КОМПЛЕКТ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ХИМИИ
план-конспект урока по химии (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Здесь содержаться конспекты наших уроков: КВН, Реаккции ионного обмена, Тема: Оксиды, Алкадиены: способы и получение, Сценарий внеклассных мероприятий устный химико - биологический журнал "Элементы жизни", Урок "Путешествие в царство воды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мы начинаем КВН

Для чего? Для того,

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого

Пусть всех реакций

Не понять, не понять

Но химию мы любим все

И хотим все узнать.

В – 1. Сегодня мы собрались на встрече команд весёлых и находчивых двух классов:

           

           «Нам необыкновенно повезло, что мы живём в век, когда ещё можно делать   открытия» говорил Роберт Фейнман.

           Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Сегодня мы и выясним, насколько хорошо команды классов знают химию и умеют применять законы в самых неожиданных ситуациях.

В – 2. Химия – реакции, пробирки

          Химия – поэма вещества.

          Химия – пусть на одежде дырки –

          Познает основы вещества.

          Здравствуйте, уважаемые болельщики, жюри и участники команд! Как вы уже поняли этот КВН у нас сегодня необыкновенный, мы узнаем много нового, интересного о такой науке как «химия».

В – 1. Сегодня мы проверим ваши знания на практике. А сейчас попросим команды представиться. (команды выходят).

В – 2. Приглашаем капитанов команд подойти для жеребьёвки. Команды приготовьтесь продемонстрировать приветствие.

          (максимальная оценка за 1 конкурс  - приветствие команд – 7 баллов).

В – 1. Представляю жюри, которые тоже образует команду «Три С» :судьи строгие и справедливые.

           Фадеева Н., Кондратьева Т., Ситникова Н.

           Ну что, действительно серьёзные команды, но мы ещё только начали наше испытание. Всё ещё впереди. К нам на КВН пожаловала нечистая сила. Чёртик, чёртик, где ты, где?

           Примети к нам на метле.

           Ты явись к нам в КВН.

Сцена 1. Выбегает чёртик и кричит: «Ой, я не опаздал, хочу посмотреть на умниц и умников и сам их чему – нибудь научить хочу:

           В чудесах химических я уже остёр:

           BaCl2 +H2SO4 →молоко

           CaCO3 + HCl→ газировка

           NaOH + ф-ф-н→ сок малиновый

В – 2. Давайте подведём итоги за 1 конкурс. Спасибо! Мы продолжаем нашу игру.

                                                       2 конкурс. Разминка.

Команды поочерёдно отвечают на вопросы за каждый верный ответ 1 балл.

Команде «

  1. 1) Спиртовая настойка этого вещества используется для обработки ран (йод)

Вед – 1. Команда 2. Без какого вещества пища наша была бы невкусна? (поваренная соль)

              Команда 1. Какой химический элемент притаился в слуховом проходе человека? (сера)

              Команда 2. Какой химический элемент и сосновый лес имеют одно имя на двоих (бор).

              Команда 1. Первый я на белом свете:

                                  Во Вселенной на планете,

                                  Превращаясь в лёгкий гелий,

                                  Зажигаю солнце в небе. (водород)

Вед – 2. Команда 2  Нахожусь, друзья, везде:

                                  В минералах и в воде.

                                  Без меня вы как без рук:

                                  Нет меня – огонь потух. (кислород)

             Команда 1. Названия каких хвойных деревьев, их древесины которых делают скрипки, пианино, растут в химическом элементе гелий.(ели)

              Команда 2. Название какого химического элемента находиться в названии гриба-паразита, паразитирующего на картофеле? (фтор – фитофтора)

Вед – 1. Да, знания у них крепкие. Но надолго ли их хватит? Ведь всё трудное впереди.

Появляется чёртик: Ой, ой, ой, какие мы умные, но мы всё равно умнее, добрее, красивее. Мы сейчас такое покажем. Такое!

Вед – 2. Подожди, оглашенный, дай нам объявить конкурс.

                                        Конкурс 3. «Чёрный ящик»

Каждая команда получает ящик с веществом. Необходимо определить, что находится в ящике по описанию, которое выдаётся с ящиком.

Задание. Это вещество древнегреческий поэт Гомер, автор «Иллады» и «Одиссей» называл «божественным». В те времена оно ценилось выше золота. Из-за месторождений этого вещества происходили военные столкновения, а нехватка этого вещества вызывали бунты. Природный минерал – галлит. О каком веществе идёт речь? ( NaCl)

Задание. Люди ещё до начала новой эры использовали это вещество. В 1747 г немецкий химик и металлург Андреас – Сигизмунд Маргграф обнаружил присутствие этого вещества в свекловичном соке. Но это открытие не использовалось до 1801 г. Когда ученик Маргграфа немецкий химик и физик

Франц – Карл Ахард организовал в Силезии небольшой завод по получению этого вещества из свеклы. О каком веществе идёт речь? (Сахар)

Вед – 1. Пока жюри подводит итоги по двум конкурсам, чёртик покажет на свой замечательный опыт, а кто из команд его сможет объяснить получит дополнительынй балл.

NaOH(ф-ф-н) +HCl→

Na2CO3+HCl

Вед – 2. Просим жюри подвести итоги конкурса. Сразу видно, будущие лидеры. Но так ли хороша команда как их капитаны? Сейчас мы это проверим.  4 Конкурс капитанов.

Каждому капитану задаётся по 3 загадки.

  1. Быть символом не каждому дано,

Но именем моим не без причины

Назвали руки, дождь, тельца, руно,

Сечение и мнений середину.

И в честь меня был назван даже век,

Когда был счастлив человек.

Что ныне в имени моём? А встарь

Считали все, что я – металлов царь. (золото)

  1. Он хвалился: «Нет мне равных!

Галоген я самый главный.

Зря болтать я не люблю:

Всех на свете отбелю!» (хлор)

  1. Он красой своей гордился,

Твёрдым был, но испарился.

Фиолетовый как ночь,

Далеко умчался прочь.(йод)

  1. Я коварный поджигатель

Вы огня хотите – нате!

