Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации
план-конспект урока по химии на тему

Данилова Таисия Викторовна

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.
  2. Познакомить с механизмом диссоциации электролитов с различным типом связи, с основными положениями теории электролитической диссоциации
  3. Ввести понятия: степень электролитической диссоциации, катод, анод, катион, анион,
  4. Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ed.doc52.5 КБ
Office presentation icon kontrol_po_ted.ppt120.5 КБ
Office presentation icon elektroliticheskaya_dissotsiatsiya.ppt690.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема урока: Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации 

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.
  2. Познакомить с механизмом диссоциации электролитов с различным типом связи, с основными положениями теории электролитической диссоциации
  3. Ввести понятия: степень электролитической диссоциации, катод, анод, катион, анион,
  4. Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.

Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийная установка, экран, установка для работы с электрическим током, хлорид натрия, сахар, вода, химические стаканы, стеклянная палочка для растворения, ложечка.

Ход урока

I.        Организационный момент. (Слайд 1)

II.        Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Проверка домашнего задания.

1.        Приведите примеры хорошо растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых в воде веществ, пользуясь таблицей растворимости.

2.        Назовите типы химической связи между атомами в молекулах веществ.

3.        Приведите примеры веществ с ионным типом связи.

4.        Приведите примеры веществ с ковалентной полярной связью.

III.        Основной этап

1.        Электролиты и неэлектролиты.

Демонстрационный опыт (Слайд 2):

Собирается установка для работы с электрическим током. Сначала опыт проводится с сухими веществами – поваренной солью и сахаром. Затем – с раствором соли и раствором сахара.

Объясните полученные результаты.

Взятые в отдельности, вода, соли, щелочи и кислоты тока не проводят. Но водные растворы кислот, щелочей и солей проводят электрический ток. На какие группы можно разделить все вещества по отношению к электрическому току?

Вещества, проводящие электрический ток, – электролиты; вещества, не проводящие электрический ток, – неэлектролиты. (Слайд 3)

2.        Шведский ученый Сванте Аррениус (Слайд 4), изучая электропроводность растворов, пришёл к выводу, что причиной электропроводности является наличие в растворе ионов, которые образуются при растворении электролита в воде.

Распад электролитов на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией.

Произошло это в 1877 году.

3.        Механизм электролитической диссоциации.

Диссоциация электролитов происходит в воде и не происходит, например, в керосине. Как это объяснить?

В молекуле воды связи между атомами водорода и атомами кислорода ковалентные полярные. Электронные пары, связывающие атомы смещены от атома водорода к атому кислорода. Поэтому на атомах водорода сосредоточен положительный заряд, а на атоме кислорода – отрицательный.

Для рассмотрения механизма диссоциации электролитов нужно учитывать не только полярность в молекуле воды связей между атомами водорода и кислорода, но и полярность самой молекулы воды. Полярную молекулу воды – диполь – можно изображать в виде эллипса с указанием зарядов на полюсах с указанием зарядов на полюсах знаками «+» и «–» (см. учебник с. 144).

При погружении кристалла соли в воду (Слайд 5)молекулы воды притягиваются к ионам, находящимся на поверхности кристалла: к положительным ионам своими отрицательными полюсами (атомы кислорода), а к отрицательным ионам – положительными полюсами (атомы водорода). Происходит реакция соединения ионов с молекулами воды – гидратация ионов, которая является основной причиной диссоциации электролита.

Притянувшись к ионам растворяемой соли молекулы воды во много раз ослабляют притяжение ионов друг к другу. Связи между положительными и отрицательными ионами в кристаллической решетке разрываются. Происходит разъединение гидратированных ионов.

Молекулы воды, притянувшиеся к ионам при растворении кристалла, остаются связанными с ними и в растворе. Поэтому ионы, содержащиеся в растворе, по составу и свойствам не те ионы, которые содержались в кристаллической решетке.

Аналогично диссоциируют и электролиты, в молекулах которых ковалентная полярная связь. (Слайд 6) Сначала происходит ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита и гидратация их, в результате чего ковалентная полярная связь превращается в ионную, затем происходит диссоциация молекул электролита на гидратированные ионы.

4.        Степень диссоциации

В растворе не все молекулы электролита распадаются на ионы (Слайд 7), поэтому растворы характеризуются степенью диссоциации, которая обозначается греческой буквой а («альфа»).

Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (Nд), к общему числу растворенных частиц (Nр):

                                а = Nд/Nр

5.        Сильные и слабые электролиты (Слайд 8)

По степени электролитической диссоциации электролиты разделяют на сильные и слабые.

Сильные электролиты (Слайд 9) – такие электролиты, которые при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к единице.

К сильным электролитам относятся:

        1) все растворимые соли;

        2) сильные кислоты (H2SO4, HCl, HNO3);

        3) все щелочи (NaOH, KOH).

Слабые электролиты (Слайд 10) – такие электролиты, которые при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремиться к нулю.

