РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ среднее общее образование 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс) на тему

Адамова Светлана Алексеевна

Рабочая программа по химии для 11 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), с учётом Примерной программы среднего общего образования по химии (авторы-составители: Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева, изд. «Дрофа», 2008 год), авторской программы курса химии для 8-11  классов   общеобразовательных учреждений под руководством О.С. Габриеляна (автор-составитель: О.С.Габриелян, изд. «Дрофа», 2011 год), с учётом учебного плана на 2015-2016 учебный год и основной образовательной программы МБОУ Николо- Березовской СОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_11_klass_o.s._gabrielyan.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

х. Николовка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Николо- Березовская средняя общеобразовательная школа

Описание: F:\сканкопиии\копия158.jpg

                                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

среднее общее образование

11 класс

                      Количество часов: 68

                      Учитель:  Адамова Светлана Алексеевна

                                   

     Программа разработана на основе Примерной программы среднего общего  образования по химии (авторы-составители: Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева, изд. «Дрофа», 2008 год) и  авторской программы курса химии для 8-11  классов   общеобразовательных учреждений под руководством О.С. Габриеляна (автор-составитель: О.С.Габриелян, изд. «Дрофа», 2011 год).

                     

2015 год

11 класс О.С. Габриелян «Химия»

 (68 ч, 2 ч в неделю)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по химии для 11 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.), с учётом Примерной программы среднего общего образования по химии (авторы-составители: Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева, изд. «Дрофа», 2008 год), авторской программы курса химии для 8-11  классов   общеобразовательных учреждений под руководством О.С. Габриеляна (автор-составитель: О.С.Габриелян, изд. «Дрофа», 2011 год), с учётом учебного плана на 2015-2016 учебный год и основной образовательной программы МБОУ Николо- Березовской СОШ.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Приказ МО России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- Приказ МО России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Приказ МО России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО и СОО».

Общая характеристика учебного предмета

     Особенности содержания обучения химии в полной средней школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

  • вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
  • химическая реакция – знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
  • применение веществ – знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
  • язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.

Первая идея курса — это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, — общая химия.

Изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Вторая идея курса — это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным..

Третья идея курса — это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления:

1.        о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества);

2.         химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 2 ч в неделю.

3.        Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.

Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе.

Изучение химии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  •  освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  •  овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  •  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  •  воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  •  применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Реализация программы позволяет решить следующие задачи:

  •  формирование у учащихся умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использовать элементы причинно-следственного и структурнофункционального анализа;
  •  овладение учащимися умениями определять сущностные характеристики изучаемого объекта, давать определения, приводить доказательства;
  •  овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья;
  •  развитие умений использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Данный курс химии освобождён от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени; включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией.

Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированных под курс, рассчитанный на 1 час в неделю. В содержание учебного предмета включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих

мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

Место предмета в учебном плане МБОУ Николо- Березовской СОШ

    Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым  на изучение химии в 11 классе на базовом уровне выделяется 2 час в неделю (68 час в год),1час из федерального компонента и 1час из школьного компонента. Предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

   Данная рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Общая химия» на ступени среднего образования на базовом уровне являются:  сравнение объектов,  анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент. Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ.

Предполагаемый результат изучения курса химии 11 класса

    Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Предполагаемый результат изучения курса химии 11 класса», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

  

 знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

     Предполагаемые результаты:

Личностные:

  1. в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость;
  2. в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

   Метапредметными результатами усвоения выпускниками средней школы программы по химии являются:

  1. использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  2. использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  3. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
  4. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  5. использование различных источников для получения химической информации.

Основное содержание программы по химии 11 класс

(2 часа в неделю)

Введение (1ч)

        Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (8 ч)

Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).

Положение водорода в периодической системе.

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Тема 2. Строение вещества (24 ч)

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.

Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.

Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.

Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ.

Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.

Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.

Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения.

Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях.

Жидкие кристаллы и их применение.

Твёрдое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы.

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.

Тонкодисперсные системы: гели и золи.

Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ.

Понятие «доля» и её разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или йода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.

Практическая работа № 1. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3. Химические реакции (16 ч)

Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль.

Изомеры и изомерия.

Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.

Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.

Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.

Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.

Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.

Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.

Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.

Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 11. Различные случаи гидролиза солей.

Тема 4. Вещества и их свойства (18 ч)

Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом.

Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.

Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.

Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль).

Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.

Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.

Практическая работа 2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Особенности преподавания предмета в 11классе

Учебный материал по химии в 11 классе начинается с темы «Строение атома», которая завершается повторением и обобщением Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева в свете строения атомов на новом концентре.

Аналогично вторая тема «Строение вещества» завершается повторением и обобщением современной теории строения химических веществ на новом концентре.

В темах «Строения атома» и «Строение вещества» подчеркивается ведущая роль русских химиков в становлении мировой химической науки.

Третья тема «Химические реакции» посвящена рассмотрению общих приемов классификации и закономерностей протекания химических реакций с участием органических и неорганических веществ, а также рассмотрению материалов одной из наиболее сложных тем курса химии – «Гидролиз органических и неорганических веществ».

В следующей теме «Вещества и их свойства» рассматриваются наиболее общие свойства классов органических и неорганических веществ: кислот, оснований, амфотерных соединений. Таким образом, в ней обобщается материал предыдущих тем. Тема завершается изучением наиболее методически сложного материала, посвященного генетической связи между классами органических и неорганических веществ.

Рабочая программа  разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.)- 11 класс, базовый уровень, 68 часов.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

             Увеличено  число часов на изучение тем:

 Тема № 1 «Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева » до 8 вместо 6 часов. Содержание учебного материала этой темы отрабатывается  и используется в дальнейшем в практической деятельности учащихся при изучении других тем. Данные часы взяты из темы №2 «Строение вещества» - 1 час и 1 час резервного времени.  В резерве  1 час.  Цель данных изменений – лучшее  усвоение  учебного материала курса «Химия » 11 класса.

