Рабочие программы по химии 8-9 классы
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему

Рабочие программы составлены в соответствии с авторской программой О.С Габриеляна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ложкинская основная общеобразовательная школа»

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

________ Мерзликина Г.Ч.

  «______»_______________2015 г.

 «УТВЕРЖДАЮ»

Директор

__________ Ковалевская Л.И.

 Приказ № ____ от «_____»________________2015г.

Рабочая программа

по химии

8 класс

на 2015–2016 учебный год

        Составитель:  Ковалевская Л.И.

учитель химии  


Ложкино 2015 г.

Пояснительная записка

            Рабочая программа по химии в 8 классе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, на основе авторской программы «Программа курса химии для 8-11 классов образовательных учреждений» О.С.Габриеляна, издательство «Дрофа» 2011г., рекомендованная департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение химии в 8 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение химии в объёме 2 часов в неделю в течение  учебного года.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Изучение химии на базовом уровне  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Формы и методы, технологии обучения.

Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися, такие как лекция, беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, упражнения, решение задач, работа с книгой. Значительное

место в содержании курса отводится химическому эксперименту: демонстрационному,

лабораторному.

    Методы обучения: проблемный; объяснительно-иллюстративный ; репродуктивный ; метод проблемного изложения; частичнопоисковый или эвристический; исследовательский метод.

Формы контроля знаний и умений

      Текущий контроль уровня усвоения знаний осуществляется по результатам устного опроса, выполнения учащимися индивидуальных карточек, тестовых заданий.

      Промежуточный контроль уровня знаний учащихся предусматривает проведение самостоятельных работ, выполнение разноуровневых тестов.

Итоговый (тематический) контроль осуществляется с помощью контрольных и практических работ.

Нормы и критерии оценивания

1. Оценка устного ответа.

        Отметка «5» :

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

        Ответ «4» ;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З» :

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2» :

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

     Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4» :

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

-  допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.

        Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Оценка «5» ставится если верно выполнено  90 – 100 % заданий; «4» - 70 – 89 %;  «3» - 50 – 69 %;  «2»- менее 50 %.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Ученик должен знать:

  • важнейшие химические понятия: вещество,  химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь,   валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём,  растворы,  электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ,
  •  основные законы химии :сохранения  массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы, оксиды, кислоты, щёлочи;

Ученик должен уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях,
  • характеризовать: элементы малых периодов по  их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения  химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
  • экологически грамотного поведения  в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием

В авторскую программу внесены следующие изменения:

Принципиальным моментом является перепланирование изучения тем 5 и 7 - «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. Так практическую работу №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» провожу в теме «Введение», практическую работу №2 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» провожу в теме №3 «Соединения химических элементов»; практическую работу №3 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание», практическую работу №4 «Очистка загрязненной поваренной соли» и практическую работу №5 «Признаки химических реакций» провожу в теме №4 «Изменения, происходящие с веществами»; практическую работу №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» и практическую работу №7 «Решение экспериментальных задач» провожу в теме № 5 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Благодаря данной перепланировке логически изученные темы подтверждаются экспериментально.

      Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом.

     В химическом практикуме практическая работа «Анализ почвы и воды» заменена на «Очистка загрязненной поваренной соли», так как считаю, что материал данной работы более актуален на данном этапе обучения.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

по авторской программе

по рабочей

программе

1

Введение

4

5

2

Атомы химических элементов

10

10

3

Простые вещества

7

7

4

Соединения химических элементов

12

14

5

Изменения, происходящие с веществами

10

12

6

Практикум №1. Простейшие операции с веществом

5

-

7

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

18

20

8

Практикум №2. Свойства растворов электролитов

2

-

Итого:

68

68

Тематический поурочный план учебного предмета «Химия» 8 класс

(по учебнику автора Габриеляна О.С.,2 ч/н; 34 учебных недели, всего 68ч)

Номер

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Виды деятельности обучающихся

(лабораторные, практические, контрольные). Расчётные задачи.

ВВЕДЕНИЕ (5 ч)

1

Предмет химии. Вещества.

1

2

  Превращения веществ.

 Роль химии в жизни человека.

1

3

Практическая работа №1 «ПТБ при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

1

Практическая работа №1 «ПТБ при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

4

Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов.

1

5

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

1

Расчётные задачи:

1.Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.

2.Вычисление массовой доли химического элемента по его формуле.

ТЕМА №1 «АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ» (10ч)

6

Основные сведения о строении атомов.

1

7

Изотопы.

1

8

Строение электронных  оболочек   атомов химических элементов.

1

9

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов.

1

10

Ионная связь.

1

11

Ковалентная неполярная химическая связь.

1

12

Ковалентная полярная химическая связь.

1

13

Металлическая связь.

1

14

Обобщение и систематизация знаний по теме  «Атомы химических элементов».

1

15

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов».

1

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов».

ТЕМА №2 «ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА» (7ч)

16

Простые вещества - металлы.

1

17

Простые вещества -неметаллы.

1

18

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

1

19

Решение   задач   с использованием

понятий «количество вещества»,«молярнаямасса»,«число Авогадро».

1

Расчётные задачи: Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

20

Молярный объём газообразных веществ.

