Главные вкладки

    Конспек урока химии в 9 классе. Тема "Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитический диссоциации"
    план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

    Георгиева Татьяна Григорьевна

    Урок постороен на принципе проблем6норго обучения, с использованием исследовательской деятельности учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspek_uroka_po_teme_elektrolity_i_neelektrolity.docx21.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Благоевская средняя общеобразовательная школа»

    Конспект урока химии в 9 классе

    по теме

    «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»

    по УМК Н.Е.Кузнецовой.

    Автор – учитель химии и экологии Георгиева Т.Г.

    пгт.Благоево

    2014г.

    КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ 9 класс

    НА ТЕМУ «ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ. Механизм электролитической диссоциации»

    Тип урока – урок открытия новых знаний.

    Форма – урок-исследование.

    Цель урока – формирование понятия об электролитах на основе экспериментально-исследовательской деятельности учащихся.

    Методическое сопровождение и ТСО: учебник 9 класса «ХИМИЯ» под ред. Н.Е.Кузнецовой; тематическая наглядность; мультимедийное сопровождение (возможно использование интерактивной доски), набор реактивов и оборудования для исследования электропроводности веществ, презентация к уроку.

    1 этап.

    Фронтальный опрос. (актуализация знаний учащихся, подведение к теме урока и формулированию гипотезы)

    (1 слайд).

    Что объединяет все эти фрагменты?

     А что такое эл.ток?

    Как называются вещества, проводящие эл.ток?

    Какие проводники вам известны?

    За  счет каких заряженных частиц металлы способны проводит эл.ток?

    Какие еще заряженные частицы вам известны?

    Как вы думаете, а ионы могут быть переносчиками электрического заряда?

    Вы можете мне сказать, какие вещества могут стать источниками ионов?

    Значит свойства вещества зависят от строения и типа связи?

    Подслайд – аккумулятор, батарейка.

    Для чего служат эти предметы нашего обихода?(слайд 2)

    Что находится внутри этих предметов?

    Давайте теперь составим логическую цепь-гипотезу из ваших ответов  (слайд 2)

    Ионы могут проводить эл.ток, так как имеют заряд. Ионы образуют вещества с ионной связью (следовательно они простые или сложные). В аккумуляторе находится электролит, который отвечает за эл.энергию.

    Объедините все эти предположения в смысловой текст-гипотезу……

    (Слайд 2)

    Вещества с ионным типом химической связи могут проводить эл.ток и называются электролитами. (записать в тетради)

    А вы можете мне назвать конкретно какие-либо из веществ-электролитов? (нет).

    Итак, тема нашего урока: Вещества - электролиты и неэлектролиты. Ионы – переносчики электрического заряда. (слайд 3)

    Сформулируйте цель нашей работы на уроке – (учащиеся) определить, какие вещества мы может назвать электролитами и соответственно неэлектролитами.

    Достижение любой цели сопровождается решением задач.  Сейчас я предложу вам некоторые задачи, а вы определите, те которые действительно важны (да – нет).(слайд 3)

    Работа наша будет проходить по плану:

    1. Формулировка гипотезы.
    2. Постановка цели и задач.
    3. Осуществление исследований.
    4. Обработка полученных данных, корректировка.
    5. Анализ соответствия результата исследований и гипотезы.
    6. Формулировка конечного вывода!

    Гипотеза у нас сформулирована, цели и задачи мы поставили – приступаем к экспериментально-исследовательской части.

    2 этап.  (экспериментально-исследовательский)

    У вас на столах есть таблицы. В первой колонке указано химическое вещество, затем его формула, тип химической связи. Следующие колонки пусты и заполнить их должны вы в ходе своей работы.

    Сейчас каждый из вас заполняет графу предположение исходя и гипотезы.

    Затем обсудите ваши предположения в парах, четверках (по сигналу).

    А теперь перейдем к экспериментальной части.

    Работать вы будете в группах-шестерках, которые сформируются по цветовому принципу. Каждый из вас имеет таблицу для заполнения результатами исследований, на рабочих столах подробные инструкции по выполнению работы. Если в ходе работы возникнут какие-либо противоречия, отметьте их в соответствующем столбце. Время выполнения не более 15 минут. По окончании работы займите свое место за партой.

