Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики"
методическая разработка по химии ( класс) на тему

  

      Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc367 КБ

Предварительный просмотр:

 Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики»

Цель. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся о химических элементах, расстановке коэффициентов в уравнениях и определении типов химических реакций, определении кислот, солей, оснований, оксидов (кислотных и основных), их номенклатурных названиях. Развитие умений и навыков при работе с периодической системой, умений работать в группе.

Оборудование и материалы. Описаны в опытах.

Структура мероприятия:

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя.

3. Проникнемся «духом химии» — демонстрация опытов.

4. Открытие чемпионата.

5. Состязания.

6. Подведение итогов и награждение.

7. Посвящение в химики.

8. Фейерверк в честь химиков.

9. Закрытие чемпионата.

Вводное слово учителя

Мы — химики, а химия — это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Наш ребенок — химик!» И это счастье, и это жизнь!

Что же это такое — химия?

 Это наука о веществе и его превращениях.

     Но давайте по порядку. Сначала: что такое вещество?

     То, из чего состоит все на свете. Книжки, которые вы читаете; стулья, на которых сидите; дома,  в которых живете... Так что химия — обширная наука. Она имеет дело с самыми разными веществами — жидкими и твердыми, бесцветными и яркими, прочными и хрупкими, полезными и вредными. Уже сейчас известны миллионы веществ, а сколько их еще не открыто...

Вы хотите спросить, почему же становятся химиками?

Да потому, что химия — это бессонные ночи, это постоянные разговоры о химии, это лабораторные и практические работы и это родители, которые говорят: «Наш ребенок — химик!» И это счастье, и это жизнь!

Проникнемся духом химии — демонстрация опытов

   

    Наука, из которой выросла химия, — алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который, по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты. Чудесное это занятие — химические опыты. Берешь одно, смешиваешь с другим, а получаешь что-то третье...

Вот некоторые из них:

Опыт № 1

Я могу зажечь спиртовку без спичек!

(Приготовить смесь: к 0,5 мл концентрированной серной  кислоты  добавить немного порошка перманганата калия, стеклянной палочкой перемешать и прикоснуться ею к фитилю спиртовки. Происходит самовозгорание спирта.)

Опыт № 2

У меня в руках платок, который не сгорает в пламени! (Смочить платок в воде, затем в спирте или ацетоне, поджечь, спирт или ацетон сгорает, платок остается невредимым.)

Опыт № 3

Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня! (В один стаканчик налить на донышко раствор аммиака, а в другой — соляной кислоты. Стаканчики отверстиями поднести друг к другу, пойдет «белый дым».)

Опыт № 4

Оперирую без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Йодом смочим мы обильно, чтобы все было стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите: прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку — от пореза нет следа! ( Необходимые реактивы: родонид калия или аммония и растворимая соль трехвалентного железа, свежеприготовленный раствор фторида натрия. Опыт проводится поэтапно, каждый раз с прого- вариванием слов стихотворения:

1,2, 3-я строчки — смачивается рука раствором соли трехвалентного железа— она немного желтовата, поэтому в стихотворении названа йодом.

4-я строчка — нож или скальпель смачивается в растворе родонида калия или аммония и тупой стороной проводится по руке.

5-я строчка — в результате взаимодействия образуется ярко-красная  жидкость.

6-я строчка — чтобы удалить реактивы, руку  вытирают свежеприготовленным раствором фторида натрия.)

Открытие чемпионата

Сегодня на чемпионате за право называться химиками сражаются следующие команды...

Далее учитель представляет команды, состоящие из 5—7 человек, заранее составленные из разных классов одной параллели.

Представляет жюри чемпионата, куда могут входить как учителя, так и учащиеся.

А затем предлагает командам принять участие в состязаниях.

Состязания

Состязание первое. Визитная карточка команды.

Каждая команда показывает заранее подготовленное представление.

 

Состязание второе. Разминка.                                                                                                                                           По два участника каждой команды расшифровывают послание агента  с помощью Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов.                                                                                                                                                                                  Учащиеся должны найти элементы с указанными номерами в таблице и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий.

Для первой команды:

24

49

12

49

63

16

19

49

63

 Ч

88

63

18

19

52

49

74

11

18

 Ы

Правильный ответ

24

49

12

49

63

16

19

49

63

Х

И

М

И

Ч

Е

С

К

И

Е

 

88

63

18

19

52

49

74

11

18

Р

Е

А

К

Т

И

В

 Ы

Н

А

Для второй команды

74

19

16

84

88

76

5

76

74

У

18

52

11

63

3

79

Ь

Ь

 Я

 !

