НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ - "Химия в расчетных задачах"
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Межакова Наталья Александровна

Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса составлена на основе примерной программы  основного общего образования по химии (Примерной программы среднего (полного) образования по  химии.  Сборник  нормативных документов  «Химия». Составители: Днепров Э.Д, Аркадьев А.Г.  Москва, Дрофа, 2010) с учетом элективного курса "Химия в расчетных задачах" Косова ОЮ.Челябинск 2010г, реализующих федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования и призванных конкретизировать содержание образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей средних школьников.

Рабочая программа определяет распределение учебных часов по крупным разделам курса и темам на основе создания условий развития и становления личности ребенка, реализации ее природных личностных потенциалов и способностей, помогающих реализовать себя в будущем, разрабатывать свою позицию в жизни и способной к сотрудничеству на условиях партнёрства, субъект-субъектных отношений, взаимопонимания, взаимопомощи, способной к самосовершенствованию своих личностных и профессиональных качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopy_moe.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г. ЧЕЛЯБИНСКА

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 5

_________________ \Ермакова Н.В.\

«05» сентября 2015г.

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла МАОУ СОШ № 5

протокол № 1

ОТ «05» СЕНТЯБРЯ 2015ГОДА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ  -  "Химия в расчетных задачах" 

КЛАСС - 9 А,Б,В

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ — 2015-2016 учебный год

СОСТАВИТЕЛЬ – Межакова Наталья Адександровна

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ — 70

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 1 ЧЕТВЕРТЬ - 12; 2 ЧЕТВЕРТЬ - 18; 3 ЧЕТВЕРТЬ -20; 4 ЧЕТВЕРТЬ — 20

Челябинск  2015


Пояснительная записка к рабочей программе "Химия в расчетных задачах" 

(платные образовательные услуги по математике) в 9А, Б, В классах на 2015- 2016 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 

   

  1. Закон «Об образовании в Р.Ф.» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
  2. Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства Р.Ф. от 04.09.2014 г. № 1726-р
  3. Приказ МОиН РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по  дополнительным общеобразовательным программам»
  4. Основная образовательная программа МАОУ СОШ №5 г. Челябинска на 20154-2016 уч.год.
  5. Элективные курсы  "Химия в расчетных задачах" Разработана  учителем  Косовой ОЮ Челябинск 2010г
  6. Учебный план платных образовательных услуг МАОУ СОШ № 5 на 2015-2016 учебный год.
  7. Положение о структуре и разработке рабочих программ в МАОУ СОШ № 5 г. Челябинска ( приказ от 08.09.2015 №3у §2)

Для прохождения курса  «Способы решения расчетных задач по химии» в ходе оказания  платных образовательных услуг отводится  2 часа в неделю. Количество часов по программе не регламентировано.

Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса составлена на основе примерной программы  основного общего образования по химии (Примерной программы среднего (полного) образования по  химии.  Сборник  нормативных документов  «Химия». Составители: Днепров Э.Д, Аркадьев А.Г.  Москва, Дрофа, 2010) с учетом элективного курса "Химия в расчетных задачах" Косова ОЮ.Челябинск 2010г, реализующих федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования и призванных конкретизировать содержание образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей средних школьников.

Рабочая программа определяет распределение учебных часов по крупным разделам курса и темам на основе создания условий развития и становления личности ребенка, реализации ее природных личностных потенциалов и способностей, помогающих реализовать себя в будущем, разрабатывать свою позицию в жизни и способной к сотрудничеству на условиях партнёрства, субъект-субъектных отношений, взаимопонимания, взаимопомощи, способной к самосовершенствованию своих личностных и профессиональных качеств.

Отличительные особенности программы

Рабочая программа "Способы решения расчетных задач по химии направлена на развитие:

- интереса учащихся к математике;

-самостоятельности при подходе к выполнению заданий, поиску способа решения;

- умения самостоятельно приобретать и применять знания;

- творческих способностей;

- умение работать в группе, вести дискуссию;

- логического мышления;

- на ознакомление учащихся с новыми идеями и методиками;

- расширение представления об изучаемом в основном курсе материале;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Курс «"Химия в расчетных задачах»  актуален в связи с малым объемом в школьном курсе химии по разделу "Способы решения расчетных задач по химии».

Целью изучения курса в 9 классе является:

1) Научить учащихся решать задачи по химии. Выработать навыки в использовании алгоритмов.

