разработка обобщающего урока по теме "Электролитическая диссоциация"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Бланк Раиса Николаевна

урок обобщение по теме "Электролитическая диссоциация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. М. А. Бухтуева»

Электролитическая диссоциация

(урок в 9 классе)

учитель химии Бланк Раиса Николаевна

Кызыл 2012 год

Тема урока:  ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

(урок обобщения в 9 классе)

Цель урока: 1.    Повторить и обобщить материал по теме «Электролитическая диссоциация».

            2. Закрепить понятия «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «реакции ионного обмена».

           3.  Сформировать прочные навыки составления уравнений диссоциации, реакций ионного обмена.

          4.          Применение электролитической диссоциации в быту.

Оборудование:  Таблица растворимости. ТСО. Реактивы.

Девиз урока:  Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать.

Ход урока

1.Организационный момент.  Проверить теоретические знания по теме.

 1. Закончи предложение одним словом:

1. Положительнозаряженный электрод - …

2. Отрицательнозаряженный электрод - …

3. Положительнозаряженные частицы. - …

4. Отрицательнозаряженные частицы - …

5. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток - …

6.  Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток - …

7. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества - …

8. Электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода - …

9. Электролиты, при диссоциации образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков - …

10. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид – ионы - …

2. Работа в тетрадях. На опыте проверим электролитическую проводимость некоторых веществ. (Можно провести опыт или посмотреть видеосюжеты из школьной программы на СD – дисках). Параллельно с проведением опыта заполняется таблица по электролитической диссоциации  некоторых веществ.

Название веществ

Электролиты

Неэлектролиты

Азотная кислота

Соляная кислота

Серная кислота

Фосфорная кислота

Раствор сахара

Дистиллированная вода

3. Среди перечисленных формул выбрать: электролиты и неэлектролиты.

 СО2, Н2SO4, CuCl2, Al2(SO4)3, H2SiO3, NaOH, CuO, HCl, BaSO4, K2CO3.

4. Работа у доски и в тетрадях. Написать уравнения электролитической диссоциации следующих кислот:

Бромоводородной кислоты, серной кислоты, фосфорной кислоты, сероводородной кислоты, азотной кислоты.

5. Написать уравнения электролитической диссоциации следующих солей:

ZnCl2, Al(NO3)3, KHSO4, Na2CO3, KH2PO4, Fe(OH)2Cl.

6. Химический эксперимент:

Опыт №1 Взаимодействие сульфата меди (II) с хлоридом бария.  В пробирку с сульфатом меди (II) и добавьте небольшое количество хлорида бария. Что произошло? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт №2 Реакция нейтрализации. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой. Налейте  в пробирку гидроксид натрия и поместите лакмусовую бумажку и по каплям добавляйте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт №3 взаимодействие солей с кислотами. В химический стакан поместите небольшой кусочек мела и добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакции в молекулярном и ионном виде.

7. Тест для проверки знаний. (Взаимопроверка).

 Выбери правильный ответ.

1. Катион – это: а) ион меди   б) атом серы     в) ион серы   г) атом меди.

2. Анион – это:  а) ион натрия   б) ион аммония   в) карбонат – ион   г) ион водорода

3. Окраска фенолфталеина в растворе, полученном при взаимодействии калия с водой  а) синяя  б) малиновая  в) желтая  г) бесцветная

4. формула вещества, образующего при диссоциации сульфат-ионы: а) Na2S

б) SO3   в) Na2SO4   г) BaSO4

5. Формула вещества, образующего при диссоциации сульфат – ионы и ионы водорода:  а) KHS  б)  KHSO3   в)  Na2S  г) NaHSO4

8. Задание на дом. (Для каждой УМК свои задания)

9. Подведение итогов.

Закончить урок можно лирической ноткой.

Сейчас прозвенит долгожданный звонок,

Увы, но к концу подошел наш урок.

А я благодарность вам всем объявлю,

Отметки все ваши в журнал выставляю,

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Электролитическая диссоциация» Девиз. Просто знать - еще не все, знания нужно уметь использовать. И. В. Гете

Слайд 2

Цель урока : На этом уроке мы вспомним основные понятия этой темы; Проведём опыты по испытанию веществ на электрическую проводимость и на признаки необратимых реакций; З акрепим полученные знания, выполнив задания у доски.