 Правильный ответ

74

19

16

84

88

76

5

76

74

В

К

У

С

П

Р

О

Б

О

В

18

52

11

63

3

79

А

Т

Ь

Н

Е

Л

Ь

З

Я

 !

После расшифровки учитель объединяет два отрывка, и получается фраза: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!»

В то время, пока четверо учащихся расшифровывают послание агента, учитель проводит разминку с оставшимися участниками команд по следующим вопросам:

●Какой элемент всегда рад? (Радон.)

●Какой газ утверждает, что он — это не он? (Неон.)

●Какой элемент является лесом? (Бор.)

●Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк.)

●Какой элемент «вращается» вокруг Солнца? (Уран.)

●Какой элемент является настоящим «гигантом»? (Титан.)

●Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний.)

●Какой элемент утверждает, что может воду «родить»? (Водород.)

●Какой элемент утверждает, что может кислоту «родить»? (Кислород.)

Состязание третье. Эстафета.

На доске написано по 5 уравнений для каждой команды. Задача участников — по очереди расставить коэффициенты в уравнениях и указать тип реакции. Последним идет капитан, проверяя все уравнения.

1-я команда:

Fе(ОН)3 → Fе2O3 + Н2O

СаО + HNO3 →Ca(NO3)2 + Н2O

Na + Н2O→NаОН + H2

Р + O2 → Р2O5

КОН + ZnС12 → КС1 + Zn(ОН)2

2-я команда:

Са(ОН)2 + СO2 → СаСO3 + Н2O

2O3 + Н2 → Fе + Н2O

Mg + НС1 → МgС12 + Н2

А1 + O2 → А12O3

Ва(NO3)2 + Н2SO4 → ВаSO4 + HNО3

Чтобы участники отдохнули, предлагается конкурс для зрителей.

Металлы и неметаллы

     В этих маленьких ребусах зашифрованы названия 12 химических элементов. Расшифруйте их и определите, какие из этих элементов образуют простые вещества в виде металлов, а какие — в виде неметаллов. Есть ли среди данных элементов такие, которые образуют аллотропные видоизменения? Какие из этих веществ находятся при обычных условиях в газообразном состояний? Какой из приведенных элементов стал известен человечеству первым, а какой из них был открыт последним?

Ответы: 1. Никель   2. Йод    3. Азот   4. Бор     5. Марганец    6. Кремний     7. Мышьяк     8. Углерод

                9. Цирконий      10. Аргон      11. Медь      12. Криптон

Состязание четвертое. Интеллектуальное.

Из списка веществ выбрать отдельно:

    1-я        команда: кислотные оксиды, основания.

   2-я        команда: основные оксиды, средние соли.

Свой выбор пояснить.

Li2O,  А1(ОН)3,  Н3РO4,  O3,  Аs,  ВaО,  Вa(NO3)2,  Н2SO3,  Аl2(SO4)3,  N2O,  КНS,  Zn(ОН)2,  Fе2O3, Fе(ОН)3,  HNО2,  СlO3,  Аg,  Nа3РO4,  МnО,  Сa(NO2)2,  Н2SiO3,  Сr(ОН)3,  Вr2O,  Вa(ОН)2.        

Во время выполнения задания учитель работает с залом: «Загадки и кроссворды»

Из меня состоит все живое.

Я — графит, антрацит и алмаз.

Я — на улице, в школе и в поле,

Я — в деревьях и в каждом из вас.

(Углерод.)

Я — металл серебристый и легкий.

Я зовусь «самолетный металл».

И покрыт я оксидною пленкой,

Чтоб меня кислород не достал.

(Алюминий.)

Какой русский химик был знаменитым композитором? (Бородин.)

Какое молоко не пьют? (Известковое.)

Какой элемент наиболее всего распространен во Вселенной (Водород.)

Какой металл жидкий при комнатной температуре (Ртуть.)

Какой газ называется «веселящим»? (Оксид азота (I).)