Данная рабочая программа реализуется  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ.

Формы организации образовательного процесса

  • урок-консультация
  • урок-практическая работа
  • урок-деловая игра
  • урок-соревнование
  • компьютерный урок
  • урок с групповыми формами работы
  • уроки взаимообучения учащихся
  • урок-зачет
  • урок-конкурс
  • уроки общения
  • урок-игра
  • урок-конференция
  • урок-семинар
  • интегрированные уроки

Для достижения поставленных целей планируется использование  образовательных технологий:

  • информационно-коммуникационная технология;
  • технология проблемного обучения;
  • развивающая технология;
  • тестовая технология,

а также различных методов и форм обучения:

  • словесных (лекция, объяснение, дискуссия);
  • наглядных (метод иллюстраций, метод демонстраций, включающий в себя составление мультимедийных презентаций);
  • практических (тестирование, устные и письменные задания, творческие задания,).
  • проблемно-поисковых (практическая и лабораторная работы);
  • самостоятельной работы, в которые входит работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование).

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  • Исследовательская деятельность
  • Применение ИКТ

Формы контроля

  • Индивидуальный
  • Групповой
  • Фронтальный

Виды контроля

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Итоговый

Тематическое планирование по химии, 11 класс,

(2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С. Габриелян

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Практические

работы

Контрольные работы

1.

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева

6

№1

2.

Строение вещества

20

№1

№2

3.

Химические реакции

20

№3

4.

Вещества и их свойства

20

№2, № 3

№4

5.

Обобщение

2

№ 5

Итого

68

3

5

Перечень лабораторных работ

1.        Описание свойств некоторых веществ на основе типа кристаллической решетки.

2.        Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделий из них.        

3.        Жесткость воды. Устранение жесткости воды.

4.        Ознакомление с минеральными водами        

5.        Ознакомление с дисперсными системами        .

6.        Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

7.        Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.

8.        Получение водорода.

9.        Различные случаи гидролиза солей.

10.        Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами.

11.        Получение и свойства нерастворимых оснований.

12.        Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.

13.        Ознакомление с коллекцией металлов.

14.        Ознакомление с коллекцией неметаллов.

15.        Ознакомление с коллекцией кислот.

16.        Ознакомление с коллекцией оснований.

17.        Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли.

Перечень практических работ

   Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

Практическая работа №2.Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы.
Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.

Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя, но практические работы все обязательны для оценивания.

      В тематическом плане предусмотрены  4 контрольные работы, которые соответствуют программе по химии для 11 класса О.С. Габриеляна. Они предназначены для проведения текущего и итогового контроля по основным темам курса:

        

        Контрольная работа №1 «Строение атома и ПЗ Д.И. Менделеева»;

        Контрольная работа №2 «Строение вещества»;

        Контрольная работа №3  «Химические реакции»;

        Контрольная работа №4 «Вещества и их свойства»

      Контрольная работа №5  «Итоговая контрольная работа за курс общей химии»

        

Календарно-тематическое планирование  

курс «Общая химия» 11 класс (базовый уровень) О.С. Габриелян

2 часа в неделю, всего 68 часов в год

№ п/п

Дата

Тема

Цель

Основные понятия и термины

Формы и методы преподавания

Эксперимент

Планируемые результаты

Оборудование

Домашнее задание

ученик д/знать

ученик д/уметь

СТРОЕНИЕ АТОМА И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА (6 часов)

1

02.09

Атом – сложная частичка

Рассмотреть различные теории строения атомов

Ядро и электронная

оболочка. Электроны,

протоны и нейтроны. Теории и модели атомов

Электронная класси

фикация элементов.

s-,p-, J-,/-семейства

Урок изучения нового материла

Понятия  моделей атомов

характеризовать каждую модель, определять плюсы и недостатки

ПСХЭ.

Таблицы

«Строение

атома».

Модели атомов

§ 1, упр. 1, 2

2

04.09

Состояние электронов в атоме

Изучить основные правила

заполнения электронами энергетических

уровней

Энергетические уровни или электронные слои

Комбинированный

Понятия  гибридизация,  π-, σ- связи

Определять эти связи и рисовать форму электронных облаков

ПСХЭ.

Таблицы

«Строение

атома».

Модели атомов

§1, упр. 3-5

3

09.09

Электронные конфигурации атомов химических элементов

Подробно рассмотреть электронную классификацию элементов  s-, p-, d-, f-семейств

Электронная классификация элементов

s-,p-, d-,f-семейства

Комбинированный

ПСХЭ.

Таблицы

«Строение

атома».

Модели атомов

§1, конспект

4

11.09

Валентные возможности атомов химические элементов

 Научить предполагать валентные возможности атомов на основании электронной и графической формулы.

Валентность, изомерия

Комбинированный

Понятия –  изомерия, разные виды изомерия

Составлять формулы изомеров и давать им названия

ПСХЭ.

Таблицы

«Строение

атома».

Модели атомов

§1, конспект

5

16.09

Периодический закон ПСХЭ Д.И. Менделеева

Закрепить умения составлять изомеры данного соединения, давать названия органическим веществам.

Периодический закон

и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное

определение Периодического закона. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и в группах. Положение водорода в ПС

Комбинированный

Понятия    Периодический закон, периодическая система, изотопы, хим. элемент, физический смысл порядкового номера и номера группы, периодичность вертикальная, диагональная, горизонтальная

Характеризовать элементы по положению в ПСХЭ

ПСХЭ

§2, упр. 1-5

6

18.09

Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Контрольная работа № 1

Научить объяснять и сравнивать свойства элементов, их соединений на основании положения в системе.  

