Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс
план-конспект урока химии (9 класс) по теме

Табачная Ольга Вячеславовна

Контрольная работа  в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Elektroliticheskaya_dissociaciya._Kontrolnaya_rabota.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Теория электролитической диссоциации», 9 класс

(Урок контроля знаний. Разработан с учётом

индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.)

Табачная О.В. учитель химии, г.Бугульма, Татарстан

Цель урока: провести контроль знаний учащихся по теме «Теория электролитической диссоциации»; выявить типичные ошибки в знаниях и умениях по данной теме.

I вариант

1 уровень (воспроизведение знаний)

1.а) напишите уравнения диссоциации (если сможете, то ступенчатой) гидроксида бария и гидроксида натрия.

б) чем определяются общие свойства щелочей?

в) подчеркните одной чертой катионы и двумя – анионы.

2. Даны сокращённые ионные уравнения:

                      а) Fe3+ + 3OH-  →  Fe(OH)3 ↓                 б)CO2 + 2OH-  → CO32- + H2O

Подберите к ним молекулярные и соответствующие им полные ионные уравнения.

3. Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций:

а) Al  + HCl  →  … или                   б) FeCl2   +  Cl2  →   FeCl3

4. Написать уравнение гидролиза и определить среду раствора К2СО3, ZnCl2.

2 уровень (применение знаний по образцу в знакомой ситуации)

  1.  Объясните, какую окраску приобретет индикатор в растворах солей:                                               а) карбоната калия, б) хлорида меди (II). Почему? Напишите уравнение гидролиза.

  1. Напишите молекулярные и полные ионные уравнения, соответствующе сокращенным:

               Cu (OH2)  +  2H+  →  Cu2+  +2 H2O ;                 2H+    + CO 32-  →  H2O  + CO2

      3. Дана схема уравнения реакции: KClO3   →   KCl   +  O2.

Составьте уравнение окислительно-восстановительных реакций.

      4. Напишите уравнения  химических реакций соответственно схеме:

        Р  →     Р2О5   →   Са3 (РО4)2

        ↓

                               Н3РО4

5. К 200 г раствора, содержащего 0,25 массовых долей или 25% сульфата железа (III), добавили раствор, содержащий гидроксид натрия массой 40 г. Определить массу получившейся соли.

3 уровень (умение применять знания в новой ситуации)

  1. С какими из перечисленных веществ: а) цинк, б) соляная кислота, в) гидроксид кальция, г) серебро, д) хлорид бария, е) раствор индикатора, ж) оксид натрия–       может взаимодействовать разбавленная серная кислота? Составьте уравнения только происходящих реакций. Запишите уравнения реакций ионного обмена  в полной и сокращенной ионной форме.

  1. Запишите уравнения химических реакций и разберите  их  с точки зрения  окислительно-восстановительных процессов. К одному уравнению реакции составьте электронный баланс:    а) CuО  + Н2  →  Cu + Н2O                 б) Al + I2 →  AlI3

  1. Объясните, какое  количество вещества хлорида натрия надо взять, чтобы в растворе     столько же  ионов хлора, сколько образуется при растворении 2 моль хлорида алюминия?

  1. Допишите  уравнения химических реакций, соответствующих схеме:

               Fe2O3   →   Fe2 (SO 4)3   →     Fe( OH )3    

                

  1. Определите объем выделившегося газа , 5сли к раствору, содержащему карбонат натрия массой 53 г, добавили 400 мл раствора  (ρ= 1,1 г/см3), содержащего 0,12 массовых долей или 12 % хлороводорода.

II вариант.

1 уровень (воспроизведение знаний)

1.а) напишите уравнения диссоциации (если сможете, то ступенчатой) фосфорной кислоты и соляной кислоты.

б) чем определяются общие свойства кислот?

в) подчеркните одной чертой катионы и двумя – анионы.

2. Даны сокращённые ионные уравнения:  а) Cu2+ + 2OH-  →  Cu(OH)2 

                                                                         б) FeO + 2H-  → Fe2+ + H2O

Подберите к ним молекулярные и соответствующие им полные ионные уравнения.

3. Дана  схема уравнения реакции: SO2  + O2  → SO3

Составьте уравнение окислительно-восстановительной реакции.

4. Написать уравнение гидролиза и определить среду раствора FeCl3, Na2SiO3.

2 уровень (применение знаний по образцу в знакомой ситуации)

1. Объясните, какую окраску приобретет индикатор в растворах солей:                                               а) сульфида калия, б) фосфата натрия (II). Почему? Напишите уравнение гидролиза.

2. Напишите молекулярные и полные ионные уравнения, соответствующим  сокращенным:   а) SO32- +  2H+ →H2O  +  SO2       б) Zn(OH2)  +  2H+  →  Zn2+  +2 H2O ;

3.Составьте  уравнение окислительно-восстановительной реакции:

SO2  + H2 S  →  S  +  H2O

4. Напишите уравнения  химических реакций соответствующих схеме:

                                    S   →   SO    →    BaSO4   →   BaCl2

5. Определите  объем  выделившегося газа, если  к 50 г карбоната кальция добавили 120 г раствора, содержащего 0,35 массовых долей (или 35%) хлороводорода.

