Конспект урока по химии для 9 класса
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Конспект урока по химии 9 класс на тему: "Азотная кислота"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_azotnaya_kislota._1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Конспект урока по химии  9 класс по учебнику Габриеляна.О.С.

                                                             Тема урока.  Азотная кислота.

Урок подготовила: Мариева А.Ю.

Цель урока:

Знакомство с историей открытия. Изучение строения молекулы азотной кислоты, ее физических и химических свойств, роли кислоты в жизни человека и ее применение

Задачи урока:

образовательные: - изучить молекулярное и электронное строение молекулы азотной кислоты, рассмотреть физические свойства, изучить химические свойства азотной кислоты (общие с другими кислотами и специфические), Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты, обратить внимание на применение кислоты;

воспитательные: формировать навыки безопасного обращения с веществами, формировать умение применять полученные знания в быту, воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость.

развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, грамотно излагать свои мысли. развивать умение и навыки при проведении эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, развивать познавательные способности, потребности и интерес у обучающихся  

I. Организационный момент (2 мин.) Здравствуйте, садитесь.

(Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих.)

II. Опрос-повторение (5 мин.)

Проведение  проверки знаний: 3 ученика идут к доске.  Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест.

Вопросы - и задания для фронтальной проверки.

1.Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева  

(ответ N располагается в 5группе  2 период.1S22S22p3.p=7, е=7,n=7.)

2.Написать уравнения реакции азота с алюминием и назвать вещество. (ответ 2AI+ N2=2AIN нитрид алюминия)

3.Написать уравнения реакции азота с водородом и назвать вещество.(ответ 3Н2+ N2=2NН3 аммиак)

4.Написать уравнения реакции азота с кислородом и назвать вещество(ответ О2+ N2=2NО оксид азота 2)

5.Какой тип химической связи в молекуле аммиака (ответ водородная).

6 .Написать уравнения реакции аммиака с соляной кислотой и назвать вещество(ответ NН3+HCl=NH4Cl хлорид аммония) (10 минут)

7. Кто и в каком году открыл азот? (Кавендиш Генри в 1772г)

8.Какая степени окисления азота в соединении?( −3, −2, −1, 0, +1, +2, +3, +4, +5.)

III. Мотивационно - ориентировочный этап (5 мин.)

Создание проблемной ситуации

Вводное слово учителя

1. История открытия.(слайд1 и 2) Запишите имя алхимика и дату открытия.( Бонавентура в 1270)

IV. Операционно – исполнительский этап(23 мин.)

2. Записать тему урока  Азотная кислота.(слайд 4)

Учитель: Дайте вспомним, какие  вещества называются кислотами ?

Ученик: Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Учитель: Вспомним технику безопасности при работе с кислотами.

Ученик: При растворении кислот нужно вливать ее тонкой струйкой в воду и перемешивать стеклянной палочкой.

3 Состав и строение молекулы азотной кислоты (записываем в тетради формулу азотной кислоты )

Дать самостоятельно характеристику (одноосновная, кислородсодержащая, сильная). Определить степень окисления в азотной кислоте и определите вид химической связи.(слайд 5)

4. Физические свойства.(слайд 6) Записываем в тетради.

Азотная кислота бесцветная жидкость, которая «дымится» на воздухе.  Концентрированная азотная кислота – желтого цвета от избытка оксида азота (IV). Температура кипения + 86 С.Хорошо растворима в воде.

5 . Химические свойства . (слайд 7)

Учитель: Азотная кислота обладает общими свойствами с другими кислотами и специфическими, которые присуще только ей. (записывают дети в тетради)

Учитель: А какие свойства кислот вы знаете?

Ученик: Кислый вкус, изменение окраски индикатора, взаимодействия с другими веществами

Вспомним общие свойства кислот.(слайд 8)

Запись в тетради:

1. сильные кислоты подвергаются диссоциации HNO3 -> H+ +NO3-

2. Написать реакцию раствора азотной кислоты и оксида меди (II), записать уравнение реакции, определить ее тип.

CuO + 2 HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O  - реакция ионного обмена,

3 Написать реакцию раствора азотной кислоты с основаниями. 

В тетради: KOH+ HNO3=КNO3+Н2О реакция ионного обмена

           

.

4 Написать реакцию раствора азотной кислоты с солями

2 HNO3 + Na2CO3 = 2 NaNO3 + H2O + CO2  -  реакция ионного обмена, необратимая

                   

     

6 Специфические свойства. (записать в тетради) (слайд 9)

При взаимодействии азотной кислоты  любой концентрации с металлами водород никогда не выделяется. Продукты реакции зависят от металла и концентрации кислоты.( Раздается таблица)

Давайте рассмотрим эту таблицу вмести.