ПСХЭ

§2, упр. 10

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (20 часов)

7

23.09

Виды химических связей

Обобщить, углубить и расширить знания учащихся о химической связи

Химическая связь

Комбинированный

Основные понятия-  Химическая связь, ковалентная, ионная, металлическая, водородная связи, донорно-акцепторная связь

Определять тип хим. связи в соединениях

Таблица «Химическая связь»

Конспект

8

25.09

Типы кристаллических решеток

Обобщить, углубить и расширить знания учащихся о кристаллических решетках

Кристаллические решетки

Комбинированный

Понятия-   Металлическая связь, водородная связь, металлическая кристаллическая решетка, молекулярная кристаллическая решетка

Определять тип кристаллической решетки

Модели кристаллических решеток алмаза, графита, натрия

Конспект

9

30.09

Ионная химическая связь

Расширить понятие ионной химической связи

Ионная связь, классификация ионов

Комбинированный

Особенности ионной химической связи

Давать характеристику веществ с иной химической связью

Таблицы

§3, упр. 1, 3

10

02.10

Ковалентная химическая связь

Расширить понятие ковалентной химической связи

Ковалентная или атомная химическая связь, электроотрицательность, диполь, донор, акцептор

Комбинированный

Особенности ковалентной химической связи

Давать характеристику веществ с ковалентной химической связью

Таблицы

§4, упр. 1-5

11

07.10

Металлическая химическая связь

Расширить понятие металлической химической связи

Металлическая связь, пластичность, электропроводность, теплопроводность, сплавы

Комбинированный

Особенности металлической химической связи

Давать характеристику веществ с металлической химической связью

Таблицы

§5, упр. 10

12

09.10

Водородная химическая связь

Расширить понятие водородной химической связи

Водородная химическая связь, денатурация,

Комбинированный

Особенности водородной химической связи

Давать характеристику веществ с водородной химической связью

Таблицы

§6, упр. 1-6

13

14.10

Единая природа химической связи

Обобщить знания о химической связи

Виды химических связей

Комбинированный

Типы химических связей

Отличать химические связи по особенностям строения веществ и их свойствам

Таблицы

Повторить §3-6

14

16.10

Семинар по теме «Виды химических связей. Типы кристаллических решеток»

Закрепить знания, применить их в решении упражнений

Виды химических связей

Урок-семинар

Основные понятия-  Химическая связь, ковалентная, ионная, металлическая, водородная связи, донорно-акцепторная связь

Определять тип хим. связи в соединениях

Таблицы

15

21.10

Полимеры- высокомолекулярные соединения (ВМС)

Актуализировать знания учащихся о ВМС

Полимеры, пластмасса, волокна, каучуки

Комбинированный

Понятия : полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации, форма молекул, термопластичность, термореактивность

Отличать эти понятия

Коллекции «Пластмассы», «Волокна», «Каучуки»

§7, упр. 7

16

23.10

Пластмассы. Биополимеры. Эластомеры

Актуализировать знания учащихся о пластмассах

Пластмасса, эластомеры, пластик

Комбинированный

Понятия: пластмассы, биополимеры, эластомеры

Отличать эти понятия

Коллекция  «Пластмассы»

§7, упр. 1-4

17

28.10

Волокна

Актуализировать знания учащихся о волокнах

Волокна и их классификация

Комбинированный

Понятия волокна, виды волокон

Различать волокна по их классификации

Коллекция «Волокна»

§7

18

30.10

Газообразные вещества

Изучить особенности строения газов

Газообразное состояние вещества. Агрегатные состояния. Молярный объем газообразных веществ

Комбинированный

Особенности строения и свойства газообразных веществ

Давать характеристику газообразных веществ

Таблицы

§8, упр. 2, 4

19

11.11

Жидкие вещества

Изучить особенности строения жидких веществ

Жесткость воды, массовая доля растворенного вещества

Комбинированный

Особенности строения и свойства жидких веществ

Давать характеристику жидких веществ

Таблицы

§9, упр. 2, 6-8

20

13.11

Твердые вещества

Изучить особенности строения твердых веществ

Кристаллы, амфотерность

Комбинированный

Особенности строения и свойства твердых веществ

Давать характеристику твердых веществ

Таблицы

§10, упр. 1-4

21

18.11

Дисперсные системы.

Коллоиды

(золи и гели)

Сформировать представление о составе, многообразии и значении дисперсных систем

Определение и клас

сификация дисперс

ных систем. Истин

ные и коллоидные растворы

Урок изучения нового материала

Классификацию дисперсных систем

Различать истинные и коллоидные растворы

Таблицы

§11, упр. 1-4

22

20.11

Состав веществ. Причины многообразия веществ

Раскрыть причины многообразия веществ

Гомология, изомерия, аллотропия, массовая доля выхода продукта, молярная концентрация

Комбинированный

Основные понятия: гомология, изомерия, аллотропия, массовая доля выхода продукта, молярная концентрация

Решать задачи и упражнения на выход продукта реакции

ДМ

§12, упр. 4, 8

23

25.11

Чистые вещества и смеси. Состав смесей. Разделение смесей

Актуализировать знания учащихся о смесях

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: фильтрование, отстаивание, выпаривание, хроматография и др.

Комбинированный

Способы разделения смесей: фильтрование, отстаивание, выпаривание, хроматография и др

Разделять вещества и смеси

ДМ

§12, упр. 11-14

24

27.11

Практическая работа №1 Получение, собирание и распознавание газов

Формировать навыки работы с веществами и лабораторным оборудованием

Практическая работа 1

Правила техники безопасности при выполнении данной работы

-распознавать газы лабораторным способом;

- писать уравнения химических реакций

Штатив, пробирки, газоотводные трубки, спиртовки, Соляная кислота, гранулы цинка, мел, хлорид аммония, гидроксид кальция, индикаторная бумага

25

02.12

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение вещества»

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Строение вещества»

Основные понятия предыдущих тем

Урок обобщения

Основные понятия

Производить вычисления

Таблицы, ДМ

Повторить §1-12

26

04.12

Контрольная работа № 2 Строение вещества

Контроль знаний по теме «Строение вещества»

Все понятия и вопросы по теме

Контрольная работа 1

Все понятия и вопросы по теме

Выполнять упражнения и решать задачи

ДМ.

