая работа №5 « Признаки химических реакций»

Практическая работа №6 « Свойства  кислот, оснований, оксидов и солей»

        Основная форма организации учебного процесса — on-line урок с ипользованием дистанционных технологий обучения.

        Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам, разделам обучения, письменный контроль в форме проведения контрольных и самостоятельных работ,  химические диктанты, практические работы.


II. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучений данного предмета в 8 классе учащиеся должны

         знать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

         

 III. Учебно-тематический план

(0,5 часа в неделю, 17 часов в год)

№ п/п

Тема урока

Практические работы

Введение (2 часа)

1

Химия – наука о веществах. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека .

2

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ее структура. Химические формулы.Относительная  атомная и молекулярная массы.

Атомы химических элементов ( 3 часа)

3

Основные сведения о строении атомов.

4

Периодическая система химических элементов  Д.И. Менделеева и строение атомов.

5

Типы химической связи.

Простые вещества (3 часа)

6

Простые вещества-металлы и неметаллы.

7

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ.

Практическая работа № 1 «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием».

Практическая работа №2  «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание».

8

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов. Простые вещества».

Соединения химических элементов (3часа)

9

Степень окисления. Бинарные соединения – оксиды, хлориды, сульфиды.

10

Основания. Кислоты.Соли.

11

Чистые вещества и смеси.

Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе». Практическая работа №4 «Очистка загрязненной поваренной соли».

Изменения, происходящие с веществами (2 часа)

12

Химические реакции.

Практическая работа №5 «Признаки химических реакций».

13

Типы химических реакций.

Растворение. Растворы.Свойства растворов электролитов (4часа)

14

Растворение. Растворы. Основные положения теории электролитической диссоциации.

15

Кислоты, основания и соли в свете теории электролитической диссоциации.

Практическая работа № 6 «Свойства  кислот, оснований, оксидов и солей».

16

Окислительно – восстановительные реакции.

17

Контрольная работа по теме: «Соединения химических элементов. Изменения, происходящие с веществами. Растворение. Растворы».

  1. Содержание программы учебного процесса

Введение (2 часа)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.  Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1

Атомы химических элементов (3 часа)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов.  Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации (виртуальные). Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

        ТЕМА 2

Простые вещества (3 часа)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, серы,  углерода и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи.

1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации (виртуальные). Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.

Практические работы.

Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием». 

Практическая работа  №2 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание».

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов. Простые вещества».

ТЕМА 3

Соединения химических элементов (3 часа)

   Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

  Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

  Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

  Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

  Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации (виртуальные). Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом.

Практические работы.

Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе».

Практическая работа № 4 «Очистка загрязненной поваренной соли».

ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами (2 часа)

  Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления.

  Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

  Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

  Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

  Типы химических реакций. Реакции разложения. Реакции соединения. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

  Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца (признаки химических реакций).

  Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения —взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения —взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации (виртуальные). Примеры физических явлений: а) плавление парафина, б) возгонка йода, в) растворение перманганата калия. Примеры химических явлений: а) горение магния, б) взаимодействие соляной кислоты с мелом, в) получение гидроксида меди ( II).

Лабораторные опыты (интернет-ресурсы). Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. Окисление меди в пламени спиртовки. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

 Практические работы.

 Практическая работа № 5 «Признаки химических реакций».

ТЕМА 5

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (4 часа)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

   Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации (виртуальные). Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты (интернет-ресурсы). Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 8. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II).  Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практические работы

Практическая работа №6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Контрольная работа по теме: «Соединения химических элементов. Изменения, рооисходящие с веществами. Растворение. Растворы».

V. Формы и методы контроля.

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

          В рабочей программе для контроля уровня достижений учащихся используются такие        методы контроля как:

-по месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), итоговый (выходной) контроль в виде теста.

 -по способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная).

-по способу организации контроля: автоматический (машинный), контроль   учителя, самоконтроль.

  -по способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы,  собеседования), письменный метод (использует контрольные, различные проверочные работы), практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения практических  работ).

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля за качеством обучения и усвоения материала такие как:

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

      - тестирование (используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных и автоматизированной обработки результатов);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

      Рабочая программа  по химии для 8 класса (базовый уровень) предусматривает проведение 2 контрольных работ в виде тестирования  и 6 практических работ при объеме изучения химии 0,5 часа в неделю :

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов. Простые вещества»

Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов. Изменения,  происходящие с веществами. Растворение. Растворы»

 В рабочей программе предусмотрен выходной контроль, который позволяет оценить уровень усвоения изученного материала.  Выходной контроль проводиться в форме тестирования.

Нормы оценок соответствуют решению МО от 28 августа 2013 года, протокол №1.

Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов. Простые вещества»

Часть А


При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа .


А1. К веществам относится:

       1) Игла                2) Ключ

       3) Кислород        4) Карандаш

А2. Сколько электронов находится на внешнем энергетическом уровне атома магния:

  1. 1      2) 2        3) 3            4) 8

А3.  Число энергетических уровней в атоме серы равно соответственно:

  1. 1          2) 2          3) 3      4) 4

А4. В ряду химических элементов Li   Be           B   C   металлические свойства:

       1) Ослабевают                        2) Усиливаются

       3) Не изменяются                 4) Изменяются периодически

А5. Веществу с ковалентной полярной связью отвечает формула:

  1. P4        2) SO2              3) NaCl    4) Fe

А6. Кристаллическая решетка железа:

1)  Ионная                 2) Атомная

3) Молекулярная         4) Металлическая

Часть В


При выполнении задания  В1 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Выбранные буквы запишите в таблицу под соответствующими цифрами.


В1.Установите соответствие между типами химической связи и формулой вещества:

      1) ковалентная неполярная         А. KCl

  1. ионная                                     Б.  H2

      3)  металлическая                         B. СО2

      4)  ковалентная полярная             Г.   Fe

Ответ_____________

B2. Из списка свойств выберите характерные для металлов

       1) электро- и теплопроводность

       2) газообразное агрегатное состояние

       3) ковкость

       4) хрупкость

       5) пластичность

 Ответ_____________

Часть С


 При выполении задания запишите все этапы решения задачи.


С. Определите количество вещества кислорода, объемом 2,24 л.

Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов. Изменения, происходящие с веществами. Растворение. Растворы»

Часть А


При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа .


А1.К реакциям разложения относится:

1) NaOH + HCl → NaCl + H2O;

2) Ca + Cl2→ CaCl2;

3) Fe + СuSO4→ Cu + FeSO4;

4) 2NH3→ N2+ 3H2.

А2.Одним из продуктов взаимодействия щелочных металлов с водой является:

1) соль;  2) кислота;  3) кислород;  4) щёлочь.

А3.Полностью диссоциируют в водном растворе:

1) Серная кислота

2) Хлорид серебра

3) Гидроксид железа(III).

А4.Формула сильного электролита:

1) H2CO3

2) НNO2

3) NaOH

4) NH4OH

А5. Окраска фенолфталеина в растворе, полученном при взаимодействии оксида бария с водой:

1) Бесцветная

2)Малиновая

3)Фиолетовая

А6.Веществом X в уравнении реакции  X+2HNO3= Cu(NO3)2+ H2O

Является:

1) Cu2O   2) CuO   3)CuOH    4) Cu(OH)2

Часть В


При выполнении задания  В1 и В2 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.


В1. Установите соответствие между названием вещества и классом к которому оно принадлежит:

А) гидроксид натрия                                                1) оксид

Б) соляная кислота                                                2) основание        

В) сульфат цинка                                                3) кислота

Г) оксид серы (IV)                                                4) соль

                                                                

Ответ_______________

B2. Установите соответствие между формулой вещества и его названием:

А) H2SO4                                                                1) сероводородная кислота

Б) CuO                                                                2) серная кислота

В) Fe(OH)2                                                                3) сернистая кислота

Г) CaCl2                                                                4) оксид меди (I)

                                                                        5) оксид меди (II)

                                                                        6) гидроксид железа (II)

                                                                        7) гидроксид железа (III)

                                                                        8) хлорид кальция

Ответ_______________

Часть С


При выполении задания запишите все этапы решения задачи.


С. Рассчитать массу Р2О5 , полученного при сжигании 15,5 г фосфора.


Выполнил:

  8 класс

Выходной контроль

Прочитайте задания  части А, подумайте и выберите один правильный ответ.

А1 К сложным веществам относится каждое из веществ, указанных в ряду:

  1. сероводород, вода, азот, хлор
  2. кальций, хлор, азот, алюминий
  3. серная кислота, оксид цинка, алюминий, фтор
  4. хлорид калия, оксид кремния, хлороводород, углекислый газ

Ответ:__________

А2 Кислотам соответствуют следующие соединения:

 1)  H2 S, NaOH, HNO3

 2)  H2О, Na2 SO4, K3 PO4

 3)  HBr, H3PO4, Н2SO4

       Ответ:__________

А3 Оксиды состоят из кислорода и:

  1.  одного элемента
  2.  двух элементов
  3.  нет правильного ответа

       Ответ:__________

А4 С водой реагируют оба оксида

  1. Al2O3и CO
  2. Fe2O3и CaO
  3. CuO и SiO2
  4.  Na2O и SO3

         Ответ: __________

Часть В

В1 Установите соответствие между уравнением реакции и типом, к которому оно относится:

         Уравнение реакции:                                                    Тип реакции:

А)  NaCI + AgNO3 = NaNO3 + AgCI                        1) соединения

Б)   Fe2O3 + 3H2 = 3H2O  + 2Fe                                 2) разложения      

В)   NH4Cl = NH3 + HCl                                            3) замещения

Г)   2NO + O2  = 2NO2                                                4) обмена

Ответ:_А - ______,  Б - _____,        В - ______,  Г - _____.