2) Продолжить развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, делать выводы, а также развивать речь и мышление.

3) Продолжить формирование мировоззрения

4) Отработка навыков решения различных типов задач

5) развитие вычислительных и формально- оперативных математически умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении любых задач по химии.

Особенностью планирования заключаются в реализации принципа личностно – ориентированного развивающего обучения:

- учёт уровня интеллектуального развития учащихся;

- обеспечение индивидуального продвижения по учебному материалу (первый уровень обученности предусматривает более быстрое продвижение учащихся по учебному материалу, количество часов, предусмотренных для второго уровня обученности, соответствует традиционному темпу продвижения учащихся по учебному материалу);

- расширение и углубление содержания для наиболее подготовленных учащихся через предоставление свободы выбора дополнительных заданий.

Рабочая программа «Химия в расчетных задачах» рассчитана на учащихся 9-х классов. Данная программа рассчитана на 2015-2016 учебный  год. На реализации программы отводится 2 часа в неделю согласно расписанию платных образовательных услуг.

 В ходе преподавания курса в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия химии «количества вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро», а также газовые законы;
  • законы химии: закон сохранения массы вещества, закон постоянств состава вещества, закон Авогадро;
  • буквенные обозначения заданных величин и единицы их измерения;
  • расчетные формулы для любых типов задач;
  • строение, физические и химические свойства неорганических веществ.

Учащиеся должны уметь:

  • определять тот или иной тип расчетной задачи;
  • анализировать условия задачи;
  • выявлять химическую сущность задачи;
  • составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;
  • устанавливать связи между приводимыми в задаче величинами с помощью  пропорций или алгебраических уравнений;
  • учитывать соотношения между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами;
  • производить математические расчеты;
  • использовать несколько способов при решении задачи.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Химия в расчетных задачах» является исследовательская работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальные, групповые.

Формы учебных занятий:

  • уроки решения ключевых задач;
  • уроки защиты творческих задач;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • олимпиада;
  • зачеты;
  • контрольные работы.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема раздела учебного материала

Часы

Дата проведения

Обязательный минимум содержания образования ФКГС

Корректировка КПТ

Тема 1. Задачи на вывод химических формул веществ

14

5.10-23.11

Вывод  химической формулы вещества, производить расчет по химической формуле, по уравнениям химических реакций, производить расчеты с применением понятия «массовая доля растворенного вещества, расчеты с применением понятия «молярная концентрация растворенного вещества.

       Должны знать: формулы для расчета основных химических величин, понятия (количество вещества, плотность, относительная плотность, масса, объем, массовая доля, молярная концентрация, выход продукта), их единицы измерения.

Определение молекулярной формулы вещества по массовым долям образующихся элементов.

2

Определение молекулярных формул веществ с использованием плотности или относительной плотности газов.

2

Определение молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

2

Определение молекулярной формулы вещества по отношению атомных масс элементов, входящих в состав данного вещества.

2

Определение молекулярных формул кристаллогидратов.

2

6-7

Определение молекулярной формулы простых или сложных веществ по уравнениям химических реакций.

4

Тема  2. Задачи на газовые законы и газовые смеси

10

30.11-28.12

Выписывать  из условия задачи все числовые данные, используя общепринятые обозначения и размерности;

формулировать вопрос задачи

составлять схемы и уравнения реакций

дополнять условие задачи справочными данными (молярный объём, молярные массы, число Авогадро и т.д.)

выбирать необходимые для расчёта формулы

в результате математических преобразований получать окончательную формулу для расчёта искомой величины

делать проверку полученной формулы

делать расчёт и получать численный ответ

решать задачи, используя методы решения логических пропорций, а также табличный и алгебраический методы

научиться пользоваться дополнительной литературой

решать задачи различного уровня сложности.

   Закон Авогадро. Молярный объем газов. Закон Бойля-Маритота. Закон Гей-Люссака.

2

Уравнение идеального газа. Уравнение Менделеева-Клайперона. Задачи, решаемые на основе использовании газовых законов.

2

Плотность газов. Относительная плотность газов.

   Задачи, связанные с объемными отношениями газов при химических реакциях.

2

Газовые смеси. Объемная, мольная, массовая доли компонентов газовой смеси. Средняя молярная масса газовой смеси, ее расчет.Задачи на смеси газов, не реагирующих между собой.