«Контрольные и проверочные работы

«Химия-11» к учебнику

О. С. Габриеляна,

с. 79-82

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (20 часов)

27

09.12

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии

  Обобщить и расширить знания химических реакций

  Реакция, типы реакций - соединения, разложения, замещения, ионного обмена, разложения, элиминирования, изомеризации

Комбинированный

Понятия – реакции  соединения, разложения, замещения, ионного обмена, разложения

Определять тип реакции по уравнениям

Таблицы

§13, конспект

28

11.12

Реакции, идущие без изменения состава вещества

Расширить представление учащихся о классификации химических реакций

Комбинированный

Классификации химических реакций

Определять тип реакции по уравнениям

ДМ

§13, упр. 1, 2, 5

29

16.12

Реакции, идущие с изменением состава вещества

Продолжить формировать представление учащихся о классификации химических реакций

Комбинированный

ДМ

§14, упр. 1-4

30

18.12

Тепловой эффект химической реакции

Сформировать представление учащихся о причинах протекания реакций

  Тепловой эффект реакции, экзотермические и эндотермические реакции, энтальпия, термохимические уравнения

Комбинированный

Понятия –   тепловой эффект реакции, экзотермические и эндотермические реакции, энтальпия, термохимические уравнения

Определять тепловой эффект реакции

ДМ

§14, упр. 5-7

31

23.12

Энергетика химических реакций

Научить учащихся производить расчеты по термохимическим уравнениям

Комбинированный

ДМ

§14, упр. 8-9

32-33

25.12

13.01

Скорость химической реакции

Обобщить и расширить знания о скорости химических реакций

Скорость химических реакций, энергия, химическая кинетика

Комбинированный

- понятие «скорость химической реакции»;

- факторы, влияющие на скорость реакций;

- понятие о катализаторе и механизме его действия;

ферменты-биокатализаторы

Вычислять скорость хим. реакций по формуле

ДМ

§15, упр. 1-4

34-35

15.01

20.01

Факторы, влияющие на скорость химической реакции

Рассмотреть факторы, изменяющие скорость химических реакций. Научить решать расчетные задачи

Константа скорости. Закон действующих масс,   температурный коэффициент, катализ: гетерогенный и гомогенный

Комбинированный

Понятия-реакции замещения, эффект сопряжения, заместители первого и второго рода

Решать упражнения

ДМ

§15, упр. 5, 6, 11

36

22.01

Обратимость химических реакций

 Обобщить и расширить знания о химическом равновесии, факторах, смещающих его

 Обратимость хим. реакций, скорость реакции

Комбинированный

Понятия –   обратимость хим. реакций

§16, упр. 1-3

37

27.01

Химическое равновесие, условия его смещения

Актуализировать, расширить и углубить знания о химическом равновесии и его смещении

Константы равновесия, принцип Ле Шателье

Комбинированный

Понятия –   обратимость хим. реакций, скорость реакции, константы равновесия, принцип Ле Шателье

Определять в какую сторону смещается хим. равновесие

Портрет Ле Шателье

§16, упр. 4-6

38

29.01

Истинные растворы

Актуализировать знания учащихся о растворах, растворимости, процессе растворения, количественных характеристиках раствора

Растворимость, истинные растворы, способы выражения концентрации растворов, массовая доля растворенного вещества

Комбинированный

Физическую и

химическую теории

растворов

Вычислять

массовую долю вещества в растворе

Таблицы

Конспект

39

03.02

Теория электролитической диссоциации. Свойства растворов электролитов

Обобщить знания о диссоциации, свойствах электролитов. Научить составлять уравнения диссоциации, реакций ионного обмена\

Электролиты, неэлектролиты, диссоциация, ассоциация, гидратированные ионы, катионы, анионы, степень электролитической диссоциации

Комбинированный

Л.р.№1 Проведение р-ций ионного обмена для хар-ки свойств электролитов

- понятия «электролиты» и «неэлектролиты», примеры

сильных и слабых

электролитов;

- роль воды в химических реакциях;

- сущность механизма диссоциации;

- основные положения ТЭД

Записывать реакции превращений спиртов, их изомеризации

ДМ

§17, упр. 1, 5-8

40

05.02

Водородный показатель

Сформировать понятие о pH, ионном произведении вод, константе ее диссоциации

Водородный показатель, ионное произведение воды, кислая, нейтральная, щелочная среды, индикаторы

Комбинированный

Л.р. №2 Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора

Понятия -  водородный показатель, ионное произведение воды, кислая, нейтральная, щелочная среды, индикаторы

Определять рН среды

Вода, растворы индикаторов, кислот, щелочей

Конспект

41

10.02

Гидролиз неорганических веществ

Сформировать понятие гидролиз. Научить составлять уравнение гидролиза, определять среду раствора

 Строение и состав фенолов, свойства и получение, применение

Комбинированный

Понятия –    Гидролиз, гидролиз по катиону, аниону, молекулярный и ионный вид

Записывать уравнения гидролиза в ионном и молекулярном виде

Индикаторы, растворы солей CuSO4, Na2CO3, NaCl, (NH4)CO3

§18, упр. 3, 4, 7

42

12.02

Гидролиз органических веществ

  Обобщить сведения о гидролизе органических соединений

 Гидролиз, гидролиз по катиону, аниону, молекулярный и ионный вид уравнения, реакция среды.

Типы гидроли

за солей и органиче

ских соединений

Составлять

уравнения гидролиза

солей,

определять характер

среды

ДМ

§18, упр. 8

43

17.02

Окислительно-восстановительные реакции

Систематизировать знания о классификации ОВР

  Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, электронный баланс

Комбинированный

Л.р. №3 Распознавание хлоридов и сульфатов

- понятия «окисли

тель», «восстанови

тель», «окисление»,

«восстановление»;

- отличия ОВР от реакций ионного обмена

Составлять уравнения ОВР

ПСХЭ

§19, упр. 1, 2, 4

44

19.02

Метод электронного баланса

Научить   составлять ОВР методом электронного баланса

 Алгоритм, схема электронного баланса, процессы окисления, восстановления, окислитель, восстановитель

Урок-упражнение с элементами соревнований

Алгоритм и схему составления ОВР

Составлять уравнения ОВР методом электронного баланса

ПСХЭ

Решение задач

45

24.02

Электролиз расплавов и растворов электролитов

Сформировать представление у учащихся о процессе электролиза

Электролиз, катод, анод

Урок изучения нового материала

Уравнения анодных и катодных процессов электролиза

Составлять уравнения анодных и катодных процессов, суммарных процессов электролиза

ДМ

§19, конспект

46

26.02

Контрольная работа № 3 «Химические реакции»

Закрепить знания и умения учащихся по теме

Электролиз

Урок-зачет

К.р.

ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА (20 часов)

47

02.03

Классификации веществ

Обобщить знания о классификации веществ, закрепить и систематизировать их

Вещество, простые, сложные вещества, амфотерность, двойные и комплексные соли, внутренняя и внешняя сферы, лигатура, координационное число, углеводороды предельные и непредельные, гетероциклические, циклоалканы

Комбинированный

Все понятия изучаемой темы

Составлять формулы комплексных соединений

ДМ

Конспект

48

04.03

Металлы

Систематизировать знания о строении атомов металлов, металлической связи, особенности физических свойств

Металличность, электронное семейство, макро- и микроэлемент, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка, парамагнитная и диамагнитная способность

Комбинированный

Л.р. №4 Знакомство с образцами Ме и их рудами

Понятия- металличность, электронное семейство, макро- и микроэлемент, металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка

Давать характеристику веществ-металлов

Коллекции металлов, модели кристаллических решеток

§ 20, упр. 1-3

49

09.03

Химические свойства металлов

Систематизировать знания о химических свойствах металлов.

 Электрохимический  ряд напряжения металлов, оксиды, галогениды, сульфиды, гидриды, пероксиды

Комбинированный

Л.р.№5 Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей

Понятия –   Электрохимический  ряд напряжения металлов, оксиды, галогениды, сульфиды, гидриды, пероксиды

Характеризовать свойства металлов, опираясь на их положение в ПСХЭ и строение атомов

Ряд активности металлов. Гранулы цинка, железные гвозди, соляная и уксусная кислоты, гидроксид натрия

§ 20, упр. 5 (б, в)

50

11.03

Коррозия металлов

Расширить и углубить знания о коррозии металлов и способах защиты металлов

Химическая коррозия, электрохимическая коррозия, процессы окисления, восстановления, протектор, пассивация, ингибитор

Комбинированный

Понятия -  химическая коррозия, электрохимическая коррозия, процессы окисления, восстановления, протектор, пассивация, ингибитор

Различать химическую и электрохимическую коррозии

Конспект

51

16.03

Неметаллы

 Расширить и углубить знания о неметаллах

 Неметаллы, электронное строение, свойства, химические превращения, применение

Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков

Л.р.№6  Знакомство с неметаллами и их природными соединениями

Основные и ключевые понятия

Давать характеристику

элементам-неметаллам

на основе их положения

в ПСХЭ;

- сравнивать неметаллы

с металлами

Коллекции неметаллов

§ 21

52

18.03

Химические свойства неметаллов

Ознакомить с неметаллами главных подгрупп 7, 6, 5 и 4 групп, особенностями физического и химического строения, применение

Основной характер, кислотный характер, окислитель, восстановитель, ковалентная полярная связь, полярность связи.

Комбинированный

Понятия-  основной характер, кислотный характер, окислитель, восстановитель, ковалентная полярная связь, полярность связи

Давать характеристику веществ-неметаллов

ДМ

§ 21, упр. 6, 7

53

30.03

Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач «Металлы и неметаллы»

Практическая работа 2

Правила техники безопасности при выполнении данной работы

- распознавать растворы кислот и щелочей,

- писать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде

Растворы хлорида бария, серной кислоты, нитрата серебра, медного купороса, гидроксида натрия, соляной кислоты, хлорид железа (II), гидроксида натрия, карбонат натрия, индикаторы, раствор крахмала, известь, хлорид аммония, пробирки, спиртовки, спички

54

01.04

Оксиды

Изучить строение, классификацию,  номенклатуру, химические свойства  оксидов.  

Бинарные соединения. Оксиды. Кислотные и основные оксиды.

Комбинированный

Основные понятия: оксиды, гидраты, бинарные соединения

Определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов

Образцы оксидов

Конспект

55

06.04

Кислоты

Изучить строение, классификацию,  номенклатуру, химические свойства  кислот

 Кислоты, техника безопасности при работе с ними, кислотный остаток, бескислородные и кислородосодержащие кислоты

Комбинированный

Классификацию, номенклатуру и свойства органических и неорганических кислот, качественную реакцию на распознавание кислот

Определять принадлежность вещества к классу кислот

ДМ

§ 22, упр. 5

56

08.04

Семинар по теме: «Кислоты»

Закрепить знания по теме «Кислоты»

Окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительная реакция

Урок-семинар

Основные понятия-   окислитель, восстановитель, окислительно-восстановительная реакция

Классифицировать кислоты, давать характеристику физических и химических свойств

ДМ

§ 22, упр. 8

57

13.04

Основания

Изучить строение, классификацию,  номенклатуру, химические свойства  оснований

Основания, гидроксильная группа, щелочи

Комбинированный

Основные понятия темы, качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей

Определять принадлежность вещества к классу оснований, назвать его, составлять формулы оснований

