Урок по теме: "Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Платонова Анжела Юрьевна

Конспект урока, презентация и приложение по теме: "Электролитическая диссоциация".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

«Электролитическая диссоциация»  

Цель урока

Предметная  - формирование понятия об электролитах на основе экспериментально-исследовательской деятельности учащихся.

Воспитательная  – воспитание у учащихся организованности, умения вести познавтельную деятельность в группе, умение сотрудничать в решении поставленных задач.

Развивающая – развитие учебно-познавательных, учебно-интелектуальных умений, формирование ИК компетенций посредством экспериментальной и аналитической деятельности.

Планируемый результат

 Формирование УУД

  1. Познавательные – умения ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; умения ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы: выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
  2. Коммуникативные – умение работать в группах, умение слушать мнение членов группы, оценки разных точек зрения. Владение культурой речи, дискуссии.
  3. Регулятивные - определение учебных задач, сравнение полученных результатов с учебной задачей, оценивание своей учебной деятельности, определение проблем своей учебной деятельности.
  4. Информационные – владение навыком аналитической деятельности, составления плана работы (исследования), составления плана и проведение согласно плану экспериментальной работы (исследования).

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Физика (физические явления)  

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Исследовательская деятельность в группах.

Учебник химии 8  класса, рабочая тетрадь, тематическая наглядность, магнитная доска, компьютер, проектор, бланки для заполнения, наборы химического оборудования и реактивов для проведения эксперимента.  

Презентация к уроку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихя

УУД

Предметные умения

Этап 1. Организационный (2 мин)

Приветствует ребят. (Слайд 1)

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Личностные (смыслообра- зование).

Этап 2. Проверка домашнего задания (6 мин)

Вступительное слово: Итак, на прошлом уроке мы с вами познакомились с растворением веществ в воде. Выполните в тетрадях для проверочных работ следующее задание (тест). Дается 2 варианта заданий. (Слайд 2,3)
Вариант 1.
1. Однородная система, состоящая из частиц растворѐнного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия: А) сплав; Б) раствор; В) сложное вещество.
2. Растворимость твѐрдых веществ в воде с повышением температуры: А) увеличивается; Б) уменьшается; В) не изменяется.  
3. Раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется: А) перенасыщенный; Б) ненасыщенный; В) насыщенный.
4. Медный купорос имеет формулу: А) CaSO
4 · 2H2O; Б) Na2SO4 · 10H2O; В) CuSO4 · 5H2O.  
5. Вещества, которые хорошо растворяются в воде: А) Хлорид калия Б) Сульфат бария В) Нитрат серебра Г) Серная кислота Д) Гидроксид железа (III)
Вариант 2.
1. Соединения, образующиеся при взаимодействии веществ с водой: А) гидраты; Б) растворы; В) сложные вещества.
2. Растворимость газообразных веществ в воде с повышением температуры: А) увеличивается; Б) уменьшается; В) не изменяется.
3. Раствор, в котором при данной температуре вещество продолжает растворяться: А) перенасыщенный; Б) ненасыщенный; В) насыщенный.
4. Поваренная соль имеет формулу: А) CaSO
4; Б) NaCl; В) CuSO4.
5. Вещества, которые хорошо растворяются в воде: А) Хлорид железа (III) Б) Сульфат натрия В) Хлорид серебра Г) Кремниевая кислота Д) Гидроксид бария

Работают индивидуально, решая поставленные задачи. Затем осуществляют взаимопроверку с помощью презентации на доске, проверочные тетради сдают учителю.

Личностные (самоопределение). Регулятивные (оценка, саморегуляция). Коммуникативные (определение способов взаимодействия, адекватное восприятие оценки учителя и товарищей).

Отработка понятий: растворы, гидраты, насыщенные растворы, ненасыщенные растворы, перенасыщенные растворы, массовая доля растворенного вещества.

Этап 3. Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности (2 мин)

(Слайд 4) Предлагает ученикам обратить внимание на интерактивную доску, прочитать текст « В конце XIX века шведский химик Сванте Аррениус проводил исследование различных растворов по отношению к электрическому току. В ходе эксперимента он выяснил, что кислоты, основания и соли, растворимые в воде, проводят электрический ток. Эти вещества учѐный назвал электролитами. Причиной электропроводности растворов электролитов Сванте Аррениус считал процесс электролитической диссоциации.

 Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?»

Обращает внимание учащихся на тему урока, записанную на доске, и просит записать название темы в рабочие тетради. (Слайд 5,6)

Читают текст в парах, затем фронтально формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в рабочих тетрадях.

