Рабочая программа курса по выбору "Химия в быту"
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Курс по выбору "Химия в быту" предназначен для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Задачи курса: углубить представления учащихся о веществах, используемых в быту, научить правильно с ними обращаться, познакомить с производством и профессиями технолога. дегустатора, формацевта и др. После программы фотоотчёт об экскурсиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа курса "Химия в быту" | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край г. Приморско – Ахтарск
Муниципальное общеобразовательное учреждение_____
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
средняя общеобразовательная школа №22 имени Героя России В.Е. Едаменко
(полное наименование образовательного учреждения)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания районного методического объединения учителей химии от 28августа 2015 года № 1 ___________ Л.А. Степанец подпись руководителя МО Ф.И.О. | УТВЕРЖДЕНО 3решением педагогического совета от __31.08._2015 года протокол № 1 Председатель ___________ О.М. Литвиненко подпись руководителя ОУ Ф.И.О. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс по выбору « Химия в быту»_____________________
(указать учебный предмет, курс)
в номинации:«программы элективных курсов углубленного изучения профильных предметов по БУП-2004».
Автор: учитель химии_______ Борискина С.А._____________________
г. Приморско–Ахтарск 2016 г.
Пояснительная записка
Современное состояние развития общества характеризуется проникновением химии во все сферы жизни. Фактически люди на производстве, в учебных, медицинских, и правовых заведениях, в учреждениях культуры и спорта, а также в быту используют принципы и методы химии и разнообразные химические вещества. В целом это вызвано научно -техническим прогрессом и повышает уровень жизни людей. Поэтому ориентироваться в том, как правильно применять химические препараты, необходимо каждому современному человеку.
Химизация необходима, однако её развитие должно базироваться на прочных знаниях. К сожалению, сегодня это требование не выполняется, так как в школах преподавание ведётся лишь в направлении общего химического образования.
В связи с этим большую актуальность приобрело изучение в школе прикладных проблем в химии. Поэтому наиболее приемлемым вариантом совершенствования учебного процесса на данном этапе является изучение элективного курса с условным названием « Химия в быту », дающего возможность школьникам получить знания об основных веществах, используемых в быту, и приобрести попутный опыт реализации дидактического принципа связи обучения с жизнью.
Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль и профессиональную ориентацию учащихся. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективные курсы по химии в 9 классе призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Данный курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими препаратами в быту, он направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся.
Привлечение дополнительной информации о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Практические занятия направлены на расширение знаний о применении веществ в повседневной жизни, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования и будущей профессии. Содержание данного элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.
Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений. Актуальность предлагаемого элективного курса вызвана значимостью рассматриваемых экологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Общими принципами отбора содержания материала программы являются системность; целостность; научность; доступность для учащихся основной школы; практическая направленность.
Основные цели элективного курса:
-Познакомить учащихся с веществами, которые нас окружают в повседневной жизни;
-раскрыть роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показать значение химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки;
-развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
-способствовать развитию личности учащегося средствами данного курса;
-формировать химико-экологическое образование, уметь развить экологическую культуру учащихся.
-оказывать помощь в выборе профиля дальнейшего образования.
Задачи курса:
-закрепить, систематизировать и расширить знания о веществах, используемых в быту, их составе и строении
-Сформировать у учащихся сознание необходимости: заботиться о своём здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять;
-учить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;
-развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности;
-расширить кругозор учащихся;
-развивать у учащихся общеучебные умения и навыки: работы с научно-популярной и справочной литературой, умения сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал; делать выводы;
-развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
- продолжить формирование навыков исследовательской работы
-использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, географией, математикой.
Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни; элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени., географией, математикой.
Курс «Химия в быту» разработан на основе образовательных стандартов основного общего образования по химии. Темы, изучаемые на курсе, соответствуют задачам основного общего образования и образовательной программы среднего общего образования. Занятия курсов проводятся теоретические и практические в кабинете химии, который оборудован по всем требованиям, имеется необходимое лабораторное оборудование, в кабинете имеется интернет. В программе предусмотрены экскурсии на производства. Данный элективный курс разработан в 2011 году, рассчитан на 17 часов для учащихся девятых классов. Желающих ребят, посещать данный курс, делят на две группы по 15 человек – в первом и втором полугодии.
Планируемые результаты
Требования к знаниям учащихся:
-примерный качественный состав природных вод; о роли воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;
-методы очистки пресной воды от загрязнений; о нормировании качества питьевой воды;
-понятия «бытовая химия», «поверхностно-активные вещества», «синтетические моющие вещества»
-рациональное использование средств бытовой химии
-основные источники и причины загрязнения окружающей среды моющими средствами; двойственную роль ПАВ в природе, стандартные обозначения знаков способов ухода за различными изделиями
-экологические проблемы местного значения; способы предупреждения загрязнения окружающей среды различными средствами бытовой химии
-о роли химии в решении экологических проблем.
-влияние средств бытовой химии на состояние здоровья человека
После изучения данного курса учащиеся должны уметь:
-бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
-применять простейшие методы очистки питьевой воды;
-анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;
-проводить опыты по удалению пятен различного происхождения с различных предметов и поверхностей
-решать расчетные задачи с экологическим содержанием
-работать в группе
-определять цель, выделять объекты исследования и способы решения данной проблемы
-использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.
-прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями, приводить примеры воздействия тяжёлых металлов на здоровье человека;
-вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
-критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.
