Урок по теме: Основания.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Гумецова Людмила Шамильевна

Цели урока.

                                                                                                              

1. Образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований, способы получения.

2. Развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.

3. Воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovaniya.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Основания».

Цели урока.

                                                                                                              

1. Образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований, способы получения.

2. Развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.

3. Воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.

Дидактический материал:  твёрдые щелочи и их растворы (NaOH, KOH, Ca(OH)2 – в виде «известковой воды»), свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, индикаторы, мыла «Лесная поляна» (туалетное), «Palmolive» (глицериновое), «Dоve» (на основе крема), таблицы «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», «Индикаторы»,  дидактические  карточки.

 Изучение нового материала

Учитель  В процессе изучения химии мы уже познакомились с бинарными веществами. Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс веществ - основания. Для этого рассмотрите формулы веществ, находящиеся на доске:

SO2, Cu(OH)2, Na2O, NaCl, H2SO4, NaOH, CuS, Al2O3, H 23, Al(OH)3, HNO3

Задание (у доски работают самостоятельно 2 ученика):

1 группа – выпишите из данного списка формулы бинарных соединений.

2 группа – исключая формулы бинарных соединений, распределите оставшиеся формулы в 2 колонки.

Учитель: По какому признаку вы так распределили вещества? Что общего между ними?

Учащиеся отвечают.

Учитель: 1) Существуют сложные вещества, которые состоят из 3-х элементов:

 Ме, О и Н.
Ион металла – простой : Ме
+, Ме+2, Ме+3
Ион ОН – сложный, чему равна величина его заряда, совпадает ли он со степенью окисления каждого элемента, а с суммой степеней окисления элементов:


Ст. ок. – О
-2 и Н+; сумма ст. ок. - (О-2Н+1)-1; название - гидроксид ион

Учитель подводит учащихся к самостоятельному

 формулированию определения оснований.

Основания − это сложные вещества, состоящие из атомов металла и связанных с ними гидроксогруппами (записывают в тетрадь).

Классификация оснований. (слайд)

Основания: растворимые (щелочи) и нерастворимые. 


LiOH, KOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2,  Cu(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2.

Познакомимся с таблицей растворимости

Получение оснований


I. Растворимых оснований. 
1. Активный металл + вода = щелочь + водород 
Демонстрация опыта: натрий + вода. 
Определяем наличие щелочи с помощью фенолфталеина, приобретает малиновую окраску. 
Наблюдения и выводы. Указываем тип реакции. 
Составление уравнения реакции у доски (ученик). 

2Na + 2HOH → 2NaOH + H2↑ 

2.Оксид активного металла + вода = щелочь 
Демонстрация опыта: оксид кальция + вода
В фарфоровую чашку помещают немного свежепрокаленного оксида кальция (жженая известь) и обливают его водой. Определяем наличие щелочи с помощью фенолфталеина, приобретает малиновую окраску. 
Наблюдения и выводы. Указываем тип реакции. 
В результате выделяется небольшое количество теплоты, т.к. происходит химическая реакция. В результате образуется рыхлый порошок гашеной извести, при растворении которого в воде получается мыльный на ощупь раствор. 
Составление уравнения реакции у доски (ученик). 

CaO + HOH → Ca(OH)2 

II. Нерастворимых оснований. 
Соль (р-р) + щелочь = нерастворимое основание + другая соль 

Правило. В состав соли должен входить металл способный образовывать нерастворимое основание.

Понятие о качественных реакциях.

Учитель: Чтобы доказать, что мы действительно получили основание, пользуются особыми веществами, которые называются индикаторы.

Демонстрация:  изменение окраски индикаторов (на доске таблица с изменением цвета).

Фенолфталеин – б/ц → малиновый

Метилоранж    - оранжевый → желтый

Лакмус – фиолетовый – синий.

Вывод. Изменять окраску индикатора будут только щелочи.

 Демонстрация: Проверка моющих средств на индикатор. Чтобы проверить, надо растворить!

Вывод: Таким образом,  в состав всех моющих средств  входят щелочи. Это нужно для того, чтобы обезжирить загрязнения. Выходит, не зря мы изучаем основания!

Закрепление. Проведите расследование (исследовательская работа учащихся): ваши бабушки мыли окна, хрусталь, серебряные изделия водой, добавляя в нее нашатырный спирт. Что это за вещество? (вскрывается ампула, смачивается раствором вата, капаем ф-ф и даем ребятам определить по запаху аммиак).

Учитель: Но щелочные вещества разъедают кожу (надпись на баночке со щелочью). Как же защитить наши руки? Использование гелей, шампуней (проверка на индикатор).

Закрепление материала. 

Мы с вами очень хорошо потрудились, давайте теперь закрепим. 
Задание 1. 
Из приведенных формул веществ выпишите только те, которыми обозначены основания: 
H2SO4, Ca(OH)2, CaO, NaOH, Na3PO4, P2O5, Fe(OH)3, Fe2O3, Cu(OH)2, LiOH. 
Задание 2. 
Из указанных соединений нерастворимым в воде основанием является: 
а) NaOH; б) Ba(OH)2; в) Fe(OH)2, г) KOH. 
Задание 3. 
Составьте формулы оснований, которым соответствуют следующие оксиды: 
CuO, Al2O3, K2O, Fe2O3
Задание 4. 
Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения: 
Ca → CaO → Ca(OH)2 
Zn → ZnCl2 → Zn(OH)2 

Д.з.п.19 упр.2-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Основания"

В данном мультимедийном носителе рассматривается номенклатура, свойства и применение оснований....

Открытый урок по теме "Основания"

Урок по теме "Основания". Работа с карточками, демонстрация опытов, химический диктант....

Конспект урока на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы", химия 8 класс

Конспект урока  по химии в 8 классе на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы" может быть использован учителем химии, работающим по программе О.С. Габриеляна при изучении соотве...

Дидактический материал к уроку по теме "Основания".

Материал подготовлен с применением рабочей тетради и учебника по химии 11 класс О.С. Габриелян, базовый уровень....

Открытый урок на тему ; "Основания" 8 класс 03.12.2012

Даны свойства растворимых и нерастворимых оснований, определены общие и специфические свойства. При изучении химических свойств обращено внимание на характеристику реакции нейтрализации, а также на ам...

Конспект урока по теме: "Основания"

Урок оформлен по требованиям ФГОС....