Программа элективного курса "Химия в быту"
элективный курс (химия, 9 класс) по теме

Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся о веществах и их практическом применении в повседневной жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_v_bytu.elektiv.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Химия в быту»

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Химия в быту» предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 16 часов в первом учебном полугодии.

Курс направлен на удовлетворение познавательных интересов о веществах и их практическом применении в повседневной жизни,  позволяет учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам бытовой химии, что способствует расширению и углублению базового компонента химического образования.

Содержание программы расширяет представления учащихся о химических веществах и материалах, окружающих человека в быту, вооружает знаниями, необходимыми в повседневной жизни и для будущей производственной деятельности.

Тематика курса раскрывает историю происхождения известных учащимся веществ и материалов, их необычные свойства, лежащие в основе применения человеком, предполагает рассмотрение как положительного, так и отрицательного воздействия на человека и окружающую среду, учит  применять вещества по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.

Из данного курса учащиеся узнают о том, как действуют лекарственные препараты и стиральные порошки, что им необходимо взять в дорогу, чтобы обезопасить себя от комаров и других насекомых, как очистить воду для питья, как правильно применять минеральные удобрения при подкормке растений, какие вещества входят в состав пищевых продуктов и как правильно сочетать продукты.

Содержание курса является актуальным, т.к. способствует повышению интереса учащихся к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с медициной, строительством, химической промышленностью, косметологией.

Интеграция курса с биологией, экологией, медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.

Разнообразный историко-искусствоведческий материал создаёт базу для интеграции курса с историей, географией, литературой.

Курс может быть использован в качестве межпредметного или ориентационного.

Цели:

- образовательная: расширение кругозора учащихся, повышение их интереса к химии и развитие внутренней мотивации учения через формирование представлений о составе и свойствах химических веществ и материалов, окружающих человека в повседневной жизни; 

- воспитательная: воспитание экологической грамотности и химической культуры при обращении с веществами; ориентация на выбор химико-биологического профиля.

-развивающая: формирование специальных умений и навыков работы с химическими веществами и материалами в быту; развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике.

Задачи:

- расширить представления о составе и свойствах химических соединений на примере веществ и материалов, окружающих человека в быту (средства гигиены и косметики, препараты бытовой химии, лекарства, строительные материалы и т.д.);

-раскрыть экологические проблемы, связанные с использованием веществ и материалов бытового назначения;

- выработать умения соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными веществами, препаратами бытовой химии, использовать полученные знания на практике.

Образовательные результаты:

после изучения данного курса учащиеся должны знать состав, свойства, области применения наиболее распространённых в быту веществ и материалов  и уметь применять их по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними.

Методы преподавания и обучения.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, самостоятельные проектные работы с использованием различных источников информации.

Тематический план

Темы

Знания и умения

Тема№1.
Химия пищи.
Жиры, углеводы, белки, соли, витамины  в пище. Опасные вещества в пище. Кулинарная обработка пищи. Консервирование продуктов. Кулинарные профессии. Химик – технолог.

3ч.

Знать химический состав и свойства важнейших пищевых продуктов и их отдельных компонентов, изменения которые происходят с этими в-ми во время приготовления пищи, а также при заготовке продуктов впрок.

Тема№2.
Моющие средства в быту.
Из истории моющих средств.
Чем и как стирать, белить, крахмалить.
Химия в стиральной машине. Кто работает в прачечной.

1ч.

Знать некоторые исторические сведения использования и получения моющих средств, их состав, свойства.
Уметь грамотно применять моющие средства в быту с учетом фактуры ткани.

Тема№3.
Чистящие средства.
Что такое абразив.
Безабразивные чистящие средства.
Что такое накипь и как ее удалить.
Химчистка на дому. Кто работает в химчистке?

2ч.

Знать какими в-ми можно очистить медные, золотые и серебряные изделия, утюг, пятна на одежде, коврах, мягкой мебели  и уметь грамотно применять их на практике.

Тема№4.
Химия и косметика.
Носители запаха.
Волшебные превращения причесок.
Пудры и аэрозоли.
Крема и их назначение. Профессии парфюмера, косметолога, парикмахера.

2ч.

Знать какие вещества являются носителями запаха, из каких компонентов состоят духи, одеколоны и др. косметические средства.

Тема№5.
Химия и лекарства. Эскурсия по аптечке. Антибиотики. Витамины.
Допустимо ли самолечение? Химия и техника безопасности в вашем доме. Профессия фармацевта.

2ч.

Знать назначение некоторых лекарственных средств, помнить, что самолечение не допустимо.
Уметь приготовить р-ры перекиси водорода, соды, перманганата калия.

Тема№6.Строительные и отделочные материалы
для наружных и внутренних работ. Строительные профессии.

2ч.

Знать состав и свойства цемента, известняка, клея, красок, растворителей, лаков.
Уметь грамотно использовать их в быту, соблюдая т/б.

Тема№7.
Химия на приусадебном участке.
Состав и структура почвы.
Минеральные удобрения.
Химические средства защиты растений. Профессии агронома, садовода, овощевода.

2ч.

Знать, как состав и структура почвы влияет на рост растений; какими хим. средствами можно защитить растения от болезней и вредителей.
Уметь грамотно и умело применять м.у. и средства защиты, соблюдать т/б.

Тема№8.
Химия – памощник туриста.
Как получают водонепроницаемую ткань.
Химия вокруг костра.
Химия на страже здоровья туриста.
Как подать сигнал друг другу с помощью химии.
Посуда туриста. Профессии туроператора, экскурсовода.

Итоговое занятие.

2ч.

Знать, как можно получить водонепроницаемую ткань, с помощью каких веществ можно развести костер в сырую погоду, какими средствами можно пользоваться в походе, чтобы сохранить крепкое здоровье.

Темы для сообщений учащихся

Презентации профессий по выбору учащихся

Литература и другие информационные источники:

Составитель Н. В. Ширшина, Хмия 9 класс. Сборник Элективных курсов.,  Волгоград: Учитель, 2004.

Составитель Н. В. Ширшина,  Элективный курс. Химия для гуманитариев 10, 11 классы. Волгоград: Учитель, 2004.

Уроки новых технологий по химии., Воронеж, 1997.

Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки 8-11 классы. : Волгоград «Учитель» 2003.

Я иду на урок химии: Книга для учителя.- М.: Из-во «Олимп», из-во «Первое сентября», 1999.

Штремплер Г.И., Лабунский,Ю.В., Панин Г.И. Классификация химических элементов в антропологии.: Химия в школе, 9/2001.

Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Вода, дарующая жизнь.: Химия в школе 3/1997.

Демьянова С.А. Оксид жизни – вода.: Химия в школе 7/2001.

Ячменцева Н.М. Самое удивительное вещество.: Химия в школе 7/2001.

Турлакова Е В. Определение показателей качества воды.: Химия в школе 7/2001.

Ануфриева Е.Н., Компаниец О.Н. Интегрированный обобщающий урок «Гидросфера».: Химия в школе 7/2001.

Звездин А.Г. Парадоксы воды.: Химия в школе 7/2001.

Арефьева О.Д., Грамм – Осипова В.Н. Мониторинг водных объектов.: Химия в школе 7/2001.

Кульский А.А. Проблема чистой воды. Киев 1974.

Хачатрян И. Н. Неисчерпаемое море солей. Химия в школе 1/2001.

Катаева Л.В. Восхитительный мир кристаллов. Химия в школе 9/1997

Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение 1981.

Сопова А.С. Химия и лекарственные вещества. Л., 1982.

Сугатова В.Ф., Малеев В. В. «Не все ль блаженства – лишь отрава?»  Химия в школе 3/1998.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа 1992.

Химия в быту. Смоленск: Русич 1996.

Войцеховская А.Л. Косметика сегодня. М.: Химия 1998.

Боровский Е.Э. Озоновый слой земли: проблемы и прогнозы. Химия в школе 5/2000/

Кришталь Н.Ф., Санков Б.Г. Экология нашей планеты: сохранение озонового слоя стратосферы. Химия в школе 6/2000.

Малиновская Ю.В. Из чего сделана наша одежда. Химия в школе 4/1998.

Коренкова И.Н., Зазыбин А.Г. От мыла к СМС. Химия в школе 4/1998.

Дудоров И.Г. Общая технология силикатов. М.: Стройиздат 1987.

Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. Химия в школе1/1998.

CD

Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.

Химическая энциклопедия, 1992.

Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Сайты в Интернете.

www.goldpages.ru

www.chinainfo.ru

www.delphiclub.ru

www.price-list.kiev.ru

www.vashdom.ru

www.duhi.nm.ru

www.zdorove.ru

www.lpt.ru

www.cosmoneus.ru

www.medik.oke.ru

www.ngs.ru

www.bb-club.ru

www.idh.ru

www.udivi.ru

www.rambler.ru

www.ih.ru  и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Дизайн предметов быта" 9 класс

Авторская программа злективного курса для 9 класса...

программа элективного курса по химии для 9 класса "Химия в быту"

Программа элективного курса "Химия в быту" была разработана для проведения занятий в 9 классе(предпрофильные подгруппы)....

Программа элективного курса "Имею право избирать и быть избранным"

Программа элективного курса знакомит обучающихся 5-7 классов с основами избирательного права. К программе прилагаются разработки занятий, содержащих теоретический материал и практические задания. В хо...

Программа элективного курса "Культура быта" 9 класс

профессиональное самоопределение учащихся...

Рабочая программа элективного курса "Химия в быту"

Рабочая программа элективного курса по химии в 9 классе "Химия в быту"...

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...