Я всесильный окислитель

(Если только дров дадите) (кислород)

  1. Гулять в грозу – какой резон?

Подышим воздухом дружище.

В природе словно стало чище,

Повсюду в воздухе….   (озон)

  1. А ну, скорей снимите шляпу!

Я дочь космического папы.

Я вездесуща и легка, -

Я лёд, я – пот, я – облака.

Я иней, чай, бульон, туман,

Река, ручей и океан.

Когда я злюсь, то закипаю;

Когда мороз – я застываю (вода)

                                   

                                            5 конкурс болельщиков

В – 1. 1. Вы со мной уже встречались –

              Я космический скиталец,

              Элементов прародитель

              И отважный предводитель.

              Я любитель кислорода,

             Вместе с ним даю я воду (водород)

         

          2. Иду на мелкую монету,

             В колоколах люблю звенеть,

             Мне ставят памятник за это

             И знают имя моё… (медь)

         3. Из глины я обыкновенной,

             Но я на редкость современный.

             Я не боюсь электротока,

             Бесстрашно в воздухе лечу;

             Служу на кухне я без срока –

             Мне все задачи по плечу.

             Горжусь своим я именем:

             Зовусь я ……(алюминием)

        4. Обычно белый, как мука,

            От йода я синею.

            Но как боюсь я кипятка!

            В нём сразу стану клеем! (крахмал)

         5. Такова моя природа:

             Известняк, песок и сода

             Много требуют огня,

             Чтобы выплавить меня.

             Я прозрачно и светло

             И зовут меня….(стекло)

          6. Мой первый слог найдёте в сере,

              А два других есть в нашем теле,

              А в целом я в кольце, серёжках,

              Цепочках, вилках, даже в ложках (серебро)

Выбегает чёртик и кричит: А сейчас реклама, реклама, реклама!

В – 2. Да, чёртик, у нас маг и волшебник. Ну, а теперь посмотрим, что приготовили нам наши команды.

                                  Конкурс 6. «Дальше, дальше, дальше….»

В – 1. Каждой команде даётся 1 минуту для того, чтобы ответить на макисмальное количество вопросов.

Команда 1.

1. Элемент с металлическими свойствами, который входит в состав поваренной соли (натрий)

2. Вещество, поддерживающее дыхание и горение (кислород)

3. Самый лёгкий газ (водород)

4. Мельчайшие частички вещества, сохраняющие его свойства (молекула)

5. Какое вещество мы вдыхаем, а растения поглощают? (углекислый газ)

6. Реакция окисления с выделением света и тепла (горение)

7. В какой части пламени самая высокая температура? (в верхней)

8. Какая кислота содержится в щавеле?

9. В какой капусте много йода? ( в морской)

Команда 2.

1. Какая кислота содержится в яблоках? (яблочная)

2. Какие химические элементы названы в честь учёных? (Менделеевий, Курчатовий)

3. Самый тугоплавкий металл? (вольфрам)

4. Газ, используемый для обеззараживания воды (хлор)

5. Какой металл находится всегда в жидком состоянии? (ртуть)

6. Газ, основная составная составная часть воздуха (азот)

7. Соединения, состоящие из двух элементов, один из которых кислород (оксид)

8. Газ, выделившийся при действии соляной кислоты на цинк (водород)

9. Какой элемент самый распространённый в космосе (водород)

 

В – 1. А сейчас просим жюри подвести итоги.

ЗАДАНИЕ

Команда 8Б

«»

Команда 8В

«»

1. Представление команд (7 баллов)

2. Разминка (1 балл) за каждый правильный ответ

3. Чёрный ящик (3 балла)

4. Конкурс капитанов (2 балла) за каждый правильный ответ

5. Конкурс болельщиков (1 балл)

6. Конкурс «Дальше, дальше, дальше….» (1 балл)

7. Конкурс «Химическая эстафета» (максимальное количество 7 баллов)

                        ИТОГИ:

 



Предварительный просмотр:

Конспект урока химии по теме «Способы получения и химические свойства алкадиенов».

Цель урока: Систематизировать и конкретизировать знания учащихся о непредельных углеводородах на примере алкадиенов.

Задачи:

Образовательные: организовать поиск информации в ходе самостоятельной работы учащихся по изучению основных способов получение алкадиенов; изучить химический свойства алкадиенов и добиться понимания их сущности при прорешивании соответствующих заданий.

Развивающие: способствовать формированию логического мышления при организации самостоятельной работы учащихся через развитие умений сопоставлять, анализировать, делать выводы; активизировать познавательную деятельность, используя задания аналитического характера.

Воспитательные: Продолжить формирование локальной химической картины мира; содействовать воспитанию культуры общения через организацию работы в парах.

Тип урока: комбинированный (2 часа)

Форма организации занятия: самостоятельная работа учащихся, беседа.

Оборудование: маршрутные листы, информационные листы.

Ход урока.

1. Организационный момент: Приветствие и проверка готовности к уроку.

Решение задачи: При сжигании органического вещества массой 2 г образовалось 2,12 г воды и 6,48 г углекислого газа. Плотность его паров по водороду равна 34. Выведите молекулярную формулу и какому классу соединений можно отнести. (ответ C5H8)

Сообщение темы урока, совместное формулирование цели и задач урока, определение порядка работы на уроке.

2. Актуализация знаний.

Для того чтобы вспомнить общую характеристику и номенклатуру класса алкадиены проводится химический диктант: учащимся в тетради по соответствующей цифрой необходимо написать окончание фразы.

Химический диктант:

1. Длина двойной связи в алкадиенах равна……. (0,135 км)

2. Общая формула алкадиенов…………………..(CnH2n-2)

3. Тип гибридизации атомов углерода в молекуле алкадиенов……………(sp²)

4.Рядом расположенные двойные связи называются…………….(кусмулированные)

5. Валентный угол в молекулах алкадиенов равен………………..(120˚)

6. Суффикс в названии соединения класса алкадиенов………….(- диен)

7. Двойные связи, расположенные через одну одинарную связь называются…..(сопряжённые)

8. Для алкадиенов характерна изомерия: углеродного скелета, положения кратной связи,  межклассовая…..( пространственная – цис, - транс – изомерия)

9. Алкадиены изомерны углеводородам класса……..(алкины)

10. Двойные связи, расположенные через несколько одинарных связей называются….. (изолированные).