Формы контроля: лабораторный практикум, сообщения, проекты учащихся, отчёты по экскурсии.
Тематический план.
№ n/n | Содержание обучения разделы, темы | К-во часов | Количество часов | Формы обучения и оценки | |
теоретические | практические | ||||
1. | Введение. Химия вокруг нас. | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы, опорный конспект, презентация | |
Тема 1. Если вы стираете дома (6 часов) | |||||
2. | Вода – универсальный растворитель. Вода из крана. | 1 | 1 | Лекция с элементами беседы, сообщение о бережном отношении к воде, групповая работа | |
3. | Практическая работа №1«Анализ водопроводной и технической воды.» | 1 | 1 | Практикум, работа в группах | |
4. | Водоочистительные станции. Экскурсия на станцию водоочистки | 1 | 1 | Беседа во время экскурсии | |
5. | Решение задач на растворы. Лабораторный опыт «Приготовление раствора» | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в группах, решение проблемных задач. |
6. | Универсальные моющие средства. Возраст и профессии мыла | 1 | 1 | Семинар, групповая работа, структурно-логическая схема «Синтетические моющие средства, состав порошков и мыла». | |
7. | Практическая работа №2 «Получение мыла из жира.» | 1 | 1 | Практикум, работа в группах. | |
Тема 2. Химчистка дома (4 часа) | |||||
8. | Несколько слов о пятнах Выведение жирных и масляных пятен, цветных пятен органического происхождения | 1 | 1 | Сообщения о стандартных обозначениях знаков способов ухода за текстильными изделиями. | |
9. | Практическая работа №3. «Удаление пятен различной природы.» | 1 | 1 | Практическая работа, отчет. | |
10. | Экскурсия в химчистку «Лана» | 1 | 1 | Беседа во время экскурсии | |
11. | Решение задач с экологическим содержанием | 1 | 0.5 | 0.5 | Работа в группах, практикум по решению задач. |
Тема 3. «На кухне и в ванной» (5 часов) | |||||
12. | Мытье и чистка посуды и стёкол. Удаление накипи. | 1 | 0.5 | 0.5 | Практикум, работа в группах |
13. | Практическая работа № 4 «Чистка изделий из металлов» | 1 | 1 | Практическая работа, отчет | |
14. | Белки, жиры и углеводы- жизненно необходимые вещества. Правильное сочетание пищевых продуктов. | 1 | 1 | Семинар – практикум, сообщения, презентация. | |
15. | Практическая работа № 4 «Качественное определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания» | 1 | 1 | Практическая работа, отчет Семинар – практикум, сообщения. | |
16. | Экскурсия- поездка на кондитерскую фабрику «Кубань» г. Тимашевск и завод «Очаково» г. Краснодар | 1 | 1 | Беседа во время экскурсии | |
17. | Итоговый урок. Значение химии для жизни человека | 1 | 1 | Конференция; защита проектов |
Содержание программы.
Введение. Химия вокруг нас.(1 ч)
Тема 1. Если вы стираете дома (7 часов)
Вода – универсальный растворитель. Вода из крана. Водоочистительные станции. Универсальные моющие средства. Возраст и профессии мыла. Практическая работа №1 «Анализ водопроводной и технической воды.»
Практическая работа №2 « Получение мыла из жира.»
Лабораторный опыт «Приготовление раствора»
Решение задач на растворы. Экскурсия в химчистку «Лана»
Тема 2. Химчистка дома (4 часа)
Несколько слов о пятнах Выведение жирных и масляных пятен, цветных пятен органического происхождения.
Экскурсия в химчистку «Лана»
Практическая работа №3. «Удаление пятен различной природы.»
Решение задач с экологическим содержанием
Тема 3. «На кухне и в ванной» (5 часов)
Мытье и чистка посуды и стёкол. Удаление накипи. Белки, жиры и углеводы- жизненно необходимые вещества. Правильное сочетание пищевых продуктов.
Практическая работа № 4 «Чистка изделий из металлов»
Практическая работа № 4 «Качественное определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания»
Экскурсия на производство. Поездка на кондитерскую фабрику «Кубань» г. Тимашевск и завод «Очаково» г. Краснодар
Итоговый урок. Значение химии для жизни человека (1 час)
Список литературы.
1.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ.пособие. – М.: «Высшая школа», 1992. – 192с.: ил.
2.Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. – Химия в школе. 5,1997.
3.Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.
4.Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.
5.Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.
6.Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьём. //Химия в школе. – 3,2004
7.Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл. – М.: Дрофа, 1998.
8.Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, 2004.
Экскурсия на кондитерский комбинат «Кубань»
Подготовка к экскурсии в цех, идём по цеху мучных изделий
Экскурсия в химчистку «Лана» На заводе «Очаково» г. Краснодар
Выполнение практической части курса «Химия в быту»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Английский язык» для 4 класса на основе программы курса Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. 3 год обучения (2 часа в неделю, 66 часов в год).
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
Программа курса по выбору "Эстетика быта"
Курс «Эстетика быта» используется в предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса, относится к авторским курсам по выбору межпредметного характера. Программа курса рассчитана на 34 часа в год. В осно...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров"
Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров" разработана по направлению "спортивно-оздоровительная деятельность" для 7 класса...
Рабочая программа по технологии «Изучение культуры, быта и традиций бурятского народа»
На реализацию содержания национально-регионального компонента в "Технологии" отводится до 25% учебного времени. В соответствии с этим по данной программе в 5 классе выделено 8 ч, 6 классе ...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым»
Рабочая программам по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"....