КРОССВОРД «Химия»

По горизонтали: 4. Химический элемент, полученный искусственно. 7. Вещество, изменяющее скорость течения реакции. 10. Химический элемент-полупроводник, обладающий фотоэлектрическими свойствами. 11. Маслянистое вещество, содержащееся в животных и растительных тканях. 12. Русский химик и фармацевт, открыл адсорбцию растворенных веществ древесным углем. 15. Элементарная частица. 16. Внесистемная единица электрического заряда, применяемая в электрохимии. 18. Инертный газ. 19. Отложения углекислого кальция вокруг растений. 20. Моноаминомоно- карбоновая кислота, входит в состав всех белков. 23. Процесс освобождения мутного раствора от нерастворимых примесей. 24. Представитель донаучного направления в химии.

По вертикали: 1. Болотный газ. 2. Химический элемент, встречающийся в урановых рудах. 3. Серебристо-белый твердый металл. 5. Способность химического элемента образовывать связи с другими атомами. 6. Простой углевод. 8. Химический элемент. 9. Руда для получения никеля. 13. Галоген, его главный потребитель - медицина. 14. Вода, нагретая до газообразного состояния. 17. Щелочной металл. 21. Ковкий сплав железа с углеродом и металлургическими примесями.  22. Светящийся радиоактивный металл.

Химия (ответы)

По горизонтали: 4. Берклий. 7. Катализатор. 10. Селен. 11. Жир. 12. Ловиц. 15. Нейтрон. 16. Фарадей. 18. Аргон. 19. Туф. 20. Валин. 23. Отстаивание. 24. Алхимик.

По вертикали: 1. Метан. 2. Актиний. 3. Титан. 5. Валентность. 6. Моносахарид. 8. Серебро. 9. Никелин 13. Йод. 14. Пар. 17. Рубидий. 21. Сталь. 22. Радий.

Состязание пятое. Практикум.

В лабораторном штативе свободно закреплена пластиковая бутылка вместимостью 1,5 л вверх дном, которая на треть заполнена водородом. Пробка имеет отверстие.

Вопрос: что произойдет с бутылкой, если поджечь пробку.

 Минута на обсуждение. Во время обсуждения можно спросить мнение зала.

Затем команды представляют свои версии.

После этого учитель поджигает водород в бутылке, и он взрывается.

Жюри подводит итог этого конкурса.

Состязание шестое. Путешествие по станциям.

Станция «Отечественные ученые-химики»

Большой вклад в развитие химии внесли русские ученые. Ответьте на следующие вопросы:

1. Кто был первым русским академиком Петербургской Академии наук?

2. Кто осуществил одно из крупнейших открытий в области физической химии — явление адсорбции из растворов активированным углем?

3. Кто открыл рутений, элемент № 44, названный в честь России?

4. Кто разработал основы гальванотехники — область электрохимии, изучающую процессы электролитического осаждения металлов?

5. Кто является основателем термохимии, автором ее основных законов?

6. Кто был, по словам Д. И. Менделеева, «дедушкой русских химиков»?

7. Кто автор одного из методов синтеза ароматических аминов?

8. Кто автор диссертации «Исследование над явлениями вытеснения одних элементов другими»?

9. Кто автор теории химического строения органических веществ?

10. Кто является основоположником современной химической науки — как автор одного из основных ее законов?

11. Кто, будучи учеником А. М. Бутлерова и развивая научные идеи своего учителя, открыл ряд важнейших правил органического синтеза?

12. Кто основатель нового направления общей химии — физико-химического метода анализа?

13. Заслуженный деятель науки, трижды лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда, кавалер четырех  орденов Ленина, создатель крупнейшей в мире научной школы химиков — кто он?

14. Кто основоположник геохимии, биогеохимии, основатель Института географии, Института минералогии и геохимии, Радиевого института и других научных учреждений Академии наук СССР?

15. Кто является основателем хроматографического метода анализа?

16. Кто впервые разработал теорию и технологию производства синтетического каучука?

17. Ученик В.И. Вернадского, геохимик, открыл и изучил многие месторождения полезных    ископаемых в нашей стране- кто он?

Отечественные ученые-химики (ответы)

1.  М. В. Ломоносов (1711 — 1765).

2.  Т. Е. Ловиц (1757—1804).

3.  К. К. Клаус (1796—1864).

4.  Б.С. Якоби (1801—1874).

5.  Г. И. Гесс (1782—1850).

6.  А. А. Воскресенский (1809— 1880).

7.  Н. Н. Зинин (1812—1880).

8.  Н. Н. Бекетов (1827—1911).

9.  А. М. Бутлеров (1828 — 1886).

10. Д.И.Менделеев (1834— 1907).

11. В. В. Марковников (1837— 1904).

12. Н. С. Курнаков (1860 — 1941).

