Внеклассное мероприятие "Ученые- химики в годы ВОВ"
материал (9 класс)

Чилданова Ольга Александровна

Вклад ученых химиков в годы ВОВ. Ученые должны были создавать новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш», высококачественных бензинов, каучука, легирующих материалов для изготовления броневой стали и легких сплавов для авиационной техники, лекарственных препаратов для госпиталей...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ученые химики в ВОВ131.5 КБ
Файл vklad_uchenyh_himikov_publ.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

               

2022 год

                                               Введение

Течёт река времени. Минуло более 75 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Отгремели победные залпы мая 1945 –ого. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов и деревень, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталась не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. В наши дни часто можно слышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло три четверти века?» Но вправе ли мы забывать об уроках войны, забывать о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину, пропал без вести в страшных пучинах войны. Вправе ли мы забывать горе тех, кто потерял отца, мужа, сына, мужа, дочь, мать? Того, кто не щадя своей жизни, здоровья боролся за наше сегодняшнее завтра?

Рабочий,  инженер, колхозник, учитель, врач, шахтёр, писатель, поэт, художник, учёный – все встали в один ряд защитников Отечества.

Давайте сегодня поговорим об одних из тех, кто внёс свой вклад в общее дело Победы. Это химики -  учёные, инженеры,  те, кто «приближали День Победы как могли»

Ученые должны были создавать новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш», высококачественных бензинов, каучука, легирующих материалов для изготовления броневой стали и легких сплавов для авиационной техники, лекарственных препаратов для госпиталей...

.                         Кто про химика сказал: «Мало воевал»,

                         Кто сказал: «Он маловато крови проливал?»

                         Я в свидетели зову химиков-друзей,-

                        Тех, кто смело бил врага до последних дней,

                         Тех, кто с армией родной пел в одном строю,

                         Тех, кто грудью защитил Родину мою.

                          Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…

                          Сколько полегло на них молодых парней….

                          Не померкнет никогда память о войне,

                          Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.

                                                               

                                                              З.И. Барсуков

Цель:

1) Ознакомить учащихся с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, показать патриотизм и героизм людей науки;

2) Раскрыть вклад химической науки и промышленности в повышение обороноспособности нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

      3) Показать личный вклад отдельных ученых, инженеров в победе ВО войне;

      5) Воспитать чувство благодарности к поколению фронтовых лет,

         патриотизм и гордость за героическое прошлое нашей страны.

Материалы внеклассного мероприятия можно использовать не только во время мероприятия, а также на уроках химии 8-11 классах, для научно- практических конференций учащихся, при оформлении классного  уголка и кабинета химии.

В конце мероприятия показывается опыт «Салют победы», проводится викторина. Завершается рефлексией и задается вопрос-обращение юному поколению

                             «Не потому ли я живу, что умерли они?» 

                               «Ученые-химики в годы ВОВ»

Цель:

1) Ознакомить учащихся с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, показать патриотизм и героизм людей науки;

2) Раскрыть вклад химической науки и промышленности в повышение обороноспособности нашей страны в годы Великой Отечественной войны.

      3) Показать личный вклад отдельных ученых, инженеров в победе ВОвойне;

      5) Воспитать чувство благодарности к поколению фронтовых лет,

         патриотизм и гордость за героическое прошлое нашей страны.

Подготовительный этап.

• За 2–3 недели до  мероприятия ученикам 9–11-х классов предлагается написать доклады на тему «Вклад ученых-химиков в дело победы советского народа в Великой Отечественной войне». Выдержки из этих докладов будут использованы в материалах конференции.

• Провести конкурс плакатов по теме «Мы за мир!».

• Подготовить плакаты с высказываниями известных ученых о Великой Отечественной войне, о защите Родины.

Проведение викторины.

Оформление зала.

• Транспарант из двух листов ватмана «Посвящается 75-летию Победы над фашистской Германией».

• Плакат «Защита Родины, изгнание врагов из ее пределов есть защита культуры и прогресса, науки и искусства, света и разума» (академик В.Л.Комаров).

• Плакат «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина» (академик А.Е.Ферсман).

Оборудование. Доска,  записи песен  «Вставай, страна огромная», «Священная война» и «День Победы», противогаз, компьютер с медиапроектором для показа слайдов.

Форма проведения - конференция

                                                                                                                              Эпиграф

                         Кто про химика сказал: «Мало воевал»,

                         Кто сказал: «Он маловато крови проливал?»

