Главные вкладки

    Программа курса по выбору "Эстетика быта"
    элективный курс по технологии (9 класс) на тему

    Антипина Валентина Михайловна

    Курс «Эстетика быта» используется в предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса, относится к авторским курсам по выбору межпредметного характера. Программа курса рассчитана на 34 часа в год. В основе обучения учащихся используется современная деятельностная образовательная технология - проект.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_estetika_byta.doc113.5 КБ

    Предварительный просмотр:


    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области»

    Программа курса по выбору «Эстетика быта»


    Составлена учителем технологии

    высшей категории

    МОУ «Акбулакская СОШ №1

    Акбулакского района

    Оренбургской области»

    Антипиной В.М.

    для учащихся 9 класса

    Утверждена на заседании РМО

    учителей технологии.

    п. Акбулак 2008

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».

    Содержание:

    Пояснительная записка        2

    Методические рекомендации        4

    Тематическое планирование        6

                    Программа курса «Эстетика быта»

    I.        Кулинарное искусство        7

    II.        Создание уюта в доме        9

    Литература        11

    Пояснительная записка

    Курс «Эстетика быта» используется в предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса, относится к авторским курсам по выбору межпредметного характера. Программа курса рассчитана на 34 часа в год. В основе обучения учащихся используется современная деятельностная образовательная технология - проект.

    Цель курса - формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно-технологическому направлению обучения и будущей профессиональной деятельности.

    Предлагаемый курс призван решать    задачи создания условий для формирования и развития у школьников:

    1. практико-деятельностных умений  в  области технологии  и
      искусства;
    2. творческих    способностей    и    интереса    при    выполнении
      творческих проектов;
    1. стремления проявлять свои способности и добиваться успеха;

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».

    1. умения самостоятельно приобретать и применять знания на
      практике;
    2. коммуникативных навыков, которые способствуют развитию
      умений работать в группе, выступать с защитой творческого проекта;
    3. возможности   реализовать    свой    интерес    к    предметным
      областям «Технология» и «Искусство»;
    4. способности к профессиональному самоопределению.

    Курс « Тайны создания домашнего очага» поможет обучающимся 9 класса осуществить сознательный выбор профиля обучения в старшей школе. Курс ориентирует обучающихся на художественно-эстетический, художественно-технологический профили обучения. Структура курса состоит из 2-х разделов. Каждый раздел может выполнять функцию курса по выбору (элективного). Раздел I «Кулинарное искусство» рассчитан на 15 часов, раздел II «Создание уюта в доме» рассчитан на 18 часов. Программой курса соблюдается преемственность: содержание разделов курса по выбору соответствует общей идее «эстетика быта», изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими темами и связано с ранее изучаемым материалом предметной области «Технология»,.

    Программа курса соответствует концепции модернизации образования (введение предпрофильной подготовки обучающихся). Обучающиеся получают знания, развивающие познавательный интерес, расширяющие базовый курс «Технология». В программу включены современные технологические знания и перспективные техники исполнения творческих работ. Программный материал может применяться для обучения различных групп школьников (совместное обучение мальчиков и девочек), так как отличается целостностью, актуальностью и модульным принципом построения программы. Достоинством программы спецкурса является практическая направленность обучения, что позволяет осуществить «профессиональные пробы». Программа дает возможность контролировать промежуточные и итоговые результаты, а также вовремя выявить сбой в прохождении материала. Использование наиболее

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».

    эффективных методов обучения (технология проектной деятельности) позволяет учителю получить запланированный результат. Уроки проводятся в следующих формах: проблемно-поисковой деятельности, игровой деятельности, защиты и презентации проекта, круглого стола. Изучение тем спецкурса предполагает тесную взаимосвязь с информационной работой и психолого-педагогической работой, проводимой в школе в рамках предпрофильной подготовки учащихся.

    Различные достижения обучающихся по выполнению творческих проектов помогут школьникам выбрать сферу профессиональной деятельности (ступень начального профессионального образования или средне-специального образования). В рамках предлагаемого спецкурса они ориентируются на выбор профессий: повар-кондитер, дизайнер интерьера, посредством знакомства со спецификой профессиональной деятельности, включающей профессиональные мини-пробы.

    Программа курса «Эстетика быта»

                                      (9 класс), 34 ч.

                                           Вводное занятие (1ч.)

    Тема. Особенности выполнения творческого проекта (1 ч). Основы    проектной    деятельности.    Классификация    проектов. Особенности творческого проекта. Этапы работы над проектом. Презентация и защита проекта. Критерии оценки проекта.

