Развитие внимания учащихся на уроках химии
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Задания на развитие внимания учащихся на уроках химии «Школьники привыкли глотать разжеванное, они лишены навыков сознательного усвоения — например, не задают вопросов преподавателю, не умеют эффективно конспектировать. Добиться активной работы в аудитории трудно. Внимание школьников висит на тонком волоске — почти как жизнь в реанимации. Поддержать внимание можно общением, т.е. часто обращаться с вопросами и добывать на них ответы. Взаимодействие должно быть непрерывным. Вот полезный прием - в каждой формуле пропускать один значок и спрашивать, что здесь должно быть?» (Л. Ашкинази). Итак, для развития внимания учащихся на уроках химии необходимо использовать задания:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_na_razvitie_myshleniya.docx265.54 КБ

Предварительный просмотр:

Задания на развитие внимания учащихся на уроках химии

«Школьники привыкли глотать разжеванное, они лишены навыков сознательного усвоения — например, не задают вопросов преподавателю, не умеют эффективно конспектировать. Добиться активной работы в аудитории трудно. Внимание школьников висит на тонком волоске — почти как жизнь в реанимации. Поддержать внимание можно общением, т.е. часто обращаться с вопросами и добывать на них ответы. Взаимодействие должно быть непрерывным. Вот полезный прием - в каждой формуле пропускать один значок и спрашивать, что здесь должно быть?» (Л. Ашкинази). Итак, для развития внимания учащихся на уроках химии необходимо использовать задания:

1. На пропуски элементов.

А. Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакции. Где возможно, укажите окислитель и восстановитель.

  1. 2HNO3 + ...→Cu(NO3)2 + H2O
  2. 4HNO3(p-p) + 3Ag → 3AgNO3 + ... + 2H2O
  3. 2HNO3 + ...→ 2NaNO3 + CO2 + H2O

Б. «Химический лабиринт» — определить отсутствующие формулы и

коэффициенты.

2. На лишние данные.

А. Задание «Исключите лишнее».

а) углерод, алмаз, карбид, графит, карбин;

б) антрацит, торф, кокс, нефть, стекло;

в) известняк, мел, мрамор, малахит;

г) кристаллическая сода, мрамор, поташ, каустик;

д) известковое молочко, пушонка, гашеная известь, известняк, известковая вода;

е) Li2C03, CaC03, K2CO3, (NH4)2CO3;

ж) О, S, Se, Po, Те, I;

з) S03,H2S04 , Na2S04, MgSO4,H2S03;
и) S° →S
+6, S° → S +4, S -2 → S°, S° → S -2;
к) CaO, Al, ZnCl
2, NaOH, H2S04, CO2;
л) NaHSO
4, KHSO3, Na2HPO4, KHSO4.

Б. Задание «Третий — лишний».

Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений.

HCI

CuO

H2SO4

NaOH

Fe(OH)3

KCI

SO2

Ba(NO3)2

N2O5

AI2O3

ZnBr2

CaCO3

3. На исправление ошибок.

В предложенной схеме прибора для получения водорода найдите ошибки и предложите правильное решение.

Экспериментально соберите прибор для получения водорода и докажите его наличие.

Ошибки:

  1. При взаимодействии серебра и азотной кислоты водород не образуется.
    Металл следует взять до водорода в ряду напряжений металлов.
  2. Кислоту лучше взять соляную.

  1. Вторую пробирку не закрывать, так как система должна быть открытой, и перевернуть ее вверх дном, так как водород легче воздуха.

С целью формирования воображения можно использовать химические сочинения и сказки, конструирование и моделирование некоторых химических объектов:

Страшная история о том, как химическая реакция не захотела идти, и как был нарушен один из законов математики

Два ученика - Коля и Толя - получали гидроксид хрома (III) из хлорида хрома (III).

Коля налил в пробирку раствор гидроксида калия и добавил раствор хлорида хрома (III).

Он очень удивился, увидев абсолютно прозрачный раствор без малейших признаков осадка.

Толя поступил иначе. Он налил в пробирку раствор соли и добавлял к ней по каплям раствор щелочи. И хотя Коля убеждал его, что все равно ничего не получится (ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется), в пробирке появился осадок гидроксида хрома (III).

Пришла Оля и добавила в пробирку Коли немного соляной кислоты; в пробирке появился такой же осадок, как и у Толи. Тут уж удивились и Коля, и Толя: всем известно, что кислота с собственной солью не может образовать осадок. Пришлось Оле объяснять друзьям, в чем тут дело. А чтобы было понятнее, она даже написала уравнения реакций. Попробуйте и Вы написать уравнения реакций, которые провели Коля, Толя и Оля.

К раствору гидроксида калия приливают раствор хлорида хрома (III), «ничего не получается»:____________________________________________________________.        

К этому же раствору Оля приливает немного соляной кислоты, выпадает осадок:        _____________________________________________________________.

К раствору хлорида хрома (III) приливают раствор гидроксида калия, выпадает осадок:________________________________________________________________.        

Почему в данном случае «от перемены мест слагаемых сумма изменилась»?

Развитию способности воображать помогают методы представления таких химических объектов, как химическая посуда, подготовленный к демонстрации химический эксперимент не на том месте, где они находятся, а где-то рядом.

Развитию сенсорного (чувственного) воображения способствуют серия приемов, направленных на его развитие.

После «пробы» на запах (или вкус) некоторых веществ (разрешенных в школе) вспомнить и мысленно представить себе запах (или вкус). После химического экспериментирования предложить учащимся представить и мысленно воспроизвести движения, которые они выполняли при проведении химического опыта.

Приучать учащихся запоминать различного рода информацию (факты, имена выдающихся химиков мира, новые химические термины, названия и т.п.), не прибегая к записям, и воспроизводить ее устно. Такого рода задания способствуют к тому же и развитию речи учащихся.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У КАЖДОГО РЕБЁНКА ЕСТЬ СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ. ДЕТИ ОТ ПРИРОДЫ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫ И ПОЛНЫ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПРОЯВИТЬ СВОИ ДАРОВАНИЯ НУЖНО ПРАВИЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО.

Использованные ресурсы.

Литература :

1. Аверина ,И.С., Е.И. Щебланова. Вербальный тест творческого

мышления „Необычное использование“. Пособие для школьных психологов. М., 1996.

2.Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся , учителей и родителей.-М.: АСТ-ПРЕСС,1999.

3.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

4.Ильиченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии.-М.: Просвещение, 1999.

5.Ольгин О. Опыты без взрывов.- М.: Химия, 1986.

6.Смирнов Ю.И. Мир химии.- Санкт-Петербург: М-Экспресс, 1995.

Интернет-ресурсы:

1.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271 www.mon.gov.ru

2. Положение о работе с одарёнными детьми. www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc

3. Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей http://www.effecton.ru/762.html

4.«Рабочая концепция одаренности» Д.Б.Богоявленской edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и развитие внимания учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

В работе представлены различные методы активизации непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания. Рассмотрен спектр заданий на развитие внимания, как...

Развитие внимания учащихся на уроках математики

В статье по теме : "Развитие внимания учащихся на уроках математики" описываются различные способы и упражнения на развитие внимания...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

Выявление и развитие способностей учащихся на уроках химии

Выявление и развитие способностей учащихся на уроках химии...

Развитие внимания, мышления учащихся на уроках химии (примеры)

интересные задания, способствующие развитию внимания и мышления учащихся...