                         Я в свидетели зову химиков-друзей,-

                        Тех, кто смело бил врага до последних дней,

                         Тех, кто с армией родной пел в одном строю,

                         Тех, кто грудью защитил Родину мою.

                          Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…

                          Сколько полегло на них молодых парней….

                          Не померкнет никогда память о войне,

                          Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.

                                                               

                                                              З.И. Барсуков

Учитель: (1 – 2 слайд)

Течёт река времени. Минуло уже 75 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Отгремели победные залпы мая 1945 –ого. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов и деревень, выросли новые поколения.

Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталась не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

(Звучит 1 куплет песни «Вставай, страна огромная»)

В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. В наши дни часто можно слышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло более полувека?» Но вправе ли мы забывать об уроках войны, забывать о  тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину, пропал без вести в страшных пучинах войны. Вправе ли мы забывать горе тех, кто потерял отца, мужа, сына, мужа, дочь, мать? Того, кто не щадя своей жизни, здоровья боролся за наше сегодняшнее завтра?

Рабочий, инженер, колхозник, учитель, врач, шахтёр, писатель, поэт, художник, учёный – все встали в один ряд защитников Отечества.

Давайте сегодня поговорим об одних из тех, кто внёс свой вклад в общее дело Победы. Это химики -  учёные, инженеры,  те, кто «приближали День Победы как могли»

Ученые должны были создавать новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш», высококачественных бензинов, каучука, легирующих материалов для изготовления броневой стали и легких сплавов для авиационной техники, лекарственных препаратов для госпиталей...

 Решать все эти задачи было крайне трудно, так как значительные источники сырья и мощности по производству химической продукции оказались на оккупированной территории: 50% мощностей по производству синтетического каучука, 88% — кальцинированной соды, 77% — серной кислоты, 66% — синтетических красителей и др. Оккупированы были Донбасс и Криворожский железорудный бассейн с их шахтами и заводами, производящими металлургическую и коксохимическую продукцию.

3 слайд. 1 ученик (Александр). 23 июня 1941г. состоялось внеочередное расширенное заседание президиума Академии наук СССР, на котором было принято решение — направить все силы и средства для обеспечения победы над фашизмом. На антифашистском митинге советских ученых 12 октября 1941 г. академик А. Н. Фрумкин выступил с речью, в которой произнес: «Советские химики призывают ученых всего мира использовать свои знания, свой изобретательский гений для борьбы с фашизмом. Перед лицом фашистской опасности, памятуя о возможности новых злодеяний, как, например, применение отравляющих веществ, не может быть и речи о науке для науки, о науке, которая остается нейтральной. Чтобы люди могли дышать и мыслить, сейчас нужно решить только одну задачу — уничтожить фашизм».

(4  слайд) В связи с эвакуацией промышленных предприятий в восточные районы страны потребовалась перестройка всей экономики этих районов. Необходимы были новые сырьевые ресурсы. Основной военно-промышленной базой страны стал Урал.

Быстрыми темпами развернулось строительство химических заводов. При активном участии ученых-химиков научных центров Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии в 1943 г. было выпущено химических продуктов для военных нужд больше, чем в довоенное время. Так, вдвое увеличилась выработка наркозного эфира, в 1,5 раза – новокаина, в 7 раз – хлорэтана, в 5 раз – препаратов висмута. Было налажено производство авиаброни, высококачественных нитролаков, эмалей для военных самолетов. В работах по увеличению добычи нефти в Башкирии (второе Баку) приняли участие около 100 сотрудников Академии наук и Наркомнефти. Добыча нефти в этом районе возросла в 12 раз.

. Война требовала скорейшего внедрения научных достижений в производство. Ученые разрабатывали новые виды боеприпасов, горючего, военной техники. Только в 1942 г. было внедрено около 50 важнейших оборонных работ, выполненных сотрудниками Академии наук.

Таблица 1. Производство основных видов химической продукции (тысяч тонн)

1940 год

1942 год

1943 год

1944 год

1945 год

Серная кислота

1587

646

766

893

781

Аммиак синтетический

338

167

245

290

275

Сода каустическая

175

77

97

112

118

Сода кальцинированная

509

59

100

150

224

Минеральные удобрения

756

90

130

185

253

Синтетический каучук

100

22

15

35

46

Синтетические красители

34,3

6,5

9,9

13,5

15

5 слайд. За этими цифрами кроется титаническая работа инженеров- химиков, которые в короткие сроки  изобретали и получали новые химические составы для нужд фронта.