7.Учитель : Итак, используя нашу таблицу, напишем уравнения реакции. Азотной кислоты разбавленной с Zn, Cа ,Ag. И разобрать уравнение с точки зрения окислительно - восстановительной реакции.

Учитель разбирает первый пример на доске

1)Zn+HNO3(разб.)=Zn(NO3)2+N2+H2O   (ответ

Zn0-2е=Zn+2 восстановитель, процесс окисление        2     1   5

5N2 +10е=2N0 окислитель, процесс восстановление   10   5   1

5Zn+12HNO3(разб.)=5Zn(NO3)2+N2+6H2O  

Выходят к доске 3 ученика и, используя таблицу, записывает уравнения.

2)Ca+ HNO3(разб.)=NH4NO3+Ca(NO3)2+H2O (ответ

Ca0-2е= Ca+2 восстановитель, процесс окисление        2     1   4

N+5 +8е=N-3 окислитель, процесс восстановление        8    4    1

4Ca+ 10HNO3(разб.)=NH4NO3+4Ca(NO3)2+3H2O

3)Ag+HNO3(разб.) =NO+ AgNO3+H2O

Ag0-1е=Ag восстановитель, процесс окисление         1    3

N+5 +3е=N+2 окислитель, процесс восстановление     3    1

3Ag+4HNO3(разб.)=NO+ 3AgNO3+2H2O

4) И с концентрированной HNO3 .

Na+HNO3=N2O+NaNO3+H2O

Na0-1е= Na+ восстановитель, процесс окисление          1   4  

2N+5 +8е=2N+ окислитель, процесс восстановление     4   1

8Na+10HNO3=N2O+8NaNO3+5H2O

Учитель: И с неметаллами азотная кислота будет взаимодействовать .

Записывают в тетради:  При взаимодействии с неметаллами образуется  кислота, в которой у неметалла высшая степень  окисления  и продукт по схеме: (слайд 13) 

                 разб.                                   конц.

NO                               неMe + HNO3                         NO2

P+HNO3(к.)=H3PO4+NO2+H2O (дома до делать)

Учитель: Вспомните, почему  концентрированная HNO3  на Al, Cr, Fe,Au, Pt не действует?

Ученик: Эти металлы пассивируют , покрывается прочной оксидной пленкой, которая нерастворима в растворах кислот.

Учитель: Как вы думаете, где может применяться азотная кислота?

Ученики :  В производстве взрывчатых веществ, удобрений, красок.

(Слайд выводится на доску. И дети сравнивают свои ответы.)

8. Применение азотной кислоты(слайд 15)

производство азотных и комбинированных удобрений,                                                                                                              -взрывчатых веществ (тринитротолуола и др.),

 -органических красителей.

-как окислитель ракетного топлива.

- в металлургии Азотная кислота применяют для травления и растворения металлов, а также для разделения золота и серебра. 

9. Закрепление знаний учащихся. Проверь себя (слайд 17)

  1. Степень окисления азота в HNO3  а)-3 б)0 в)+5 г)+4
  2. При хранении на свету HNO3 а) краснеет             б) желтеет  в) остается бесцветной
  3. При взаимодействии с металлами азотная кислота является: а)окислителем, б)восстановителем, в)и тем, и другим.
  4. Азотная кислота в растворе не реагирует с веществом, формула которого:
    а) CO2 ; б) NaOH; в) Al(OH)3 ; г) NH3 .
  5. Царская водка- это а)концентрированный спирт б)3 объема HCl и 1 объем HNO3

      в) концентрированная азотная кислота самопроверка (слайд №20)

IV. Итог урока: Выводы. 1.  Азотной кислоте характерны общие свойства кислот:

 реакция на индикатор, взаимодействие с оксидами металлов, гидроксидами, солями более слабых кислот, обусловленные наличием в молекулах иона Н+;

2. Сильные окислительные свойства азотной кислоты обусловлены строением ее молекулы;  При ее взаимодействии с металлами никогда не образуется водород, а образуются нитраты, оксиды азота или другие его соединения (азот, нитрат аммония) и вода в зависимости от концентрации кислоты и активности металла;

3. Сильные окислительные способности HNO3 широко применяются для получения различных важных  продуктов народного хозяйства (удобрения, лекарства, пластики и т.д.)

Домашнее задание.

  1. П 26 стр 119-121читать
  2.  рассмотреть уравнение реакции концентрированной азотной кислоты с фосфором с точки зрения процессов окисления-восстановления.
  3. №1-3

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...

Конспект урока по химии 9 класс

Тема: Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева....

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота.

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота....

Конспект урока по химии 8 класса "Эта волшебная чудо-вода"

Интегрированный урок по химии 8 класса "Вода"...

конспект урока по химии 11 класс коррекционная школа на тему: " Путешествие в мир стиральных порошков"

Основная цель урока - сформировать знания и умения ориентироваться в назначении стиральных порошков....