Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
статья по химии на тему

Ицкович Татьяна Яковлевна
Из опыта работы Ицкович Татьяны Яковлевны, учителя химии I квалификационной категории МБОУ ООШ № 81 г. Краснодара "Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся" "...Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции" В. Сухомлинский Одна из областей моих профессиональных интересов - это «Овладение эффективными педагогическими технологиями и внедрение их в практику обучения и воспитания современных школьников». Среди прочих технологий, особое внимание я уделяю внимание использованию ИКТ как средствам повышения качества обучения химии и активизации познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар      

     основная общеобразовательная школа № 81

«Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Из опыта работы   Ицкович Татьяны Яковлевны,

учителя химии   I  квалификационной категории  МБОУ ООШ № 81  г. Краснодара

 

"...Урок — это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции" 

   В. Сухомлинский  

          Одна из областей моих профессиональных интересов - это «Овладение эффективными педагогическими технологиями и внедрение их в практику обучения и воспитания современных школьников».   Среди прочих технологий, особое внимание я уделяю ИКТ как средствам повышения качества обучения химии и  активизации познавательной деятельности учащихся

Цель мультмедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.  Иногда найденный яркий фрагмент заставляет изменить структуру занятия и дополнить его новым сюжетом, делающим учебный материал и более полным, и более «живым». Это позволяет, на мой взгляд, достигнуть не только «информационного», но и эмоционального воздействия на обучающегося. На основе этого интереса и эмоционального переживания материала можно организовать многочисленные активные формы обучения (ролевые игры, дискуссии, дебаты, тренинговые упражнения и т.д.).  Готовые уроки в виде презентаций - это и хорошо, и не очень. Они имеют свои плюсы и минусы. С одной стороны ничего не нужно писать на доске, с другой ребята их смотрят как мультфильмы. Я предпочитаю вполне законченную презентацию в которой есть проверка домашнего задания, объяснение, закрепление, проверка изученного.   В этом случае включаются все мыслительные процессы обучающихся: анализа, синтеза, умений формулировать и высказывать свои мысли, использование всех органов чувств для восприятия материала:    слышу,   вижу, пишу.

          Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько „передать" их, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому я    оставляю  при объяснении в презинтации „белые" пятна, которые ученики должны  заполнить или на уроке, или дома. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику,  Это позволяет воспринять единую изучаемую картину явлений, как следует осмыслить и понять входящие в нее вопросы. Такие  приемы  я  использовала  при  составлении  презентаций  к  урокам  «Азотная  кислота»,  «Серная  кислота».

     Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала  что  ведет к более глубокому погружению в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.     

       Для своих уроков, составляю презентации сама  или использую составленные   коллегами, но и их я перерабатываю. Как, например, презентации по темам: «Строение и электронные конфигурации атомов»,  «Электролитическая диссоциация», «Щелочные и щелочноземельные металлы».  В моей методической копилке имеются презентации по темам:

8 класс: «Ковалентная связь», «Кристаллические решетки», «Типы химических реакций», «Кислота- дама капризная».  

9 класс: «Водород: физические и химические свойства», «Сера: аллотропные модификации», «Серная кислота» ,«Галогены  «Фосфор или загадки собаки Баскервилей»,  и др.

      В своей работе я применяю электронные учебники, различные диски (“Уроки химии Кирилла и Мефодия”), Интернет – ресурсы,   видеофрагменты, учебные фильмы, демонстрационные и лабораторные опыты  по химии  , («Виртуальная лаборатория Химия 8-11 класс»).  Все они  помогают мне объяснить учебный материал, сделать урок понятным и красочным. Делюсь своими находками создан личный  мини-сайт (http://nsportal.ru/ tatyanaitskovich. ),  на котором размещены презентации к урокам, опыт использования современных технологий

         Урок был и остаётся основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. К современному уроку предъявляются самые высокие требования: развитие личностных качеств учащихся, использование различных приёмов обучения

          Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. Поэтому, применяя на уроке ЦОР, следует помнить о том, что современный ЦОР должен отвечать  двум необходимым условиям:

1). Насыщенность интерактивными компонентами, яркость,  наглядность, возможность показать то, что нельзя увидеть.

2). Обеспечение организации самостоятельной деятельности учащихся как субъектов познания, реализация диалоговых моделей взаимодействия с пользователем.