Вспомним начало войны …  1941 год Немецкие танки рвутся к Москве. Советская армия буквально грудью сдерживает врага. Не хватает обмундирования, продовольствия, боеприпасов, но самое главное не хватает противотанковых средств. В этот критический период на помощь приходят химики. В два дня на одном из военных заводов налажен выпуск бутылок КС (Качугина – Солодовникова) или просто бутылок с зажигательной смесью. Это незамысловатое химическое устройство уничтожает немецкую технику не только в начале войны, но и битвах под Сталинградом, на Курской дуге, в 1944 -  при освобождении Европы, в 1945 – при взятии Берлина.

Что представляют собой эти бутылки?

К обыкновенной стеклянной бутылке прикреплялись резиновые капсулы, содержащие серную кислоту, бертолетову соль и сахарную пудру. В бутылки заливали бензин, керосин, лигроин или масло. Как только такая бутылка при ударе о броню разбивалось, компоненты запала вступали в химическую реакцию, происходила сильная вспышка, и горючее воспламенялось.

Большую роль, особенно в партизанском движении, сыграли зажигательные смеси. Начинкой для них были порошки алюминия, магния и оксида железа (III). Детонатором служила гремучая ртуть. Иногда в состав зажигательных смесей добавляли немного битума или нефти. При ударе ёмкости с зажигательной смесью  срабатывал детонатор, воспламеняющий основной горючий состав, который быстро возгорался до очень высоких температур,  всё вокруг начинало гореть.

 6 слайд.

   Разработки, направленные на улучшение технологий для фронта.

                  Разработки в области металлургии.

       За вторую мировую войну было израсходовано около 800 млн. т стали на производство орудий, танков, бронепоездов, артиллерийских установок, военных кораблей. Потребовались стали со специальными свойствами: прочностью, вязкостью, ударной вязкостью (вязкость в процессе ударов снарядами, пулями). Для этого в состав стали вводили легирующие элементы, такие, как Ni, Cr, Мn, Ti.

       Зимой 1941 г. под руководством академика Е.О.Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки под флюсом. Сварка стальных конструкций этим методом позволила в короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34. Эти танки по сравнению со всеми немецкими танками имели лучшую подвижность, проходимость, большой запас хода, абсолютное превосходство в броне и вооружении. Ведение войны требовало повышенного расхода алюминия. На Северном Урале в начале войны под руководством академика Д.В.Наливкина было открыто месторождение бокситов. К 1943 г. производство алюминия по сравнению с довоенным возросло в три раза. До войны алюминий использовали при производстве бытовых изделий. В предвоенные годы возникла острая необходимость в создании легких металлосплавов для производства самолетов и некоторых частей корпусов кораблей и подводных лодок. Чистый алюминий, несмотря на легкость ( = 2,7 г/см3), не обладал необходимыми для изготовления оболочек самолетов и конструкций кораблей прочностными свойствами – морозостойкостью, коррозийной стойкостью, ударной вязкостью, пластичностью. Многочисленные исследования советских ученых в 1940-е гг. позволили разработать сплавы на основе алюминия с примесями Mg, Мn, Cu, Ti. Некоторые из них подвергались термообработке и использовались при создании конструкций самолетов в конструкторских бюро С.А.Лавочкина, С.В.Ильюшина, А.Н.Туполева. Таким сплавом является дюралюмин (94% Al, 4% Cu, 0,5% Mg, 0,5% Mn, 0,5% Fe, 0,5% Si). В первых «Катюшах», управляемых ракетных снарядах, использовались сплавы Al–Mn и Al–Мg.

7 слайд.

Участие академика Н. Н. Семенова в борьбе за победу в Великой Отечественной войне всецело определялось разработанной им в 1928—1936 гг. теорией цепных разветвленных реакций. Результаты исследования процессов взрыва, горения и детонации, проводимые Н. Н. Семеновым и его сотрудниками, во время войны использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ. Данные исследований сотрудников руководимого им Института химической физики АН СССР были использованы при создании и совершенствовани так  называемых  кумулятивных  снарядов,  гранат  и  мин  для  борьбы  с  вражескими  танками. Применение   их   против   «неуязвимых»   новых   немецких   «тигров»   вызвало   у   гитлеровского командования недоумение и замешательство. Кумулятивные снаряды пробивали броню толщиной, равной их калибру, мины пробивали броню толщиной 200 мм. Эти снаряды были использованы в танковом сражении на Курской дуге.