В2 Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций:

1)  P + O2 —> P2O5
2)  HgO —> Hg + O2
3)  Zn + HCl —> ZnCl2 + H2

Часть С

Запишите все этапы решения задачи.

Задача. Сколько молей поваренной соли (NaCl) содержится в чайной ложке, если ее масса приблизительно равна 10 г? Дополнительные данные: М(NaCl) =58, 5 г/моль

Практическая часть  

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся    умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Практическая работа №1

«Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием».

Цель: познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории и

          лабораторным оборудованием.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, держатель, пробирка, круглодонная и коническая  колбы, спички.

Ход работы

Инструкция по технике безопасности:

  • Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
  • Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
  • Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

Задание 1.  Изучить устройство лабораторного штатива.

Задание 2.  Изучить приемы работы со спиртовкой.

Практическая работа №2

«Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание»

Цель:  наблюдать физические и химические явления при горении свечи.

Оборудование:  предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель.

Инструкция по технике безопасности: 

  1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
  2. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
  3. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

Ход работы:

Опыт №1. Физические явления при горении свечи.

Задание 1.Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место?

Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.

Задание 2.Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.

Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

Практическая работа №3

«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»

Цель : Научиться готовить растворы и

                       определять их массовые доли.

Оборудование: Мерный цилиндр, коническая

                        колба, чайная ложка, лабораторные

                        весы, стеклянная палочка.

Реактивы:  Сахар, вода.

Ход работы: 

  1. Определить массу сахара (взвесить);
  2. Приготовить раствор;
  3. Рассчитать массовые доли сахара и воды в полученном растворе;
  4. Рассчитать число молекул сахара в полученном растворе.

Дано:

Н2О, С12Н22О12 

mсахара=.

Vводы = 50мл.

_________________

ωсахара =?

ωводы = ?

Практическая работа №4

«Очистка загрязненной поваренной соли»

Цель: овладеть способами очистки веществ от примесей: путем фильтрования и выпаривания.

Оборудование: Лабораторный штатив с кольцом, два химических стакана, воронка, фарфоровая чашка, готовый фильтр, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, спиртовка, спички, загрязненная речным песком поваренная соль.

Ход работы:

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы:Изучение загрязненной поваренной соли.

2. этап работы: Растворение загрязненной поваренной соли.

3. этап работы: Фильтрование раствора загрязненной соли.

4. этап работы: Выпаривание очищенного раствора соли.

Практическая работа №5

«Признаки химических реакций»

Цель: рассмотреть примеры химических реакций и выявить их признаки.

Оборудование: пробирки, медная проволока, спиртовка, оксид меди (II), раствор серной кислоты, мрамор, раствор соляной кислоты, растворы хлорида железа (III) и роданида калия, растворы сульфата натрия и хлорида бария.

Инструкция по технике безопасности.

Ход работы:

1. этап работы: Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки.

2. этап работы: Взаимодействие оксида меди (2) с серной кислотой.

3.этап работы: Взаимодействие мрамора с соляной кислотой.

4.этап работы: Взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислотой.

5.этап работы: Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.

Практическая работа №6

«Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Цель:Провести химические реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов, солей, Формировать умение грамотно оформлять эксперимент, писать уравнения реакции в свете ТЭД.

Оборудование: Штатив с пробирками, стеклянная палочка, Н2SO4 , Mg, CaO, BaCl2, CuSO4 NaOH, FeCl3, синий лакмус, спиртовка, держатель.

Инструкция по технике безопасности

Ход работы:

1. этап работы: Осуществите реакции, характеризующие свойства Н2SO4 , имея Mg, CaO, KOH, BaCl2 2. этап работы: Получите Cu (OH)2, проделайте реакции, характеризующие его свойства.

3. этап работы: Проделайте реакции, характеризующие свойства FeCl3 и CuSO4 .

               

      VI. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для обучающихся

1. Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-16 изд. Испр.-М.:Дрофа, 2010 год

2..Габриелян, О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2010 год.

Учебно-методический комплект для учителя:

1.Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/-16 изд. Испр.-М.:Дрофа, 2010 год

2.Габриелян, О.С.Химия 8 класс.: Контрольные и проверочные работы /О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2008 год

3.Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005 год

4.Габриелян, О.С., Настольная книга учителя. Химия . 8 класс: методическое пособие/О.С. Габриелян.-М.:Дрофа, 2008 год

5. Рябов, М.А. Тесты по химии  к учебнику к учебнику О.С. Габриелян «Химия .8 класс». – М.: Экзамен, 2009 год.

Мультимедийные пособия

  1. Химия 8-11 класс – Виртуальная лаборатория;
  2. Химия 8 класс –базовый уровень;
  3. Химические опыты со взрывом и без;
  4. Химия базовый курс – 8,9 класс.
  5. Самоучитель химии для всех XXI – решение задач.

Средства обучения

Компьютерное оборудование: базовое рабочее место обучающего (учителя), сканер, микрофон, наушники, принтер.

Мультимедийное приложение: образовательная оболочка (http://bel-shkola.ru/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...