Слайд 3

«Закончи предложение одним словом». 1. Положительнозаряженный электрод - …. 2. Отрицательнозаряженный электрод - …. 3 . Положительнозаряженные частицы -… 4 . Отрицательнозаряженные частицы -… 5 . Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток -… 6 . Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -… 7 . Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -… 8. Электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только ионы водорода - … 9. Электролиты, при диссоциации образуются катионы металлов и анионы кислотных остатков - … 10. Электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид – ионы - …

Слайд 4

Р ебята , давайте на опыте проверим электрическую проводимость некоторых веществ. Для этого мы просмотрим несколько фрагментов видеосюжета. Параллельно с проведением опыта мы будем заполнять таблицу по электрической проводимости некоторых веществ Название веществ Электролиты Неэлектролиты Азотная кислота Соляная кислота Серная кислота Фосфорная кислота Раствор сахара Дистиллированная вода

Слайд 5

Среди перечисленных формул выберите: электролиты и неэлектролиты . CO2 ; H2SO4 ; CuCl2 ; Fe(OH)3 ; Al2(SO4)3 ; H2SiO3 ; NaOH ; CuO ; HCl ; BaSO4 ; K2CO3

Слайд 6

Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих кислот: а ) бромоводородной кислоты б ) серной кислоты в ) фосфорной кислоты г) сероводородной кислоты д ) азотной кислоты

Слайд 7

Напишите уравнения электролитической диссоциации следующих солей: а ) ZnCl2 б ) Al (NO3)3 в ) KНSO4 г ) Na2CO3 д ) KН2PO4 е ) Fe (ОН)2Cl

Слайд 8

Химический эксперимент Опыт№1 Взаимодействие сульфата меди( II) с хлоридом бария. Налейте в пробирку сульфат меди ( II ) и добавьте небольшое количество хлорида бария. Что произошло? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.. Опыт№2.Реакция нейтрализации. Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой. Налейте в пробирку гидроксид натрия и добавьте 2– 3 капли метилоранжа и по каплям добавляйте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Опыт №3. Взаимодействие солей с кислотами. В химический стакан поместите небольшой кусочек мела и добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде.

Слайд 9

Тест «Выбери правильный ответ». 1 . Катион - это: а) ион меди б) атом серы в) ион серы г) атом меди. 2 . Анион - это: а) ион натрия б) ион аммония в) карбонат-ион г) ион водорода. 3 . Окраска фенолфталеина в растворе, полученном при взаимодействии калия с водой: а) синяя б) малиновая в) жёлтая г) бесцветная. 4 . Формула вещества, образующего при диссоциации сульфат-ионы : а ) Na 2 S б ) SO 3 в ) Na 2 SO 4 г ) BaSO 4 5 Формула вещества, образующего при диссоциации сульфат-ионы и ионы водорода: а) KHS б) KHSO 3 в) Na 2 S г) NaHSO 4

Слайд 10

Задание на дом: §§ 5-11 задачник: № 2-32, 2-41 стр. 21-22

Слайд 11

Сейчас прозвенит долгожданный звонок, Увы, но к концу подошел наш урок. А я благодарность вам всем объявляю, Отметки все ваши в журнал выставляю, Большое спасибо я вам говорю. Мы цели достигли. Благодарю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Разработка обобщающего урока по теме "Проценты" в 6 классе

Материал предназначен для обобщения знаний по теме "Решение задач на части" в 6 классе. К уроку разработана соответствующая презентация....

разработка обобщающего урока по теме" Жизнь на Земле"

Обобщающий урок по природоведению в 5классе по теме "Жизнь на Земле"...

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

Разработка обобщающего урока по математике для 5-го класса по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа. Признаки делимости", с применением ИКТ

Обобщающий урок по теме "Делимость чисел. Простые и составные числа.Признаки делимости", 5 класс по учебнику Л.Г. Петерсон . Конспект + презентация + игра "Абака"....

Авторские разработки обобщающих уроков по географии

Авторская статья по теме: "Земля-планета Солнечной системы"...

Разработка урока "Механизм электролитической диссоциации"

Электролитическая диссоциация — процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении....