Главные вкладки

    Критерии оценивания разных видов работ на уроках химии и биологии.
    материал по химии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Жураковская Любовь Мэнировна

    В данном материале представлены критерии оценки разных видов работ по химии и биологии ( устных и письменных работ)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kriterii_otsenki_po_himii_i_biologii.docx28.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по биологии

    1. Оценка устных ответов

    Отметка "5" ставится, если ученик:

    - Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного

    материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений

    и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

    - Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного

    материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать

    ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано

    делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на

    основе ранее приобретѐнных знаний) и внутрипредметные связи, творчески

    применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно,

    чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал.

    -Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием

    принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное

    определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при

    ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал

    литературным  языком;  правильно  и  обстоятельно  отвечать  на

    дополнительные  вопросы  учителя;  самостоятельно  и  рационально

    использовать  наглядные  пособия,  справочные  материалы,  учебник,

    дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных

    обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для

    доказательства выводов из наблюдений и опытов.

    - Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в

    решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного

    недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет

    необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками,

    картами,  сопутствующими  ответу;  записи,  сопровождающие  ответ,

    соответствуют требованиям.

    Отметка "4" ставится, если ученик:

    - Показывает знания всего изученного программного материала. Даѐт полный

    и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные

    ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного материала, небольшие

    неточности при использовании научных терминов или в выводах,

    обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определѐнной логической

    последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не

    более двух недочѐтов, которые может исправить самостоятельно при

    требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ

    конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы

    учителя.

    - Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале;

    на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать

    внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике

    в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной

    речи; использовать при ответе научные термины.

    - Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой,

    учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает

    медленно).

    Отметка "3" ставится, если ученик:

    - Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не

    препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

    - Излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда

    последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных

    знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает

    ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства

    выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их

    изложении; даѐт нечѐткие определения понятий.

    - Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения

    задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных

    явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя

    или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает

    отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская

    одну-две  грубые  ошибки.

    Отметка "2" ставится, если ученик:

    - Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или

    не понимает значительную часть программного материала в пределах

    поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

    - Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при

    решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

    - При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не

    может  исправить  даже  при  помощи  учителя.

    Примечание

    По окончании устного ответа учащегося педагогом даѐтся краткий анализ

    ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других

    учащихся  для  анализа  ответа.

    2.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

    Отметка «5» ставится, если ученик:

    - Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочѐта.

    Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных

    работ.

    Отметка «4» ставится, если ученик:

    - Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более

    одной негрубой ошибки и одного недочѐта и /или/ не более двух недочѐтов.

    - Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных

    работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

    Отметка «3» ставится, если ученик:

    - Правильно выполняет не менее половины работы.

    - Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной

    негрубой ошибки и одного недочѐта, или не более трѐх негрубых ошибок,

    или одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов, или при отсутствии ошибок,

    но при наличии пяти недочѐтов.

    - Допускает  незначительное  несоблюдение  основных  норм  культуры

    письменной речи, правил оформления письменных работ.

    Отметка «2» ставится, если ученик:

    - Правильно выполняет менее половины письменной работы.

    - Допускает число ошибок и недочѐтов, превосходящее норму, при которой

    может быть выставлена отметка "3".

    - Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной

    речи,  правил  оформления  письменных  работ.

    Примечание

    Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая

    предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном

    варианте. Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как

    правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и

    устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.

    3. Оценка практических и лабораторных работ

    Лабораторная работа – это работа, которая проводится в лаборатории с

    применением лабораторного оборудования. Большая часть лабораторных

    работ являются обучающими и занимают часть урока. Могут оцениваться

    выборочно.

    Практическая работа может проводиться в лаборатории, учебном

    кабинете, в школьном дворе, на берегу реки и т.д. с применением или без

    применения лабораторного оборудования.

    Отметка « 5 » ставится, если ученик:

    - Выполняет работу в полном объеме в соответствии с инструкцией, с

    соблюдением необходимой последовательности проведения опытов,

    измерений и других видов работ, предложенных в инструкции.

    - Грамотно, логично описывает ход работы, грамотно формулирует

    выводы, точно и аккуратно выполняет все необходимые записи,

    таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

    - Соблюдает организационно-трудовые умения: поддержание чистоты

    рабочего места, порядка на рабочем столе, экономно расходует

    материалы, соблюдает правила техники безопасности.

