Методическая разработка урока химии по теме "Приготовление раствора сахара с определённой массовой долей растворенного вещества»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Адамова Светлана Алексеевна

Цель: Сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.

Задачи:

·         познакомиться с устройством лабораторных весов и правилами взвешивания;

·         повторить и использовать правила ТБ при выполнении практической работы в кабинете химии;

·         совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием;

·         закрепить теоретические знания о растворах и способах выражения их концентрации;

·         продолжить формирование умения описывать наблюдения и делать выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Николо- Березовская СОШ

Методическая разработка

урока химии по теме "Приготовление раствора сахара

с определённой массовой долей растворенного вещества»

Составила:

учитель химии Адамова С.А.

Класс: 8

2015

Открытый урок химии по теме

"Приготовление раствора сахара

с определённой массовой долей растворенного вещества»

Класс: 8

Цель: Сформировать умение приготавливать раствор заданной концентрации.

Задачи:

  • познакомиться с устройством лабораторных весов и правилами взвешивания;
  • повторить и использовать правила ТБ при выполнении практической работы в кабинете химии;
  • совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием;
  • закрепить теоретические знания о растворах и способах выражения их концентрации;
  • продолжить формирование умения описывать наблюдения и делать выводы.

Оборудование: Лабораторные весы с разновесами, лист бумаги, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка.

Реактивы: сахар, вода. 

Эпиграф к уроку:

«Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею».
Марк Тулий Цицерон.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

На прошлых уроках мы с вами говорили, что растворы являются неотъемлемой частью нашей жизни.

- Ребята, вспомним, что такое раствор? (Однородная система, состоящая из частиц растворителя и частиц растворённого вещества.)

- Вспомните, какое значение имеют растворы? (Ответы учащихся: почти все лекарственные вещества действуют на организм в растворенном состоянии, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор; растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа, клеточный сок растений и т.д.; получение удобрений, металлов и их сплавов, бумаги, парфюмерной продукции протекают в растворах).

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

- Какова цель нашего урока? (ребята самостоятельно формулируют цель практической работы).

III. Основная часть урока

Химик-органик Н.Н. Семенов писал: «Химия – это наука экспериментальная, а не волшебная, и лучше в этой науке быть в безопасности, чем потом сожалеть».

Правила техники безопасности.

При проведении любой практической работы мы с вами должны соблюдать правила техники безопасности.

(Два ученика, в роли химиков, объясняют всему классу правила ТБ при проведении практической работы).

1 Ученик:

Помни каждый ученик,
Знай, любая кроха,
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо!

2 Ученик:

Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай,
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай!

Актуализация теоретических знаний.

Для того чтобы приготовить необходимый раствор, мы должны вспомнить расчетные формулы.

- Вспомните, что такое массовая доля растворённого вещества? (Это отношение массы растворённого вещества к массе раствора)

- Что такое массовая доля раствора? ( Она показывает содержание растворённого вещества в 100 граммах данного раствора).

Какими формулами мы будем пользоваться при проведении расчетов?

(w= mв-ва : mр-ра * 100%; mр-ра = mв-ва +  mводы, mводы= v*ρ).

Выполнение практической работы.

На столах у учащихся находятся инструктивные карточки с заданием.

1 Этап. Измерение массы сахара.

- Откройте коробку с весами, соберите чашечные весы, уравновесьте чашки с помощью листа бумаги.

- На правую чашку весов поставьте гирьки нужной массы, а на левую аккуратно насыпьте сахар.

- Взвесьте необходимую массу сахара, пользуясь этим правилом взвешивания.

- Взвешенное вещество высыпьте в химический стакан.

2 Этап. Приготовление раствора.

- Отмерьте мерным цилиндром необходимый объем воды.

- Ответьте на вопрос: Почему объём воды равен её расчётной массе? (так как плотность воды равна 1гр ⁄ мл).

- Вылейте воду в стакан с сахаром и перемешайте стеклянной палочкой до полного растворения его.

3 Этап. Оформление работы.