Проводится взаимопроверка правильности выполнения задания (учащиеся обмениваются тетрадями) и оценивание работы по критериям. 0 ошибок – оценка «5», 1-2 ошибки – оценка «4», 3-4 ошибки – оценка «3».

Проводится краткий анализ ошибок.

3. Изучение нового материала.

Задание 1. Способы получения алкадиенов. Используя информационный материал, учащиеся должны самостоятельно написать уравнения получения бутадиена -1,3 различными способами (называются учащиеся, задача которых объяснять конкретный способ у доски по окончанию самостоятельной работы).

Информационный лист «Получение алкадиенов»

1. Каталитическое двухстадийное дегидрирование алканов (через стадию образования алкенов). Этим путём получают в промышленности дивинил из бутана, содержащегося в газах нефтепереработки и в попутных газах. Al2O3 и Cr2O3 являются катализаторами, реакция проводится при температуре +600˚С.

2. Дегидратация и дегидрирование этанола (реакция Лебедева)

Каталитический способ получение бутадиена – 1,3 из этанола был открыт Сергеем Васильевичем Лебедевым. По способу Лебедева бутадиен -1,3 получается в результате одновременного дегидрирования и дегидратации этанола в присутствии катализаторов на основе ZnO и Al2O3, реакция идёт при нагревании.

Сергей Васильевич Лебедев( 1874-1934)

Советский химик, академик. Основные научные исследования посвящены полимеризации, изомеризации и гидрогенизации непредельных углеводородов. Получил (1928) синтетический каучук полимеризацией 1,3 – бутадиина под действием натрия.

3. Способ дегидрогалогенирования.

Для получение алкадиенов можно применять стандартный способ создания кратных связей – дегидрогалогенирования. При действии на дибромалканы спиртового раствора щёлочи происходит отщепление двух молекул галогенводорода и образование двух двойных связей. Существенным является расположение галогенов в молекуле из 2,3 – дибромбутана образуется соответствующий алкин.

Правильность составления уравнений проверяется на доске. Обязательное требование к ответу – назвать реагенты и продукты, указать условия протекания реакции.

Химические свойства алкадиенов (объяснение учителя с элементами беседы)

Характерны реакции горения, присоединения.

Обесцвечивает водный раствор перманганатом калия и бромную воду.

Реакции присоединения (+Г2; +HГ; +H2; +HOH)

Тема: Бенефис Задачи нестандартного содержания к разделу «Металлы».

Цель: углубить знания учащихся по теме «Металлы» за счёт практического применения изучаемого теоретического материала или используя интегрированный подход к обучению направить поисковую деятельность учащихся на решение взаимосвязанных практико- теоретических учебных проблем.

Форма: урок-бенефис.

Работа учащихся по группам.

                                 Первая группа «Мой здоровый рацион»

Примечание. Ионы калия содержатся внутри клетки, а ионы натрия – в межклеточном пространстве. Они выполняют противоположные функции в организме, но предпочитают работать вместе. Натрий, участвуя в водном обмене, задерживает жидкость в организме. Калий, участвуя в водном обмене, способствует выведению жидкости из организма с мочой.

Задача Солёные продукты вкусны и часто употребляются в пищу. Но после их употребления очень часто хочется пить. С чем съест сельдь? С хлебом или с картофелем, чтобы уменьшить неприятное состояние жажды?

Направление поиска решения

- устанавливаю химический состав соли (т.е. вспоминаю химическую формулу);

- устанавливаю химический состав сравниваемых продуктов «хлеб» и «картофель» (работа с таблицей);

- сравниваю, делаю вывод.

Примерный ответ. Картофель содержит большое количество калия, чем хлеб. Калий оказывает противоположное действие натрию, входящему в состав поваренной соли. Следовательно, сельдь лучше съесть с картофелем.

Дополнительно. Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 3,5 г калия. В 100 г картофеля содержится 568 мг калия. Сколько граммов картофеля нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

                                        Вторая группа «Среда обитания»

Примечание. Дикие олени отыскивают солончаковые почвы, слизывают выступающие на поверхности отложения соли, пьют солёную воду в Карском море. Оленеводы практикуют раздачу соли животным.

Задача. Почему травоядные животные (олени) чаще испытывают недостаток соли, чем хищные (волки), и поэтому в корм скоту иногда добавляют поваренную соль.

Направления поиска решения.

- устанавливаю химический состав соли (т.е. вспоминаю химическую формулу);

- устанавливаю химический состав пищи растительного и животного происхождения (работа с таблицей);

- сравниваю, делаю вывод.

Примерный ответ. В растительной пище преобладают соли калия. Но организму необходимы и соли натрия, так как ион натрия входит в состав крови и лимфы.

Дополнительно. На долю натрия приходится 0,1% массы тела человека. Рассчитай массу натрия в своём организме.

                                     Третья группа «Поможем, чем сможем.

Примечание. Кальций встречается в природе в виде различных минералов: известняк, мрамор, гипс, другие.

Задача. В повседневной жизни о человеке, получившем травму, говорят «он в гипсе». Почему в медицине для гипсовых повязок используют не гипс, а алебастр?

Направление поиска решения.

- устанавливаю химический состав минералов алебастра в гипса (т.е. вспоминаю химические формулы);

- записываю уравнение реакции превращения одного минерала в другой;

- делаю вывод;

- подтверждаю опытным путём (действуй по инструктивной карте!).

Примерный ответ. Алебастр – полуводный СaSO4*H2O, при взаимодействии с водой он образует двуводный гипс – CaSO4*2H2O,  который применяется для наложения фиксирующих повязок.

                                Четвёртая группа «Кухонная лаборатория»

Примечание. Наше время интересно богатым ассортиментом товаров, в том числе большим выбором посуды. Прошли времена, когда алюминиевая посуда преобладала на кухне.