    Отметка « 4 » ставится, если ученик:

    - Выполняет работу в полном объеме в соответствии с требованиями

    при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях,

    измерениях и т.д. два-три недочета или одну негрубую ошибку и

    один недочет.

    - При оформлении работы допускает неточности в описании хода

    действий, делает неполные выводы, обобщения.

    Отметка « 3 » ставится, если ученик:

    - Правильно выполняет не менее 50% работы, однако объем

    выполненной части работы таков, что позволяет получить верные

    результаты и сделать верные выводы, соответствующие цели работы.

    - При выполнении работы обращается за помощью к учителю; в ходе

    проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки,

    неточно формулирует выводы, обобщения.

    - Выполняет работу, частично не соответствующую инструкции, или

    выполняет ее нерационально, что приводит к получению результатов с

    большими погрешностями; допускает ошибки, которые составляют не

    более 50% от общего объема работы, не имеют для данной работы

    принципиального значения, но влияют на результат выполнения.

    - Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении,

    в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую

    исправляет по требованию учителя.

    Отметка « 2 » ставится, если ученик :

    - Выполняет работу не полностью и объем выполненной части не

    позволяет сделать правильные выводы и обобщения.

    - Допускает грубые ошибки в ходе работы, которые не может исправить

    по требованию педагога или неверно выполняет измерения,

    вычисления, наблюдения.

    4. Оценка за наблюдением объектов

    Отметка «5» ставится, если ученик:

    - Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

    - Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

    - Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает

    обобщения, выводы.

    Отметка "4" ставится, если ученик:

    - Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

    - Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных

    признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

    - Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

    Отметка "3" ставится, если ученик:

    - Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении

    наблюдений по заданию учителя.

    - При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса

    называет лишь некоторые из них.

    - Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений

    и выводов.

    Отметка "2" ставится, если ученик:

    - Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию

    учителя.

    - Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

    - Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов

    наблюдений и выводов.

    Примечание

    Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до

    сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчѐта.

    Общая классификация ошибок

    При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые

    и негрубые), недочѐты в соответствии с возрастом учащихся.

    Грубыми считаются ошибки:

    - незнание определения основных понятий, законов, правил, основных

    положений , теории, незнание формул, общепринятых символов

    обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих

    единиц;

    - неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;

    - неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;

    - неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;

    - неумение подготовить установку или лабораторное оборудование,

    провести опыт, наблюдение, сделать необходимые расчѐты или

    использовать полученные данные для выводов;

    - неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;

    - нарушение техники безопасности, небрежное отношение к

    оборудованию, приборам, материалам.

    К негрубым относятся ошибки:

    - неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий,

    вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого

    понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;

    - ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не

    связанные с определением цены деления шкалы;

    - ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта,

    наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

    - ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;

    - нерациональный метод решения задачи, выполнения части

    практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа

    (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов

    второстепенными);

    - нерациональные методы работы со справочной литературой;

    - неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

    Недочѐтами являются:

    - нерациональные приѐмы вычислений и преобразований, выполнения

    опытов, наблюдений, практических заданий;

    - арифметические ошибки в вычислениях;

    - небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;

    - орфографические и пунктуационные ошибки.

    5.Оценка знаний учащихся на промежуточной аттестации по биологии

    При проведении промежуточной аттестации могут быть использованы

    следующие формы:

    - контрольная работа;

    - билеты;

    - тестирование.

            Общие критерии оценивания на промежуточной аттестации за устные ответы

    и письменные работы по биологии, определены в пунктах 1 и 2.

    Структура работы на промежуточной аттестации

    В работу включены все вопросы программного материала по биологии.

    Всего в тесте 21 задание. К каждому заданию предложено 4 варианта

    ответов, из которых только один является верным.

    Система оценивания результатов

    Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

    Максимальное количество баллов за работу -21.

    Отметка «5» - 80-100% от максимальной суммы баллов

    Отметка «4» - 60-80% от максимальной суммы баллов

    Отметка «3» - 40-60% от максимальной суммы баллов

    Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов

    Критерии оценки знаний умений и навыков учащихся по химии

    1. 1. Оценка устного ответа

    Отметка «5» ставится, если:

    • ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

    • материал изложен в определенной логической последовательности,

    литературным языком;

    • ответ самостоятельный.

    Отметка «4» ставится, если:

    ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

    • материал изложен в определенной логической последовательности, при этом

    допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию

    учителя.

