Методическая разработка урока химии в 9 классе " Электролиты и неэлектролиты".
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Содержание учебного материала урока:

1. Зависимость электропроводности веществ от типа химической связи.

2. Понятия "электролиты" и "неэлектролиты".

3. Основные положения теории электролитической диссоциации.

4. Механизм диссоциации веществ с ионной связью.

5. Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_uroka.docx19.06 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока химии в 9 классе " Электролиты и неэлектролиты".

Цель урока - сформировать основные понятия темы, используя приёмы технологии развития критического мышления.

Обучающие задачи: дать понятия "электролиты", "неэлектролиты", установить зависимость электропроводимости растворов от типа химической связи вещества, познакомить с основными положениями теории электролитической диссоциации, рассмотреть механизмы диссоциации.

Развивающие задачи: продолжить формирование речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе химического эксперимента.

Воспитательные задачи: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию экологической культуры личности, создать условия для воспитания желания активно и интересно работать.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД: осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.

Личностные УУД: грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории.

Познавательные УУД: понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, схемах.

Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, прибор для определения электропроводности растворов.

Реактивы: дистиллированная вода, хлорид натрия, твёрдый гидроксид натрия, сахароза, раствор соляной кислоты, ледяная уксусная кислота.

 Содержание учебного материала урока:

1. Зависимость электропроводности веществ от типа химической связи.

2. Понятия "электролиты" и "неэлектролиты".

3. Основные положения теории электролитической диссоциации.

4. Механизм диссоциации веществ с ионной связью.

5. Механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной связью.

Этапы урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Вызов (актуализация знаний).

 

Здравствуйте! Хочу предложить вашему вниманию цитату И.В.Гёте "Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приблизиться к учителю" (слайд №1).

Вперёд к неизвестному! К новым знаниям!

.Включение в учебную деятельность. Учащиеся знакомятся с цитатой. При этом происходит пробуждение интереса к получению новой информации.

На следующем слайде (слайд № 2) тема нашего урока "электролиты и неэлектролиты". Давайте подберём однокоренные слова к теме урока. Это поможет нам понять с чем ранее известным нам связаны эти новые понятия.

Учащиеся подбирают однокоренные слова к словам "электролит" и "неэлектролит" (электричество, электрон, электроника...). Высказывают мысль о том, что сегодняшняя тема связана с электричеством, может быть с электронами.

Вопрос: что такое электричество? (Активизация межпредметной связи с физикой).

Ответ: электричество - это направленное движение заряженных частиц. (у учащихся происходит пробуждение имеющихся знаний).

Все ли вещества проводят электрический ток? Как это проверить? (Организуется фронтальное обсуждение проблемного вопроса).

Учащиеся предполагают, что нет. Учащиеся участвуют в коллективном обсуждении проблемы, используют речевые средства для аргументации своей позиции. Предполагают, что надо собрать электрическую цепь с лампочкой. которая будет загораться, если вещество проводит электрический ток.

Сейчас мы поверим проводят ли электрический ток сахар, поваренная соль, ледяная уксусная кислота, дистиллированная вода, раствор сахара. раствор поваренной соли, раствор соляной кислоты. Учитель демонстрирует опыт "Электропроводность растворов веществ с различным типом химической связи". Учитель предлагает по ходу опыта заполнять таблицу в тетради (вещества/проводят электрический ток/ не проводят электрический ток).

Учащиеся наблюдают за демонстрационным экспериментом, учатся безопасному обращению с веществами, заполняют таблицу, анализируют, сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи.

На основании ваших наблюдений и знаний об электрическом токе я прошу вас в парах составить кластер. Попытайтесь отразить в нем причину разности свойств.

Учащиеся составляют кластер. Взаимодействуют с партнером, делают выводы и умозаключения, дают определение понятиям.

Осмысление.

Учитель выписывает варианты кластеров на доске, наиболее полные оцениваются.

Учащиеся четко выражают свои мысли.

Учитель постепенно открывает полный кластер на слайде № 3.

Учащиеся занимаются самоконтролем и коррекцией своих знаний на основании полученной информации.

Для объяснения особого поведения электролитов в растворе и расплаве шведский учёный Сванте Аррениус в 1887 году выдвинул теорию, которую назвал теорией электролитической диссоциации. Давайте запишем основные положения этой теории. (Слайд 4).

Учащиеся активно работают с новой информацией - составляют конспект.

Главной причиной электролитической диссоциации в водном растворе является взаимодействие воды с электролитом. Напомните, что собой представляет молекула воды. Учитель демонстрирует слайд № 5 с изображением диполя воды.

Учащиеся повторяют строение молекулы воды, зарисовывают в тетради диполь воды.

Вызов.

Рассмотрим механизм диссоциации веществ с ионной связью на примере хлорида натрия. На слайде № 6 представлена так называемая перевернутая логическая цепочка.

  1. Диссоциация хлорида натрия.
  2. Гидратация – окружение молекулами воды ионов натрия и хлора. Образование гидратированных ионов.
  3. Ориентация полярных молекул воды вокруг кристалла хлорида натрия.

Установите верную последовательность стадий механизма.

Учащиеся работают со слайдом №6, устанавливают верную последовательность, объясняют свои действия.

Осмысление.

Проверка. Слайд №7.

Учащиеся производят коррекцию знаний. Записывают механизм в тетрадь.

Вызов.

Рассмотрим механизм диссоциации веществ с ковалентной полярной связью на примере соляной кислоты. Поработайте со слайдом №8. Подумайте сколько стадий, что на них происходит?

Учащиеся замечают, что добавилась ещё одна стадия, на которой меняется тип связи.

Поверка. Слайд №8 до конца.

Учащиеся корректируют знания, осуществляют самопроверку, записывают информацию в тетрадь.

Учитель задает домашнее задание. (слайд 9)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия.

Составьте синквейн по вариантам. I вариант - электролиты, II вариант - неэлектролиты. Учитель напоминает правила составления синквейна (слайд № 10).

  1. Тема (1 существительное).
  2. Описание темы (2 прилагательных).
  3. Описание действия в рамках темы (3 глагола)
  4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.
  5. Суть темы (1 слово).

Несколько синквейнов учитель выписывает на доску. Лучшие оцениваются.

Учащиеся систематизируют и обобщают знания, строят монологическое высказывание.

Учитель благодарит класс за работу на уроке, отмечает активных учащихся, выражает мнение относительно продуктивности каждого этапа урока.

Развитие эмпатии как осознанного понимания чувств других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Методическая разработка урока химии 8 класс " Соли: классификация, номенклатура, способы получения"

Урок разработан в ПО SMART Notebook для интерактивной доски SMART board. Акцент сделан на развитие мыслительной деятельности учащихся....

Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...

Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"

Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Это 2  урок в теме «Растворимость веществ. Растворы». Представлена технологическая карт...

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс

Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...

Методическая разработка урока химии "Электролиты и неэлектролиты" для учащихся 8 класса

При разработке урока использовались технологии проблемного обучения. В процессе урока школьники вовлекаются в процесс выявления, постановки и решения учебных проблем. Учебные проблемы выстроены в поря...