Задача. Почему в алюминиевой кружке нельзя оставить  ни чай с долькой лимона, ни раствор пищевой соды?

Направление поиска решения.

- устанавливаю химический состав алюминиевой посуды (т.е. вспоминаю химическую формулу);

- вспоминаю химические свойства вещества – алюминия;

- делаю вывод;

- подтверждаю опытным путём (действуй по инструктивной карте!).

Примерный ответ. Алюминий растворяется в водных растворах кислот и щелочей: чай с дольками лимона имеет кислую среду, а раствор пищевой соды – щелочную. Поэтому алюминиевая посуда разрушается от контакта с этими растворами. И растворы приобретают другие свойства.

                                   Пятая группа «Дела домашние»

Примечание. Никто не вспомнит, когда люди впервые начали использовать железо, так как было это очень давно. Без соединений железа немыслима наша жизнь. Но некоторые соединения совсем для нас нежелательны.

Задача. Молодая хозяйка повесила сушить бельё на железную проволоку, натянутую  между стойками, вместо бельевого шнура. Когда бельё высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье «ржавые» полосы. Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятне?

Направление поиска решения

- устанавливаю химическую формулу ржавчины;

- записываю уравнение реакции и условия образования этого вещества;

- делаю вывод;

- подтверждаю опытным путём (действуй по инструктивной карте!).

Примерный ответ. Гидроксид железа (III) – ржавчина, образуется при взаимодействии железа с водой в присутствии кислорода. Удалить ржавчину в домашних условиях можно раствором уксусной кислоты.

Fe+O2+H2O→Fe2O3*XH2O

Домашнее задание творческое. Подобрать или составить задачу нестандартного содержания. Надеюсь, это занятие доставит не меньшее удовольствие, чем решение



Предварительный просмотр:

                    РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА

Перед началом работы внимательно изучите схему составления ионных уравнений реакций.

1. Запишите процесс диссоциации реагирующих электролитов, обратите внимание на обозначение зарядов ионов:

Ba +2Cl+Ag+NO3.

2. Укажите ионы, которые могут образовать малодиссоциирующие вещества или газы, и расставьте коэффициенты:

Ba+2Cl+2Ag+2NO3.

3. Составьте формулу малодиссоциирующего вещества (или газа) и отметьте ионы, не принимающие участия в химической реакции:

 

Ba+2Cl+2Ag+2NO3→2AgCl↓+Ba+2NO3.

4. Проведите расчёт. Сумма зарядов ионов в левой и правой части уравнения должна быть равна нулю:

(2+)+(2-)+(2+)+(2-)=(2+)+(2-);

0=0

5. Поставьте знак равенства и напишите сокращённое ионное уравнение реакции, отражающее его сущность. Учтите, что сначала записывают катионы, а затем анионы:

Ba+2Cl+2Ag+2NO3=2AgCl↓+Ba+2NO3;

2Ag+2Cl=2AgCl↓;

Ag+Cl=AgCl↓.

1. Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих веществ:

а) AlCl3;  б) K2SO4; в) HNO3; г) Ba(OH)2; д)H2SO4; е) Ca(NO3)2; ж) K3PO4.

2.Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, протекающих при сливании растворов:

а) серной кислоты и хлорида бария;

б) нитрата серебра и бромида натрия;

г) гидроксида калия и фосфорной кислоты;

д) нитрата серебра и юромида меди(II).

Какие из них можно выразить одним сокращённым ионным уравнением? Почему?

3. Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, которым соответствуют следующие сокращённые ионные уравнения:

а) Cu+2OH=Cu(OH)2↓;

б) Ca+CO3=CaCO3↓;

в) 2H+CO3=CO2↑+H2O.

Укажите условия их протекания.



Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия устный химико – биологический журнал «Элементы жизни»

Цель:

1. Способствовать расширению кругозора обучающихся по вопросам биологической роли химических элементов в живом организме, количественной потребности, необходимой для нормального протекания всех физиологических процессов организма;

2. Способствовать развитию познавательной активности – мышления и речи, профессиональной наблюдательности, внимания, памяти, широты кругозора;

3. Способствовать формированию таких качеств личности обучающихся, как нравственных, поведенческих, ответственного отношения к полученному делу, исполнительности, инициативности, целеустремлённости и уверенности в себе.

Оборудование для проведения мероприятия:

  • Мультимедийный проектор;
  • Презентационный материал к выступлениям докладчиков;
  • Периодическая система Д.И.Менделеева.

Основные этапы мероприятия:

1. Организационный момент;

2. Проведение мероприятия;

3. Заключительная часть мероприятия.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

2. Проведение мероприятия.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Встречаясь друг с другом, каждый день, мы не придаём значения этим словам, а между тем, уже в самом приветствии, человечеством был заложен огромный смысл. Совсем недавно, встречаясь, наши предки говорили «здравия желаю». Не правда ли, приятно осознавать, что твоё здоровье кого – то интересует. Может, настало то время, когда каждый должен задуматься сам над своим здоровьем и не только над своим? Наша привычка вспоминать про здоровье, когда его уже нет, не кажеться ли это страшным? Как сохранить и укрепить здоровье, или хотя бы не навредить себе?

      Мы рады открыть  перед вами страницы устного химико – биологического журнала «Элементы жизни», где попытаемся раскрыть биологическую роль некоторых химических элементов в живом организме, количественную потребность, необходимую для нормального протекания всех физиологических процессов организма.

Организм человека – это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно, без взаимосвязи с окружающей средой.

     А знаете ли вы, из каких химических элементов состоит наш организм? Пользуясь периодической системой химических элементов, предлагаем вам перечислить 11 основных химических элементов, входящих в основу организма человека. (заполнение схемы по периодической системе).

Какому химическому элементу посвящена первая страница журнала, вы узнаете, разгадав ребус (ответ: кремний).