8 слайд.  Перестроиться на выпуск веществ для военных действий пришлось и сотрудникам такого «мирного» института, как Научно-исследовательский институт удобрений и инсектофунгицидов, директором которого в годы войны был крупнейший советский химик-технолог Семен Исаакович Вольфкович.

СИ. Вольфкович был известен как создатель технологических способов и организатор промышленного производства концентрированных удобрений на основе хибинских апатитов, элементарного фосфора из фосфоритных руд и др. В первые годы войны ему было поручено организовать производство фосфорсодержащих веществ и на их основе зажигательных средств для противотанкового оружия. На опытном заводе института было налажено производство сплавов фосфора с серой, которые заливались в стеклянные бутылки и служили зажигательными противотанковыми «бомбами». Но изготовление и метание таких «бомб» было опасным. Уже в 1942 г. С. И. Вольфкович с сотрудниками разработали условия, исключающие опасность изготовления, транспортировки и применения этих «бомб». Им было разработано и организовано на металлургических заводах Урала получение фосфора для нужд войны в доменных печах.

Для борьбы с многочисленными пожарами, возникавшими от сброшенных вражескими самолетами бомб, по предложению СИ. Вольфковича были созданы специальные растворы солей фосфорной кислоты.

9 слайд.  Многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским, — густая вязкая жидкость — оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского».

Многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским, — густая вязкая жидкость — оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием  «бальзам Шостаковского».

   10 слайд.    В годы Великой Отечественной войны многие тысячи раненых обязаны своим спасением сульфаниламидным препаратам, обладающим противомикробными, антибактериальными свойствами. Ученый, работавший в области органической химии, Исаак Яковлевич Постовский в конце 1930-х гг. синтезировал большую серию сульфаниламидных препаратов, общая формула которых:

где R – радикал, обычно содержащий гетероциклы.

В первые годы войны Постовский с группой сотрудников в рекордно короткие сроки организовал производство сульфаниламидных препаратов на Свердловском химическом заводе, который оказался единственным в стране заводом, выпускавшим столь необходимые на фронте и в тылу лекарственные средства. В это же время для лечения длительно незаживающих ран Постовским была предложена комбинация сульфамидных препаратов с бентонитовой глиной – средство, используемое и сегодня в медицине, так называемая «паста Постовского».

11 слайд. Зинаида Виссарионовна Ермольева – выдающийся учёный биохимик, микробиолог – в 1942 году  впервые из отечественного сырья получила пенициллин, спасшего сотни тысяч жизней советских солдат; Кроме сульфаниламидных препаратов для лечения раненых большую роль сыграли антибиотики. Первый антибиотик – пенициллин – был открыт в 1928 г. английским ученым Александром Флемингом. В Советском Союзе впервые пенициллин (бензилпенициллин) был синтезирован ученым-микробиологом Зинаидой Виссарионовной Ермоловой в 1942 г. Величайшей заслугой Ермоловой является то, что она не только первой получила пенициллин, но и активно участвовала в организации промышленного производства и внедрения в медицинскую практику этого антибиотика. И сделала она это в труднейший период для российской науки – в годы Великой Отечественной войны. Благодаря противомикробному действию антибиотиков во время войны и в мирное время были спасены десятки тысяч жизней при таких опасных заболеваниях, как газовая гангрена, столбняк, менингит, септические (гнойные) инфекции.

          Важные исследования проводились под руководством академика Александра Ивановича Опарина в Институте биохимии и на кафедре биохимии растений: МГУ: в трудных условиях военного времени была разработана технология получения ряда пищевых продуктов и витаминов

Учитель. Сегодня у нас ещё одна возможность назвать имена тех, кто «приближали День Победы как могли». Вспомним имена учёных, чьи работы, открытия внесли огромный вклад в повышение обороноспособности нашей страны.

Ученики:

12 слайд. Герой Социалистического труда академик Алексей Евграфович Фаворский принадлежит к числу тех самородков, которыми всегда была богата русская земля. Беззаветная преданность Родине, глубокий патриотизм, величайшее трудолюбие – таковы черты Фаворского А.Е. Он изучил химические свойства и превращения ацетилена, разработал важнейший метод получения виниловых эфиров. Фаворский А.Е. награждён 3 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, в 1945 году награждён  4 орденом Ленина и присуждено звание – Герой Социалистического Труда.

