Программа занятий кружка "Юный естествоиспытатель"
рабочая программа по химии (5, 6 класс) на тему

Грязнова Оксана Юрьевна


Данная программа расчитана на два года обучения при недельной нагрузке 1 час. Возраст учасников кружка 5-6 класс. Очень актуально для учащихся , заинтересованных предметами естественно научного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_yunyy_estestvoispytatel.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №19»

Программа кружка «Юный естествоиспытатель»

Составитель:

 учитель химии первой категории

 Грязнова О.Ю.

Содержание программы

1-й год обучения

1 час в неделю

( 5 классы)

Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием. (4 часа)

Выборы  девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.

Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности.

Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования.

Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки. Нагревание и прокаливание.

Демонстрация фильма.

Раздел 2. Химия в быту ( 14 часов)

2.1. Кухня.(10 ч.)

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты».

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

2.2. Аптечка  (2 ч.)

Аптечный иод и его свойства. Почему иод надо держать в плотно закупоренной склянке.

«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Необычные свойства обычной зелёнки.

Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Что полезнее: аспирин или упсарин.

Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.

Перманганат калия, марганцовокислый калий, он же – «марганцовка». Необычные свойства марганцовки. Какую опасность может представлять марганцовка.

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.

Старые лекарства, как с ними поступить.

Чего не хватает в вашей аптечке.

2.3. Ванная комната или умывальник (2 ч.)

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного.

Щелочной характер хозяйственного мыла. Горит ли мыло. Что такое «жидкое мыло».

Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Кальцинированная сода и тринатрийфосфат – для чего они здесь.

Соль для ванны и опыты с ней.

2.4. Туалетный столик (1 ч.)

Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому изготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.

2.5. Папин «бардачок» (3 ч.)

Каких только химикатов здесь нет – и все опасные!

Паяльная кислота это на самом деле кислота? Суперклеи и другие строительные материалы. Кто такие «токсикоманы» и на что они себя обрекают. Электролит – это что-то знакомое.

Бензин, керосин и другие «- ины».

Обыкновенный цемент и его опасные свойства.

2.6. Садовый участок  (1 ч.)

Медный и другие купоросы. Можно ли хранить медный купорос в алюминиевой посуде.

Ядохимикаты. Забытые ядохимикаты: что с ними делать.

Минеральные удобрения. Значение различных минеральных удобрений. Чем опасны нитраты. Как распознать минеральные удобрения. Как долго хранят минеральные удобрения.

Раздел 3. Химия за пределами дома (15часов)

3.1 Магазин. ( 5 ч.)

Домашняя лаборатория из хозяйственного и продуктового магазина.

Экскурсия Магазин «Дом. Сад. Огород». Серный цвет и сера молотая. Отбеливатель «Персоль».

Калиевая селитра. Каустическая сода. Кислота для пайки металла. Растворители. Керосин и другое бытовое топливо.

Минеральные удобрения и ядохимикаты.

Раствор аммиака. Стеклоочистители.

Экскурсия в хозяйственный магазин каждому необходим.

Экскурсия в магазин «Продукты». Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички.

Знакомые незнакомцы.

Могут ли представлять опасность вещества из хозяйственного и продуктового магазинов.

3.2. Аптека. ( 3 ч.)

Экскурсия Аптека – рай для химика.

Аптечный иод, чем он отличается от истинного иода.

Марганцовка и глицерин – опасное сочетание.

Формалин. Как посеребрить монету и стекло.

Салициловая кислота и салицилаты. А ещё какие кислоты есть в аптеке. Желудочный сок.

Необычный препарат «Ликоподий».

Эта вкусная и полезная глюкоза. Химические свойства и применение глюкозы.

Спирт и спиртовые настойки. Сорбит: тоже спирт.

Эфиры из аптеки. Мазь «Вьетнамский бальзам».

Перекись водорода, активированный уголь и другие старые знакомые.

Кто готовит и продаёт нам лекарства.

3.3. Берег озера Белое ( 7ч.)

Крупные открытия иногда делают случайно. Что можно найти на берегах наших рек и озер?

Карбонаты вместе с силикатами составляют основу земной коры. Как обнаружить в природе карбонатные минералы и горные породы.