     1 – й обучающийся: Содержание кремния в организме человека очень мало и составляет 1-1,5 грамма. Однако его значение очень велико. Кремниевые соединения постоянно находятся в крови человека, волосах, печени, надпочечниках, в коже и поджелудочной железе. Кремний содержится и в органе зрения – глазе, причём в хрусталике глаза его в 25 раз больше, чем в глазной мышце, поэтому его используют в современной хирургии глаза для лечения катаракты. Кремниевые соединения могут прекратить внутреннее кровотечение в почках, мочевом пузыре, кишечнике, лёгких, без изменения артериального давления. Они способны укреплять кровеносные сосуды, капилляры, уменьшая их проницаемость. Кремниевые соединения обладают противовоспалительным действием.

   При уменьшении количества кремния в организме, человек начинает «чувствовать погоду», волосы становятся ломкими, может начаться облысение, кожа теряет эластичность. Недостаток кремния в организме является началом многих заболеваний, таких как: ранний атеросклероз, гипертония, инсульт, инфаркт миокарда, артрит, язва желудка, нарушение психики и ослабление иммунитета.

     Ежедневный приём кремния с пищей составляет 180 – 1200 мг. Для обогащения нашего организма солями кремния неплохо пользоваться хрустальной посудой. Пищевыми источниками этого химического элемента являются: топинамбур, репа, цветная капуста, редис, маслины. Некоторые растения в природе обладают свойством накапливать кремний. К ним относятся: хвощи, осоки, злаки, перец водяной, перец красный и болгарский. Много кремния в дикорастущих съедобных растениях: мать – и- мачехе, медунице, тысячелистнике, папоротнике, крапиве, одуванчике. Богаты кремнием ягоды чёрной смородины и отруби.

Кремнию посвящается….

Серой тенью среди прочих                                    Надо – становлюсь я клеем,

Элементов я стою,                                                  Надо – воплощусь в стакан.

Но в соединеньях прочных                                    Даже в том, что эти строчки,

Я планеты создаю!                                                  К вам пришли на монитор,

И, хотя порой блистаю                                            Есть моя заслуга, точно!

Я в коронах королей,                                               Так что кончим разговор.

Чаще строить помогаю,                                           Если с химией ты дружишь,

От дворцов до кораблей.                                         Адрес мой тотчас найдёшь,                

Придаю красу моделям,                                           Моё имя обнаружишь,

Блеск и стойкость башмакам,                                  И призванье назовёшь!

Ведущий: Следующая страница журнала посвящена не менее важному элементу – кальцию.

2 – обучающийся: Содержание кальция в организме человека массой 70 кг составляет один килограмм. Основная масса кальция находится в костной и зубной тканях. В среднем взрослый человек в сутки должен потреблять около 1 грамма, хотя для постоянного возобновления структуры тканей требуется лишь 0,5 грамм. Это связано с тем, что ионы кальция усваиваются лишь на 50%.

    Кальций поступает в организм  при употреблении продуктов, лидирующих по его содержанию: молока, молочных продуктов и сыров. Кроме того, молочные продукты помогают усвоению кальция из других продуктов. Витамин Д способствует усвоению кальция и задержке его в организме. Даже в каждом выпитом нами глотке воды есть кальций, разное лишь его содержание. В нашей области в основном преобладают районы, где вода содержит кальций в избытке, то есть является жёсткой.

   Понижение кальция в организме приводит к понижению возбудимости нервной системы, следствием чего является появление судорог. Если отрицательный баланс кальция сохраняется долго, то могут возникнуть явления кальциевой недостаточности, в виде остеопароза, при котором происходит истончение костной ткани, грозящее переломами.

  Ведущий: Какому химическому элементу посвящена следующая страница вам предстоит угадать по стихотворным строчкам:

   В воде он хранится,                                             Воспламениться сам он может,

   Свет получает в темноте.                                    К тому же сильно ядовит.

   Искать в природе – лучше не трудиться.          Так отвечай без промедления,

   Свободным нет его нигде.                                  Коль в пятой группе он стоит.

Без фосфора не может существовать  ни один живой организм. Давайте узнаем о нём побольше…

 3 – й обучающийся: фосфора в организме человека массой 70 килограмм составляет 780 грамм. Суточная доза для взрослых – 1 грамма. Фосфор входит в состав скелета и зубов, соединения фосфора принимают участие в обмене энергии. Этот химический элемент необходим для нормальной мышечной и умственной работы, недаром его называют «элементов мысли». Поступление фосфора в организм происходит с пищей: рыбой, хлебом, молоком, сыром, мясом, бобовыми, овсяной, перловой и ячневыми крупами. Обычно усваивается 50-90% фосфора. Для правильного питания очень важно его соотношение с кальцием. При недостатке данного элемента развивается заболевание рахит, снижается умственная и мышечная деятельность.

    Ведущий: Содержание всех химических элементов в организме тесно связано друг с другом. Предлагаем вам определить, достаточное ли количество в вашем организме калия, о котором вы узнаете перелистнув следующую страничку нашего журнала.

     4 – й обучающийся:

Тест на содержание калия в организме

Ответьте на вопросы «да» или «нет»

1. Страдаете ли вы мышечной слабостью?

2. Повышено ли у вас давление?

3. Склонны ли вы к отёкам?

4. Страдаете ли вы от пассивной деятельности кишечника?

5. Принимаете ли вы мочегонные средства?

6. Употребляете ли вы алкогольные напитки?

7. Едите ли вы мало овощей и фруктов?

8. Едите ли вы мало картофеля?

9. Во время готовки картофеля и овощей используете ли вы длительную водную обработку или готовите на пару?

10. Редко ли употребляете фруктовые и овощные соки?

11. Редко ли едите сухофрукты?

Если вы на большинство вопросов ответили «нет», то ваш организм нуждается в калии.

   Содержание калия в организме человека массой 70 килограмм составляет 140 грамм. Калий является внутриклеточным ионом, то есть в наибольшем количестве он находится в клетках.

Калий выполняет следующие биологические функции:

  • Регулирует кислотно – щелочное равновесие крови;
  • Участвует в передаче нервных импульсов;
  • Активизирует работу ряда ферментов;
  • Нормализует давление крови;
  • Оказывает противосклеторотическое действие.  