Личностные (смыслообразование, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу). Познавательные (постановка и решение проблемы). Регулятивные (прогнозирование, саморегуляция). Коммуникативные (общение с учителем и учащимися).

Отработка понятий: электролиты, неэлектролиты.

Этап 4. Изучение нового материала (23 мин)

Как вы знаете из уроков физики, растворы одних веществ способны проводить электрический ток, а других – нет.  

А что такое электрический ток?

Каких частиц?

Мы в этом убедимся, проделав опыт. Для проведения опыта мы воспользуемся прибором, который состоит из стакана, в который налит исследуемый раствор. В стакан опускаются электроды, к клеммам которых присоединены провода. Один из них соединен с лампочкой. Лампочка и провод от другой клеммы соединены с источником тока. Если раствор, налитый в стакан проводит электрический ток, то лампочка будет загораться. И чем лучше эта способность, тем ярче горит лампочка. (Дистиллированная вода, водопроводная вода, раствор хлорида натрия, раствор сахара).

(Слайд 7) Запишите: Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами.

Вещества, растворы которых не проводят электрический ток, называются неэлектролитами.

Возникает вопрос: А почему растворы электролитов проводят электрический ток?

На прошлом уроке мы изучали тему «Растворы. Растворимость веществ в воде» и говорили о том, что растворимые вещества в воде распадаются на ионы.

А как узнать, растворимое вещество, или нет?

Вернемся к опыту. Хлорид натрия в воде распадается на ионы. Что такое ионы?

На какие ионы распадается хлорид натрия? (ионы хлора с зарядом минус и ионы натрия с зарядом плюс).

Как называются положительно заряженные ионы?

Как называются отрицательно заряженные ионы?

Электроды, которые мы опускали в раствор заряжены один положительно, а другой отрицательно. Положительно заряженный электрод называется – анод, а отрицательно заряженный – катод. Вы знаете, что разноименные частицы притягиваются друг к другу.

Вопрос:   какие ионы будут притягиваться к катоду, а какие к аноду?

(Слайд 8) Шведский ученый Сванте Аррениус, изучал электропроводность растворов различных веществ, и в 1877 году пришел к выводу, что причиной электропроводности является наличие в растворе ионов, которые образуются при растворении электролита в воде.

А теперь мы заменим слово «распадаться» на научное «диссоциировать». И будем говорить, что растворимые кислоты, основания и соли в водных растворах диссоциируют на ионы.

Запишите: Процесс распада электролитов на ионы называют электролитической диссоциацией.

А теперь давайте рассмотрим, что же происходит при растворении электролита в воде? 

(Слайд 9) Вода - хороший растворитель, а какая вязь между атомами в молекуле воды? Поэтому молекула воды называется диполем.

Посмотрите на ряд электроотрицательности элементов, какой атом будет притягивать к себе электроны, кислород или водород?

Значит, на кислороде будет сосредоточен частично отрицательный заряд, в на водороде частично положительный.

(Слайд 10) Сначала происходит ориентация молекул воды вокруг молекул вещества. Затем – взаимодействие молекул воды с ионами вещества. И в конечном счете происходит диссоциация электролита с образованием гидратированных ионов.

Пример: NaCl →Na+ + Cl-

Соль до тех пор взаимодействует с водой, пока раствор не станет насыщенным.

Физкультминутка.

Ребята у кого фамилия начинается на гласную букву, вы будите анионы, а у кого на согласную, вы – катионы.

Встаньте анионы, поднимите руки вверх и помашите руками, садитесь. Встаньте катионы , поднимите руки вверх и помашите руками, садитесь. А теперь встаньте и анионы и катионы присядьте 3 раза, путь катион пожмет руку аниону, улыбнитесь друг другу, садитесь.

А при диссоциации сульфата меди?

Гидратированные ионы сильно отличаются от негидратированных.

Медь, хлор

В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы, т.е. электролиты в растворах не полностью диссоциируют на ионы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации, которую обозначают греческой буквой α.

(Слайд 11) Запишите: Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворенных частиц (Nр).

Степень диссоциации рассчитывается по формуле:

α= Nд / Nр

Она определяется опытным путем и выражается в долях или в процентах. Если α=0, то диссоциация отсутствует, а если α=1, то электролит полностью диссоциирует на ионы.

Ребята, степень диссоциации легко рассчитать. Плавиковая кислота имеет формулу НF и является слабым электролитом. Из 10 молекул плавиковой кислоты на ионы диссоциирует только две молекулы. Значит степень диссоциации плавиковой кислоты будет равна:

α= 2/10=0,2 или 20%

А соляная кислота является сильным электролитом, и из 10 молекул данной кислоты, все 10 диссоциируют на ионы.