 3 уровень (творческий - умение применять знания в новой ситуации)

     1. Запишите уравнения реакций, характеризующие: а) способы получения; б)   химические свойства хлорида  цинка. Уравнения реакций ионного обмена составьте в полной и сокращенной ионной форме.

     2. Объясните  окислительно-восстановительный процесс, происходящий между      веществами:  СuS  +HNH3   → Cu(NO3)2   +  S  + NO  + H2O

  1. Как различить растворы солей: хлорида меди (II), сульфата цинка и карбоната натрия, если они находятся в склянках без этикеток и у вас нет других реактивов, кроме раствора индикатора? Запишите уравнения соответствующих реакций.

  1. Напишите уравнения  химических реакций соответственно схеме

                          СаS                     CaO        

                                                       Са3 (РО4)2

                             P                     Р2О5

  1. Может ли полностью сгореть3 кг углерода в 6 м3 кислорода? Вычислите объем воздуха, который  может быть использован в этой реакции (н. у.)

При выполнении контрольной работы учащиеся 1 уровня используют алгоритмы.

Алгоритм на составление уравнений

 окислительно - восстановительных реакций

  1. Написать уравнение реакции.
  2. Проверить правильность формул.
  3. Расставить степени окисления элементов.
  4. Подчеркнуть элементы, которые часто меняют степень окисления.
  5. Составить уравнение электронного баланса, т.е. выписать окислитель и восстановитель и уравнять число принятых и отданных электронов.
  6. Полученные коэффициенты поставить перед формулами тех веществ, в состав которых входят элементы, меняющие степень окисления.
  7. Подписать окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления.
  8. Расставить коэффициенты перед остальными элементами и веществами, считая водород предпоследним, кислород последним.

Примечание: Проверить правильность подбора коэффициентов по количеству кислорода в правой и левой частях уравнения

Алгоритм на составление уравнений

реакций ионного обмена

  1. Написать уравнение реакции в молекулярной форме.
  2. Определить причину, из-за которой реакция обмена идёт до конца, отметьте это в уравнении реакции соответствующим знаком (↓ - осадок; ↑- газ; подчёркиваем малодиссоциирующее вещество, например Н2О).
  3. Написать полное ионное уравнение, изобразив хорошо диссоциирующие вещества в виде ионов (смотри таблицу растворимости), учитывая коэффициенты и индексы, а уходящие из сферы реакции – в виде молекул.
  4. Подчеркнуть одинаковые ионы в обоих частях уравнений.
  5. Исключить из обеих частей ионного уравнения одинаковые ионы, т.е. ионы, не участвующие в реакции (они подчёркнуты).
  6. Оставшиеся частицы выписываем в краткое ионное уравнение, показывающее сущность химической реакции.

Составление уравнений реакции гидролиза соли

  1. Написать уравнение диссоциации соли (если она растворима).

  1. Подчеркнуть ион слабой кислоты или слабого основания.

  1. Написать уравнение диссоциации воды.

  1. Написать краткое ионное уравнение реакции (между ионом слабой кислоты (или основания) и молекулой воды).

  1. Определить среду раствора по наличию ионов Н+ или ОН.

  1. Записать молекулярное уравнение гидролиза.

ЗАПОМНИ: при написании уравнения реакции гидролиза записывается только одна молекула воды.

Ионы слабых оснований:    Zn2+;   Fe2+;   Fe3+;   Al3+;   Cr3+;

                                                     Cu2+;   Be2+;   Co2+;   Ni2+;   Pb2+ и др.

Ионы слабых кислот:    CO32-;  SO32-;  PO43-;  SiO32-;  S2-;  CH3COO- и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая контрольная работа по теме: "Электролитическая диссоциация", 9 класс

Работа состоит из заданий разного уровня сложности,  составленных в соответствии с требованиями и спецификацией государственной итоговой аттестации. Имеются задания части С, предполагающие свобод...

Контрольная работа по теме "Электролитическая диссоциация" 9 класс

Данная контрольная работа проводится после изучения темы "Электролитическая диссоциация". Работа тестовая на два варианта. Содержит задания, аналогичные заданиям ГИА....

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации

Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...

Контрольная работа в 9 классе по теме "Электролитическая диссоциация"

Контрольная работа предназначена для проведения аттестации обучающихся 9 класса за 1 четверть по теме "Электролитическая диссоциация" на базовом уровне....

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации".

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации" на два варианта....

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации.

Гулимова Ивета Альбертовна. МБОУ "Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского" г.Пензы.  Работа содержит конспект урока  химии в 9 классе по теме "Электролитическая диссо...