Лучшими источниками калия является растительная пища: арбузы, дыни, апельсины, бананы, сухофрукты, ягоды брусники, земляники, чёрной и красной смородины. Много калия содержится в овощах, особенно в картофеле; бобовых растениях, рисе, изделиях из муки грубого помола.

 При недостатке калия в организме наблюдается мышечная слабость, вялость кишечника, нарушение сердечной деятельности, плохая передача нервных импульсов.

Ведущий:

Известен с древности он людям                                   Основой всех металлов он

Тяжёлый, жидкий до поры                                            У алхимиков считался

А если греть его мы будем,                                           И  как сейчас из киновари

Даст ядовитые пары.                                                      Он разложеньем получался.

Скажите, о каком химическом элементе идёт речь? Правильно, о ртути.

3. Заключительная часть.

Ведущий: Из свежего выпуска устного химико – биологического журнала «Элементы жизни» вы узнали о биологической роли лишь некоторых химических элементов организма человека, их количественной потребности, необходимой для нормального протекания всех физиологических процессов. Информацию о влиянии других элементов вы сможете узнать из следующих номеров нашего журнала. Будьте с нами! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                          Тема «Оксиды»

                                                  8 класс

Цель: сформировать понятие об оксидах, номенклатуре оксидов и их практическом значении.

Задачи.

Образовательные:

- сформировать у учащихся первичное представление об оксидах;

- сформировать умение записывать формулы оксидов по степеням окисления и наоборот.

Развивающие:

- продолжить развивать навыки самостоятельной деятельности, умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

- продолжить формировать навыки самооценки и самоанализа учебной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в парах;

- воспитывать ответственность перед товарищами за результаты своей деятельности;

- воспитывать толерантность;

- способствовать развитию логических знаний.

Планируемые результаты.

Предметные:

- продолжить формировать системы предметных знаний;

- сформировать умение переводить из одной знаковой системы в другую (формула-название, название-формула);

- овладение терминологией;

- сформировать способность применять знания для практических задач.

Метапредметные:

- научить планировать собственную деятельность;

- научить осуществлять контроль и оценку своей деятельности.

Личностные:

- сформировать устойчивый интерес  к поиску решения проблемы;

- саморазвитие и самосовершенствование.

Тип урока: Освоение новых знаний и первичное закрепление знаний.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование и материалы: компьютер, микролаборатория, образцы оксидов, природных руд и минералов, содержащих оксиды, дидактические карточки.

Ход урока

УУД

I. Организационный момент

II. Мотивация учащихся к деятельности

III. Актуализация знаний.

IV. Постановка учебной задачи

V. Рефлексия

На столе коллекции горных пород и минералов, различные оксиды. На партах таблицы и дидактические карточки. На доске стихотворение:

Из атомов создана наша природа

И очень важна там роль кислорода

С кремнием он образует песчинку,

А с водородом воду и льдинку

Газ углекислый – коль уголь гори

Всё называется это – оксид.

Учитель. На предыдущих уроках вы научились определять степень окисления элементов по формуле и составлять формулы по степеням окисления. Вспомните эти действия, выполните каточки №1,2.

1. Определите степень окисления по формуле:

Al2O3, Ag2O, FeO, N2O, SO2.

2. Составьте формулы веществ по степеням окисления: CuO, SiO, ZnO, SO, PO.

(Самопроверка слайдов, коррекция знаний).

Учитель. Чтобы вы заметили общего в формулах с которыми работали?

Ученики.

Вещества состоящие из 2 элементов один из которых кислород.

Учитель.

Верно. Эти вещества называются оксиды. Как вы можете сформулировать тему нашего урока.

(Тема записывается на доске и в тетрадях).

Учитель.

К каким веществам относится вещества, состоящие из 2 элементов?

Ученики. К сложным.

Учитель

Давайте попробуем дать определение оксидам.

Найдите в учебнике и сравните определение и общую формулу оксидов. Перепишите и обратите внимание на степень окисления кислорода.

Учитель.

Назвать оксиды можно по международной номенклатуре и тривиальной.

Название оксида=оксид+название элемента (р.п)

Cr2O3 – оксид хрома (III).

Тривиальные названия:

N2O – веселящий газ; SiO2 – кремнезём; CO2- углекислый газ; H2O – вода.

Дайте названия этим веществам по международной номенклатуре (фронтальная работа)

На карточке №2 классификация оксидов

               Оксиды

Металлов    неметаллов

Твёрдые      твёрдые

Na2О СuO   SiO2, P2O5

                     Жидкие SO3, H2O

                     Газообразные CO2

Обсуждаем классификацию с учащимися. Демонстрируем образцы оксидов.

Учащимся предлагается работа по карточкам:

№3

Из приведённых химических формул веществ:

KNO3, Fe2O3, CH, CO, CO2, Na2CO3, Cu2O, N2O – назовите оксиды, выписав их формулы, классифицируйте их.

Самопроверка

№4

Напишите формулы оксидов:

Натрия, кальция, хрома (III), углерода (IV), фосфора (V).

№5

Какова степень окисления марганца в оксидах, формулы которых: Mn2O3, MnO, MnO2, Mn2O7, MnO3

Проверка работы.

Работа в группах. Игра «Крестики – нолики»

SO2         CuO          BaO

N2O        SiO2         H2O

PbO2       V2O5       CO2

Определите степень окисления элементов и найдите выигрышный путь элементов с одинаковой степенью окисления.

Проверка работы по слайду №6.

Тест «Улыбка»

1. В каком варианте ответов формула оксида составлена неверно:

а) PO3     б) SO3   в) Al2O3

2. Выберите запись, соответствующую степеням окисления азота и кислорода, в соединении формула которой NO2:

а) -4, +2     б) +4, +2    в)+2, -1

3.Выберите формулу оксида марганца (IV):

а) MnO     б) Mn2O7   в) MnO2

4. Выберите формулу оксида металла:

а) N2O5     б) BaO   в) SO3

5. Какое из приведённых ниже названий соответствует формуле CO2:

а) оксид углерода (IV)     б) карбид кислорода   в) оксид углерода (II)

Бланк ответов

1     2      3      4    5

А)

Б)

В)

Работа учащихся оценивается на каждом этапе, в конце урока выставляется поурочный бал.