13. Н. Д. Зелинский (1861 — 1953).

14. В. И. Вернадский (1863— 1945).

15. М. С. Цвет (1872—1919).

16. С. В. Лебедев (1874—1934).

17. А.Е.Ферсман (1883 — 1945).

Станция «Путешествия в мир кислот»

1) Информационная

2) Индикаторная

Краснею от кислот, как от стыда

     

     Индикаторы — вещества органической природы, которые изменяют свою окраску в   растворах в зависимости от реакции среды.

Краснею от кислот, как от стыда      (синий лакмус)

           ИЗМЕНЕНИЕ   ОКРАСКИ  ИНДИКАТОРОВ  В  ЗАВИСИМОСТИ  ОТ  СРЕДЫ

Название индикатора

Окраска индикатора в нейтральной среде

Окраска индикатора в щелочной среде

Окраска индикатора в кислотной среде

Лакмус

Фиолетовая

Синяя

Красная

Метиловый оранжевый

Оранжевая

Желтая

Красно- розовая

Фенолфталеин

Бесцветная

Малиновая

Бесцветная

3) Правила по ТБ

Начав движение с верхней левой клетки, передвигая по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из бук приведенных в клетках, получилось одно правило техники безопасности при разбавлении концентрированной серной кислоты в воде. Каждая клетка может быть использована лишь один раз.

Р

Б

А

В

К

О

Й

А

З

Я

Л

Н

О

С

И

К

Я

Е

Е

Т

Т

С

Л

Т

Ь

Е

У

Р

Т

О

А

В

Й

У

Д

У

В

Л

И

В

В

О

(Разбавляя кислоту, вливать ее тонкой струей в воду.)

Состязание седьмое. Кто последний?

 Каждая команда по очереди отвечает на вопрос, не повторяясь.

Кто дает последний ответ, тот выиграл!

1. Назовите драгоценные (благородные) металлы, используемые в науке и технике:

золото                                                    платина

иридий                                        родий

осмий                                             рутений

палладий                                       серебро

2. Назовите неметаллы:

азот                     гелий                             мышьяк                   теллур

аргон                     иод                             неон                    углерод

астат                     кислород                 радон                    фосфор

бор                     кремний                 селен                    фтор

бром                     криптон                 сера                    хлор

водород        ксенон

Подведение итогов и награждение

Жюри подводит итоги состязаний и называет:

* Самого химически активного участника.

Посвящение в химики

Учитель читает вслух клятву химика, а учащиеся ее повторяют:

КЛЯТВА ХИМИКА

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать.

Жидкие не проливать.

Газообразные не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт в спиртовке.

Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Фейерверк в честь химиков!

В заключение мероприятия учитель демонстрирует опыт «Фейерверк».

(Для опыта необходимо смешать равные количества перманганата калия, порошка железа и древесного угля. Насыпать смесь в металлический наперсток и внести его в пламя спиртовки.)

Закрытие чемпионата .

Поздравляем с принятием в химики! Спасибо за участие!

Литература

Э.Т.Оганесян     Руководство по химии поступающим в вузы

А.А. Тыльдсепп, В.А.Корк   Мы изучаем химию

Ю.З. Никитин    Занимательная самопроверка

Г.И. Штремплер   Химия на досуге

О. Ольгин   Чудеса на выбор. Забавная химия для детей

О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова  Настольная книга учителя. Химия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" для 8 класса...

Внеклассное мероприятие для учеников 8 класса "Посвящение в химики"

В научно – познавательной форме показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем....

Внеклассное мероприятие "Турнир химиков" для учащихся 8-х классов

Данное мероприятие можно проводить как с учащимися одного класса, так и с большим колличеством детей. Представленны задания для детей, бланки ответов, презентация для проведения и для проверки с ответ...

Внеклассное мероприятие "Великие Химики"

Интеллектуальная игра по химии для 10 -11 классов помогает расширить знания учащихся по истории русской химической науки, приобщить школьников к изучению научно-популярной литературы, выявить их химич...

Внеклассное мероприятие "КВН химиков – биологов"

Сегодня мы собрались на встрече команд веселых и находчивых 9-х классов.            «Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще мож...

Внеклассное мероприятие "Учёные химики во имя победы"

Презентация для проведения внеклассного мероприятия по химии или классного часа....

Внеклассное мероприятие "Ученые- химики в годы ВОВ"

Вклад ученых химиков в годы ВОВ. Ученые должны были создавать новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш...