Рабочая программа курса по выбору "Химия в быту"
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Борискина Светлана Александровна

Курс по выбору "Химия в быту" предназначен для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Задачи курса: углубить  представления учащихся о веществах, используемых в быту, научить правильно с ними обращаться, познакомить с производством и профессиями технолога. дегустатора, формацевта и др. После программы фотоотчёт об экскурсиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Краснодарский край  г. Приморско – Ахтарск

             Муниципальное общеобразовательное учреждение_____

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

средняя общеобразовательная школа №22 имени Героя России В.Е. Едаменко

                          (полное наименование образовательного учреждения)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания районного методического объединения учителей химии

от 28августа 2015  года № 1

___________           Л.А. Степанец

подпись руководителя МО            Ф.И.О.

УТВЕРЖДЕНО

3решением педагогического совета

от __31.08._2015  года протокол № 1

 Председатель ___________   О.М. Литвиненко

         подпись руководителя ОУ                   Ф.И.О.              

                                                                        

              РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                 курс по выбору « Химия в быту»_____________________

                                           (указать учебный предмет, курс)

в номинации:«программы элективных курсов углубленного изучения профильных    предметов по БУП-2004».

Автор: учитель  химии_______ Борискина С.А._____________________

                                  г. Приморско–Ахтарск 2016 г.

Пояснительная записка

Современное  состояние развития общества характеризуется проникновением химии во все сферы жизни. Фактически люди на производстве, в учебных, медицинских, и правовых заведениях, в учреждениях  культуры и спорта, а также в быту используют принципы и методы химии и разнообразные химические вещества.  В целом это вызвано  научно -техническим прогрессом и повышает уровень жизни людей. Поэтому ориентироваться в том, как правильно применять химические препараты, необходимо каждому современному человеку.  

      Химизация необходима, однако её развитие должно базироваться на прочных знаниях. К сожалению, сегодня это требование не выполняется, так как в школах преподавание ведётся лишь в направлении общего химического образования.

       В связи с этим большую актуальность приобрело изучение в школе прикладных проблем в химии. Поэтому наиболее приемлемым вариантом совершенствования учебного процесса на данном этапе является изучение элективного курса с условным названием « Химия в быту », дающего возможность школьникам получить знания об основных веществах,  используемых в быту, и приобрести попутный опыт  реализации дидактического принципа связи обучения с  жизнью.

  Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль и профессиональную ориентацию учащихся. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективные курсы по химии в 9 классе призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Данный курс ориентирован на углубление и расширение  знаний, на развитие  интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими препаратами в быту, он направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся.  

    Привлечение дополнительной информации о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.

      Практические занятия направлены на  расширение знаний о применении веществ в повседневной жизни, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования и будущей профессии. Содержание данного элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества.

  Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.  Актуальность предлагаемого элективного курса вызвана значимостью рассматриваемых экологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Общими принципами отбора содержания материала программы являются системность;  целостность;  научность;  доступность для учащихся основной школы; практическая направленность.

Основные цели элективного курса:

-Познакомить учащихся с веществами, которые нас окружают в повседневной жизни;

-раскрыть роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показать значение химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки;

-развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;

-способствовать развитию личности учащегося средствами данного курса;

-формировать химико-экологическое образование, уметь развить экологическую культуру учащихся.

-оказывать помощь в выборе профиля дальнейшего образования.

 Задачи курса:

-закрепить, систематизировать и расширить знания о веществах, используемых в быту, их составе и строении

 -Сформировать у учащихся сознание необходимости: заботиться о своём здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять;

-учить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;

-развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности;

-расширить кругозор учащихся;

-развивать у учащихся общеучебные умения и навыки: работы с научно-популярной и справочной литературой, умения сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал; делать выводы;

-развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;

- продолжить формирование навыков исследовательской работы

-использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, географией, математикой.

  Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни; элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени., географией, математикой.

    Курс «Химия в быту» разработан на основе образовательных стандартов основного общего образования по химии. Темы, изучаемые на курсе, соответствуют задачам основного общего образования и образовательной программы среднего общего образования. Занятия курсов проводятся теоретические и практические в кабинете химии, который оборудован по всем требованиям, имеется необходимое  лабораторное оборудование, в кабинете имеется интернет. В программе  предусмотрены  экскурсии на производства.  Данный элективный курс разработан в 2011 году, рассчитан на 17 часов для учащихся девятых классов.  Желающих ребят, посещать данный курс, делят на две группы по 15 человек – в первом и втором полугодии.

Планируемые результаты

Требования к знаниям  учащихся:

-примерный качественный состав природных вод; о роли воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;

-методы очистки пресной воды от загрязнений; о нормировании качества питьевой воды;

-понятия «бытовая химия», «поверхностно-активные вещества», «синтетические моющие вещества»

-рациональное использование средств бытовой химии

-основные источники и причины загрязнения окружающей среды  моющими средствами; двойственную роль ПАВ в природе, стандартные обозначения знаков способов ухода за различными изделиями

-экологические проблемы местного значения; способы предупреждения  загрязнения окружающей среды различными средствами бытовой химии

-о роли химии в решении экологических проблем.

-влияние средств бытовой химии на состояние здоровья человека

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

-бережно относиться к воде, экономно её расходовать;

-применять простейшие методы очистки питьевой воды;

-анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;

-проводить опыты по удалению пятен различного происхождения с различных предметов и поверхностей

-решать расчетные задачи с экологическим содержанием

-работать в группе

-определять цель, выделять объекты исследования и способы решения данной проблемы

-использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.

-прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями, приводить примеры воздействия тяжёлых металлов на здоровье человека;

-вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;

-критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.