α= 10/10=1 или 100%

 (Слайд 12) По степени электролитической диссоциации

Сильные электролиты                  Слабые электролиты

 ● все соли                                         ● слабые кислоты

 ● сильные кислоты                         ● водный раствор аммиака

 ● щелочи

Основные положения ТЭД

  1. Электролиты в растворах и расплавах диссоциируют на ионы.
  2. Диссоциация – обратимый процесс.
  3. Растворы электролитов характеризуются степенью электролитической диссоциации.
  4. При пропускании через раствор или расплав электролита электрического тока к катоду (-) движутся положительные ионы (катионы), а к аноду (+) – отрицательные ионы (анионы).
  5. Атомы и ионы одного и того же элемента отличаются строением и свойствами.

Делают вывод, сравнивают, записывают определения и схемы диссоциации - в тетрадь.

Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами.

Вещества, растворы которых не проводят электрический ток, называются неэлектролитами.

Пример: NaCl →Na+ + Cl-

С.Аррениус в 1877году  сформулировал теорию электролитической диссоциации.

Процесс распада электролитов на ионы называют электролитической диссоциацией.

Делают разминку

CuSO4  Cu2+ + SO42-

Степень диссоциации рассчитывается по формуле:

α= Nд / Nр

По степени электролитической диссоциации

Сильные                        Слабые           электролиты             электролиты

●все соли                ●слабые кислоты

●сильные кислоты ●водный раствор                           ●щелочи                            аммиака

Личностные (самоопределение, учебно-познавательный интерес к новому материалу и решению новой задачи). Познавательные (общеучебные, универсальные действия, логические, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия: сравнение, анализ, обобщение). Коммуникативные (определение способов взаимодействия учитель–ученик). Регулятивные (прогнозирование, учѐт выделенных учителем ориентиров, действий в новом учебном материале).

Отработка понятий: электрический ток, ионная связь, ковалентная связь, электролитическая диссоциация. Отработка умений и навыков работы с таблицей растворимости, составление реакций диссоциации.

Этап 5. Первичное закрепление материала (7 мин)

Предлагает выполнить задание, выбрать из предложенных веществ электролиты сильные, слабые, неэлектролиты, составить уравнения электролитической диссоциации для сильных электролитов.(Слайд 13)

В1. AgNO3, HBr, Fe(OH)2 

В2. HI, PbBr2, H2SiO3 

Определяют по таблице растворимости сильные электролиты, слабые электролиты, неэлектролиты. Составляют уравнения диссоциации для веществ, являющихся сильными электролитами.

В1. AgNO3, HBr, Fe(OH)2 

В2. HI, PbBr2, H2SiO3 

Регулятивные (адекватное восприятие предложений товарищей, саморегуляция). Познавательные (общеучебные универсальные действия: использование таблицы растворимости для решения учебного задания, логические универсальные действия: анализ, классификация). Коммуникативные (учитывать разные мнения, сотрудничество при выборе общего решения).

Отработка навыков: расстановки коэффициентов в уравнениях электролитической диссоциации. Отработка понятия: сильные электролиты, слабые электролиты, неэлектролиты.

Этап 6. Домашнее задание (2 мин)

Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание ( На 3 - параграф 35, выучить конспект в тетради.

На 4 -  параграф 35, выучить конспект в тетради, используя таблицу растворимости, составить уравнения диссоциации для 5 любых веществ – электролитов.

На 5 -  параграф 35, выучить конспект в тетради, используя таблицу растворимости, составить уравнения диссоциации для 5 любых веществ – электролитов,  подготовить сообщение о В.А. Кистяковском, И.А. Каблукове, или С. Аррениусе).(Слайд 14)

Записывают домашнее задание в тетрадь:  

На 3 - параграф 35, выучить конспект в тетради.

На 4 -  параграф 35, выучить конспект в тетради, используя таблицу растворимости, составить уравнения диссоциации для 5 любых веществ – электролитов.

На 5 -  параграф 35, выучить конспект в тетради, используя таблицу растворимости, составить уравнения диссоциации для 5 любых веществ – электролитов,  подготовить сообщение о В.А. Кистяковском, И.А. Каблукове, или С. Аррениусе.

Этап 7. Подведение итогов.(2 мин)

Оценивает работу учеников (не менее 5–7 отметок за урок).

Личностные (самоопределение). Регулятивные (оценка, саморегуляция).

