ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ» В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
статья по химии (10 класс) на тему

Тыганова Любовь Алексеевна

Статья основана на дипломной работе автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ               ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ» В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ     ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

В. Б. Кашавцева1, Л. А. Сычёва2 

1Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (г.Самара)

2МОУ Екатериновская СОШ Красноярского района Самарской области (с.Екатериновка)

Новый качественный уровень работы школы предполагает изменение содержания учебных предметов, совершенствование форм, методов и средств обучения. В современном образовании все в большей степени прослеживается тенденция к интеграции дисциплин. Большое внимание уделяется установлению межпредметных связей.

При грамотно организованной, тщательно продуманной и согласованной работе преподавателей различных дисциплин возможно значительное повышение качества преподавания, лучшее усвоение учащимися теоретического материала, значительное развитие у учащихся операций анализа и синтеза, формирование более точной научной картины окружающего мира.

В данных условиях большое внимание со стороны преподавателей химии и биологии должно уделяться, в частности, преподаванию темы «Азотсодержащие органические соединения». В рамках данной темы рассматриваются такие органические соединения, как аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты.

И в курсе химии, и в курсе биологии этому классу соединений уделяется значительное внимание. Это связано с огромной ролью этих соединений во всех жизненно важных процессах, протекающих в живых организмах. Они играют ключевую роль в жизни клетки, составляя как бы материальную основу ее химической деятельности.

В курсе химии на сегодняшний день знакомство с азотсодержащими органическими соединениями чаще всего начинается в конце 9 класса, а более углубленное изучение – в 10-м классе.

Курс биологии начинает знакомство с соединениями этого класса несколько раньше. В связи с этим на учителя биологии ложится дополнительная ответственность за начало изучения этого важнейшего класса органических соединений. Учащиеся еще не знакомы с химической организацией данных веществ, а именно она определяет их огромную роль в биологических процессах.

В то же время у учителя биологии очень мало времени для изучения всего объемного материала этого раздела. Усвоить все аспекты строения и вытекающей отсюда огромной роли этих соединений в природе за 2-3 урока  учащимся 9-го класса практически невозможно.

В этих условиях учителям химии и биологии просто необходимо работать слаженно и выработать согласованную систему изучения темы. При этом следует распределять учебный материал с учетом того, когда учащиеся изучают данный раздел.

В наиболее употребляемых на сегодняшний день программах по химии и биологии учащиеся рассматривают в следующей последовательности:

  • начало 9 класса (курс биологии) – в составе тем «Химическая организация клетки», «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке»;
  • конец 9 класса (курс химии) – в рамках темы «Органические соединения»;
  • 1 полугодие 10 класса (курс биологии) – в темах «Химический состав клетки», «Реализация наследственной информации в клетке»;
  • 2 полугодие 10 класса (курс химии) – в составе темы «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе».

При преподавании этого раздела, таким образом, нужно распределить материал по принципу взаимосвязи изучаемого материала и его постепенного усложнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по органической химии в 10 классе по теме "Азотсодержащие органические соединения"

Контрольная работа по органической химии разработана для учащихся 10 класса (базовый уровень), изучающих химию 1 час в неделю. Работа содержит 16 вариантов....

Контрольная работа 10 класс по теме "Азотсодержащие органические вещества"

Контрольная работа "Азотсодержащие органические вещества" позволит учителю проверить усвоение знаний по изученной теме....

10 класс. Подготовка к контрольной работе №4.Сложные эфиры. Азотсодержащие органические соединения

Даннный материал предназначен для подготовки учащихся к контрольной работе по темам: "Сложные эфиры" - "Азотсодержащие органические соединения"....

Контрольная работа в 10 кл.по теме "Углеводы.Азотсодержащие органические соединения"

Работа может быть использована для подготовки к ЕГЭ в 11 классе...

Проверочная работа "Азотсодержащие органические соединения" химия 11 класс базовый уровень

6 вариантов тестовой проверочной работы. Задания с выбором одного правильного ответа, цепочка превращений, определение названия предложенного вещества по его формуле и характеристика химических свойст...

Урок по теме "Азотсодержащие органические соединения. Белок"

Статья «Урок по теме «Азотсодержащие органические соединения. Белок» включает план урока по теме, презентацию, приложение. В приложении представлены  сообщения учащихся. К каждому слайду презента...

Кислородсодержащие, азотсодержащие органические соединения (самостоятельная работа, 10 класс)

Самостоятельная работа по химии для обучающихся 10 класса (базовый уровень) по теме "Кислородсодержащие, азотсодержащие органические соединения"....