Новые соединения на основе ацетилена нашли широкое применение в оборонной отрасли промышленности. Ученый предложил оригинальные способы получения  синтетического каучука на основе угля и воды:

Заслуги Фаворского были высоко оценены правительством. Лауреат Государственной премии, он был награжден тремя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. В 1945 г. Фаворский был награжден четвертым орденом Ленина, и ему было присуждено звание Героя Социалистического труда за выдающиеся научные достижения в области органической химии и подготовку высококвалифицированных кадров химиков.

13 Слайд. Николай Дмитриевич Зелинский - предложил использовать для адсорбции

ядовитых газов активированный уголь. Изобретенный противогаз Зелинского оказался намного лу чше всех известных средств защиты. В начале второй мировой войны он усовершенствовал свой противогаз. Зелинскому удалось улучшить качество бензина. Это достигалось путем риформинга – ароматизации нефти: Новый бензин дал возможность резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов. Самолет смог взлетать с меньшего разбега, подниматься на большую высоту со значительным грузом.

14 Слайд. Выдающийся ученый, основоположник одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений. Вся жизнь и деятельность его были неразрывно связаны с прославленной Казанской школой химиков. Исследования Арбузова в годы войны были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. виднейший советский физик-оптик С.И.Вавилов писал Арбузову: «Глубокоуважаемый Александр Ерминингельдович! Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в Вашей лаборатории 15 г 3,6-диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции, и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора…» Значительно позднее Арбузов узнал, что изготовленного им препарата было достаточно для снабжения оптики танковых частей нашей армии и имело значение для обнаружения врага на далеком расстоянии. В дальнейшем Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.

15 Слайд. Академик Александр Евгеньевич Ферсман, несмотря на свой преклонный возраст, помогал фронту, организуя поиски стратегического минерального сырья, разрабатывая методы его скорейшей переработки для неотложных нужд страны.  По заданию Генерального штаба Советской Армии к декабрю 1942 г. он составил сводку «Стратегическое сырье зарубежных стран». В 1943 г. за выдающиеся заслуги в области развития геологических наук и в связи с 60-летием со дня рождения и 40-летием научной деятельности Ферсман был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

      В 1944 г. Ферсман в составе группы ученых участвовал в разработке мероприятий по обеспечению развития добычи угля и нового шахтного строительства в Печорском угольном бассейне. В том же году Академия наук СССР получила поручение советского правительства заняться проблемой Череповецкого металлургического комбината.

Ученики:  Огромен вклад в победу над врагом всех людей. Но особо следует выделить учителей, простых и скромных работников просвещения. Ведь это они воспитали то поколение пламенных патриотов, которые, не щадя жизни, смело встали на защиту Родины. Одни педагоги ушли добровольцами на фронт, сражались с врагом в частях действующей армии и в партизанских отрядах, другие самоотверженно продолжали трудиться в тылу, возрождая из руин школы, отдавая детям весь жар своего сердца!

...У каждого была своя война,

Свой путь вперед, свои участки боя,

И каждый был во всем самим собою,

И только цель у всех была одна.

(М. Алигер)

В грозные годы войны учителя выступали с патриотической инициативой: «Построим танковую колонну «Народный учитель». Пусть в рядах советских танков, беспощадно разящих врага, будут и наши танки, построенные на средства педагогов, которые отомстят врагу за невинную кровь советских детей, уничтоженных фашистами, за кровь учителей, павших смертью героев». Этот призыв нашел горячий отклик. Изо дня в день, из месяца в месяц на особый текущий счет непрерывным потоком поступали денежные взносы учителей. А через некоторое время танковая колонна «Народный учитель» вступила в бой с фашистскими захватчиками.

Имена ваши

Мы нанесем на гранитные плиты,

На бетон и на мрамор,

И вплавим в металл.

Повторим нашу клятву:

Никто не забыт и ничто не забыто,

И добавим:

Без вести никто не пропал!

(Р. Рождественский)

Учитель. Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на Земле жизнь. Почти восемь десятилетий прошло с того светлого майского дня, когда отгремели последние залпы орудий, и над Европой вновь засияло чистое небо. Все отдаленнее становится эхо грозной войны. Но никогда не померкнет в памяти народной великий подвиг тех, кто отстоял честь, независимость, свободу своей Родины и избавил от «коричневой чумы» народы Европы. Мы помним, что вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя и ученые-химики. 

Таким образом, мы пришли к выводу, что Победа советского народа немыслима без разработок ученых – химиков. Благодаря их активной работе СССР не только догнал, но и перегнал фашистскую Германию по оружию, военной технике, обороне и другому.  Мы помним, что вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя, физики и ученые-химики. На счету ученых- химиков тысячи спасенных жизней и огромная помощь фронту в целом.