Этап 8. Рефлексия (1 мин)

(Слайд 15) Предлагает заполнить таблицу:

Знания/ умения

Да/ нет (+, –)

1. Я знаю:

А) Какой процесс называют электролитической диссоциацией.

Б) Механизм электролитической диссоциации.

2. Я умею:

А) Определять электролиты по таблице растворимости.

Б) Составлять уравнения электролитической диссоциации.

(Слайд 16)

Заполняют таблицу и сдают еѐ учителю.

Регулятивные (оценка, саморегуляция).



Предварительный просмотр:

Сопроводительный лист  ученика ____________________

Моё эмоциональное состояние

в начале урока

в конце урока

Солнышко – настроение радостное, хорошее

Ёлочка – мне безразлично

Тучка – настроение плохое, мне грустно

ТЕСТ

Вариант 1.

1. Однородная система, состоящая из частиц растворѐнного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия:

А) сплав; Б) раствор; В) сложное вещество.

2. Растворимость твѐрдых веществ в воде с повышением температуры:

А) увеличивается; Б) уменьшается; В) не изменяется.  

3. Раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется:

А) перенасыщенный; Б) ненасыщенный; В) насыщенный.

4. Медный купорос имеет формулу:

А) CaSO4 · 2H2O; Б) Na2SO4 · 10H2O; В) CuSO4 · 5H2O.

5. Вещества, которые хорошо растворяются в воде:

А) Хлорид калия Б) Сульфат бария В) Нитрат серебра Г) Серная кислота Д) Гидроксид железа (III)

Закрепление

В1. .  AgNO3, HBr, Fe(OH)2

Рефлексия

Знания/ умения

Да/ нет (+, –)

Я знаю:

А) Какой процесс называют электролитической диссоциацией.

Б) Механизм электролитической диссоциации.

2. Я умею:

А) Определять электролиты по таблице растворимости.

Б) Составлять уравнения электролитической диссоциации.

Сопроводительный лист  ученика ____________________

Моё эмоциональное состояние

в начале урока

в конце урока

Солнышко – настроение радостное, хорошее

Ёлочка – мне безразлично

Тучка – настроение плохое, мне грустно

ТЕСТ

Вариант 2.

1. Соединения, образующиеся при взаимодействии веществ с водой:

А) гидраты; Б) растворы; В) сложные вещества.

2. Растворимость газообразных веществ в воде с повышением температуры:

А) увеличивается; Б) уменьшается; В) не изменяется.

3. Раствор, в котором при данной температуре вещество продолжает растворяться:

А) перенасыщенный; Б) ненасыщенный; В) насыщенный.

4. Глауберова соль имеет формулу:

А) CaSO4; Б) NaCl; В) CuSO4.

5. Вещества, которые хорошо растворяются в воде:

А) Хлорид железа (III) Б) Сульфат натрия В) Хлорид серебра Г) Кремниевая кислота Д) Гидроксид бария

Закрепление

В2. HI, PbBr2, H2SiO3 

Рефлексия

Знания/ умения

Да/ нет (+, –)

Я знаю:

А) Какой процесс называют электролитической диссоциацией.

Б) Механизм электролитической диссоциации.

2. Я умею:

А) Определять электролиты по таблице растворимости.

Б) Составлять уравнения электролитической диссоциации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Солнышко – настроение радостное, хорошее Ёлочка – мне безразлично Тучка – настроение плохое, мне грустно

Слайд 2

ТЕСТ Вариант 1. 1. Однородная система, состоящая из частиц растворѐнного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия: А) сплав; Б) раствор; В) сложное вещество. 2. Растворимость твѐрдых веществ в воде с повышением температуры: А) увеличивается; Б) уменьшается; В) не изменяется. 3. Раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется: А) перенасыщенный; Б) ненасыщенный; В) насыщенный. 4. Медный купорос имеет формулу: А) CaSO 4 · 2H 2 O; Б) Na 2 SO 4 · 10H 2 O; В) CuSO 4 · 5H 2 O. 5. Вещества, которые хорошо растворяются в воде: А) Хлорид калия Б) Сульфат бария В) Нитрат серебра Г) Серная кислота Д) Гидроксид железа (III) Вариант 2. 1. Соединения, образующиеся при взаимодействии веществ с водой: А) гидраты; Б) растворы; В) сложные вещества. 2. Растворимость газообразных веществ в воде с повышением температуры: А) увеличивается; Б) уменьшается; В) не изменяется. 3. Раствор, в котором при данной температуре вещество продолжает растворяться: А) перенасыщенный; Б) ненасыщенный; В) насыщенный. 4. Поваренная соль имеет формулу: А) CaSO 4 ; Б) NaC l ; В) CuSO 4 . 5. Вещества, которые хорошо растворяются в воде: А) Хлорид железа (III) Б) Сульфат натрия В) Хлорид серебра Г) Кремниевая кислота Д) Гидроксид бария