1

21

Решение   задач   с использованием

понятий «количество вещества»,«молярная         масса», «молярный объем», «число Авогадро».

1

Расчётные задачи: Расчёты с

использованиемпонятий «количество

вещества»,«молярнаямасса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

22

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

1

ТЕМА №3 «СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ» (14 ч)

23

Степень окисления.

1

24

Оксиды. Летучие водородные соединения.

1

Лабораторный опыт №1 «Знакомство с образцами оксидов».

25

Основания.

1

Лабораторный опыт №1 «Знакомство с образцами оснований».

26

Кислоты.

1

Лабораторный опыт №1 «Знакомство с образцами кислот».

27

Соли.

1

Лабораторный опыт №1 «Знакомство с образцами солей».

28

Соли.

1

29

Кристаллические решетки.

1

30

Чистые вещества и смеси.

1

Лабораторный опыт №2 «Разделение смесей»

31

Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли»

1

Практическая работа № 2«Очистка загрязненной поваренной соли»

32

Массовая и объёмная доля компонентов  смеси.

1

Расчётные задачи:

1.Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

33

Расчёты, связанные с использованием понятия «доля».

1

Расчётные задачи:

2.Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

3.Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

34

Практическая работа № 3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»

1

Практическая работа № 3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»

35

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Соединения химических элементов».

1

36

Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов».

1

Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов».

ТЕМА №4 «ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ» (12 ч).

37

Физические явления и химические реакции. Химические уравнения.

1

Лабораторный опыт №3 «Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге»

38

Практическая работа №4«Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»

1

Практическая работа №4«Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»

39

Составление уравнений химических реакций.

1

Расчётные задачи:

1.Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

40

Расчеты по химическим уравнениям.

1

Расчётные задачи:

2.Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

41

Реакции разложения.

1

42

Реакции соединения.

1

Лабораторный опыт №4 «Окисление меди в пламени спиртовки»

Лабораторный опыт №5 «Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа»

43

Реакции замещения.

1

Лабораторный опыт №6 «Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом»

44

Реакции обмена.

1

Лабораторный опыт №7 «Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты»

45

Практическая работа № 5«Признаки химических реакций»

1

Практическая работа № 5«Признаки химических реакций»

46

Типы химических реакций на примере свойств воды.

1

47

Обобщение и систематизация знаний  по теме «Изменения, происходящие с веществами»

1

48

Контрольная работа №3 по теме«Изменения, происходящие с веществами»

1

Контрольная работа №3 по теме«Изменения, происходящие с веществами»

ТЕМА № 5 «РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»

49

Растворение. Растворимость веществ в воде.

1

50

Электролитическая диссоциация.

1

51

Основные положения теории электролитической диссоциации.

1

52

Ионные уравнения.

1

53

Кислоты, их классификация и свойства.

1

Лабораторный опыт №8 «Реакции, характерные для растворов соляной кислоты»

54

Кислоты, их классификация и свойства.

1

55

Основания, их классификация и свойства.

1

Лабораторный опыт №9 «Реакции, характерные для растворов гидроксида натрия»

56

Основания, их классификация и свойства.

1

Лабораторный опыт №10 «Получение и свойства нерастворимого основания – Cu(OH)2»

57

Соли, их классификация и свойства.

1

Лабораторный опыт №11 «Реакции, характерные для растворов солей – CuCl2»

58

Соли, их классификация и свойства.

1

59

Оксиды, их классификация и свойства.

1

Лабораторный опыт №12 «Реакции, характерные для основных оксидов – CаO»

Лабораторный опыт №13 «Реакции, характерные для кислотных оксидов – CO2»

60

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

1

61

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

1

62

Окислительно – восстановительные реакции.

1

63

Окислительно – восстановительные реакции.

1

64

Практическая работа № 6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

1

Практическая работа № 6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

65

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач»

1

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач»

66

Обобщение и систематизация знаний  по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

1

67

Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

1

Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»

68

Обобщение и систематизация знаний по курсу неорганической химии 8 класса.

1

Всего уроков:

из них

68

контрольных работ

4

практических работ

7

лабораторных опытов

13

УМК

Учебно-методический комплект учителя:

  • 1. Габриелян О. С.,  Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 к л.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2002—2003.
  • 2.  Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2003—2005.
  • 4. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2008.
  • 5.  Габриелян О. С., Рунов Н. Н.,  Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа  2005 г.
  •         6. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия  в  тестах,   задачах,   упражнениях.   8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2007.

Учебный комплект учащихся

  •         1. Габриелян О. С. Химия. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009
  •   2.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2008.

Интернет-ресурсы

chem.msu.su

hemi.nsu.ru  

college.ru

school-sector.relarn.ru

alhimikov.net

alhimik.ru

chemworld.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии 10 - 11 классы к авторской программе Габриэляна О.С.

Предложены полностью разработанные программы по химии 10 - 11 класса...

Пояснительная записка к рабочей программы по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (Базовый уровень.

Пояснительная записка к рабочей программе по химии для 11 класса по программе О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень....

Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".

Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие лич­ности ребёнка за время его обучения и воспит...

рабочая программа по химии 8-9 класс по программе О.С. Габриелян 3 часа в неделю

Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.    Рабочая программа со...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....