    Отметка «3» ставится, если:

    • ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ

    неполный, несвязный.

    Отметка«2» ставится, если:

    - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания

    учебного материала или допущены существенные ошибки, которые

    учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

    2. 2.Оценка письменных работ

    3.

    3.1. 2.1.Оценка экспериментальных умений

    Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного

    отчета за работу.

    Отметка «5» ставится, если:

    • работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения

    и выводы;

    • эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил

    работы с веществами и оборудованием;

    • проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота

    рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

    Отметка «4» ставится, если:

    • работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но

    при  этом  эксперимент  проведен  не  полностью  или  допущены

    несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

    Отметка«3» ставится, если:

    • работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена

    существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении

    работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с

    веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

    Отметка «2» ставится, если:

    • допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в

    объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники

    безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся

    не может исправить даже по требованию учителя.

    3.2. 2.2. Оценка умений решать экспериментальные задачи

    Отметка «5» ставится, если:

    • план решения составлен правильно;

    • правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

    • дано полное объяснение и сделаны выводы.

    Отметка «4» ставится, если:

    • план решения составлен правильно;

    • правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при

    этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и

    выводах.

    Отметка «3» ставится, если:

    • план решения составлен правильно;

    •правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но

    допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

    Отметка «2» ставится, если:

    • допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических

    реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

    3.3. 2.3. Оценка умений решать расчетные задачи

    Отметка «5» ставится, если:

    • в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена

    рациональным способом.

    Отметка «4» ставится, если:

    •в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача

    решена  нерациональным  способом  или  допущено  не  более  двух

    несущественных ошибок.

    Отметка «3» ставится, если:

    •в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена

    существенная ошибка в математических расчетах.

    Отметка «2» ставится, если:

    •имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в

    решении.

    3.4. 3. Оценка письменных контрольных работ

    Отметка «5» ставится, если:

    •ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

    Отметка «4» ставится, если:

    •ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

    Отметка «3» ставится, если:

    •работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная

    ошибка и при этом две-три несущественные.

    Отметка «2» ставится, если:

    •работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько

    существенных ошибок.

    Примечание

    При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо

    учитывать требования единого орфографического режима.

    Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие

    при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

    Общая классификация ошибок.

    При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или

    несущественные).

    Существенные  ошибки  связаны  с  недостаточной  глубиной  и

    осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные

    признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно

    сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить

    теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении

    причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

    Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например,

    упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества,

    процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнима-

    тельности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном

    виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

    Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных

    ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

    4.Оценка знаний учащихся на промежуточной аттестации по химии

    При проведении промежуточной аттестации могут быть использованы

    следующие формы:

    - контрольная работа;

    - билеты;

    - тестирование.

            Общие критерии оценивания на промежуточной аттестации за устные ответы

    и письменные работы по химии, определены в пунктах 1, 3.

    Структура работы на промежуточной аттестации

    В работу включены все вопросы программного материала по химии.

    Всего в тесте 21 задание. К каждому заданию предложено 4 варианта

    ответов, из которых только один является верным.

    Система оценивания результатов

    Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

    Максимальное количество баллов за работу -21.

    Отметка «5» - 80-100% от максимальной суммы баллов

    Отметка «4» - 60-80% от максимальной суммы баллов

    Отметка «3» - 40-60% от максимальной суммы баллов

    Отметка «2» - 0-40% от максимальной суммы баллов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся

     В процессе обучения учащимся  необходимо овладевать  знаниями и приобретать  умения самостоятельного учебного труда .  В программах по химии и биологии пред...

    Критерии оценивания различных видов работ прописаны в нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

    Данный материал освещает контрольно-оценочную деятельность учителя, соблюдая принципы гласности и открытости....

    Критерии оценивания различных видов работ

    В данной статье приведены критерии оценивания различных видов работ, применяемых при проведении уроков географии....

    Критерии оценивания различных видов работ по физической культуре

    Кроме оценок за физическую подготовленность ставит оценки за освоение знаний и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки можно определять  не вступая в ...

    Выступление на педагогическом совете по теме "Виды работ на уроках химии"

    Химия вокруг нас» – это часто встречающееся утверждение неточно. Химия не только вокруг нас, но и внутри нас....

    Критерии оценивания различных видов деятельности на уроках английского языка

    Критерии оценивания различных видов деятельности на уроках английского языка...