Урок - игра: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Алексеева Галина Ивановна

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием игровых технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                          КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Периодический закон и периодическая система                                                                                            

             химических элементов    Д.И.    Менделеева»

                                                                               “О сколько нам открытий чудных

                                                                                 Готовит просвещенья дух,

                                                                                 И опыт, сын ошибок трудных,

                                                                                 И гений, парадоксов друг,

                                                                                 И случай, бог – изобретатель…”

                                                                                                                   (А.С.Пушкин)

Класс: 11

Цели урока:  

обучающие: 

  • обобщить, систематизировать знания учащихся, выявить слабоизученный материал;
  • привести в систему знания учащихся о периодической системе химических элементов в свете строения атома;

развивающие:

  • развить логическое мышление, навыки сравнительного анализа, расширить кругозор
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • осуществлять межпредметную связь с литературой, историей, физикой.

воспитывающие: 

  • воспитывать коммуникабельность, чувство товарищества.

Тип урока:  урок - игра (урок закрепления и развития УУД)

Используемые технологии: игровые

Оборудование: 

  • доска;
  • периодическая система Д. И. Менделеева;  
  • портрет Д.И.Менделеева;
  • картонные фишки с изображениями химических элементов;
  • магнитофон.

Дидактический материал:    

  • А.Д. Шукайло Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

Э.Б. Дмитриенко, под общ. Ред. К. Н. Задорожного. Предметная неделя химии в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

карточки с заданиями.

  • Формы работы учащихся на уроке: 
  • групповая;
  • индивидуальная

Оформление доски:

  • дата, тема;
  • портрет Д.И.Менделеева;
  • плакат с высказыванием Д.И.Менделеева о периодическом законе:                                                                   “Посев научный взойдет для жатвы народной”
  • стихи о Периодическом законе и Периодической системе (Приложение 1)

                                    

                         ПЛАН УРОКА

     1. Организационный момент (1 минута)

2.  Разминка (4 минуты)

3. Основная часть ( 36 минут):

  • Конкурс сообщений « Имя в истории» (6 минут)
  • Конкурс «Химическая викторина» (6 минут)
  • Конкурс  «Разгадывание химического кроссворда» (6 минут)
  • Игра «Путаница» (6 минут)  
  • Конкурс «Найди элемент» (6 минут)  
  • Конкурс «Расчетный» (6 минут)  

4. Подведение итогов (3 минуты)

5. Постановка домашнего задания (1 минута)

                                            

                                                ХОД УРОКА

     1.  Организационный момент (1 минута)

      Здравствуйте, ребята, сегодня у нас с вами урок - игра по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Я предлагаю разделиться на две команды. За каждый правильный ответ команда получает фишку с химическим элементом, Команда, набравшая в ходе игры большее количество фишек, получают оценку «пять»

   

  2. Разминка (4 минуты)     

                                                                                       Пусть зимний день с метелями

                                                                                       Мне навевает грусть

                                                                                       Таблицу Менделеева

                                                                                       Я знаю наизусть…

 Задания командам  по очереди

 Работа с таблицей химических элементов

  • Какой элемент не имеет “постоянной прописки” в таблице? (Н)
  • Какой элемент назван в честь России? (рутений)
  • Какой элемент “говорит”, что он, это не он. (неон)
  • Какой элемент обречён на вечные муки?  (тантал)
  • Какой элемент настоящий гигант? (титан)
  • Какой элемент вращается вокруг солнца? (гелий)
  • Какой элемент назван в честь Д.И. Менделеева? (101,менделевий)
  • Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (зо-лото)
  • Соединением какого элемента был отравлен Наполеон? (мышьяк)
  • Какой неметалл является лесом? (бор)
  • Какой химический элемент вращается вокруг солнца? (уран)
  • Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (серебро)
  • Какой элемент состоит из болотных водорослей? (пла-тина)
  • Какой металл плавится в руке? (галлий)
  • Недостаток какого химического элемента приводит к кариесу зубов? (фтор)
  • В названия каких химических элементов входит напиток морских пиратов? (б-ром, х-ром)

3. Основная часть ( 36 минут):

  • Конкурс сообщений « Имя в истории» (6 минут)

                                                                                                                      …Мир сложен.

                                                                        Он полон событий, сомнений,

                                                                        И тайн бесконечных, и смелых догадок.

                                                                       Как чудо Природы, является гений

                                                                       И в хаосе этом находит порядок.

  Учащимся к уроку было дано домашнее задание подготовить сообщение по теме:  «Увлекательные факты из жизни Д.И.Менделеева». 