    Работа закончена – обработаем данные (анализируем полученные данные с шаблоном; при наличии интерактивной доски возможно заполнение таблицы на доске с последующей сверкой с шаблоном). Сравниваем с шаблоном, определяем противоречия. Слайд 4

    Решаем противоречие №1.

    №1Соль кристалл и соль раствор – тип связи ионный, но кристаллы ток не проводят?

    Слайд 5.

    Ионы хлорида натрия в кристаллической решетке неподвижны, следовательно, не могут доставлять электрический заряд к электродам.

    В случае раствора происходит вот такое явление – (анимация) – Почему это происходит? Вода, как вы знаете, относится к полярным растворителям и ориентируясь вокруг ионов, высвобождает их, переводя в подвижную форму. Этот процесс получил название – электролитическая диссоциация (записать схему диссоциации хлорида на ионы + карбонат натрия).

    Решаем противоречие №2.

    Хлороводород молекулярного строения с ковалентным полярным типом связи, т.е. ионов быть не должно, а они есть?! Слайд 6.

    Объясняется это противоречие той же причиной – молекулами воды. Да, хлороводород вещество молекулярного строения, но молекула сильнополярна из-за разности в электроотрицательности, и молекулы воды, ориентируясь вокрус полюсов хлороводорода разрывают её на ионы.  (на доске учитель записывает уравнение диссоциации хлороводородной кислоты и по аналогу предлагается записать диссоциацию азотной кислоты учащемуся).

    Решаем противоречие №3. Слайд 6.

    Если хлороводород с полярным типом связи образует ионы при растворении в воде, а сахароза нет?

    Здесь причина лежит в полярности связи С-Н, она небольшая. Молекулы воды разрывают только слабые межмолекулярные связи, а вот молекулу до ионов- нет.

     3 этап.

    Решили ли мы возникшие противоречия? (вернуться к противоречиям, возникшим во время предварительного заполнения таблиц в начале урока и проанализировать их с точки зрения нового знания).

    Давайте теперь на основе ваших исследований сформулируем общий вывод о  веществах – электролитах: слайд 7

       Давайте обратимся к учебнику и определим, какие вещества мы можем назвать электролитами, а что этой чести не удостоится?

    (работа с учебником стр22-23).

    Слайд 7

      В подтверждение нашего вывода – задание: на ваших цветных карточках формулы веществ, подумайте и определите на основе уже имеющихся знаний, в растворе какого вещества лампочка загорится, а где нет? В подтверждение прикрепите ваше вещество на соответствующую лампочку.

    (анализируем допущенные ошибки при их наличии, или отмечаем полное усвоение материала учащимися).

    И в заключении нашего урока вернемся к задачам - слайд 8.

    И нашей гипотезе -  она доказана!

    В итоге я прошу вас оценить свою работу, записав заряд на шаблоне лампочки «-» –  если вы неудовлетворенны своей работой и материал вам не понятен, и «+» - если вам все понятно и вы довольны работой на уроке.

    4 этап

    Запишите домашнее задание. Слайд 10

    Мне было очень приятно с вами работать – спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока химии 9 класс" Электролиты и неэлектролиты. электролитическая диссоциация"

    Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предпола...

    Технологическая карта урока по химии в 9 классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»

    Технологическая карта урока по УМК  «ХИМИЯ 8,9 класс »  Автор:  Н.Е.Кузнецова, тема «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»    ...

    Урок химии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема «Электролитическая диссоциация»

    Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах;раскрыть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью;ввести понятие «степень электролитической диссоциации» и показать её ...

    урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».

    Технологическая карта урока  химии в  8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».  УМК О.С. Габриелян...

    Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации".

    Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации" на два варианта....

    Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация"

    Урок химии по теме:"Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация". Это 2  урок в теме «Растворимость веществ. Растворы». Представлена технологическая карт...

    Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс

    Презентация к уроку химии на тему Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация 9 класс...