Урок "Чистые вещества и смеси". Химия. 8 класс.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Логинов Дмитрий Александрович

Урок «Чистые вещества и смеси»

 

Цели урока:

1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.

2. Развивающая: Формировать умение распознавать чистые вещества и смеси, составлять план действий разделения смесей. Развивать у учащихся различные виды памяти, мыслительной деятельности, и умение обращаться с лабораторным оборудованием.

3. Воспитательная: Способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, самооценке своей деятельности. Воспитывать у учащихся чувство осторожности при работе с бытовым газом, лекарственными средствами и смесями других вредных для здоровья веществ, чувство патриотизма и любви к Родине.

Методы обучения: проблемный, исследование.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор; лабораторное оборудование для демонстрации различных видов смесей, образцы смесей, 3 стакана на стол с морской и дистиллированной водой, пробиркодержатели, спиртовки, пробирки, спички, на столах у учащихся сера, железо, магнит, бумага, пинцет, смеси из круп, листы учащихся, листы самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnol_karta.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Чистые вещества и смеси»

Цели урока:

1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.

2. Развивающая: Формировать умение распознавать чистые вещества и смеси, составлять план действий разделения смесей. Развивать у учащихся различные виды памяти, мыслительной деятельности, и умение обращаться с лабораторным оборудованием.

3. Воспитательная: Способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, самооценке своей деятельности. Воспитывать у учащихся чувство осторожности при работе с бытовым газом, лекарственными средствами и смесями других вредных для здоровья веществ, чувство патриотизма и любви к Родине.

Методы обучения: проблемный, исследование.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор; лабораторное оборудование для демонстрации различных видов смесей, образцы смесей, 3 стакана на стол с морской и дистиллированной водой, пробиркодержатели, спиртовки, пробирки, спички, на столах у учащихся сера, железо, магнит, бумага, пинцет, смеси из круп, листы учащихся, листы самооценки.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

1. Организационный момент

Приветствие.

Приветствуют учителя.

Начало совместной работы.

2. Актуализация

- Вспомним определение науки химии, которое мы изучали ранее.

- Что такое вещество?

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Вещество – это то, из чего состоят физические тела.

Вспоминают понятия изученные ранее.

3. Проблематизация

- Всегда ли «вещества» с одинаковым названием, имеют постоянный химический состав?

- Например, вещество воздух, которое в чистом виде должно иметь известный состав: кислород, азот, углекислый газ, благородные газы – в природе в зависимости от климата, погоды и места исследования, может содержать различные примеси и включения и,  соответственно,  менять свойства. Рядом с морем один состав воздуха, рядом с заводом – другой, на центральной магистрали города – третий.

- Почему на приборах, в которых нагревают воду присутствует накипь? Какой можно сделать вывод?

Высказывают предположения, делают вывод о том, что большинство веществ вокруг нас содержат примеси и не являются чистыми веществами.

Мотивация к изучению

- Чему будет посвящен урок сегодня?

Чистые вещества и смеси

Формулировка темы урока

4. Осмысление содержания

- При проведении химических опытов используется вещество вода с известным химическим составом Н2О (аш-два-о), имеющая известные химические свойства – замерзает при температуре 0оС, кипит при 100оС. Эта вода называется дистиллированной водой, так как природная вода, которую мы используем в быту, содержит различные примеси, меняющие ее свойства, и для получения дистиллированной воды с нужными свойствами подвергается дистилляции, или очистке от различных примесей.

- Сделаем вывод: чем является дистиллированная вода, а чем природная и морская?

Дистиллированная вода относится к чистым веществам, а ее природные аналоги – питьевая вода и морская вода – к смесям.

Осознание понятий «чистое вещество» и «смесь»

- Работа в группах по заданиям

1 группа. Какими бывают смеси?

2 группа. Одним из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов – мрамор Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. Причудливый узор радует глаз. Мрамор послушен и податлив в руках мастера, он легко обрабатывается и прекрасно полируется до зеркального блеска. Мрамор – материал, из которого можно изготовить облицовочную плитку, статую или колонну дворца. Плитка, статуя, колонна – это физические тела, изделия. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка. Почему мрамор бывает разного цвета? Почему на его поверхности играет неповторимый узор?

3 группа. Какой воздух может рассматриваться как однородная, а какой– как неоднородная смесь?

Работают в группах.

Расширение представлений о смесях, их свойствах и классификации.

- Презентация работы групп

Презентуют полученные в группе результаты обсуждения. Выслушивают информацию других групп.

Формирование представления о классификации смесей: твердые, жидкие, газообразные.

5. Первичное закрепление

- Где применяют смеси?

- Как определить состав смеси? (опыт со ссметаной)

- Какими свойствами обладают смеси? (опыт с охлаждающими смесями)

- Какую смесь используют при потере сознания? (опыт с елкой, покрытой «снегом»)

Наблюдают за опытами.

Делают выводы об увиденном.

Повышение интереса к изучению химии вообще, закрепеление представлений о понятии «смеси» и их разнообразии.

6. Обобщение изученного на уроке

Сделаем вывод о том, что сегодня изучали на уроке.

Заполним  таблицу – слайд «Сравнительная характеристика чистых веществ и смесей»

Делают обобщение, называют свойства чистых веществ и смесей, заполняют таблицу

Систематизация знаний о смесях и чистых веществах

7. Закрепление и самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради

Для закрепления изученного обратитесь к рабочей тетради и выполните задания.

Выполняют задания.

Оценка уровня усвоения материала, пройденного на уроке

8. Рефлексия

- Чему был посвящен урок?

- Что было новым, а что известным?

- Какая часть урока была самой трудной? Какая легкой? Интересной?

Отвечают на вопросы, делают собственные выводы о содержание урока, его результатах.

Развитие навыков рефлексии собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе "Чистые вещества и смеси"

Урок разработан на основе  программы курса для 8 класса общеобразовательных учреждений, Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман   Химия 8.На уроке используются разные формы организации учебного ...

Конспект урока химии в 8 классе "Чистые вещества и смеси"

конспект урока химии в 8 - м классе по теме: "Чистые вещества и смеси"...

Урок "Чистые вещества и смеси" 7 класс

Урок "Чистые вещества и смеси" может быть включен в тематическое планирование, как в 7 , так и 8 классе на уроках химии. Урок построен в форме игры. Основные методы, используемые на уроке: игровые сит...

Презентация к уроку "Чистые вещества и смеси 7 класс"

Презентация к уроку "Чистые вещества и смеси" 7 класс...

Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)...

Опорный конспект к уроку по теме:Чистые вещества и смеси. 8 класс

8 класс. Опорный конспект по теме : Чистые вещества и смеси....

Технологическая карта по химии к уроку "Чистые вещества и смеси" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Чистые вещества и смеси" 8 класс Рудзитис, Фельдман...