 Учитель:  Каким же человеком был Д.И.Менделеев, открывший Периодический закон?

Приложение 2   (Увлекательные факты из жизни Д.И.Менделеева)

  • Конкурс  «Химическая викторина»  (6 минут)

                                                                                      …И каждый знак ее взлелеяв

                                                                                         Суровым гением своим,

                                                                                         Поведал миру Менделеев

                                                                                         В природе понятое им…

(Курсивом  даны вероятные варианты ответов)

А). Формулировка периодического закона.“Свойства простых тел находятся в периодической зависимости от заряда атомного ядра”.

Б). Принцип построения периодической системы.

“Периодическая система построена в порядке возрастания атомной массы”.

В). Принцип периодичности.

“Периодичность - это повторение химических свойств через каждые семь элементов на восьмой.

Г). Понятие периода.

-- В периодической системе всего 7 периодов, 1,2,3 малые и 4,5,6,7 большие.
-- Период начинается с щелочного металла и заканчивается инертным газом.
-- Период – это расположение элементов по горизонтали.
-- Период показывает количество энергетических уровней.
-- Количество элементов на периодах:
1-2, 2-8, 3-8, 4-18, 5-18, 6-32, 7-28.
-- В настоящее время в периодической системе находится
118 элементов.

Д). Понятие группы

-- Группа – это расположение элементов по вертикали.
-- В периодической системе всего 8 групп

 -- Каждая группа подразделяется на: главную, в которой происходит заполнение электронов на внешнем энергетическом уровне и побочную в которой, происходит заполнение предвнешнего энергетического уровня.
-- Группа показывает количество электронов на внешнем энергетическом уровне только в главных подгруппах.
-- Группа показывает наивысшую валентность по кислороду.

Е). Понятие порядкового номера.

Порядковый номер показывает:

-- Заряд ядра атома.
-- Количество электронов, которые движутся вокруг атома и несут отрицательный заряд.
-- Количество протонов.
-- Количество нейтронов, которое равно разности молярной масс и порядкового номера.
 

  • Конкурс  «Разгадывание химического кроссворда» (6 минут)

Приложение 3 

                                                                                     Найдется ль правило простое,

                                                                                    Что целый мир объединит?

                                                                                    Таблицу Менделеев строит,

                                                                                    Природы ищет алфавит.

  • Игра «Путаница» (6 минут)  

                                                                                     …Он так работал целый год.

                                                                                       На чем попало знаки пишет

                                                                                       И ничего вокруг не слышит.

                                                                                       И наконец-то понял он,

                                                                                       В чем же разгадка, в чем закон!

(из имеющихся слов составить предложения, характеризующие свойства атома)

 Отличаются, химического, нейтронов, элемента, изотопы, числом, одного.

(Изотопы одного химического элемента отличаются числом нейтронов)

2. Атома, положительно, ядро, заряжено.

(Ядро атома заряжено положительно.)

3. Нейтронов, ядро, и, состоит, атома, протонов, из.

(Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.)

4. Ядра, определяется, масс, и, масса, протонов, атома, нейтронов, суммой.

(Масса ядра атома определяется суммой масс протонов и нейтронов.)

5. Равно, в, число, числу, электронов, протонов, атоме.

(Число электронов в атоме равно числу протонов.)

6. Числом, ядра, заряд, протонов, атома, определяется.

(Заряд ядра атома определяется числом протонов.)

  • Конкурс «Найди элемент» (6 минут)

                                                                      Другого ничего в природе нет

                                                                     Ни здесь, ни там, в космических глубинах,

                                                                     Все: от песчинок малых до планет –

                                                                     Из элементов состоит единых.

Работа с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.

Определите, о каком элементе идет речь?

1. Химический элемент с зарядом ядра +15  (фосфор)

2. Химический элемент 3 периода, 7 группы (хлор)

3. Химический элемент с относительной атомной массой 75 (мышьяк)

4. Химический элемент 2 периода, у которого на последнем уровне 4 электрона ( С )

5. Химический элемент, вокруг ядра атома которого вращаются 26 электронов (Fe)

6. Химический элемент с электронной формулой 1s22s22p63s23p1   (алюминий)

7. Химический элемент, в состав ядра которого входят: 30 протонов, 30 электронов,    

    35 нейтронов (цинк)

8. Химический элемент с зарядом ядра + 76 (осмий)

  • Конкурс «Расчетный» (6 минут)  

 Задания по карточкам:                                             Весь мир большой:

                                                                                    Жара и стужа,

                                                                                   Планет круженье, свет зари -

                                                                                   Все то, что видим мы снаружи,

                                                                                   Законом связано внутри.

1. Найти молярную массу для химического соединения:

Команда 1

Команда 2

Fe(NO3)2

Fe2(SO4)3

180 г/моль

400г/моль

2. Решить задачу: определить количество вещества массой 57 г. для:

Команда 1

Команда 2

H2SO4

Fe2O3

0,51 моль

0.35 моль

4. Подведение итогов (4 минуты)

5. Постановка домашнего задания (1 минута)

    Подготовиться к контрольной работе.

Приложение 1    

                                                                                   

 Пусть зимний день с метелями

 Не навевает грусть

 Таблицу Менделеева

 Я знаю наизусть…

                                                                                                                     …Мир сложен.

                                                                            Он полон событий, сомнений,

                                                                            И тайн бесконечных, и смелых догадок.

                                                                            Как чудо Природы, является гений

                                                                            И в хаосе этом находит порядок.

  Другого  ничего в природе нет

  Ни здесь, ни там, в космических глубинах,

  Все: от песчинок малых до планет –

  Из элементов состоит единых.

                                                                                      …И каждый знак ее взлелеяв

                                                                                          Суровым гением своим,

                                                                                          Поведал миру Менделеев

                                                                                           В природе понятое им…

Приложение 2

1. Д.И.Менделеев был 17 /последним/ ребенком в семье. Ко времени рождения в семье Менделеевых осталось в живых два брата и пять сестер, восемь детей умерли еще в младенческом возрасте и троим из них родители не успели дать даже имени.

2. У Дмитрия Ивановича, как известно, фамилия Менделеев, хотя дед его звался Соколов. Отец Д.И. - Иван Павлович родился в 1783 г. в семье священника Павла Максимовича Соколова. Четырем его сыновьям, как это было принято тогда у священнослужителей, были даны разные фамилии.

  Отец Д.И. получил фамилию соседских помещиков Менделеевых, один из братьев сохранил фамилию Соколов, два других стали именоваться Тихомандрицким и Покровским.

3. Д.И.Менделеев - великий ученый, во время обучения в педагогическом институте был оставлен на второй год.

 Учеба вначале давалась нелегко. На первом курсе института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные отметки. Да и по математике он имел всего лишь "удовлетворительно"... Но на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл у Менделеева был равен 4,5 при единственной тройке - по Закону Божьему. Дм. Иванович окончил институт в 1855 г. с золотой медалью, получив диплом старшего учителя.

4. У Дмитрия Ивановича и Анны Ивановны было четверо детей. Дочь - Любовь Дмитриевна /1881 -1939/ окончила Высшие женские курсы в Петербурге. В 1903 г. вышла замуж за поэта Александра Блока. В сезон 1907-1908 г. играла в труппе Мейерхольда и в театре Комиссаржевской. Впоследствии Блок посвятил Любе "Стихи о Прекрасной Даме".

5. Менделеев был дважды женат. Первая жена Феозва Никитична не интересовалась научной работой мужа, а его беспокойный образ жизни вызывал только ее раздражение.

  В 1880 г. у Дмитрия Ивановича возник интерес к Анне Ивановне Поповой /1860-1942/, художнице, которая часто бывала в доме Менделеевых.

 Жена Менделеева на развод не соглашалась, а расторжение брака в то время было трудным делом. Посредником между супругами Менделеевыми стал А.Н.Бекетов, которому удалось получить согласие Феозвы Никитичны на развод. В 1881 г. брак был расторгнут. Давая согласие на развод, консистория тем не менее наложила на Менделеева шестилетнее покаяние, в течение которого он не мог венчаться вновь. Но в апреле 1882 года вопреки этому решению священник Адмиралтейской церкви Куткевич за 10000 рублей обвенчал Менделеева и Попову. За нарушение запрета Куткевич был лишен духовного звания.

6. По средам Д.И.Менделеев принимал в своей квартире друзей. Здесь бывали А.П.Бородин, Н.Н.Зинин, И.Н. Крамской, И.Е.Репин, А.И.Куинджи, Н.А. Ярошенко и другие. Это были "менделеевские среды".

7. Менделееву были вручены медали Коплея (эта награда сравнима с Нобелевской премией, введенной позже), медали Деви, Фарадея.