    Анкетирование учащихся «на входе».

    Кулинарное искусство (15ч)

    Тема. Кулинария - это наука. Культура застолья, организация стола для

    приема гостей (1ч).

    На протяжении веков человечество приобретало огромный опыт в области обработки продуктов и приготовления пищи. В 1779году в России вышла первая кулинарная книга Сергея Друковцева «Поваренные записи». Огромные традиции накоплены русскими поварами. Особенности кухни

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».

    народов   различных   стран.   Пища   -   основа   жизни   человека.   Правила приготовления различных блюд.

    Техника безопасности труда при кулинарной обработке продуктов. Санитарно-гигиенические требования к технологии приготовления блюд.

    Культура застолья. Сервировка праздничного стола. Особенности шведского стола, «А ля фуршет», коктейльного стола. Приемы складывания салфеток.

    Задание. Выполнить в группах мини-проект: сервировать стол. Защитить проект.

    Тема. Культура поведения за столом (2ч).

    Правила хорошего тона. Роль хозяина и хозяйки дома.

    Задание. Проект. Распределить роли, сервировать стол и пригласить «в гости» одноклассников.

    Тема. Технология приготовления холодных закусок и коктейлей (2ч).

    К холодным блюдам относятся: салаты, холодные блюда из рыбы и мяса, бутерброды. Технология приготовления салатных соусов. Особенности приготовления холодных блюд из рыбы. Приготовление горячих бутербродов.

    Особенности приготовление коктейлей. Подача к столу. Сообщение темы итогового проекта «Организация и работа кафе». Планирование работы над проектом.

    Задание. Проект. Приготовление холодных закусок и коктейлей. Дегустация.

    Тема. Технология приготовления блюд «на скорую руку»

    и горячих напитков (2ч).

    Многие попадали в ситуацию, когда неожиданно приходят гости. Если знать несколько нехитрых рецептов быстрого приготовления блюд, то гости приятно удивятся. Учащиеся приносят уже подобранные дома рецепты и продукты. Выполняют мини-проект. Можно предварительно предложить тему для самостоятельной поисковой деятельности: «Необычные рецепты

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».

    приготовления горячих напитков», результатом которой будет мини-проект по приготовлению какого-либо изысканного напитка.

    Тема. Проект «Ужин при свечах» (2 ч).

    Сервировка стола к ужину. Как пользоваться столовыми приборами. Правила поведения в ресторане. На этом занятии можно провести ролевую игру «Ужин в ресторане». Технология приготовления горячих блюд.

    Задание. На первом занятии можно приготовить несложное горячее блюдо, салат, десерт, сервировать стол. Работу лучше выполнять коллективно. Презентация проекта проходит «при свечах».

    Тема. Основы рационального питания. Как правильно

    составить меню (2 ч).

    Принципы, которым должно отвечать рациональное питание. Роль основных пищевых веществ и пищевая ценность различных продуктов. Что должен знать о пищеварении каждый человек. Различные виды диет, их достоинства и недостатки. Как правильно готовить домашнюю пищу. Как составить сбалансированное меню.

    Задание. Примерные темы выполнения мини-проектов: «Меню для похудения», « Меню для детей детского сада», «Меню для людей с дефицитом массы тела», «Последствия чрезмерного или неправильного питания».

    Проекты предпочтительно выполнять в группах по 2-3 человека и защищать проекты на этом же занятии.

    Тема. Тайны украшения стола (2ч).

    Украшение стола - это искусство. Основные требования к украшению стола. Художественное оформление блюд. Украшения из теста. Приемы создания украшений из овощей, фруктов.

    Задание. Мини-проект «Дизайн блюда» предполагает выполнение украшений блюд из овощей. Можно на данном занятии провести конкурс на лучшее украшение бутербродов, салатов.

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».

    Тема. Обобщение знаний и умений обучающихся.

    Профессиональная проба. Проект «Организация и работа кафе» (2 ч).

    На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса, осуществляется профессиональная проба «повар-кондитер» в форме деловой игры «Работаем в кафе». Перед обучающимися ставится задача - организовать работу школьного кафе (необходимо тему проекта сообщить детям на первых занятиях и курировать их самостоятельную деятельность по разработке проекта). Распределяются роли: директора, администратора, бухгалтера, поваров-кондитеров, официантов и т. д. Составляется бизнес-план работы кафе. Обучающиеся могут организовать работу такого кафе на школьном новогоднем вечере.