Мультимедийные средства обучения являются универсальными, поскольку могут быть использованы на разных этапах урока:

На уроке введения в тему считаю,  целесообразно применить компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point, чтобы представить  большой объём информации за короткое время. Это помогает структурировать материал, показать его в обобщенном виде.  Например Урок-презентация по теме "Сера"  в 9-х классов начинается со слайда  о строении  атома серы. Исходя из него, для серы будут характерны степени окисления -2, +2, +4 и +6. (Пояснение о возбужденном состоянии атома серы по слайду) по ходу всего урока используется презентация «Сера и ее свойства».Приложение 1

 Изучение нового материала, удобнее сочетать компьютерную презентацию с применением электронных дисков, выбрав заранее необходимые фрагменты. Например, можно использовать диски фирмы “1С: Репетитор”, “Неорганическая химия Кирилла и Мефодия”, где имеются электронные учебники по всему курсу химии. Данные диски наиболее соответствуют программным требованиям к преподаванию химии в школе.

Обобщение знаний. На уроках,  учитель сталкивается с проблемой большого объёма информации, которую следует обобщить, систематизировать. Здесь мне на помощь приходят готовые модули ОМС (Открытых образовательных Модульных мультимедийных систем) -  которые можно найти по адресу:   http: // www.shkola.edu.ru

Контрольные работы уже немыслимы без тестирования.  Регулярное проведение тестирования снижает негативное отношение к контролю, так как результат можно узнать сразу, а пробелы восполнить, вернувшись к нему на следующем уроке. Если  есть возможность индивидуальной работы с компьютером, то ученик самостоятельно изучает материал, проходит тестирование и работает над ликвидацией пробелов, используя электронный учебник, электронный репетитор или другой ресурс, подобранный учителем.(«1СОбразовательная коллекция») Контрольное тестирование можно подготовить в виде презентации. Однако в классах различных профилей тестовые задания должны различаться, в связи с этим я использую самостоятельно составленные тесты в программах Power Point, Exsel. Ученики и сами могут составить тесты по любым темам. При этом учатся правильно  формулировать вопрос, грамотно  организовывать предложенные ответы. Для этого я провожу уроки в кабинете информатики

Практическая и лабораторная работа, демонстрация. Не возможно изучение химии без эксперимента. Умение проводить, наблюдать и объяснять химический эксперимент является одним из самых важных компонентов химической грамотности. Работа в химической лаборатории с веществами и оборудованием, несомненно, имеет первостепенное значение для развития навыков постановки эксперимента. Но информационные технологии при обучении химии незаменимы в том случае, если идет изучение токсичных или взрывоопасных веществ. 

          Урок по  теме: "Галогены" : на уроке используется презентация «Хлор» ) .Раздел урока: Получение и нахождение в природе .

         На данном этапе урока ребята получают информацию через проектор, показывающий фрагмент с обучающего диска “Общая и неорганическая химия, 10-11 класс” (Лаборатория систем мультимедиа,), где рассказывается о том, что галогены в природе встречаются только в виде соединений и называются эти соединении, после этого ребятам сообщается об истории открытия элементов – галогенов. (слайды презентации ).А затем  сообщаю о том, что так, как галогены ядовиты, то нежелательно получать их в школьных условиях, многие ученые поплатились своим здоровьем при получении фтора, хлора (Шееле, Гельмонт), но возможно провести соответствующие опыты посредством виртуальной лаборатории, при помощи учебного электронного издания «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория»  Ребята получают хлор (виртуально, один ученик работает с компьютером, а остальные наблюдают через проектор).      После этого учащиеся записывают уравнения химических реакций, отражающих возможные способы получения галогенов самостоятельно и у доски, расставляют коэффициенты в уравнениях, используя метод «электронного баланса», проверяют результаты по слайду презентации

           Использовать виртуальную лабораторию удобно и в том случае если в лаборатории кабинета химии отсутствуют те или иные реактивы. В этом случае возможность проведения эксперимента в виртуальном мире является единственной.

        Виртуальные лабораторные работы в виде модулей ОМС (http://fcior.edu.ru/),  представлены в нескольких вариантах. Это моделирование молекул различных веществ, которые можно посмотреть в виде масштабных, шаростержневых, электронных, линейных моделей с указанием расстояния между атомами,  угла между связями. Ученик может вращать их в пространстве, управляя мышкой. Также представлены работы по распознаванию и синтезу веществ. Ученики могут работать индивидуально, работа сопровождается письменной и устной инструкцией. Можно посмотреть анимацию многократно. Оформление отчёта сопровождается фотографированием промежуточных результатов, записью уравнений реакций. Компьютер помогает учителю проследить за всеми тонкостями практической работы, чётким соблюдением техники безопасности, правильной последовательностью выполнения опытов, ведь на уроке учеников много, а учитель один и в обычном режиме работы он может не увидеть ошибки в работе учащихся.

      Виртуальная лаборатория  доступна, так как выложена в  «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» на сайте http: // www.school-collection.edu.ru, Ряд сайтов (http://chemistry-chemists.com, http://www.alhimikov.net) содержит  видеофрагменты, которые я также  использую для демонстрации на уроке.