2

Задачи на смеси газов, реагирующих между собой

2

Тема 3. Задачи, связанные с растворами веществ

18

11.01-7.3

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно- восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты с использованием массовой доли растворенного вещества. Правило смешения.  Расчетно-практические задачи на приготовление растворов заданной массовой доли из чистого растворенного вещества и воды, кристаллогидрата и воды, другого раствора и воды Молярная концентрация. Вычисления с использованием молярной концентрации

1,2

Способы выражения состава растворов массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Задачи, связанные с растворением вещества в растворе с образованием раствора с новой массовой долей растворенного вещества.

4

3,4

Задачи, связанные с понятием «молярная концентрация

4

5,6

Задачи, связанные с выпариванием воды из раствора с образованием раствора с новой массовой Олей растворенного вещества.

4

7,8

Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста» или «квадрат Пирсона». Задачи, связанные с разбавлением растворов.  Кристаллогидраты. Задачи, связанные с растворением кристаллогидратов в воде. Задачи, связанные с растворением кристаллогидратов в растворе.

4

9

Задачи на олеум.

2

Тема  4. Задачи на смеси веществ.

10

14.3-25.4

Определение количественного состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом.

1,2,3

Задачи на смеси веществ, если компоненты смеси проявляют сходные свойства.

6

4,5

Задачи на смеси веществ по их мольным, массовым соотношениям

4

Тема  5. Задачи с погружением металлической пластинки в раствор соли (задачи на «пластинку»)

6

Задачи на определение массы металла, выделившегося на пластинке или перешедшего в раствор. Комбинированные задачи

1,2,3

Задачи с погружением металлической пластинки в раствор соли (задачи на «пластинку»)

6

Тема  6. Комбинированные усложненные задачи

12

27.04-30.05

Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Определение рН среды раствором солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы

Решение задач по уравнениям нескольких последовательных реакций. Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанные с мольными расчётами

Решение задач по уравнениям нескольких последовательных реакций. Составление стехиометрических схем. Вычисления, связанные с мольными расчётами

Расчёты по уравнениям одновременно протекающих реакций

Расчёты по уравнениям одновременно протекающих реакций

1-6

Комбинированные усложненные задачи

12


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

  1. О.Ю. Косова "Химия в расчетных задачах".Челябинск 2010г
  2. О.Ю. Косова « Тесты металлы  и их соединения» -Челябинск «Учебно- методический центр» 2013г
  3. О.Ю. Косова « Химические свойства металлов и их соединений» -Челябинск «Учебно- методический центр» 2013г
  4. О.Ю. Косова « Химические свойства не металлов и их соединений» -Челябинск «Учебно- методический центр» 2013г
  5. О.Ю. Косова « Тесты   неметаллы и их соединения» -Челябинск «Учебно- методический центр» 2013г

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:

  1. http://olimp.distant.ru/ - дистанционная олимпиада школьников, задания и ответы.
  2. http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты, химические новости, виртуальный репетитор.
  3. http://www.alleng.ru/edu/chem6.htm - олимпиады по химии, задачи и задания олимпиад по химии различных лет (с ответами и решениями, и без ответов)
  4. http://www.chem.msu.su/rus/olimp - задачи химических олимпиад. Международные олимпиады, Менделеевская олимпиада, Химико-математические олимпиады, Всероссийские олимпиады школьников по химии.
  5. tasks.ceemat.ru - книга-задачник, где можно найти задания с различных олимпиад и турниров школьников по химии. Для школьников и учителей, занимающихся подготовкой школьников к олимпиадам.
  6. (http://www.childfest.ru/doc/polojenie/a.asp) - проект Минобразования России, дистанционная олимпиада школьников по химии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...

Рабочая программа электива по химии «Решение расчетных задач» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение химических задач для 9 класса" разработана на основе образовательной программы МБОУ "СОШ №6" г.Сафоново Смоленской области, пр...

Элективный курс для учащихся 10 классов «Химия в расчетных задачах»

Задачи – это такие задания, в которых предусматривается продуктивная деятельность учащихся, независимо от формы их выполнения (устной, письменной или экспериментальной). Химическая учебная задач...

Рабочая программа электива по химии «Решение расчетных задач» для 11 класса

Рабочая программа  элективного курса по химии «Решение химических задач» для 11 класса разработана на основе образовательной программы МКОУ «Брединская СОШ №4», примерной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по химии "Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни"

Программа курса внеурочной деятельности по химии включает тематическое и поурочное планирование....