Таблицы, ДМ

§ 23, упр. 5, 6

58

15.04

Семинар по теме: «Основания»

Закрепить знания по теме «Основания»

Основания, гидроксильная группа, щелочи

Урок-семинар

ДМ

§ 23, упр. 8

59

20.04

Соли

Обобщить сведения о солях, научить подтверждать свойства органических и неорганических веществ

Соли, кислотный остаток,  номенклатура солей

Комбинированный

Классификацию, номенклатуру и свойства органических и неорганических солей, качественную реакцию на распознавание солей

Определять принадлежность вещества к классу солей

Таблица растворимости, ДМ

§ 24, упр. 5 (а)

60

22.04

Семинар: «Соли»

Закрепить знания по теме «Соли»

Соли, кислотный остаток,  номенклатура солей

Урок-семинар

ДМ

§ 24, упр. 5 (б)

61

27.04

Практическая работа № 3 Идентификация неорганических соединений

Практическая работа 3

Правила техники безопасности при выполнении данной работы

- распознавать растворы кислот и щелочей;

- писать уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде

Медный купорос, карбонат магния, гидроксид натрия, железные гвозди, хлорид железа (III), соляная кислота, пробирки, спички

62

29.04

Генетическая связь неорганических соединений

Рассмотреть взаимосвязь хим. свойств органических и неорганических соединений, научить составлять генетические схемы превращений

Оксиды, основания. кислоты, соли

Комбинированный

Основные классы неорганических соединений

Записывать уравнения реакций их превращений, осуществлять связь и переходы представителей одних классов в другие

Таблицы

§ 25, упр. 4

63

04.05

Генетическая связь органических соединений

Оксиды, основания. кислоты, соли

Комбинированный

Л.р. №7  Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкции по их составу и применению

Основные классы органических соединений

ДМ, этикетки различных моющих и чистящих  средств

§ 25, упр. 7

64

06.05

Подготовка к контрольной работе

Обобщить и систематизировать знания по «Общей химии»

Основные понятия курса 11 класса

Комбинированный

Все понятия и вопросы за курс 11 класса

Применять знания на практике

Таблицы, ДМ

Повторить § 1-25, конспекты

65

11.05

Контрольная работа № 4 

по теме «Вещества и их свойства»

Контроль знаний

Все понятия и вопросы по теме

Итоговая контрольная работа

Все понятия и вопросы за курс 11 класса

Выполнять упражнения и решать задачи

ДМ.

«Контрольные и проверочные работы

«Химия-11» к учебнику

О. С. Габриеляна,

с. 149

66

13.05

Анализ к. р.

67

18.05

Контрольная работа №5  «Итоговая контрольная работа за курс общей химии»

68

20.05

Обобщение ЗУН

Учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебник:

1. Габриелян О. С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений /.— М.: Дрофа, 2010 — 224 с.

Методическое пособие для учителя:

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010.- 78 с.;

Дополнительная литература для учителя:

1. Габриелян О. С. Химия. 11 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений /— М.: Дрофа., 2010— 224 с.

2. Габриелян О. С.. И. Г. Остроумов. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений /— М.: Дрофа, 2003. — 304 с.

3. Габриелян О. С.. П. Н. Березкин. А. А. Ушакова и др. Химия. 11 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна, Г. Г. Лысовой «Химия. 11» /— М.: Дрофа ,2004- 128 с.

4. Габриелян О. С.. Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская. Химия. 11 класс: В 2 ч. Ч. I: Настольная книга учителя /— М.: Дрофа, 2003. — 320 с.

5. Габриелян О. С.. Г. Г. Лысова, А. Г. Введенская. Химия. 11 класс: В 2 ч. Ч. II: Настольная книга учителя / — М.: Дрофа, 2003. — 320 с.

6. Габриелян О. С.. П. В. Решетов, И. Г. Остроумов. Задачи по химии и способы их решения. 10—11 классы. — М.: Дрофа, 2004. — 160 с.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Габриелян О.С., А.В. Яшукова. «Химия. 11 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику.» - М.: Дрофа,2010. – 92 с.

2. Габриелян О. С.. П. В. Решетов, И. Г. Остроумов. Задачи по химии и способы их решения. 10—11 классы. — М.: Дрофа, 2004. — 160

Информационно-методическая и интернет-поддержка:

1.Журнал «Химия в школе», газета «1 сентября».

2.Приложение «Химия», сайт www.prosv.ru  (рубрика «Химия»).

3.Мультимедиа учебный курс «1С:Образовательная коллекция. Общая химия»

4. Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория»

5.СD «1С- репетитор Химия».

6.Интернет-школа Просвещение. ru, online курс по УМК О.С. Габриеляна и др.    (www.ihternet-school.ru).

7. «1С:Образовательная коллекция. Химия для всех ХХI. Химические опыты со взрывами и без»

Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

Результаты и система их оценки

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по химии

1. Оценка устного ответа.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

-  ответ самостоятельный.

        Ответ «4»;

-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З»:

-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2» 

-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

        - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

-  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4»:

-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

          Отметка «3»:

-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

-  допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

-  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.

        Отметка «5»:

-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;

        Отметка «4»:

-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

-  отсутствие ответа на задание.

4.  Оценка письменных контрольных работ.

        Отметка «5»:

-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

-  работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

В письменных контрольных (тестовых) работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик:

«2» - 0-49 % заданий; «3» - 50-69% заданий; «4» - 70-89% заданий; «5» - 90-100% заданий

Контрольно-измерительные материалы по химии 11 класс

Контрольная работа №1 по теме «Строение атома».