    Возможно, совместно с классным руководителем, занимающимся информационной работой в рамках предпрофильной подготовки учащихся, организовать экскурсию в профессиональное училище, где занимаются подготовкой поваров-кондитеров или посетить предприятие общественного питания с целью знакомства с его деятельностью.

    Защита проекта осуществляется выполнением своей роли каждым учеником, с последующим оцениванием проекта учителем и учащимися.

    Создание уюта в доме

    Тема. Цветовое оформление интерьера Влияние цвета на

    психологическое состояние человека. (1 ч).

    Природа всегда дарила человеку бесконечный веер цветовых переживаний. У большинства людей есть определенные симпатии к одним цветам и антипатии к другим. Цвет влияет на состояние психики человека. Цвет как элемент создания психологического комфорта и как средство эмоционально-эстетического воздействия на организм человека. По воздействию на человека цвета разделяют на теплые и холодные. Благоприятное воздействие на центральную нервную систему и зрение оказывает зеленый и голубой. Все светлые тона вызывают хорошее настроение,

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».

    темные - угнетают, подавляют. Красный и желтый - возбуждают и активируют деятельность ЦНС. Правильное применение цвета в оформлении помещений позволяет изменить настроение человека. В оформлении интерьера надо исходить из законов цветовой динамики, учитывать то, что интерьер своей цветосветовой средой создает определенное отношение впечатление у человека, влияет на его настроение и ощущения. Влияние цвета необходимо учитывать при организации пространства жилища (см. приложение 5) Законы жилища и их цветовое оформление. Роль фитодизайна в оформлении интерьера.

    Задание. На этом занятии необходимо сообщить тему итогового проекта, определить совместно с учащимися этапы для работы над разработкой эскизов в течение оставшегося времени на изучение данного курса. Примерные темы: «Интерьер кухни в русском народном стиле», «Современная гостиная», «Интерьер классной комнаты», «Моя комната», «Детская» и т.д. Работа может выполняться индивидуально и в группах с использованием техники коллажа или компьютерных программ.

    Тема. Гильоширование. Технология изготовление панно(4ч).

    Гильоширование как вид декоративно-прикладного искусства. Виды аппликаций. Этапы изготовление панно.

    Задание.   Проект   «Выжигание   по   ткани».   Возможно   выполнение (индивидуально) образца в виде панно для украшения интерьера.

    Тема. Основы выполнения лоскутной пластики ( 4ч).

    Технология выполнения цветов из ткани. Этапы работы над панно, выполненным в технике лоскутной пластики.

    Задание.   Выполнение   коллективного   проекта   «Панно   в   технике лоскутной пластики». Возможно применение смешанных техник.

    Тема. Проект изготовления панно в различных техниках.

    Защита проектов (4 ч).

    На основе изученных техник выполняется коллективный проект «Декоративное панно для школы или детского сада». Возможно использование

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».

    разнообразных техник исполнения или работа в определенной технике. Панно представляется для презентации как коллективный проект на последнем занятии курса.

    Анкетирование учащихся.

    Тема. Технология уборки помещения (1ч).

    Каждый человек, возвращаясь после трудового дня в свою квартиру, чувствует потребность в уюте, теплоте, покое. Уют и чистота в квартире - это результат кропотливого труда.

    Задание Круглый стол «Чистота и уют в доме» Подобрать полезные советы из дополнительной литературы по теме занятия. Придумать и показать рекламу «своей фирмы» по уборке помещений (работа в группах).

    Тема. Защита творческих проектов. Профессиональная проба «дизайнер

    интерьера» (4 ч).

    Одной из самых привлекательных профессий для выпускников является профессия дизайнера. Но мало кто знает, что в данной профессии большую часть времени необходимо отдавать чертежам, математическим расчетам. Направлений в дизайне множество: графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн, связанный с внешностью человека. Возможно, обзорно познакомить учащихся с направлениями дизайна. Для самостоятельного изучения учащимся можно предложить список тем по теме проекта. Например: «История развития дизайна», «Виды дизайна», «Ландшафтный дизайн», «Имидж человека».

    Защита проектов проводится в форме презентации. Обобщение, подведение итогов изучения курса.

    Тематическое планирование курса «Эстетика быта»

    Разделы и темы

    Всего часов

    теория

    практика

    Форма контроля

    Вводное занятие.

    1

    1

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».

    I. Кулинарное искусство

    15

    Кулинария - это наука. Культура застолья. Организация стола для приема гостей.

    1

    1

    Культура поведения за столом.

