Разработка урока "Механизм электролитической диссоциации"
презентация к уроку по химии (9 класс)

Никифорова Марина Юрьевна

Электролитическая диссоциация — процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mehanizm_elektrolit.dissotsiatsii.rar342.71 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по химии

Дата:

Класс  9 класс

Тема урока: Немного о растворителях. Ионы – проводники электричества. Механизм электролитической диссоциации веществ с ковалентной связью.

Тип урокаформирование и закрепление новых знаний

Вид урокапроблемный, частично-поисковый

Цель методическая:мотивация учащихся к познанию окружающего мира через усвоение ими понятий по теме «Электролитическая диссоциация», новых научных фактов .

Образовательные- сформировать понятия  «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «кристаллогидраты», «кристаллизационная вода», «гидратация ионов»; раскрыть сущность, природу и механизм процесса электролитической диссоциации

Развивающие - развить интеллектуальные умения и навыки, диалектическое мышление, память.

Воспитательные- формировать положительное отношение к учению, показать роль знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.

Главная учебная проблема урока: выявить взаимосвязь строения и свойств вещества, взаимосвязь физических и химических процессов

 Интеграционные связи:метапредметные  (физика – природа электричества, электрический ток, проводники электрического тока, взаимодействии противоположно заряженных частиц; броуновском движении частиц )

Оборудование и реактивы для учителя –   штатив для пробирок, пробирки, хим. стаканы, кристаллические NaCI, NaOH, CuSO4,NH4NO3, растворы HCI, C6H12O6, дистиллированная  -H2O

Оборудование и реактивы для учащихся     штатив для пробирок, пробирки, хим. стаканы, кристаллические CuSO4,NH4NO3, дистиллированная  -H2O

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

1-2 мин

проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя, мотивация учебной деятельности на успешную работу.

Регулятивные УУД: самоорганизация учебного труда; организация учебного места.

2

Актуализация знаний и умений учащихся по домашнему заданию

8-10 мин

Фронтальная беседа по вопросам:

Что такое ион?

Как образуются ионы на примере иона Na+

Какие ионы называют катионами?

Какие ионы называют анионами?

Каким образом может образоваться химическая связь?

Укажите известные Вам типы химических связей, дайте им определение и приведите формулы веществ, с соответствующим типом связи.

Укажите тип связи для веществ, формулы которых приведены на доске:

NaCI,  H2O,  HCI,  H2,  C6H12O6

Ион.    ков.пол.  ков.полков.непол.ков.слабопол

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи

Познавательные – различать виды химической связи

3

4

5

Целепологание

Формулировка темы, целей урока, выдвижение гипотезы

7-10 мин

ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ

3-4 мин

Осознание и осмысление учебного материала

3-4 мин

Создание проблемной ситуации

Демонстрация опыта по проведению электрического тока

                                    1. кристаллич.NaCI,

                                    2. дистилл. H2O

                                    3. раствор NaCI

                                    4. кристаллич.NaOH

                                    5.раствор NaOH

                                    6.раствор C6H12O6

Цель нашего урока –  на основе строения веществ объяснить способность их растворов и расплавов проводить электрический ток; изучить процесс распада веществ на ионы

Тема урока – Электролитическая диссоциация

Каким образом появляются заряженные  частицы в растворах

Рассказ учителя о гидратации атомов и механизме электролитической диссоциации с использованием динамической аппликации и классной доски и использованием медиа ресурсов

http://fcior.edu.ru/card/14097/mehanizm-elektroliticheskoy-dissociacii.html

Вводит понятие кристаллогидраты, кристаллизационная вода

Постановка проблемной ситуации -сообщение учителя о проведении электрического тока расплавами веществ

Организация работы учащихся с материалом учебника

Учитель корректирует ответы

Вводит понятие электролиты, неэлектролиты, анод, катод

Какова природа процесса растворения веществ

Организация работы в малых группах (в парах)

Работа учащихся с тетрадями (фиксируют результаты опыта в таблице)