К слабым электролитам относятся:

1) слабые кислоты (H2S, H2CO3, HNO2);

2) водный раствор аммиака NH3 H2O;

3) вода.

6.        Основные положения теории электролитической диссоциации.

  1. (Слайд 11) Электролиты при растворении в воде распадаются (диссоциируют) на ионы – положительные и отрицательные. Ионы находятся в более устойчивых электронных состояниях, чем атомы. Они могут состоять из одного атома – это простые ионы или из нескольких атомов – сложные ионы.
  2. (Слайд 12) Причиной диссоциации электролита в водных растворах является его гидратация, то есть взаимодействие электролита с молекулами воды и разрыв химической связи в нём.
  3. (Слайд 13) При действии электрического тока ионы приобретают направленное движение: положительно заряженные ионы движутся к катоду, отрицательно заряженные – к аноду. Поэтому первые называются катионами, а вторые – анионами. Направленное движение ионов происходит в результате притяжения их к противоположено заряженным электродам.
  4. (слайд 14) Диссоциация – обратимый процесс: параллельно с распадом молекул на ионы (диссоциацией) протекает процесс соединения ионов (ассоциация). Поэтому в уравнениях электролитической диссоциации вместо знака равенства ставят знак обратимости.

Теория электролитической диссоциации является одной из основных теорий в неорганической химии и полностью согласуется с атомно-молекулярным учением и теорией строения атома.

7.        Диссоциация кислот, солей и оснований.

Кислоты диссоциируют на ионы водорода и кислотного остатка.(Слайд 15)

Соли диссоциируют на ионы металла и кислотного остатка (Слайд 16).

Основания диссоциируют на ионы металла и гидроксид-ионы (Слайд 17).

Многоосновные кислоты, а также основания с двумя или тремя гидроксидными группами диссоциируют многоступенчато. (Слайд 18)

  1. Закрепление новых знаний и способов действия.

Написать уравнения электролитической диссоциации.

V.        Информация о домашнем задании. (Слайд 19)

VI.        Подведение итогов урока. (Слайд 20)

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002
  2. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Под ред. А.С.Егорова. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. ВЕЩЕСТВА ПО ИХ СПОСО-БНОСТИ ПРОВОДИТЬ ЭЛЕК-ТРИЧЕСКИЙ ТОК В РАСТВО-РАХ ДЕЛЯТ НА _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ И _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _. Допишите положение теории электролитической диссоциации

Слайд 2

2. В РАСТВОРАХ ЭЛЕКТРО-ЛИТЫ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (РАСПАДАЮТСЯ) НА ПОЛО-ЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦА-ТЕЛЬНЫЕ _ _ _ _. Допишите положение теории электролитической диссоциации

Слайд 3

3. ПРИЧИНОЙ ДИССОЦИА-ЦИИ ЭЛЕКТРОЛИТА ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МОЛЕКУЛАМИ _ _ _ _, Т.Е. ЕГО _ _ _ _ _ _ _ _ _ _. Допишите положение теории электролитической диссоциации

Слайд 4

4. ПОД ДЕЙСТВИЕМ ЭЛЕКТРИ-ЧЕСКОГО ТОКА ПОЛОЖИ-ТЕЛЬНЫЕ ИОНЫ (_ _ _ _ _ _ _) ДВИЖУТСЯ К КАТОДУ, А ОТРИ-ЦАТЕЛЬНЫЕ (_ _ _ _ _ _) – К АНОДУ. Допишите положение теории электролитической диссоциации

Слайд 5

5. НЕ ВСЕ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ В ОДИНАКОВОЙ МЕРЕ ДИССОЦИИРУЮТ НА _ _ _ _. Допишите положение теории электролитической диссоциации

Слайд 6

1. ЭЛЕКТРОЛИТЫ, НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ, 2. ДИССОЦИИРУЮТ, ИОНЫ, 3. ВОДЫ, ГИДРАТАЦИЯ, 4. КАТИОНЫ, АНИОНЫ, 5. ЭЛЕКТРОЛИТЫ, ИОНЫ Проверьте!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс

Контрольная работа  в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....

Проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация"

Электролиты, сильные и слабые. Степень диссоциации. Электролиты - кислоты, основания, соли....

Технологическая карта урока по химии в 9 классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»

Технологическая карта урока по УМК  «ХИМИЯ 8,9 класс »  Автор:  Н.Е.Кузнецова, тема «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»    ...

Конспек урока химии в 9 классе. Тема "Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитический диссоциации"

Урок постороен на принципе проблем6норго обучения, с использованием исследовательской деятельности учащихся....

Разработка урока "Механизм электролитической диссоциации"

Электролитическая диссоциация — процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении....

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации.

Гулимова Ивета Альбертовна. МБОУ "Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского" г.Пензы.  Работа содержит конспект урока  химии в 9 классе по теме "Электролитическая диссо...