    2

    1

    1

    зачёт

    Технология приготовления холодных закусок и коктейлей.

    2

    1

    1

    зачёт

    Технология приготовления блюд «на скорую руку» и горячих напитков.

    2

    1

    1

    зачёт

    Проект «Ужин при свечах»

    2

    2

    Защита проекта

    Основы рационального питания. Как правильно составить меню

    2

    1

    1

    зачёт

    Тайны украшения стола

    2

    1

    1

    зачёт

    Обобщение знаний и умений обучающихся. Профессиональная проба. Проект «Организация и работа кафе»

    2

    2

    Защита проекта

    П. Создание уюта в доме

    18

    Цветовое оформление интерьера

     помещений. Влияние интерьера на психологическое состояние человека.        

     1

                                                           

    1

    Гильоширование. Технология изготовление панно

    4

    4

    зачёт

    Основы выполнения лоскутной пластики .

    4

    4

    зачёт

    Проект изготовления панно в различных техниках.

    4

    4

    Защита проекта

    Технология уборки помещения.

    1

    1

    зачёт

    Творческий проект «Дизайнер интерьера».

    4

    4

    Защита проекта

    Итого:

    34

    9

    25

    В процессе освоения данного спецкурса, обучающиеся приобретут следующие знания о:

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».

    •        мире современных профессий;

    1. этапах выполнения и защиты творческого проекта;
    2. культуре застолья, правилах приёма гостей, сервировке
      стола, профессии «повар-кондитер»;
    3. технологии    приготовления        холодных    закусок    и
      коктейлей,

    приготовления блюд «на скорую руку» и горячих напитков;

    1. роли интерьера в психологическом состоянии человека;
    2. технологии        выполнения        работ        декоративно-
      прикладного назначения для украшения своего жилища;
    3. технологии   гильоширования,   технологии   лоскутной
      пластики;
    4. особенностях технологии уборки квартиры;
    5. профессии «дизайнер интерьера».

    На основе усвоенных знаний формируются умения:

    1. планировать проектную деятельность;
    2. выполнять и представлять творческие проекты;
    3. приготавливать   холодные закуски и коктейли, блюда
      «на скорую руку» и горячие напитки;
    4. выполнять     декоративно-прикладные     работы     для
      украшения интерьера (гильоширование, лоскутная пластика);
    5. выполнять уборку помещений.

    Литература для учителя

    1. Бардычев С.М. Семья принимает гостей. - Обнинск.:
      «Олимп», 2001.-156с.
    2. Коноплёва Н.П. Секреты домашнего хозяйства: Кн. Для
      учащихся. -М.:Просвещение,2001. - 192с.

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».

    1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:
      Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2004.- 321с.
    2. Концепция профильного обучения на старшей ступени
      общего образования (утверждена Приказом Министерства образования
      РФ от 18.07.2002 г. №2783).
    3. Новые педагогические и информационные технологии в
      системе образования: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы
      повыш. Квалиф. Пед. Кадров / под ред. Е.С.Полат. - М.: Издательский
      центр «Академия», 2002. - 272с.

    6.        Программы для общеобразовательных учреждений. Трудовое
    обучение 5-9 классы сельской школы. Сельский дом и семья /под ред.
    Кальней В.А.

    1. Технология.        Трудовое        обучение.        Программы
      общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.72с.: ил.
    2. Технология.      Учебник      для      учащихся       10      класса
      общеобразовательной школы/ Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-
      Граф, 2006.

    Антипина Валентина Михайловна. «Эстетика быта».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа элективного курса "Дизайн предметов быта" 9 класс

    Авторская программа злективного курса для 9 класса...

    Программа элективного курса "Химия в быту"

    Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся о веществах и их практическом применении в повседневной жизни...

    Рабочая программа элективного курса "Химия в быту"

    Рабочая программа элективного курса по химии в 9 классе "Химия в быту"...

    Программа элективного курса "Если хочешь быть здоров".

    Элективный курс рассчитан на 18 часов, рекомендуется для учащихся 10-11 классов....

    Программа факультативного курса:"Химия в быту", 8 класс

    Программа факультатива по химии для 8 класса...

    Рабочая программа курса по выбору "Химия в быту"

    Курс по выбору "Химия в быту" предназначен для учащихся 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Задачи курса: углубить  представления учащихся о веществах, используемых в быту, ...

    Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров"

    Рабочая программа курса "Если хочешь быть здоров" разработана по направлению "спортивно-оздоровительная деятельность" для 7 класса...