Слайд 3

Вариант 1. 1 . Б 2 . А 3 . В 4. В 5. А, В, Г Вариант 2. 1. А 2. Б 3. Б 4. Б 5. А, Б, Д Ответы к тесту

Слайд 4

В конце XIX века шведский химик Сванте Аррениус проводил исследование различных растворов по отношению к электрическому току. В ходе эксперимента он выяснил, что кислоты, основания и соли, растворимые в воде, проводят электрический ток. Эти вещества ученый назвал электролитами . Причиной электропроводности растворов электролитов Сванте Аррениус считал процесс электролитической диссоциации. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Слайд 5

Электролитическая диссоциация

Слайд 6

Цель урока: 1. Изучить понятия электролиты и неэлектролиты. 2. Рассмотреть механизм электролититической диссоциации веществ

Слайд 7

Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами . Вещества, растворы которых не проводят электрический ток, называются неэлектролитами .

Слайд 8

Электролитическая диссоциация - процесс распада молекул электролита на ионы в растворе или расплаве. 1887 г. - Сванте Аррениус – Теория электролитической диссоциации С. А. Аррениус (1859-1927)

Слайд 9

Вода - хороший растворитель, т.к. молекулы воды полярны . + - H 2 О Диполь

Слайд 10

Схема диссоциации веществ с ионной связью Уравнение диссоциации хлорида натрия: NaCl ⇄ Na + + Cl -

Слайд 11

Степень электролитической диссоциации - это отношение числа диссоциированных молекул к общему числу молекул, находящихся в растворе. α= N д / N р

Слайд 12

Классификация электролитов п о степени электролитической диссоциации Сильные электролиты Слабые электролиты ●все соли ●слабые кислоты ●сильные кислоты ●водный раствор ●щелочи аммиака

Слайд 13

Положения ТЭД: 1. Электролиты в растворах и расплавах диссоциируют на ионы. 2. Диссоциация – обратимый процесс. 3. Растворы электролитов характеризуются степенью электролитической диссоциации. 4. При пропускании через раствор или расплав электролита электрического тока к катоду (-) движутся положительные ионы (катионы), а к аноду (+) – отрицательные ионы (анионы). 5.Атомы и ионы одного и того же элемента отличаются строением и свойствами .

Слайд 14

Составьте уравнения диссоциации для веществ, являющихся сильными электролитами. В1. AgN O 3 , HBr , Fe (OH) 2 В 2. HI, PbBr 2 , H 2 SiO 3

Слайд 15

В1. AgN O 3 ⇄ Ag + + N O 3 - HBr ⇄ H + + Br - В 2. HI ⇄ H + + I -

Слайд 16

Домашнее задание : На 3 - параграф 35, выучить конспект в тетради. На 4 - параграф 35, выучить конспект в тетради, используя таблицу растворимости, составить уравнения диссоциации для 5 любых веществ – электролитов. На 5 - параграф 35, выучить конспект в тетради, используя таблицу растворимости, составить уравнения диссоциации для 5 любых веществ – электролитов, подготовить сообщение о В.А. Кистяковском , И.А. Каблукове , или С. Аррениусе.

Слайд 17

Рефлексия Знания/ умения Да/ нет (+, –) 1. Я знаю: А) Какой процесс называют электролитической диссоциацией. Б) Механизм электролитической диссоциации. 2. Я умею: А) Определять электролиты по таблице растворимости. Б) Составлять уравнения электролитической диссоциации.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

разработка обобщающего урока по теме "Электролитическая диссоциация"

урок обобщение по теме "Электролитическая диссоциация"...

Обобщающий урок по теме "Электролитическая диссоциация"

Урок обобщения в 9 классе., построен в виде дидактической игры, что способствует интересу учащихся к предмету....

конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"

Работа содержит конспект урока по химии на тему "Электролитическая диссоциация"...

Урок по теме «Электролитическая диссоциация» (8 класс)

Теория электролитической диссоциации является очередной теоретической платформой. Она способствует развитию учения о периодичности, вносит дополнительные представления в систему знаний о строении веще...

Урок по теме «Электролитическая диссоциация» (8 класс)

Теория электролитической диссоциации является очередной теоретической платформой. Она способствует развитию учения о периодичности, вносит дополнительные представления в систему знаний о строении веще...