Особенности изучения некоторых тем на уроках химии в 8-9 классах.
статья по химии (8, 9 класс) на тему

Данный материал позволит учителю в доступной форме объяснить учащимся некоторые химические понятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности изучения некоторых тем на уроках химии в 8-9

классах.

Предмет химии является одним  из сложных предметов  курса средней школы. С каждым годом изучения химии новых понятий прибавляется всё больше и больше.  Для облегчения понимания и запоминания понятий некоторые уроки провожу с элементами сравнения.

Например, термины полимеризация и поликонденсация. Сначала разбираем в чём между ними сходство («поли»- много, в обоих случаях в ходе реакции образуются полимеры), затем отличия (при реакции поликонденсации выделяется побочный продукт вода, аммиак и др.).

Понятия реакция гидратации и гидролиз. Находим сначала сходства (участник вода в обоих случаях), затем отличия (в первом случае вода присоединяется в ходе реакции, во втором- это разложение веществ под действием воды).

Термины реакция гидрирование и дегидрирование; гидратация и дегидратация. Очень удобно изучать в паре. Учащиеся сначала между понятиями находят сходства, затем отличия.

Очень полезно при изучении реакции этерификации в 9 классе вспомнить изученную в 8 классе реакцию нейтрализации.

При изучении кислот, оснований или солей в 8 классе сначала в предложенных формулах учащиеся находят сходства, потом отличия, выводят общую формулу  изучаемого класса и формулируют определение.

Такой подход к изучению понятий способствует лучшему усвоению материала, позволяет изучать новый материал одновременно с повторением изученного.

Так же при изучении некоторых понятий опираюсь на знания учащихся из курса биологии. Например, реакции экзотермические и эндотермические. Сначала прошу ребят вспомнить из курса зоологии перевод приставок  «экзо» и « эндо» (эктодерма и энтодерма).

При формировании понятия гидролиз полезно вспомнить из курса биологии «лизио»- разложение ( при изучении лизосом).

Таким образом, учащиеся не зазубривают  автоматически термины, а стараются понять их сущность  и проводить параллели с другими предметами.

При изучении типов химических реакций, я использую следующий  алгоритм действий. Сначала, кто-то из учеников проводит опыт, затем записывает уравнение реакции на доске, а после, глядя на уравнение, формулирует определение того или иного типа химической реакции.

Такой подход в изучении темы позволяет удачно совместить эксперимент с теорией, а также способствует развитию у учащихся мыслительной активности  на уроке.

Для закрепления расстановки коэффициентов в уравнении реакции использую задания с необычным содержанием: «Испорченный конспект», «Старая рукопись», «Шпаргалка» и др.

Для закрепления темы классы неорганических соединений использую  игру «Найди родственников» (распределить по классам предложенные формулы веществ).

После объяснения строения периодической системы очень удобно закрепление проводить в виде игры «Адресное бюро» , которая заключается в следующем :по цепочке  учащиеся загадывают положение (период, группа и подгруппа) какого-либо элемента в таблице Д.И. Менделеева и необходимо определить о каком элементе идёт речь.

Игровая методика вызывает у учащихся интерес к предмету, раскрепощает на уроке даже самых стеснительных детей и способствует положительной мотивации к изучению предмету, что является для любого учителя большой наградой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах

Материал можно использовать при оформлении  математического уголка  в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала"  по учебной дисциплине "Мето...

«Применение занимательных упражнений при изучении словарных слов на уроках русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида».

В данной работе представлены упражнения дла закрепления и автоматизации правописания словарных слов на уроках русского языка....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-6- КЛАССАХ

Богатым арсеналом эффективных средств для всестороннего развития мышления учащихся располагает курс школьной геометрии. Особая роль при развитии учащихся средствами геометрии при этом отводится изучен...

Использование межпредметных связей при изучении темы "Газы" на уроках химии (на примере истории открытия углекислого газа)

Углекислый газ был первым между всеми другими газами противопоставлен воздуху под названием “дикого газа” алхимиком XVI в. Ван-Гельмонтом. Открытием углекислого газа было положено начало новой о...

Самостоятельное изучение учебного материала на уроках химии

Несмотря на стремительное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, утверждение, что книга-источник знаний актуально и в наши дни. Учебник-наиболее доступный источник информации д...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА УРОКАХ ХИМИИ В 10-М КЛАССЕ

В статье рассматривается значимость информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения химии в старших классах. Данная проблема рассматривается на примере освоения раздела «Строение о...