( звучит песня Д. Тухманова «День победы»)

Победа многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества стала звездным часом для нашей страны в 20 веке.

Труды советских ученых никогда не будут забыты. 

  16 слайд   Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!

                           Всех, за Отчизну жизнь отдавших,

                          Всех, не вернувшихся домой,

                          Всех воевавших и страдавших

                         Минутой обниму одной.

                        Пусть всё замрёт в минуту эту,

                        Пусть даже время промолчит,

                        Мы помним ВАС, отцы и деды,
                       Россия, Родина ВАС чтит!

                   (объявляется минута молчания)

17 слайд.  Учитель

Память!  Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество разума над безумием, жизни над смертью, гуманности над варварством. И я хочу, чтобы вы всегда задумывались над вопросом:

«Не потому ли я живу, что умерли они?» 

Викторина

1. Назовите «крылатые» металлы. (Алюминий, магний, бериллий.)

2. Какой металл и благодаря какому свойству используется в огнестрельном оружии?  

   (Свинец, высокая плотность.)

3.Назовите основные компоненты пиротехнических смесей. (Бертолетова соль, нитрат

    калия, сера, уголь.)

4. Какое вещество являлось основой зажигательных смесей, применяемых особенно в

    первые годы войны? (Фосфор.)

5. Какой металл используется в изготовлении осветительных сигнальных ракет? (Магний.)

6 .Как применялся водород в годы войны? (Заполнение дирижаблей, в противовоздушной

обороне.)

7. Какие металлы содержатся в гильзе артиллерийского снаряда?

8. Как используется магний в военном деле?

9. Почему хранилища с жидким горючим окрашивают белой краской или серебрянкой?

10. Какой металл называют воплощением надежд и тревог?

11. Какой металл может "болеть чумой"?

12.В чем секрет самурайских мечей?

13. Какой металл и почему называют "крылатым"?

14. Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?

15. Какой металл придает ума глупцу, честь - подлецу, трусливому - геройства?

16. Какой металл используют для изготовления пуль для ружей и пистолетов?

17. Из какого металла изготавливалась посуда для офицеров войска Александра    

       Македонского?

18. Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"?

19. Каких вы знаете ученых-химиков, лауреатов Государственной премии военных лет?

20. Назовите основные направления научных исследований химиков в годы войны.

21. В чем состояла перестройка химической отрасли промышленности в годы Великой

      Отечественной войны?

22. Назовите выдающихся ученых-химиков, обратившихся в первые месяцы войны к

      деятелям науки всего мира. К чему призывало это обращение ученых?

23. Назовите ученого-химика, автора книги «Война и стратегическое сырье». Что вам

      известно о нем?

24. Что такое тротил и какова его химическая формула? К какому классу соединений

      относится тротил и где он применяется?

25. Какие исследования академика Фаворского нашли широкое применение в оборонной

      отрасли промышленности?

26. Кто из ученых изобрел противогаз? На каком явлении основан принцип его действия?

27. Какой металл называют крылатым и почему?

28. Какое применение находят пластмассы в военном деле? Приведите примеры.

 

                               Использованная литература:

1.  Андросова В. Г., Лазыкина Л. Г. Во имя победы//Химия в школе. -1985. -№ 2. -С. 73-77.        

2.  Байкова В. М. Ученые-химики в Великой Отечественной войне//Химия в школе. -1985. -№

                2. -С. 77-78.        

3.  Великая Отечественная война 1941-1945: Словарь-справочник/Н. Г. Андроников, А. С.

      Галицан, М. М. Кирьян и др.; Под общ. ред. М. М. Кирьяна. -М.: Политиздат, 1985.        

4.  Венок славы: Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: В

     12 т. -М.: Современник. Т. 1. «Вставай, страна огромная!», 1984; Т. 3. «Подвиг

     Ленинграда», 1983; Т. 9. «Все для фронта», 1985.        

5.  За тебя, Ленинград! Поэты в боях за город Ленина/Сост. В. А. Шошин. -Л.: Лениздат, 1985.        

6.  Петров Ю. Фотографии выцветают, а воспоминания никогда: Стихи. -М., 1997.        