Формы контроля: лабораторный практикум, сообщения, проекты учащихся,  отчёты по экскурсии.

Тематический план.

n/n

Содержание обучения разделы, темы

К-во

часов

Количество часов

Формы обучения и оценки

теоретические

практические

1.

Введение. Химия вокруг нас.

1

1

Лекция с элементами беседы, опорный конспект, презентация

Тема 1. Если вы стираете дома (6 часов)

2.

Вода – универсальный растворитель.  Вода из крана.

1

1

Лекция с элементами беседы, сообщение о бережном отношении к воде, групповая работа

3.

Практическая работа №1«Анализ водопроводной и технической воды.»

1

1

Практикум, работа в группах

4.

Водоочистительные станции. Экскурсия на станцию водоочистки

1

1

Беседа во время экскурсии

5.

Решение задач на растворы. Лабораторный опыт «Приготовление раствора»

1

0,5

0,5

Работа в группах, решение проблемных задач.

6.

Универсальные моющие средства. Возраст и профессии мыла

1

1

Семинар, групповая работа, структурно-логическая схема  «Синтетические моющие средства, состав порошков и мыла».

7.

Практическая работа №2 «Получение мыла из жира.»

1

1

Практикум, работа в группах.

Тема 2.  Химчистка дома (4 часа)

8.

Несколько слов о пятнах Выведение жирных и масляных пятен, цветных пятен органического происхождения

1

1

Сообщения о стандартных обозначениях знаков способов ухода за текстильными изделиями.

9.

Практическая работа №3. «Удаление пятен различной природы.»

1

1

Практическая работа, отчет.

10.

Экскурсия в химчистку «Лана»

1

1

Беседа во время экскурсии

11.

Решение задач с экологическим содержанием

1

0.5

0.5

Работа в группах,  практикум по решению задач.

Тема 3. «На кухне и в ванной» (5 часов)

12.

Мытье и чистка посуды и стёкол. Удаление накипи.

1

0.5

0.5

Практикум, работа в группах

13.

Практическая работа № 4 «Чистка изделий из металлов»

1

1

Практическая работа, отчет

14.

Белки, жиры и углеводы- жизненно необходимые вещества. Правильное сочетание пищевых продуктов.

1

1

Семинар – практикум, сообщения, презентация.

15.

Практическая работа № 4

 «Качественное определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания»

1

1

Практическая работа, отчет Семинар – практикум, сообщения.

16.

Экскурсия- поездка на кондитерскую фабрику «Кубань» г. Тимашевск и завод «Очаково» г. Краснодар

1

1

Беседа во время экскурсии

17.

Итоговый урок. Значение  химии для жизни человека

1

1

Конференция; защита проектов

Содержание программы.

Введение. Химия вокруг нас.(1 ч)

Тема 1. Если вы стираете дома (7 часов)

Вода – универсальный растворитель. Вода из крана. Водоочистительные станции. Универсальные моющие средства. Возраст и профессии мыла. Практическая работа №1 «Анализ водопроводной и технической воды.»

Практическая работа №2 « Получение мыла из жира.»

Лабораторный опыт «Приготовление раствора»

Решение задач на растворы. Экскурсия в химчистку «Лана»

Тема 2.  Химчистка дома (4 часа)

Несколько слов о пятнах Выведение жирных и масляных пятен, цветных пятен органического происхождения.

 Экскурсия в химчистку «Лана»

Практическая работа №3. «Удаление пятен различной природы.»

Решение задач с экологическим содержанием

Тема 3. «На кухне и в ванной» (5 часов)

Мытье и чистка посуды и стёкол. Удаление накипи. Белки, жиры и углеводы- жизненно необходимые вещества. Правильное сочетание пищевых продуктов.

Практическая работа № 4 «Чистка изделий из металлов»

Практическая работа № 4 «Качественное определение белков, жиров и углеводов в продуктах питания»

Экскурсия на производство. Поездка на кондитерскую фабрику «Кубань» г. Тимашевск и завод «Очаково» г. Краснодар

Итоговый урок. Значение  химии для жизни человека  (1 час)

Список литературы.

1.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ.пособие. – М.: «Высшая школа», 1992. – 192с.: ил.

2.Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. – Химия в школе. 5,1997.

3.Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.

4.Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.

5.Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.

6.Речкалова Н.И., Сысоева Л.И. Какую воду мы пьём. //Химия в школе. – 3,2004

7.Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл. – М.: Дрофа, 1998.

8.Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, 2004.

Экскурсия на кондитерский комбинат «Кубань»

Подготовка к экскурсии в цех,  идём по цеху мучных изделий

Описание: C:\Documents and Settings\777.0A0242FD11BB4CE\Рабочий стол\Новая папка (2)\Фото-0138.jpg     

  Экскурсия в химчистку «Лана»                На заводе «Очаково» г. Краснодар

Описание: C:\Documents and Settings\777.0A0242FD11BB4CE\Рабочий стол\химия в быту конкурс 1\20121013_124835.jpg                 Описание: C:\Documents and Settings\777.0A0242FD11BB4CE\Рабочий стол\химия в быту конкурс 1\Фото-0104.jpg

Выполнение практической части  курса «Химия в быту»

Описание: F:\фото 11\Фото-0114.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Эстетика быта"

Курс «Эстетика быта» используется в предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса, относится к авторским курсам по выбору межпредметного характера. Программа курса рассчитана на 34 часа в год. В осно...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров"

Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров" разработана по направлению "спортивно-оздоровительная деятельность" для 7 класса...

Рабочая программа по технологии «Изучение культуры, быта и традиций бурятского народа»

На реализацию содержания национально-регионального компонента в "Технологии" отводится до 25% учебного времени. В соответствии с этим по данной программе в 5 классе выделено 8 ч, 6 классе ...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым»

Рабочая программам по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"....