Завершается работа тестом «Что я за птица», который оценивает деятельность ученика на уроке.

На столе лежит таблица с критериями

Критерии: 3 балла  2 балла   1 балл

Активность: высокая, средняя, низкая

Материал урока: усвоил хорошо, усвоил частично, усвоил слабо

Объяснить товарищу: могу сам, могу с подсказкой, затрудняюсь.

Вы должны проставить по каждому критерию баллы, затем их сложить. Учитель поясняет как соотносятся набранные баллы с видом птицы.

«3-5 баллов» - вы воробей, собираете знания по зёрнышку»;

«6-7 баллов» - вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;

«8-9 баллов» - вы орёл, для вас открылись тайны знаний.

А теперь поднимите все руки и поаплодируйте друг другу.

Спасибо за урок!

Личностные:

Действие, смыслообразование.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: настрой на сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: самоанализ, самоконтроль, самоорганизации

Познавательные:

Способность выстраивать аналоги, определять закономерности.

Личностные:

Развитие качеств максимально развивающих ученика.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: знако-символические действия, сравнение, анализ, умения структуировать знания

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, контроль

Личностные: развитие, саморазвитие, самосовершенствование

Познавательная: умение структуировать знания.

Коммуникативные: умение работать в группе, выражать свои мысли

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка – выделение и осознание того, что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.



Предварительный просмотр:

         Конспект урока по химии «Путешествие в Царство воды»

Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о физических свойствах, о распространённости воды в природе, экологические проблемы, связанные с водой.

Задачи:  

- учить делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

- активизировать речевой словарь по данной теме.

Развивающая:

- развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление, устную речь, эрудицию.

Воспитательная:

- воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, аккуратность.

Методы и формы работы на уроке:

Словесный – беседа: отгадывание загадок, выполнение практической работы.

Эстетическое развитие: пословицы, поговорки, стихи, песни о воде.

Оборудование: урок проходит в кабинете химии.

Узказка, карандаш, стакан, раствор хлорида бария, серной кислоты, мрамор (крошка), раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия и фенолфталеина, глобус, картины, где изображена вода, химический стакан с водой, пластмассовая ложка, полоска белой бумаги, поваренная соль, фарфоровая чашка, стеклянная палочка, колба, ваза.

                                        Ход урока

    Учитель:

I. Вот уже заливисто прозвенел звонок!

    Мальчики и девочки сели на урок!

1) Доброе утро, ребята! Говорят как начнёшь день, таким он будет до вечера. Так пусть же сегодня день будет плодотворным и вы узнаете много нового и полезного для себя. G:\вода\DSCN0775.JPG

2) Вы находитесь в необычном кабинете – кабинете химии. Почему необычный? Ребята узнают из чего состоят тела.

Демонстрация. Ответы учащихся.

Указка - ?

Карандаш - ?

Стакан - ?

В это кабинете можно получить вещества:

Учитель показывает опыты:

а) BaCl2+H2SO4=BaSO4↓+2HCl

б) CaCO3+2HCl=CaCl2+CO2↑+H2O

в) NaOH+ф-ф-н→малиновая окраска

3) Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем путешествовать.

Отгадав загадку, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (Вода)

Учитель: Кто скажет, какая тема урока? Правильно, это вода.

4) Учитель: Что вы знаете об этом чудесном веществе. Ответы учащихся

5) На уроке нам предстоит путешествие в царство Воды.F:\вода\DSCN0786.JPG

Ученик: И пошла молва трезвонить,

               Вещества все беспокоить: 

               Появилась здесь Царица

               А прозванье ей – Водица.

               Шевствует, как королева,

               Гордо, важно, очень смело

               Сильная она всегда

               Помни, звать её Вода.

Учитель: Ребята, какие слова о воде вам понравились. Ответы учащихся

6) Появление царицы Вода. (в костюме)

F:\вода\DSCN0790.JPG

    Обо мне вы речь ведёте? Да, я бываю и доброй, и полезной: орошаю поля, удовлетворяю нужды людей, промышленности. Но я бываю и опасной: могу затопить поля с урожаем, разрушить целые селения. А вы тягаться со мной решили! Да хватит ли у вас смелости и знаний?

Учитель: Ребята, я думаю, смелости у нас хватит, а знания мы получим сегодня на нашем уроке. А ты, Водица, отправляйся в своё царство и жди нас.

Как назовём нашу первую станцию.

II) Изучение «Волшебная вода»

F:\вода\DSCN0757.JPG

Учитель: - Спросил на днях малыш – сосед у струйки, льющейся из крана

  Откуда ты? Вода в ответ: Издалека, из океана.

  Потом малыш гулял в лесу

  Росою искрилась поляна

  Откуда ты? – спросил росу

  Поверь, и я из океана!

  Ты, газировка, что шипишь?

  И из бурлящего стакана донёсся шёпот:

- Знай, малыш, и я пришла из океана.

  На поле лёг туман седой

  Малыш спросил и у тумана

 Откуда ты? Ты кто такой?

 И я дружок из океана.

 Удивительно, не так ль?

 В супе, в чае, в каждой капле

 В звонкой льдинке, и в слезинке,

 И в дождинке, и в росинке

 Нам откликнется всегда

 Океанская вода.

Учитель: А теперь посмотрим на…

Уч-ся: глобус.

F:\вода\DSCN0760.JPG

Учитель: Какие цвета вы видите?

Уч-ся: (зелёный, синий, белый, голубой, коричневый)

Учитель: А какого цвета больше?

Уч-ся: голубого, синего.

Учитель: Правильно, потому что 2/3 поверхности занимает вода. А где ещё находится вода?

