Выращивание кристаллов из растворов солей
план-конспект занятия по химии (8 класс) на тему

В материале представлен план - конспект занятия на кружке. В нем идет углубление материала о кристаллах и методике их выращивания. Так же показан итог этого занятия. Оно позволяет не только развивать любознательность, но и практические навыки. Причем все материалы доступны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Выращивание кристаллов из растворов солей»

Цели:

- изучить методику выращивания кристаллов; показать межпредметную связь; повторить технику безопасности работы со стеклянной посудой, приборами для нагревания, веществами;

-развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием, наблюдать, делать выводы;

-воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету.

Оборудование: медный купорос, поваренная соль, сосуды, приборы для нагревания, вода, нить, бумага, презентация  «Кристаллы».

План.

  1. Оргмомент.
  2. Основная часть.
  1. Вступительное слово учителя.
  2. По сказам П.П.Бажова.
  3. Удивительное рядом:

а) снег, лед;

б) морская соль.

в) кварц.

4) В пещере алхимика:

а) закладка опыта по выращиванию кристаллов медного купороса;

б) закладка опыта по выращиванию кристаллов поваренной соли.

III.  Заключительное слово учителя.

IV. Уборка рабочего места.

Конспект.

Учитель.  Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнем нашу работу с вопроса: «Какие  сказы П.П. Бажова вы читали?

1) Хозяйка медной горы.

2) Малахитовая шкатулка.

3) Серебряное копытце.

Учитель.  Хорошо. А о чем писал П.П.Бажов?

Ответы: О несметных сокровищах, скрытых в горах и охраняемых «таинственными силами».

Учитель.  Предлагаю вашему вниманию видеосюжет мультфильма «Серебряное копытце» по тексту П.П. Бажова:

« Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры из – под ножки – то камешками посыпались: красные, голубые, зеленные, бирюзовые, всякие…».  О чем этот сюжет?

Ответы: о минералах, кристаллах.

Учитель.  Верно. Отрадно, что вы увлекаетесь чтением, посмотрим, как обстоят дела с разгадыванием загадок. Слушаем  загадку, о чем она?

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке

Всё сквозные, вырезные,

А возьмешь вода в руке.

(Снежинки)

Учитель.  Верно снежинка. Как вы думаете, какое строение имеют снежинки, лед?

Ответы. Кристаллическое.

Учитель.  Перед вами фото морской соли, снега и льда, желатина, силикагелевых кристаллов.  Это тоже кристаллы.

Это тоже кристаллы. Каково же определение кристаллов?

Ученик. (Сообщение)

Кристаллы  - это вещества, в которых составляющие их частицы  (т. е. атомы, ионы, молекулы, группы атомов) расположены правильными симметричными, периодически повторяющимися рядами, сетками, решетками. Кристаллы растут из паров, растворов, расплавов и вырастают они в виде удивительно правильных  симметричных многогранников.

Удивительные многогранники издавна привлекали внимание людей.  Алхимики думали, что природные кристаллы были сотворены богом раз и навсегда. Лишь в конце 17 века поняли, что минералы растут как соли из воды.  Вывод: кристаллы не сотворены готовыми, а ВЫРАСТАЮТ в форме многогранников.  В земле, вырастают кристаллы природных минералов. На заводах и в лабораториях выращивают синтетические кристаллы.

   Учитель.

Сегодня вам предстоит заложить опыт по выращиванию  кристаллов медного купороса и поваренной соли. Повторим технику безопасности работы со стеклянной посудой, приборами для нагревания, веществами.

(повторяем)

Учитель.

У вас на столах методички, изучив их приступаем к постановке опыта. 

1.Способы выращивания.

 (1 группа)

Опыт № 1. Выращивание сульфата меди.

(2 группа)

Опыт № 2. Выращивание кристаллов поваренной соли.

Учитель.

Подведем итог нашего занятия словами У. Блейка: «то, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении». Сегодня мы заложили опыт доказывающий, что даже в школьной лаборатории можно вырастить кристаллы. Все очень ответственно отнеслись к постановке опытов, молодцы. Результаты  опытов  мы подведем позже. Опытные образцы сохраняем до следующих занятий и приводим в порядок рабочие места. На этом наше занятие окончено. До свидания.

(Ребята следуют указаниям)

 Методичка. 

Постановка эксперимента:

  1. готовим горячий  насыщенный раствор соли:

а) хлорида натрия,

б) сульфата меди,

  1.  охлаждаем  его,  чтобы излишек растворенного вещества не выпал в осадок (такой раствор называется пересыщенным),
  2. вводим затравку, кристаллик той же соли, подвешенный на нитке.
  3. прикрываем сосуд листом бумаги, ставим сосуд  в укромное место и ждать, пока не вырастут кристаллы,
  4. подливаем понемногу насыщенный раствор по мере испарения.

Ожидаемый результат:

      На нитке произойдет наращивание кристалликов соли.

Кристаллы темно - синего цвета (медный купорос).  

Кристаллы бесцветные – поваренной соли

Кубическая  кристаллическая решётка

a = b = c

α = β = γ = 90о

Поваренная соль

NaCI 1, 2

Триклинная  кристаллическая решётка

а; b; c

α ≠ β ≠ γ ≠ 90о

       CuSO4  · 5H2O

   (медный купорос).  

Приложение.

  1. Природные и искусственные кристаллы.

C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02189.jpg C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02181-1-1-1.jpg      C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02191-1.jpgC:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02191-1-1-1.jpg

C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02194.jpg C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02195-1.jpg C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02195-1-1.jpg

C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02209.jpg  C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM02212.jpg

  1. Кристаллы выращенные учащимися.

C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM01885.jpg C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM01941.jpg C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM01942-1.jpg 

C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM01943-1.jpg  C:\Users\user\Desktop\кристаллы\CAM01945-2.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природные кристаллы.

Слайд 2

Кристаллы льда и снега.

Слайд 3

Искусственно полученные кристаллы. Желатин пищевой. Силикагелевые кристаллы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кристаллы выращенные учащимися МКОУ «СОШ №2 г. Усть - Джегуты »

Слайд 2

Поликристаллы

Слайд 3

Монокристаллы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа учащихся "Выращивание кристаллов"

Цель творческой работы - познакомиться с кристаллами и способами их выращивания; вырастить кристаллы медного купороса, свинца, повареной соли....

Выращивание кристаллов соли в домашних условиях

Кристаллы получают в лаборатории, но бывают они и в природе. Наступила зима. Посмотрите вокруг: снежинки, морозные узоры на оконных стеклах и иней на ветках деревьев. Это кристаллы.Многие кристаллы – ...

Выращивание кристаллов

я очень люблю узнавать все новое и интересное, мне нравится экспериментировать, наблюдать и собирать коллекции. У меня есть своя коллекция минералов. Мне стало интересно узнать, можно ли вырастить кри...

Программа краткосрочного курса по выбору "Выращивание кристаллов"

Краткосрочный курс для учащихся 5-6 классов....

Выращивание кристаллов

Данный материал предназначен для учащихся 5-6х классов с целью формирования первичных навыков проведения химических опытов, изучения химичиских явлений....

Лабораторная работа: « Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании»

Цель работы: провести качественные реакции на белки и выяснить, под действием каких внешних факторов происходит денатурация...

Лабораторная работа Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Цель: овладение навыками проведения химических опытов, подтверждающих свойства белков и их нахождение в продуктах питания; познакомиться с реакциями, доказывающими наличие в белках ароматического коль...