 Часть А

 1.Определите химический элемент по составу его атома - 18 p+, 20 n0, 18 e-:

 а) F б) Ca в) Ar г) Sr

 2. Общее число электронов у иона хрома 24Cr3+:

 а) 21 б) 24 в) 27 г) 52

 3.Максимальное число электронов, занимающих 3s - орбиталь, равно:

 а) 14 б) 2 в) 10 г) 6

 4.Число орбиталей на f - подуровне:

 а) 1 б) 3 в) 5 г) 7

 5 .Наименьший радиус атома среди приведённых элементов имеет:

 а) Mg б) Ca в) Si г) Cl

 6. Из приведённых элементов 3-го периода наиболее ярко выражены неметаллические свойства имеет:

 а) Al б) S в) Si г) Ar

 7. Ряд элементов, образующих оксиды с общей формулой RO:

 а) Ba, Sr, Ca б) P, As, N в) C, Si, Ge г) B, Al, Ga

 8. К р-элементам относится:

 а) кремний б) актиний в) гелий г) хром

 9. Наиболее сходными химическими свойствами обладают простые вещества, образованные элементами:

 а) Ca и Si б) Pb и Ag в) Cl и Ar г) P и As

 10. Электронная формула атома 1s22s22p63s23p2. Формула его водородного соединения:

 а) PH3 б) H2S в) CH4 г) SiH4

 Часть Б

 1. Электронная формула внешнего электронного слоя атома химического элемента …3s23p5. Определите этот элемент, составьте формулы его высшего оксида, летучего водородного соединения и гидроксида. Какими свойствами (основными, кислотными или амфотерными) они обладают? Составьте его графическую формулу и определите валентные возможности атома этого химического элемента.

 2. Составьте электронную и графическую формулы атома химического элемента № 22.

 3. Расположите оксиды в порядке увеличения их кислотных свойств: P2O5, Al2O3, MgO, Na2O, B2O3.Напишите их гидроксиды.

Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества»

 Часть А

 1. Пара элементов, между которыми образуется ионная химическая связь:

 а) углерод и сера б) водород и азот в) калий и кислород г) кремний и водород

 2. Наименее полярной является связь:

 а) C-H б) C-Cl в) C-F г) C-Br

 3.Вещество, в молекуле которого нет «пи-связи»:

 а) этилен б) бензол в) аммиак г) азот

 4. Атом углерода имеет степень окисления -3 и валентность 4 в соединении с формулой:

 а) CO2 б) C2H6 в) CH3Cl г) CaC2

 5. Атомную кристаллическую решётку имеет:

 а) сода б) вода в) алмаз г) парафин

 6.Вещество, между атомами которого существует водородная связь:

 а) этан б) фторид натрия в) этанол г) углекислый газ

 7. Группа формул соединений, в которых имеется только sp3-гибридизация:

 а) CH4, C2H4, C2H2 б) NH3, CH4, H2O в) H2O, C2H6, C6H6 г) C3H8, BCl3, BeCl2

 8. Между атомами есть ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму в молекуле:

 а) CH3NO2 б) NH4NO2 в) C5H8 г) H2O

 Часть Б

 1. Определите вид связи и напишите электронные и графические формулы веществ: C2H2, Br2, K3N.

 2. Напишите реакцию полимеризации винилхлорида. Определите структурное звено и молекулярную массу полимера, если степень полимеризации равна 350.

 3. Напишите все изомеры для вещества с формулой С4Н6 и назовите их.

Контрольная работа №3 по теме «Химические реакции».

 1. Реакция, уравнения которой 2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O + Q является:

 а) эндотермической, обмена;  в) обмена, экзотермической;

 б) гетерогенной, обмена.  г) обмена, каталитической;

 Дайте характеристику этой реакции по всем известным вам классификациям.

 2. Коэффициент перед окислителем в уравнении H2S + SO2 → S + H2O равен:

 а) 2 б) 5 в) 1 г) 6.

 Расставьте коэффициенты в уравнении методом электронного баланса.

 3. Сокращённое ионное уравнение реакции 2H+ + CO3 2- → CO2 + H2O соответствует взаимодействию:

 а) азотной кислоты с карбонатом натрия; в) соляной кислоты с карбонатом кальция;

 б) угольной кислоты с гидроксидом калия; г) серной кислоты с оксидом углерода (IV).

 Напишите полные ионные и молекулярные уравнения для этой реакции.

 4. В водном растворе среда щелочная в случае:

 а) сульфита натрия; б) сульфата натрия;

 в) сульфата меди (II); г) карбоната аммония.

 Напишите сокращённое ионное уравнения гидролиза этой соли.

 5. Какое из веществ подвергается гидролизу?

 а) глюкоза б) твёрдое мыло (стеарат натрия) в) серная кислота г) поваренная соль.

 Напишите уравнение обратимого гидролиза и укажите условия смещения равновесия этого процесса в сторону продуктов гидролиза.

 6. Какова будет скорость реакции при 40 0С, если при 20 0С она равна 0,4 моль/л.ч, а при повышении температуры на каждые 10 0С она возрастает в 3 раза?

 а) 0,8 моль/л.ч б) 1,2 моль/л.ч в) 2,4 моль/л.ч г) 3,6 моль/л.ч

 7. Термохимическое уравнение полного сгорания ацетилена 2C2H2+5O2=4CO2+ 2H2O+2610 кДж

 При использовании 1,12л ацетилена выделится теплоты:

 а) 1305 кДж; б) 261 кДж; в) 130, 5 кДж; г) 65,25 кДж.

 8*. Расставьте коэффициенты в уравнении методом электронного баланса.

 CH3-CH=CH-CH3+KMnO4+H2O → CH3-CHOH-CHOH-CH3+MnO2+KOH

Контрольная работа №4 по теме «Вещества и их свойства».

 1. Осуществите превращения и укажите условия их протекания (где необходимо):

 С→ СН4 → С2Н2 → СО2 → К2СО3 → СаСО3 → СаНСО3 → СаСО3

 2. Напишите уравнения реакций взаимодействия воды со следующими веществами и укажите условия их протекания (где необходимо):

 а) с натрием б) с оксидом натрия в) оксидом фосфора (V) г) с метиловым эфиром уксусной кислоты д) с ацетиленом.