Уч-ся и дополняет учитель: В воздухе тоже много воды, пара облаков. Под землёй также есть вода. Огромное скопление льда находится у Северного и Южного полюсах. В листьях, плодах растений, грибах тоже есть вода. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Тело человека на 2/3 состоит и воды.

Учитель? Мы прибыли на станцию «Применение воды»

Сколько человеку требуется воды в сутки? = 2 литра.

- А может ли человек без воды? Ответы учащихся

Учитель (дополняет): Вода не только нас поит, но и кормит. Днём и ночью по рекам, морям, океанам, плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на ГЭС.  Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке. Вот она какая вода!

Устали?А теперь у нас привал. Проведём физминутки. F:\вода\DSCN0792.JPG

Ученик: Тучки.

Приплыли тучки дождевые

Лей, дождик, лей.

Дождинки пляшут как живые

Пей, рожь, пей.

И рожь, склоняясь к траве зелёной

Пьёт, пьёт, пьёт

А тихий дождик, неугомонный

Льёт, льёт, льёт.

Учитель? Следующая станция нашего путешествия называется «Исследовательская» Вода – это вещество. Давайте выявим основные свойства воды.

F:\вода\DSCN0802.JPG

                                       Опыт №1.

Учитель: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?

Уч-ся: Вида.

Учитель: Что можно сказать?

Вывод: Вода прозрачна. (запись на доске)

                                            Опыт №2

Учитель: Около стакана с водой положите полоску белой бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?

Уч-ся: вода не имеет цвета.

Вывод: Вода не имеет цвета (бесцветная)

                 

                                            Опыт №3

Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать?

Уч-ся: Понюхать воду.

Учитель: Что можно сказать?

Уч-ся: Вода не имеет запаха (доска)

                                         Опыт №4

А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью:

Уч-ся: Соль растворилась.

Вывод: Вода – растворитель (доска)

                                         Опты №5

Учитель: Аккуратно зачерпните ложечкой воду из стаканчика и снова вылейте в него. Течёт вода? Почему?

Уч-ся: Течёт, потому что, что вода жидкая.

Вывод: Вода – жидкая; течёт.

                                        Опыт №6

Учитель: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в колбу, стакан и вазу. Какую форму имеет вода?

Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда в котором находится.

Что мы узнали на этой станции?

Уч-ся: Вода: жидкая, прозрачная, без запаха, не имеет форму, течёт, растворитель.

Учитель: О воде пели песни. Есть такой художественный фильм, который называет «Волга-Волга» И был в ней кадр, когда неунывающий водовоз распевал, подстёгивая лошадей.

1) Удивительный вопрос:

    Почему я водовоз?

    Потому что без воды  -

    И ни туды и ни сюды!

2) Отдыхаем – воду пьём,

    Заседаем – воду льём, -

    И, выходит, - без воды,

    И ни туды и ни сюды!

    Радость – надо размочить,

    Горе – надо утопить,

    В каждом деле – без воды

    И ни туды и ни сюды!

3) Пьют и звери, и скоты,

    И деревья, и цветы, -

    Даже мухи без воды –

    И ни туды и ни сюды!

    Ни побриться, ни попить,

    Ни помыться, ни поплыть,

    Человеку без воды –

    И ни туды и ни сюды!

Учиель: Нас встречает станция «Сказочная» (картины: вода и жидком, твёрдом и газообразном состоянии)

Жили – были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Из какого материала была построена избушка лисы. Что такое лёд? (замёрзшая вода)

Загадка, какая вода бывает.

Ученик:  С горы, сбегая без труда, она гремит как гром.

               В морозный день она тверда – руби хоть топором

               Нагрей её – и к небесам она взлетит тогда,

               Теперь ты мне ответишь сам: зовут её…… вода.

Вывод: вода может быть твёрдой, жидкой, газообразной)

Учитель: Мы заканчивает наше путешествие на станции «Береги воду»

Ребята, мы с вами говорим, о том, что вода – это жизнь. А люди загрязняют ей отходами заводов и фабрик. Как вы думаете, правильно ли они поступают? Что может произойти? Что должны делать заводы, фабрики? Что должны делать мы, люди?

Ответы учащихся.

Учитель:  Все знания о воде мы получили, дорога в её царство нам открыта и встречает нас царица Вода.

Вода: А, это вы, ребята! Скажите, что вы обо мне узнали?

Задаёт вопросы: Где используют воду?

                  Какие 3 состояния воды вы знаете?

                  Какие свойства воды вы знаете?

                  Как можно назвать воду?

                  Что должны делать люди, чтобы вода в водоёмах всегда была чистая?

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.

Учитель. На прощание ребята нашего класса хотят тебе, Вода, посвятить стихотворение.

F:\вода\DSCN0829.JPG

1 чтец. Женя. Безбрежная ширь океана

                        И тихая заводь пруда,

                        Струя водопада и брызги фонтана –

                        И всё это только вода.

2 чтец. Даниил. Высокие гребни вздымая,

                            Бушует морская вода.

                            И топит, как будто играя,

                            Большие морские суда.

3 чтец. Богдан. В кружево будут одеты

                           Деревья, кусты, провода

                           И кажется сказкою это,

                           А, в сущности – только вода.

Учитель: Подумайте и задайте друг другу вопросы о воде. Вопрос должен начинаться со слов «Почему….?» или «Зачем…..?»

А сейчас давайте поставим оценки. Что поставили Косте, Насте, Максиму…..? Почему? Ответы учащихся: Я думаю, что ….можно поставить……, потому что он отвечал (без ошибок, с ошибками, был активен, неактивен, хорошо работал на уроке.

Определите своё настроение

Встаньте пожалуйста, те кто устал на уроке;

Кому было плохо;

Кто был уверен в себе;

У кого осталось отличное настроение.

Все молодцы! Спасибо, урок окончен.

Д/З Найти: стихи, пословицы, поговорки о воде. Рассказать родителям какими свойствами обладает вода.

Д. Опыт: В пластмассовую бутылку налить на 2/3 воды и положить в морозилку . Через 2 дня вытащить её и посмотреть, сколько стало воды и какая она стала? Какой свойство воды наблюдали?

     

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...