8. В 1894 г. Дмитрий Иванович получил приглашение из Кембриджа и Оксфорда, где ему присудили докторскую степень /в Эдинбурге, он получил ее раньше/. Докторскую степень в Кембридже и Оксфорде дают как исключение - это университеты противоположных направлений. Получивший докторскую степень в Кембридже, не получает ее в Оксфорде, и наоборот. Менделеев получил обе. Д.И.Менделеев первый русский ученный, получивший докторскую степень в Кембридже.

9. Д.И.Менделеев - почетный член более 90 академий наук, научных обществ университетов и институтов разных стран мира. Российская Академия наук забаллотировала кандидатуру Менделеева в академики из-за его прогрессивных взглядов.

10. Научная работа отнимала много сил у Д.И.Менделеева, но он все же находил время и для своего досуга - игра в шахматы, литература, музыка, балет. Особенно ему нравился балет П.И.Чайковского "Лебединое озеро", опера М.И.Глинки "Иван Сусанин", байроновская

"Тьма", лирическая драма "Три смерти" Майкова и стихотворение Тютчева "Молчание!"

11. Менделеев опубликовал 431 научную работу, в том числе 146 - по различным вопросам химии, 99 работ посвящены различным областям техники, 36 - по экономике и социологии, 22 - по географии, 29 - по другим вопросам.

12. Как истинный русский человек, Д.И. любил русскую баню. Он ходил в общую, любил поговорить с банщиками.

13. Вкусы у Дмитрия Ивановича были непритязательны. Лишь чаю он придавал очень большое значение. Чай у Менделеевых имел почетную известность в кругу знакомых. Даже жена Анна Ивановна не сразу научилась заваривать чай со всеми тонкостями, Д.И. же сразу замечал, что чай заваривал кто-то другой, а не жена,

14. Менделеев очень не любил, когда при нем про кого-нибудь говорили плохо, и всегда прекращал этот разговор.

15. Умер Д.И.Менделеев 2 февраля 1907 года. На всех родных самое сильное впечатление произвела несметная толпа народа, провожавшая ученого в последний путь. Молодежь несла в руках периодические таблицы. Это было лучшим венком и лучшим украшением на похоронах ученого, трудившегося всю жизнь для своей страны.

16. Минерал менделеевит - редкий высокорадиоактивный серо-черного цвета с полуметаллическим блеском. Месторождение данного минерала открыто в Прибайкалье, сообщение об его открытии было сделано 13 ноября 1913г., открыл минерал Вениамин Аркадьевич Зильберминц - ученик и друг академика В.И.Вернадского.

17. Именем ученого - химика названы:

--подводный хребет, расположенный в центральной части Северного Ледовитого океана, его     протяженность 1500 км.

-- вулкан на о. Кунашир, расположенный к юго-западу от города Южно-Сахалинск.

-- ледник, находящийся в массиве Вольта, 71°54' ю.ш. и 14°30'в.д.

-- кратер на Луне, вблизи моря Москва,

-- 101 химический элемент, открытый группой американских ученых - Г.Сиборгом, А.Джиорзо, Б.Харвеем, Дж.Чоппином и С.Томсоном.

18. На географической карте можно найти:

-- г. Менделеевск /Татария/

-- станция Менделеево /Пермская область/

-- пос. Менделеево /Московская обл., Сахалинская обл., г.Тобольск, Тюменская обл./

Приложение 3

Вопросы кроссворда

1.  Элемент из семейства лантаноидов.

2.  Самый распространенный металл на Земле.

3.  Ученый, открывший периодический закон.

4.  Инертный газ.

5.  Атомы химического элемента, имеющие одинаковое число протонов, но разное число нейтронов.

6.  Элементарная частица ядра атома химического элемента.

7.  Элемент IV группы.

8.  Щелочной металл.

Ответы:

1. Эрбий.  2. Алюминий.  3. Менделеев.  4. Криптон.  5. Изотопы.  6. Протон.

7. Олово.  8. Натрий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра для 8 класса. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Данный урок игра разработан мною для учащихся 8 класса. Этот материал можно использовать при проведении обобщающего урока по теме "Периодический закон и Периодическая система  химических элементо...

Игра – КВН. Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов».

Форма: Игра – КВН;Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов»Девиз урока (написан на интерактивной доске): «Делу - время, потехе - час».Цель: проверить знания у...

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»

Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....

Периодический закон и Периодаческая система химических элементов Д.И.Менделеева

Презентация к уроку по химии в 11 классе. В презентации отражены предпосылки для создания Периодической таблицы, а также анимационная модель создания ПСХЭ Д.И.Менделеевым....