Элективный курс: Решение задач
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучение и проявляют определенный интерес к химии.

Рабочая программа элективного курса по химии составлена на основе следующих нормативных документов, определяющих содержание образования в основной школе :

1.Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации"  от 29.12.2012г. №273-ФЗ

2.     Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015 № 609) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3.     Примерная программа по предмету.

Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Задачи курса: закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений; исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач; формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач; развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе современной работы создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.

 

Теоретической базой  служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, полученные на профильном уровне учащиеся совершенствуют умения и навыки по решению расчетных задач и упражнений (типовых и повышенного уровня сложности в том числе комбинированных). В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решение задач и упражнений по данной теме.

 

Для повешения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.

 

При разработке программы элективного  курса акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются не достаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Форма контроля за уровнем достижений учащихся – текущие и итоговые контрольные работы.

 

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в 10 классе)

 

Содержание курса

I. Расчеты по химическим формулам – 5 часов.

Основные занятия и законы химии. Вещество, химический элемент, атом, молекула. Закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, з-н Авогадро. Количество в-ва, моль, молярная масса, молярный объем газов. Массовая доля. Вычисления массовой доли химического эл-та в соединении. Вывод химической формулы в-ва по массовым долям эл-ов. Относительная плотность газов. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям эл-ов с использованием абсолютной плотности в-ва. Вывод формулы в-ва по относительной плотности газов и массе (объему или количеству) продуктов сгорания.

II. Вывод химической формулы вещества. Вычисления по уравнениям химических реакций – 6 часов. 

Химические реакции. Уравнения химических реакций. Вычисление массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. Тепловой эффект реакций.  Термохимические уравнения реакций. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве (массе, объему) одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся или поглощающейся теплоты. Вычисление массы (количество, объем) продукта реакции, если одно из в-в дано в избытке. Схемы превращений отражающие генетическую связь между углеводородами : открытые, закрытые смешенные. Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически  возможного. Вычисление процентного состава смеси вещества, вступивших в реакцию.

III. Химический элемент – 5 часов.

 Строение и состав атома. Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов. Валентность  и степень окисления химических элементов. Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по их положению в ПСХЭ и строению атома.

IV. Способы выражения концентрации растворов. Вещество – 6 часов.

Постоянная Авогадро. Вычисление структурных единиц в определенном количестве, массе или объеме в-ва. Уравнение Менделеева – Клайперона. Способы выражения концентрации растворов (массовая, молярная).

V. Правило смешение растворов («правило креста»).  Кристаллогидраты – 3 часа.

Генетическая связь между классами неорганической и органических веществ. Термохимические уравнения реакции. Тепловой эффект реакции. З-н Гесса. Энтальпия реакции. Скорость химической реакции. Химической равновесие. Константа равновесия. Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей, рН раствора.

VI. Решение задач системой с несколькими неизвестными – 4 часа.

VII. Решение задач повышенной сложности. Итоговое занятие – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

10 класс, элективный курс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности.

1

I. Расчеты по химическим формулам

5

Лекция. Вводный контроль. Решение задач.

2

II. Вывод химической формулы вещества. Вычисления по уравнениям химических реакций

6

Решения задач

3

III. Химический элемент

5

Лекция. Решение задач. Зачет

4

IV.Способы выражения концентрации  растворов. Вещество.

6

Решение задач

5

V. Правило смешение растворов («правило креста»).  Кристаллогидраты

3

Зачет в виде самостоятельной работы

6

Решение задач системой с несколькими неизвестными.

4

Решение задач

7

Решение задач повышенной сложности. Итоговое занятие

5

Конкурс на большее число решенных задач

8

Итого

34

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного предмета ученик должен

Знать/понимать:

Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атома и молекулы, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химической равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия.

Основные законы химии: з-н сохранения массы в-ва, ПЗ, з-н постоянства состава, з-н Авогадро, з-н Гесса, з-н действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру : неорганических и органических веществ.

Уметь:

Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; Определять:  валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета).

 

 

 

 

 

Литература и средства обучения

1.     О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин «Химия 10» ООО Дрофа 2000;2005

2.     А.А.Цветков «Органическая химия 10-11» Владос 1989

3.     О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Настольная книга учителя химии 10 кл» М Блик и К 2001

4.     О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» методическое пособие М Дрофа 2006

5.     Р.Г.Иванова, Н.А.Каверина, А.С. Корощенко « Вопросы, упражнения и задания по химии 10-11» М Просвещение,2004

6.     О.С.Габриелян, С.Ю.Пономарев, «Органическая химия: задачи и упражнения» М Просвещение,2006

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Элективный курс21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа №2  города Задонска  Липецкой области

 

Рассмотрена и рекомендована к                                   Учреждена приказом МБОУ СОШ

утверждению                                                                               №2 г.Задонска

методическим объединением                                       №_________от ___________

учителей

естественно-научного цикла

протокол №_______от_________                          Директор школы ___________В.М.Ручкина

Руководитель МО_____________

Рабочая программа

элективного учебного курса

«Решение задач»

по химии

для 10 класса

на 2015 -2016 г.г

Учитель: Добровольская Г.А

.

Задонск 2015г.

Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучение и проявляют определенный интерес к химии.

Рабочая программа элективного курса по химии составлена на основе следующих нормативных документов, определяющих содержание образования в основной школе :

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации"  от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015 № 609) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Примерная программа по предмету.

Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Задачи курса: закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений; исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач; формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач; развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе современной работы создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.

Теоретической базой  служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, полученные на профильном уровне учащиеся совершенствуют умения и навыки по решению расчетных задач и упражнений (типовых и повышенного уровня сложности в том числе комбинированных). В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решение задач и упражнений по данной теме.

Для повешения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.

При разработке программы элективного  курса акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются не достаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Форма контроля за уровнем достижений учащихся – текущие и итоговые контрольные работы.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю в 10 классе)


Содержание курса

I. Расчеты по химическим формулам – 5 часов.

Основные занятия и законы химии. Вещество, химический элемент, атом, молекула. Закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, з-н Авогадро. Количество в-ва, моль, молярная масса, молярный объем газов. Массовая доля. Вычисления массовой доли химического эл-та в соединении. Вывод химической формулы в-ва по массовым долям эл-ов. Относительная плотность газов. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям эл-ов с использованием абсолютной плотности в-ва. Вывод формулы в-ва по относительной плотности газов и массе (объему или количеству) продуктов сгорания.

II. Вывод химической формулы вещества. Вычисления по уравнениям химических реакций – 6 часов.  

Химические реакции. Уравнения химических реакций. Вычисление массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ. Тепловой эффект реакций.  Термохимические уравнения реакций. Расчеты теплового эффекта реакции по данным о количестве (массе, объему) одного из участвующих в реакции веществ и количеству выделяющейся или поглощающейся теплоты. Вычисление массы (количество, объем) продукта реакции, если одно из в-в дано в избытке. Схемы превращений отражающие генетическую связь между углеводородами : открытые, закрытые смешенные. Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически  возможного. Вычисление процентного состава смеси вещества, вступивших в реакцию.

III. Химический элемент – 5 часов.

 Строение и состав атома. Составление электронных и электронно-графических формул атомов химических элементов. Валентность  и степень окисления химических элементов. Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по их положению в ПСХЭ и строению атома.

IV. Способы выражения концентрации растворов. Вещество – 6 часов.

Постоянная Авогадро. Вычисление структурных единиц в определенном количестве, массе или объеме в-ва. Уравнение Менделеева – Клайперона. Способы выражения концентрации растворов (массовая, молярная).

V. Правило смешение растворов («правило креста»).  Кристаллогидраты – 3 часа.

Генетическая связь между классами неорганической и органических веществ. Термохимические уравнения реакции. Тепловой эффект реакции. З-н Гесса. Энтальпия реакции. Скорость химической реакции. Химической равновесие. Константа равновесия. Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей, рН раствора.

VI. Решение задач системой с несколькими неизвестными – 4 часа.

VII. Решение задач повышенной сложности. Итоговое занятие – 5 часов.

Учебно-тематический план

10 класс, элективный курс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Тема

Кол-во часов

Вид деятельности.

1

I. Расчеты по химическим формулам

5

Лекция. Вводный контроль. Решение задач.

2

II. Вывод химической формулы вещества. Вычисления по уравнениям химических реакций

6

Решения задач

3

III. Химический элемент

5

Лекция. Решение задач. Зачет

4

IV.Способы выражения концентрации  растворов. Вещество.

6

Решение задач

5

V. Правило смешение растворов («правило креста»).  Кристаллогидраты

3

Зачет в виде самостоятельной работы

6

Решение задач системой с несколькими неизвестными.

4

Решение задач

7

Решение задач повышенной сложности. Итоговое занятие

5

Конкурс на большее число решенных задач

8

Итого

34


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного предмета ученик должен

Знать/понимать:

Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атома и молекулы, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химической равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия.

Основные законы химии: з-н сохранения массы в-ва, ПЗ, з-н постоянства состава, з-н Авогадро, з-н Гесса, з-н действующих масс в кинетике и термодинамике; Классификацию и номенклатуру : неорганических и органических веществ.

Уметь:

Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; Определять:  валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета).

Литература и средства обучения

  1. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин «Химия 10» ООО Дрофа 2000;2005
  2. А.А.Цветков «Органическая химия 10-11» Владос 1989
  3. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Настольная книга учителя химии 10 кл» М Блик и К 2001
  4. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» методическое пособие М Дрофа 2006
  5. Р.Г.Иванова, Н.А.Каверина, А.С. Корощенко « Вопросы, упражнения и задания по химии 10-11» М Просвещение,2004
  6. О.С.Габриелян, С.Ю.Пономарев, «Органическая химия: задачи и упражнения» М Просвещение,2006



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс: Решение задач по физике.

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10-11 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать э...

Программа элективного курса" Решение задач на проценты "

Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....

прорамма элективного курса "Решение задач по физике"

Программа необходима для использования при подготовке учеников к экзаменам...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Элективный курс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом пред...

Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»

Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...

Программа элективного курса «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ», 11 класс

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов физико-математического профиля с высоким уровнем математической подготовки, интересующихся математикой и ее приложениями, которым захочется глубже и ос...