7.  Якутина М. Ф. Неделя, посвященная Дню Победы//Химия в школе. -1986. -№ 2. -С. 6

 8.  Химия в школе - 1996 - №1;

 9.  Химия в школе - 4'2005

10. Химия в школе - 7'2005

11  Химия в школе - 9'2005;

12  Химия в школе - 8'2006

13.  Химия в школе - 11'2006.2-64.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вклад учёных-химиков в победу в Великой Отечественной войне Чилданова О.А., учитель химии МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря»

Слайд 2

Во время Великой Отечественной Войны большинство советских людей боролись с фашистами. Народ проявлял героизм не только на фонте с автоматами в руках, у станков на заводе, в госпиталях, но и в лабораториях. В том числе среди них были и учёные-химики, они внесли огромный вклад в победу над фашизмом. Ученые идут со своим народом…

Слайд 3

Перед химиками стояли три проблемы Мобилизация сырьевых ресурсов страны, переход с дефицитных материалов на новое сырьё Разработка новых систем оружия и обороны Научная помощь промышленности

Слайд 4

Александр Наумович Фрумкин Академик , один из основателей современного учения о химических реакциях, основоположник школы э лектрохимиков. Изучал вопросы защиты металлов от коррозии, разработал физико-химический способ крепления грунтов для аэродромов, рецептуру для огнезащитной пропитки дерева. Совместно с сотрудниками разработал химические взрыватели.

Слайд 5

1940 год 1942 год 1943 год 1944 год 1945 год Серная кислота 1587 646 766 893 781 Аммиак синтетический 338 167 245 290 275 Сода каустическая 175 77 97 112 118 Сода кальцинированная 509 59 100 150 224 Минеральные удобрения 756 90 130 185 253 Синтетический каучук 100 22 15 35 46 Синтетические красители 34,3 6,5 9,9 13,5 15

Слайд 6

Создатели бутылки с горючей смесью Анатолий Качугин и Петр Солодовников Бутылка КС

Слайд 7

Евгегний Оскапроович Патон Зимой 1941 г. под руководством академика Е.О.Патона был разработан скоростной метод автоматической сварки под флюсом. Сварка стальных конструкций этим методом позволила в короткие сроки в 1942–1943 гг. наладить на Урале производство танков Т-34. Е.О.Патон (1870–1953 )

Слайд 8

Николай Николаевич Семенов Вклад академика Семенова в обеспечение победы в войне всецело определялся разработанной им теорией цепных разветвленных реакций. Эта теория давала в руки химиков возможность ускорять реакции вплоть до образования взрывной лавины, замедлять их и даже останавливать на любой промежуточной стадии. Исследования процессов взрыва, горения, детонации, проводимые Семеновым с сотрудниками, уже в начале 1940-х гг. привели к выдающимся результатам. Новые достижения во время войны в том или ином виде использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей для огнеметов. Были проведены исследования, посвященные вопросам отражения и столкновения ударных волн при взрывах. Результаты этих исследований были использованы уже в первый период войны при создании кумулятивных снарядов, гранат и мин для борьбы с вражескими танками.

Слайд 9

С.И. Вольфкович был известен как создатель технологических способов и организатор промышленного производства концентрированных удобрений на основе хибинских апатитов, элементарного фосфора из фосфоритных руд и др. В первые годы войны ему было поручено организовать производство фосфорсодержащих веществ и на их основе зажигательных средств для противотанкового оружия. Им было разработано и организовано на металлургических заводах Урала получение фосфора для нужд войны в доменных печах . Семен Исаакович Вольфкович С.И. Вольфкович

Слайд 10

Полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским , — густая вязкая жидкость — оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского ». Многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским , — густая вязкая жидкость — оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского ». Шостаковский Михаил Федорович М. Ф. Шостаковский

Слайд 11

Исаак Яковлевич Постовский В первые годы войны Постовский с организовал производство сульфаниламидных препаратов спасшего сотни тысяч жизней советских солдат В это же время для лечения длительно незаживающих ран была предложена комбинация сульфамидных препаратов с бентонитовой глиной – средство, используемое и сегодня в медицине, так называемая «паста Постовского ». И.Я.Постовский (1898–1980)

Слайд 12

Зинаида Виссарионовна Ермольева выдающийся учёный биохимик, микробиолог – в 1942 году впервые из отечественного сырья получила пенициллин, спасшего сотни тысяч жизней советских солдат; Кроме сульфаниламидных препаратов для лечения раненых большую роль сыграли антибиотики. Первый антибиотик – пенициллин – был открыт в 1928 г. английским ученым Александром Флемингом.