Этап

Оборудование

Действия, расчеты

 

 

 

IV. Закрепление

- Что вы получили в ходе практической работы? (Однородную бесцветную жидкость, которая является раствором сахара с определённой массовой долей растворённого вещества)

- Сформулируйте вывод о том, как приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества

V. Итог урока

- Чему вы сегодня учились на уроке? (Приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества).

- Что нужно знать, чтобы приготовить раствор с заданной долей растворенного вещества? (Необходимо взвесить нужную массу твёрдого вещества, отмерить объём воды, эту смесь перемешать до полного растворения твёрдого вещества.)

- Где мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества? (При приготовлении сахарных сиропов, маринадов.)

VI. Домашнее задание

Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых для лечения конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе составляет 0,25%?

Список использованной литературы:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008.
  2. Методическое пособие к курсу О.С. Габриелян «Химия. 8 класс» - М.:Дрофа,2010г.
  3. http://metodsovet.su/dir/khimia/7
  4. http://kimhimik628181.jimdo.com/#login

Инструкция по проведению практической работы №3

«Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей»

Цель работы: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.

Оборудование: весы, мерный цилиндр, ложечка, химический стакан, стеклянная палочка, вода, сахар.

Примечание: 1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, процессы растворения, формулы для расчета.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Расчетная часть.

Получив задание от учителя,  произведи расчет для выполнения практической работы.

Приготовить 180 г 3% раствора сахара

Приготовить 150 г 4% раствора сахара

Приготовить 120 г 2% раствора сахара

2.  этап работы: 

Рассчитайте массу сахара и массу воды, необходимые для приготовления необходимого вам раствора используя формулы:

m(вещества) = m(раствора) · ω(вещества)      m(H2O) = m(раствора) - m(вещества)

 На весах взвесьте требуемую навеску сахара, и высыпьте ее в химический стакан.

3.  этап работы: 

Определите объем воды, соответствующий вычисленной массе, используя формулу: V = m · ρ. Помните, что для воды ρ = 1 г/мл.

1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в стакан с сахаром.

  4. этап работы: 

Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей сахара.  Перемешайте стеклянной палочкой сахар с водой до полного его растворения.

 Заключение:

1.Обратите внимание на оформление задачи в тетради, правильные расчеты.

2. Сделайте вывод о том, что необходимо для приготовления раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

3. Уберите свое рабочее место.

Оформление в тетради:

Практическая работа №3

«Приготовление раствора сахара с определенной массовой долей»

Цель: научиться взвешивать на лабораторных весах, определять объем жидкости с помощью мерного цилиндра, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.

Оборудование и реактивы: химический стакан, палочка для перемешивания, мерный   цилиндр, лабораторные весы, разновесы; сахар, вода.

С правилами техники безопасности при выполнении практической работы ознакомлен(а):________

Ход работы

Отчет составляется по пунктам «Инструкции выполнения работы».

Этап

Оборудование

Действия, расчеты

 

 

 

Вывод формулируется на основании выполненной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"

Данный урок способствует развитию умения учеников применять полученные знания на практике. при приготовление растворов с заданной  массовой долей растворенного вещества ....

Практическая работа по химии 8 классТема. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества (соли).

Практическая работа по химии 8 классТема. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого  вещества (соли)....

«Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»

Цели: Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необх...

План урока "Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"

План урока "Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества"...

«Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества»

разработка урока  по химии «Приго­товление рас­твора с определённой массовой долей растворённого вещества» 8класс,  урок с использованием практического мод...

Группа ПК2 Химия Тема "Решение задач на вычисление массовой доли растворенного вещества" (29.10.2020)

Решите задачи (образец решения дан ниже)1. К раствору силиката калия массой 20,53 г и массовой долей 15% прилили избыток раствора нитрата кальция. Вычислите массу образовавшегося осадка.2. К...

Технологическая карта урока: «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» (7 класс)

Данный урок даёт возможность учащимся приобрести опыт познания, имеющий универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятие решений, поиска, анализа и обработки информац...