Есть ли у нас железная руда. Чем полезен неглазурованный фарфор.

Медная руда не такая уж редкая. Как отличить медный колчедан от золота.

Подведение итогов. ( 1 часа)

По окончанию I года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека.
  • Когда соль – яд.
  • Полезные и вредные черты сахара.
  • Что такое «антиоксиданты».
  • Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.
  • Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
  • Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и
  • вкусовые добавки.
  • Почему иод надо держать в плотнозакупоренной склянке.
  • Свойства обычной зелёнки, перекиси водорода, свойства
  • марганцовки.
  • Что полезнее: аспирин или упсарин.
  • Какую опасность может представлять марганцовка.
  • Как поступить со старые лекарствами.
  • Отличие хозяйственного мыла от туалетного.
  • Какие порошки самые опасные
  • Кто такие «токсикоманы»
  • Чем опасны нитраты.
  • Значение различных минеральных удобрений.
  • Керосин и другое бытовое топливо.
  • Уметь:
  • Обращаться с лабораторным оборудование и веществами, соблюдая правила техники безопасности
  • Проводить простейшие опыты, исследования
  • Применять полученные знания на практике и в быту;
  • Производить простейшие расчеты.

Содержание программы кружка «Юный естествоиспытатель»

2-й год обучения

(6 класс)

Раздел 1. Введение ( 7 часов.)

Школьная химическая лаборатория: реактивы, посуда, оборудование.

Оборудование для практических и лабораторных работ по химии. Приборы. Нагреватели и меры предосторожности при работе с ними. Электрические приборы. Выпрямитель тока и электролизёр, приёмы безопасной работы с ними. Механические и стеклянные приборы. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории

Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.

Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

Общие правила техники безопасности в кабинете химии.

Демонстрация фильма.

Раздел №2. Мы в мире химии (27 часов).

2.1. Биосфера – среда жизни человека (2 ч).

Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, уменьшение озонового слоя, загрязнения тяжёлыми металлами, нефтепродуктами; кислотные дожди.

2.2. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (5 ч).

Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.

Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Его значение для жизни на Земле и нарушение целостности.

Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выброса углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Водородное топливо. Перспективы использования альтернативных источников энергии: ветра, солнца. Международное законодательство по проблеме охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.

Практическая работа №1 . Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Химическое загрязнение атмосферы. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность.

2.3. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (4 ч).

Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода - универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.

Практическая работа №2 . Анализ водопроводной и технической воды. Сравнение чистой и загрязнённой воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования.

Практическая работа №3. Определение жёсткости воды.

2.4. Пища, которую мы едим (4 ч).

Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.

Практическая работа №4. Определение нитратов в плодах и овощах.

Практическая работа №5 . Анализ состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка пищевых добавок, их значение и действие на организм человека.

25. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье

человека (13 ч).

Пылевые загрязнения помещений. Влияние шума на здоровье человека. Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.

Практическая работа №6. Определение относительной запылённости воздуха в помещениях.

Подведение итогов (2 ч).

По окончанию II года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • качественный и количественный состав воздуха;
  • последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
  • проблему загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
  • роль озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);
  • примерный качественный состав природных вод;
  • роль воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;
  • методы очистки пресной воды от загрязнений;
  • нормирование качества питьевой воды;
  • проблему загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
  • проблему пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
  • проблему содержания понятия «парниковый эффект»,
  • проблему «кислотных дождей», пути решения проблемы;
  • состав пищи, пищевых добавках, их действии на организм;
  • проблему, связанною с избытком минеральных удобрений в почве;
  • состав строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;
  • основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;
  • законодательство в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
  • экологические проблемы местного значения;
  • роль химии в решении экологических проблем.

Уметь:

  • составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
  • оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
  • раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;
  • бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
  • применять простейшие методы очистки питьевой воды;
  • анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;
  • использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.
  • вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
  • оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.

Механизм отслеживания получаемых результатов.

1) на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, реферат);

2) на развитие внимания (ребус), памяти (проверочные карточки, кроссворд, тест, викторина);

3) на развитие воображения (аукцион);

4) на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус);

5) на развитие речи учащихся (культурологическая игра, зачет и семинар с игровыми элементами);

6) на проверку знаний фактического материала (зачет, олимпиада, тест, викторина, проверочные карточки);

7) на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, реферат).

Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах занятия: в начале занятия, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать занятия можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.

Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.

Ожидаемые результаты

Повысить свой общекультурный уровень. Научится находить необходимый материал в различных источниках (книги, Интернет и др.) Создавать и представлять доклады в форме презентаций. Пользоваться химической посудой, реактивами и проводить простейшие химические опыты. Соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.

Информационно-коммуникативные средства

  • Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии
  • Электронные библиотеки по курсу химии
  • Электронные базы данных по всем разделам курса химии

Технические средства обучения

  • Компьютер мультимедийный (с пакетом прикладных программ (текстовых таблиц, графических и презентационных); с возможностью подключения к Интернет; аудио и видео выходы, приводами для чтения и записи компакт-дисков. Оснащен акустической колонкой, и наушниками)
  • Экран проекционный

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента общего назначения
  • Демонстрационные набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии
  • Специализированные приборы и аппараты
  • Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии
  • Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента
  • Модели.
  • Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда.
  • Набор для моделирования строения неорганических веществ
  • Набор для моделирования строения органических веществ
  • Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации)
  • Набор для моделирования строения атомов и молекул
  • Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Модели - электронные стенды.

Литература

  1. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.
  2. Алексинский В.Н.Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
  3. Галичкина О,В,. Занимательная химия на уроках в 8-11 классах: тематические кроссворды.- Волгогра: Учитель, 2005.-119с.
  4. Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. // Химия в школе. -2,2000.
  5. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.-М.: 5 за занния, 2007.- 208с.
  6. Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. – Мн.: Изд. ООО «Красикопринт», 1996. – 208с.
  7. Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. – Химия в школе, 5-2004.
  8. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
  9. Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. – Химия в школе. 5,1997.
  10. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, 2004.-120с.
  11. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
  12. Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьём. //Химия в школе. – 3,2004.
  13. Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.
  14. Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.
  15. Степин Б.Д.,Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. «ДРОФА», М., 2002
  16. Ширшина Н.В.Сборник элективных курсов., Волгоград. Учитель, 2008г.
  17. Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. – Химия в школе.3-2001.

Интернет ресурсы.

  1. http://hemi.wallst.ru/ - Экспериментальный учебник по общей химии для 8-11 классов, предназначенный как для изучения химии "с нуля", так и для подготовки к экзаменам.
  2. http://www.en.edu.ru/ – Естественно-научный образовательный портал.
  3. http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК - ваш помощник, лоцман в море химических веществ и явлений.
  4. http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир Химии. Качественные реакции и получение веществ, примеры. Справочные таблицы. Известные ученые - химики.
  5. http://chemistry.r2.ru/ – Химия для школьников.
  6. http://college.ru/chemistry/index.php - Открытый колледж: химия. На сайте в открытом доступе размещен учебник курса «Открытая Химия 2.5», интерактивные Java-апплеты (модели), on-line-справочник свойств всех известных химических элементов, обзор Интернет-ресурсов по химии постоянно обновляется. "Хрестоматия" – это рубрика, где собраны аннотированные ссылки на электронные версии различных материалов, имеющиеся в сети.
  7. http://grokhovs.chat.ru/chemhist.html - Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века.
  8. http://www.bolshe.ru/book/id=240 - Возникновение и развитие науки химии.
  9. http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/krov.htm. Занимательные опыты по химии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

Конспект индивидуального занятия для дошкольников с применением развивающих компьютерных программ. Занятие 2.

Занятие составленно с применением развивающей компьютерной программы "Комплексная прграмма развития интеллекта". Используются задания направленные  на развитие сенсомоторики детей с ОНР...

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Естествоиспытатели»

Рабочая программа «Естествоиспытатели» составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности Д.В. Григорьева, П.В. Степанова - М: «Просвещение», 2011. Настоящая прог...

Программа занятий для учащихся 5-х классов «Умники и умницы» в рамках психолого-педагогического сопровождения программы «Одаренные дети»

Программа из 10 занятий, направленных на развитвие познавательных психических процессов, мотивационной и коммуникативной сфер для учащихся 5-х классов...