Слайд 13

Ученые идут со своим народом… В военные годы академик Алексей Евграфович Фаворский нашел оригинальный путь получения изопренового синтетического каучука из угля и воды. «Из одного ствола - ацетилена - исходит множество ветвей, увенчанных плодами. Ветви этого "древа ацетилена" сгибаются под тяжестью огромного урожая плодов - различных органических соединений, уже применяющихся на практике: каучуки, пластмассы, органическое стекло, растворители для лаков, душистые вещества и др » А. Е. Фаворский Фаворский Алексей Евграфович

Слайд 14

Зелинский Николай Дмитриевич Зелинский создал универсальный противогаз, который основан на возможной сорбируемости почти всех отравляющих веществ, независимо от их химической природы. В качестве поглотителя он использовал активированный уголь. Инженер завода «Треугольник» Э.Л.Кумант предложил использовать для противогаза сконструированную им резиновую маску. Противогаз Зелинского–Куманта спас многие тысячи жизней и был принят на вооружение в русской, а затем и в союзнических армиях во время первой мировой войны.

Слайд 15

Александр Ерминингельдович Арбузов . Выдающийся ученый, основоположник одного из новейших направлений науки – химии фосфорорганических соединений. Вся жизнь и деятельность его были неразрывно связаны с прославленной Казанской школой химиков. Исследования Арбузова в годы войны были всецело посвящены нуждам обороны и медицины. Так, в марте 1943 г. виднейший советский физик-оптик С.И.Вавилов писал Арбузову: «Глубокоуважаемый Александр Ерминингельдович ! Обращаюсь к Вам с большой просьбой – изготовить в Вашей лаборатории 15 г 3,6-диаминофталимида. Оказалось, что этот препарат, полученный от Вас, обладает ценными свойствами в отношении флуоресценции и адсорбции, и сейчас нам необходим для изготовления нового оборонного оптического прибора…» Значительно позднее Арбузов узнал, что изготовленного им препарата было достаточно для снабжения оптики танковых частей нашей армии и имело значение для обнаружения врага на далеком расстоянии. В дальнейшем Арбузов выполнял и другие заказы оптического института на изготовление различных реактивов.

Слайд 16

Александр Евгеньевич Ферсман «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина» Александр Евгеньевич Ферсман

Слайд 17

Александр Евгеньевич Ферсман Академик , первооткрыватель и неутомимый исследователь апатитов на Кольском полуострове, радиевых руд в Фергане, серы в Каракумах, вольфрамовых месторождений в Забайкалье, он с первых дней войны активно включился в процесс переведения науки и индустрии на военные рельсы. Он выполнял особые работы по военно-инженерной геологии, военной географии, по вопросам производства стратегического сырья, маскировочных красок.

Слайд 18

Вторая мировая война совершенно конкретно показала всему человечеству, насколько велика роль науки и техники в наше время. Победа Советской армии была частично и победой советской науки.

Слайд 19

Вечная слава героям, павшим за нашу Родину! Всех , за Отчизну жизнь отдав Всех , не вернувшихся домой , Всех воевавших и страдавших Минутой обниму одной . Пусть всё замрёт в минуту эту , Пусть даже время промолчит, Мы помним ВАС , отцы и деды, Россия, Родина ВАС чтит! Ученые идут со своим народом…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Химики на защите Родины"

Материал посвящается ученым, вносивщим великий вклад Победе. Его можно использовать в Недели химии и во внеурочных мероприятиях посвященных ВОВ....

Внеклассное мероприятие "Химики на защите Родины"

Материал посвящается ученым, вносивщим великий вклад Победе. Его можно использовать в Недели химии и во внеурочных мероприятиях, посвященных ВОВ....

УЧЕНЫЕ ХИМИКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Вместе со всеми трудящимися нашей страны советские ученые принимали самое активное участие в обеспечении победы над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны. Ученые-химики создавали нов...

Урок мужества: «Ученые – химики в годы Великой Отечественной Войны».

Урок мужества  разработан для учащихся 8-9 классов и посвящён празднованию 70 – летия  Победы в Великой Отечественной войне. Цели урока:ü  Раскрыть вклад химической науки и промышл...

Внеклассное мероприятие химико-математический брэйн-ринг (план)

Внеклассное  мероприятие по математике для учеников 5-6 классов....

Презентация к внеклассному мероприятию химико-математический брэйн-ринг

Презентация к внеклассному  мероприятию химико-математический брэйн-ринг...

Внеклассное мероприятие "Выпускники 2020 года выпускникам 1941 года посвящают"

Внеклассное мероприятие, посвященное Великой Отечественной войне, людям, воевавшим на  полях сражений....