Самоанализ урока "Решение комбинированных задач" в 9 классе
план-конспект занятия по химии (9 класс) на тему

Лопатина Светлана Алексеевна

У  учащихся сформированы знания и умения решать задачи, опираясь на основные понятия и расчетные формулы, которые использовали раньше. 

Целью данного занятия является формирование критического стиля мышления, развитие умений понимать скрытый смысл, находить, перерабатывать требуемую информацию, выстраивать логические схемы при решении комбинированных задач.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.tkm_.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Лопатина С.А.

учитель химии,

МКОУ Калачеевская СОШ №1

Класс

9 «В»

Тема

Решение комбинированных задач

Тип урока и его структура

Урок применения метапредметных и предметных знаний.

15-е  занятие в системе элективного курса «Использование алгоритмов на уроках химии»  (9 класс, 17 час.)

Этапы урока:

 I.   Организационный

 II.  Мотивация учебной деятельности.

       Стадия вызова.

 III. Изучение нового.

        Осмысление содержания.

 IV. Закрепление.

       Рефлексия.

Место данного урока в теме. Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

У  учащихся сформированы знания и умения решать задачи, опираясь на основные понятия и расчетные формулы, которые использовали раньше.  

Целью данного занятия является формирование критического стиля мышления, развитие умений понимать скрытый смысл, находить, перерабатывать требуемую информацию, выстраивать логические схемы при решении комбинированных задач.             

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.  Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока7

Группа из 15 учащихся 9 «В» класса проявляют устойчивый интерес к предмету, развитие  положительной рефлексии через проведение качественных опытов, успешное решение задач и удовлетворённость результатами своей деятельности  в рамках элективного курса. Данное  занятие разработано с учетом  углублённого изучения химии (задачи из материалов подготовительного курса МГУ, 2011 г.)

Какие УУД формировались в процессе урока?

Общеучебные универсальные учебные действия:

-применение имеющихся знаний в конкретной учебной ситуации

-умение формулировать собственную позицию

-поиск и выделение необходимой информации

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-владение монологической и диалогической формами речи

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

В процессе выстраивания работы  с учащимися на уроке я планировала сформировать следующие УУД

Личностные:

- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;  

-нравственно-этическая ориентация;

-оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;

-умение формулировать собственную позицию

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-проявление познавательной инициативы;

-знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта;

-структурирование знаний;

-смысловое чтение;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

-контроль и коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

-саморегуляция как  способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - владение монологической и диалогической формами речи;

-применение знаний в конкретной учебной ситуации

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

На стадии вызова учащимся предлагается провести анализ собственных знаний на предмет готовности производить расчетные вычисления, систематизировать информацию. Мотивация  учащихся к дальнейшей работе осуществляется посредством пробуждения интереса к получению новой информации (условие комбинированной задачи повышенной сложности)

Отбор содержания, форм, методов обучения в соответствии с целью урока. Главный этап и его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Сочетание методов обучения выбранное для объяснения нового материала.

Этапы урока:

 I.   Организационный

 II.  Мотивация учебной деятельности.

       Стадия вызова.

Прием «Инсерт». В течение 2 минут заполняют таблицу, вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, используя обозначения  (+, -, ?, !).

Прием «Чтение с остановками». Прочитав условие предложенной задачи, разбивают  текст на отдельные смысловые отрезки.

Прием «Кластер». Выделяют главное в условии задачи, составив кластер.

Прием «Мозговой штурм». Учитель проводит фронтальный опрос с целью быстро организовать порядок и проверить правильность в записях учащихся (условие задачи, формулы, уравнения реакций).

 III. Изучение нового.

        Осмысление содержания.

После того как смысловые акценты в задаче расставлены предлагается самостоятельно проанализировать ответы, поставленные на стадии вызова  в «Инсерт»-таблице, делают пометки на полях.  Систематизация  и дополнение   информации осуществляется в виде  обмена знаниями между учащимися в  форме  диалога, работы в парах.

Осмысление содержания задачи происходит при помощи приема «Кластер» или приема «Фишбоу. Прием «Фишбоу» помогает установить  логические связи между отдельными блоками  в задаче и составить план решения. Самостоятельно решают задачу, опираясь на собственные знания.