  В результате урок более индивидуализирован.  Выполнение лабораторных опытов по компьютерной технологии вносит определенные особенности в учебный процесс. Появляется возможность постановки опытов не только в процессе изложения нового, но и при закреплении материала, обобщении знаний, решении экспериментальных задач.

Улучшается организация лабораторных и практических работ. Учащиеся имеют возможность индивидуально выполнять опыты, что не может не сказаться на развитии самостоятельности, на формировании общих лабораторных, организационных и других практических умений.

При выполнении виртуальных опытов происходит экономия учебного времени, которую целесообразно использовать для решения творческих экспериментальных задач, закрепления материала или правильного осмысления сути происходящих реакций.  

Диск «Виртуальная лаборатория» побуждает учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

Обучая детей химии,  применяю на своих уроках информационные технологии уже несколько лет.

Применение компьютера на уроках становится   методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делая занятия более наглядными и интересными, удается

  • интенсифицировать деятельность учителя и ученика;
  • повысить качество обучения по предмету;
  • отразить существенные стороны химических, биологических объектов, зримо воплощая в жизнь принцип наглядности;
  • выдвигать на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

.     Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с  моей точки зрения, является метод проектов.

       Метод проектов является  педагогической технологией, имеющей богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. Создание собственных презентаций к урокам вызвало живой интерес у учащихся к программе PowerPoint – и вот уже сами ребята предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам школьного курса. Так сама собой возникла проектная деятельность учащихся. Вместе мы освоили возможности программ: Publisher, Movie Maker и пр..Работа над проектами осуществляется следующим образом.

Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.

Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.

На этапе выполнения проекта в соответствии с поставленными задачами у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать  хиические процессы.

При подведении итогов работы у ребят формируются умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, работать в сотрудничестве.

Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.

При презентации проекта учащимся предоставляется возможность представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

           Работы: «Анализ физико-химического состава почвы учебно-опытного участка МБОУ ООШ №81», «Оценка загрязненности реки Кубань», «Исследование  некоторых продуктов питания  на наличие нитратов»,» Исследование почвы   и изучение влияния ионов   тяжелых металлов на живые организмы» и др., получили дипломы II и  III степени в краевом конкурсе юных исследователей природы. 

        В течение последних 3 лет у нас в школе проводится мониторинг, с помощью которого отслеживается уровень обученности учащихся и уровень сформированности информационной компетентности.

Уровень обученности по химии  и сформированности информационной компетентности учащихся за последние 3 года

2011-2012

2012-2013

2013-2014

качество знаний

27 %

33,3 %

56 %

уровень обученности

42,8 %

46,1 %

51,7 %

уровень информационной компетентности

53,2 %

61,5 %

70,3 %

Считаю, что получению положительных  результатов проведенного мониторинга способствовали следующие факторы:

- использование информационно-коммуникационных технологий, позволяющих через активизацию познавательной деятельности повысить уровень обученности учащихся;

- организация метода проектов учащихся с использованием ИКТ для формирования стойких навыков применения различных способов деятельности;

- создание комфортной обучающей среды через применение здоровьесберегающих технологий;

- положительная учебная мотивация у большинства учащихся;

- стойкий интерес учащихся к получению дополнительной информации по предмету.

      Я считаю, что эффект от применения компьютерных технологий в большей степени зависит от желания учителя постигать новое и умения использовать эти новые возможности.  

     Обобщая вышесказанное, хочется пожелать коллегам: «Не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь  только учитель, свободно владеющий современными формами работы,  может побудить интерес у учащихся к своему предмету!»

Используемая литература

1.В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.- Пб.: Знание, 2006.

2.О.В. Богомолова Об организации  проектной  деятельности  учащихся. Журнал Химия в школе.2008. №2

3.Осипова Т.А. Любознательность – путь к познанию. Химия в школе. 2001. №2.

 4. О.В. Богомолова Об организации  проектной  деятельности  учащихся. Журнал Химия в школе.2008. №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

С появлением компьютера и мультимедийных  программ по физике появилась возможность часть работ физического практикума для 10-11 класса проводить с использованием ИКТ - технологий.Компьютерн...

Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Какими бы хорошими знаниями предмета не обладал учитель, традиционный урок хоть и остается главной составной частью учебного процесса, однако мало способствует развитию и реализации способности учащих...

Работа с одаренными детьми: Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование игровых технологий на уроках истории как средство активизации познавательной деятельности учащихся....

Использование информационных технологий в преподавании ОБЖ как средство активизации познавательной деятельности учащихся

За годы трудовой деятельности сумела доказать, что урок ОБЖ так же значим, как и «основные учебные предметы».В соответствии с требованиями ФГОС большое внимание уделяю системно-деятельностному подходу...