Анализируют, делают выводы, формулируют проблемный вопрос

Почему электрический ток проводят только растворы  веществ с ионной или ковалентной сильнополярной связью

познавательные УУД -  универсальные логические действия: анализ с целью выделения признаков (существенных и несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятия, установление причинно-следственных связей;

предметные – выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллической решетки

Выдвигают гипотезы  - о наличии заряженных частиц

познавательные УУД -  универсальные логические действия: построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Определение цели урока

Выступление учащихся 1-ой группы «Строение молекулы воды»

Выступление учащихся 2-ой гр«Строение молекулы NaCI»

Выдвижение гипотезы  - о взаимодействии этих веществ в растворе

Коммуникативные УУД – интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть монологической и диалогической формами речи

Выдвижение гипотез  - о причине проведения тока расплавами веществ с полярной связью, сравнение механизмов растворения веществ и плавления, анализ информации

Проверка гипотезы по материалу учебника

познавательные УУД – общеучебные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выборвида чтения взависимости от цели, извлечение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, умение адекватно выборочно, сжато передавать содержание

Гипотезы учащихся – о физической природе процесса

Проведение исследования – растворение CuSO4,NH4NO3, фиксирование результатов, актуализация знаний о признаках химических реакций сравнение, анализ информации, установление причинно-следственных связей признаков химической реакции и химической природой механизма процесса электролитической диссоциации

выводы – о физико-химической природе процесса электролитической диссоциации

познавательные УУД – общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации, умения структурировать знания,  умение осознанно строить речевое высказывание, предметны – пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой, проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов

6

Закрепление изученного материала

5 мин

Основные положения теории электролитической диссоциации

Организация работы с учебником и тетрадями

Самостоятельная работа учащихся по выделению нужной информации и её фиксации

познавательные УУД – общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации, умения структурировать знания,установление причинно-следственной связи строения атома и его свойств, работа с тетрадями

7

Осознание и осмысление учебного материала

5 мин

организует деятельность учащихся по воспроизведению и применению полученных знанийhttp://fcior.edu.ru/card/1901/testy-po-teme-osnovnye-polozheniya-teorii-elektroliticheskoy-dissociacii.html

Работа с тестами   2 человека с тестами по медиа ресурсам

                                остальные с печатным материалом

Меняются и проверяют друг у друга, сверяясь со шкалой, оценивают ответы; корректируют ответы

регулятивные УУД –осознание качества и уровня усвоения

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

4-5 мин

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке,  оценка личного вклада в совместную учебную деятельность, отношение к результатам собственной деятельности).

Заполнение схемы:

Сегодня на уроке:

- я узнал

- теперь я умею

- я хочу узнать

Комментарии по поводу работы на уроке, выставление оценок

личностные УУД – адекватное понимание причин успешности (отставания) в обучении, адекватное оценивание себя, других; осознавать научные открытиякак результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений

9

Домашнее задание

2-3 мин

Комментарии по заданию на дом(п.1 стр.13в.2,3,4 устно; повторить определения основных классов неорганических веществ

Регулятивные УУД -самоорганизация учебного труда; организация учебного места работа с тетрадями и дневником


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

разработка обобщающего урока по теме "Электролитическая диссоциация"

урок обобщение по теме "Электролитическая диссоциация"...

Разработка урока по теме "Основные классы неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации"

Данный архив содержит разработку урока, презентацию. Можно использовать при повторении тем "Основные классы неорганических соединений", "Электролиты и неэлектролиты"...

Разработка урока, презентация по теме: "Соли в свете теории электролитической диссоциации"

Тема: Соли в свете теории электролитической диссоциации. Цели: Дать понятие о солях, как классе электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие свойства солей в свет...

Разработка урока по теме "Основные положения теории электролитической диссоциации".

Урок подготовлен в технологии минипроекта. Конструирование  учебного занятия соответствует рекомендациям адаптивной школы. Созданы условия реализации государственных образовательных стандартов по...

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации

Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...

Разработка урока Электролитическая диссоциация 8 класс

Тип урока: изучения нового материала, технология проблемного обучения...