 IV. Закрепление.

       Рефлексия.

Форма «Диалог». Устанавливаются причинно-следственные связи между блоками задачи на стадии осмысления. Предлагаются другие варианты решения задачи (организация дискуссии). Проводится исследование по решению отдельных блоков задачи.

Делается вывод по проделанной работе:

  И ― Идентифицировали проблему

  Д ― Добрались до её сути

  Е ― Есть варианты решения!

  А ― А теперь за работу! (Выбрали из всех лучший вариант)

 Л ― Логические выводы

Таким образом, получили «ИДЕАЛ» и благодарность от учителя за урок.

Считаю, что главный этап урока-это осмысление, так  как именно на этом этапе:  

- происходит корректировка учеником поставленных целей обучения

- создаются условия для сохранения интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

- ученик постепенное продвигается  от знания «старого» к «новому»  - получению новой информации

Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

«Модель и способ»  

Занятие по элективному курсу  запланировано и проведено с использованием ТРКМ (Технологии развития критического мышления), направлено на формирование и развитие универсальных учебных навыков (УУД). В ходе занятия учащиеся применили знания по физике, математике, химии.

«Рисунок и схема»

Наглядность на доске в виде кластера и формул выполнена в деловом стиле  с минимальным набором цветов и шрифтов для удобства восприятия. Выполнили роль организующего звена на уроке.

Раздаточный  материал в виде таблиц «Инсерт»,  «Решить задачу» и схем «Фишбоу»,  «Главное в задаче» оказались понятными и полезными, так как значительно помогли сократить время по оформлению информации.

«Роль и позиция»

Ученики быстро включились в работу, проявили заинтересованность к данной теме. Особенно порадовали своей активностью Постригань К. и Яценко Н. Руководство учителя при выполнении заданий было пооперационным, исходя из задач урока.

«Содержание и форма»

При проведении урока применялись следующие формы организации работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Были использованы приемы: демонстрационные, графические, логические,  новизны,  создания проблемной ситуации, методические.  

«Изменение и развитие»

Основной принцип деятельности на уроке заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Рациональность  распределения времени, отведенное на все этапы урока. Логичность  «связок» между этими этапами.  Как другие этапы работали на главный этап?

Распределение времени, отведенное на все этапы урока,  было рациональным. В реальности, на уроке на 4 минуты понадобилось больше времени для самостоятельного решения задачи. Пришлось сократить  время на этапе «Закрепление».  Логичность связок между этапами урока прослеживалась.  

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

 Урок с применением электронной доски «Полимедиа» и компьютерной поддержки. Отбор дидактического материала производился  учителем.

Организация контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся. На каких этапах урока? Формы и методы осуществления контроля. Организация регулирования и коррекции знаний учащихся

На всех этапах урока осуществлялся самоконтроль, контроль.

При взаимодействии с учащимся  учитель на разных этапах урока использует ) индивидуальную  ( формирование реальной самооценки);  сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);  интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).

Оценка результатов урока. Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Цель урока достигнута. Большинство учащихся самостоятельно решили задачу повышенной сложности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока географиив 7 классе "Знакомая незнакомка Южная Америка"

На данном уроке  можно выделить основные  условия, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта на уроках географии. Это: оптимальное сочета...

Мультимедийная презентация самоанализа урока в 10 классе по УМК "Spotlight" под ред. В.Эванс

Представлен самоанализ урока в 10 классе по теме "Travelling on holidays"  под ред.В.Эванс и Дж.Дули, выполненный  в форме мультимедийной презентации....

Самоанализ урока биологии (7 класс) на конкурс "Учитель здоровья России - 2013"

Самоанализ урока биологии (7 класс) на конкурс "Учитель здоровья России - 2013"...

Самоанализ урока в 7 классе по теме "Наречие"

В рамках обобщения опытом был проведен урок-путешествие в 7 классе и дан самоанализ этого урока....

Самоанализ урока ФК 4 класс

При подготовке урока учитывались  индивидуальные, физиологические, психологические особенности данного классного коллектива. Согласно списочному составу в классе  34 человека, из них 18...