 3. Получите хлорид железа (III) тремя возможными способами.

 4. Выведите формулу фосфорсодержащей кислоты, массовая доля фосфора в котором 37,8 %, кислорода – 58,5 %, водорода – 3,7 %.

 5. Какое количество вещества и какой соли образуется при нейтрализации 1моль гидроксида натрия 490 г 40 % раствором серной кислоты?

Итоговая контрольная работа за курс химии 11 класс.

 1. Охарактеризуйте химический элемент под №12 по плану:

 а) положение его в периодической системе химических элементов (период, группа, электронное семейство, металл или неметалл);

 б) строение атома (электронная и графическая формулы, число протонов, электронов и нейтронов);

 в) формула, вид химической связи в его высшем оксиде и свойства этого оксида (подтвердить уравнениями реакций);

 г) формула гидроксида, вид химической связи в нём и его свойства (подтвердить уравнениями реакций).

 2. Осуществите превращения:

 SiO2 → Si → Mg2Si → SiH4 → SiO2 → K2SiO3

 а) охарактеризуйте реакцию 1 в соответствии с различными классификациями;

 б) в реакции 4 расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

 3. Осуществите превращения, укажите условия их протекания и назовите продукты реакций:

 C2H5OH → C2H4 → C2H4Cl2 → C2H2 → C6H6 → C6H5Cl

 4. Вычислите объём ацетилена (н.у.), выделившегося при взаимодействии 0,4 моль карбида кальция и 7,2 г воды.

Практическая работа №1

 «Получение, собирание и распознавание газов».

Цель работы: Научиться получать, собирать и распознавать газы. Проводить опыты, характеризующие свойства данного газа.

Вариант - 1

  1.  Получение, собирание и распознавание водорода.

В пробирку поместите две гранулы и прилейте в нее 1 - 2 мл соляной кислоты. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции.

Накройте вашу пробирку пробиркой большего диаметра, немного заходя за край меньшей пробирки. Через 1 - 2 минуты поднимите большую пробирку вверх и, не переворачивая ее, поднесите к пламени спиртовки. Что наблюдается? Что можно сказать о чистоте собранного вами водорода? Почему водород собирали в перевернутую пробирку?

  1.  Получение, собирание и распознавание аммиака.

В пробирку прилейте 1 - 2 мл раствора хлорида аммония, а затем такой же объем раствора щелочи. Закрепите пробирку в держателе и осторожно нагрейте на пламени горелки. Что наблюдается? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Поднесите к отверстию пробирки влажную универсальную индикаторную бумажку. Что наблюдается? Осторожно понюхайте выделяющийся газ. Что ощущаете?

Вариант - 2

  1.  Получение, собирание и распознавание кислорода.

В пробирку объемом 20 мл прилейте 5 - 7 мл раствора пероксида водорода. Подготовьте тлеющую лучинку (подожгите ее и, когда она загорится, взмахами руки погасите). Поднесите к пробирке с пероксидом водорода, куда предварительно насыпьте немного (на кончике шпателя) оксида марганца (IV). Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

  1.  Получение, собирание и распознавание углекислого газа.

В пробирку объемом 20 мл поместите кусочек мрамора и прилейте раствор уксусной кислоты. Что наблюдаете? Через 1 - 2 минуты внесите в верхнюю часть пробирки горящую лучину. Что наблюдается? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

В пробирку налейте 1 - 2 мл прозрачного раствора известковой воды. Используя чистую стеклянную трубочку, осторожно продувайте через раствор выдыхаемый вами воздух. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной формах.

Практическая работа №2

 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».

Цель работы: практически осуществить превращения и получить заданные вещества.

Вариант - 1

Выданы вещества: сульфат магния, хлорид железа (III), гидроксид натрия, соляная кислота, алюминий. Пользуясь этими веществами, получите:

А) Fe(OH)3 Б) MgCh В) Al(OH)g

Составьте уравнения реакций проделанных вами опытов в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Вариант - 2

Выданы вещества: железо, серная кислота, гидроксид натрия, оксид магния, хлорид бария, сульфат меди (II). Пользуясь этими веществами, получите:

А) Fe(OH)2 Б) Cu В) MgCh

Составьте уравнения реакций проделанных вами опытов в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Практическая работа №3

«Идентификация неорганических соединений».

Цель работы: Определение качественного состава неорганических веществ, распознавание выданных веществ с помощью качественных реакций.

Вариант - 1

1. В трех пробирках даны водные растворы следующих веществ: сульфида натрия, хлорида железа (III) и серной кислоты. Опытным путем определите, какие вещества находятся в каждой из пробирок. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Результаты работы оформите в виде таблицы:

        

№п/п

Реактивы

H2SO4

Na2S

FeCls

1.

NaOH

2.

FeSO4

Запишите уравнения соответствующих реакций.

                                                                                       Вариант - 2

  1. В трех пробирках даны водные растворы следующих веществ: сульфата калия, хлорида аммония и карбоната натрия. Опытным путем определите, какие вещества находятся в каждой из пробирок. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. Результаты работы оформите в виде таблицы:

№п/п

Реактивы

NH4Cl

Na2COs

K2SO4

1.

CuSO4

2.

BaCl2

Запишите уравнения соответствующих реакций.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку Уровень образования - основное общее образование, класс – 5-9 класс Количество часов – 510 Учитель – Шевченко Андрей Дмитриевич

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, М.: Просвещение,  2010., примерной программы по английскому языку федерально...

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .

Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...

Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) : среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 11 класс

Программа разработана на основе:   Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений           (10-11 классы) / авт.сост. А.И.В...

Рабочая программа по русскому языку Уровень общего образования (класс): среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 10 класс

Программа разработана на основе:   Программа по русскому языку для общеобразовательных организаций           (10-11 классы) / авт.сост. А.И....