Статья "Формы познавательной деятельности как условие развития успешности учащихся"
статья по химии на тему

Статья "Формы познавательной деятельности  как условие развития успешности учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_poznavatelnoy_deyatelnosti_kak_uslovie.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы познавательной деятельности  как условие развития успешности учащихся.

Вабель Н.Е. учитель химии,

Учитель высшей категории

МБОУ лицея №14

 г. Ставрополя

Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как её показали ему вы.

                                             Конфуций

В современных условиях работа образовательного учреждения и конкретного учителя оценивается по конечному результату, а конечный результат – это качество образования. Поэтому в образовательном учреждении необходимо создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.  

     Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться". Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но самопознание может совершиться только тогда, когда ученик захочет познавать.

 Невозможно добиться успехов в решении задачи повышения качества знаний, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности и  внимания учащихся, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.

Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

 Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

 Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний в не просто "усвоенную информацию", а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также  укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

Проблема интереса в обучении не нова. Она состоит в том, чтобы приблизить ученика к учению, “зацепить” его так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Таков принцип обучения – через интерес к собственной активности.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Казалось бы, что здесь нового? Сколько существует наука об обучении и воспитании, столько внимание педагогов привлекается к этому основному принципу. Проблема же заключается в том, как сделать это наиболее эффективно?

На примере нашего лицея. Мотив, переходящий далее в познавательный интерес, разумно начинать формировать как можно раньше. Занимательные мини-уроки для первоклассников «Путешествие по стране знаний». Это уроки по физике, химии, биологии, этике. После линейки уч-ся 11 классов провожают малышей в классы. Там, в различных формах разыгрываются мини-представления с чудесами.

Самое главное – это не останавливаться, не прерывать хорошей традиции в мотивации, формировании заинтересованности ребенка при развитии его на всех ступенях обучения.

В нашем лицее, в 4-5 классах ведется пропидевтический курс «Введение в науку». Из 34 часов – 14 практические занятия, на которых учащиеся не только применяют свои знания, но и постигают методы сравнения, наблюдения, поиска нестандартных путей решения поставленных проблем. Познавательный процесс на этом не заканчивается, далее осуществляется переход к конкретизации, которая протекает в форме применения, проверки полученного теоретического знания на практике, анализа и оценки явлений.

 Одна из главных задач учебного процесса – развитие познавательной деятельности учащихся. Правильное соотношение чувственного и рационального в познании – необходимое условие его эффективности. В процессе живого созерцания школьники приобретают тот фактический материал, который является базой для теоретических знаний.

 Существует урок как организационная форма обучения, крупная единица учебного времени, и существует форма организации деятельности учащихся на одном из этапов  урока, то есть форма в форме.

Форма организации познавательной деятельности – это система средств, с помощью которых учитель добивается включения учеников в активную деятельность на основе сочетания разных видов работы.

Ученик живет в школе, а не только готовится к жизни после ее окончания. Урок для него – это часть жизни, хозяином которой он является.

 Кратко представим сущность известных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Фронтальная работа предполагает деятельность учащихся класса под руководством учителя. Она предоставляет мало возможностей учащимся для сравнения своей и чужой деятельности, своих и чужих результатов.

Фронтальная форма содержит компоненты как коллективной, так и индивидуальной деятельности учащихся.

Индивидуальной работой считается  самостоятельное выполнение задания учеником на уровне его способностей и возможностей в своем темпе. Индивидуальная работа исключает сотрудничество ученика с другими учениками, но предполагает более активное взаимодействие с учителем.

И фронтальный и индивидуальный виды работы – это полное отсутствие организации общения между учащимися в процессе обучения.

Коллективная деятельность – одновременная, но распределенная между членами коллектива работа, направленная на достижение общего результата.

Групповую работу можно рассматривать как разновидность коллективной деятельности.

Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений.

Взаимодействия возникают не только в результате воздействия учителя на учеников, но и учеников на учителя и учеников друг на друга.

При организации подобного взаимодействия учитель выступает как профессиональный управленец, а ученик – как партнер учителя, помощник, консультант, как учащийся, то есть учащий себя сам под умелым руководством учителя. Успех групповой работы учащихся зависит, прежде всего, от мастерства учителя. Всем своим поведением учитель выражает заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселяет в них уверенность в успехе, проявляет уважительное отношение к слабым ученикам.

 В настоящее время, наряду с классическими технологиями, на помощь учителю в развитии познавательного интереса пришли информационно-коммуникационные.  

Внедрение современных информационных технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность школьников, предоставляет доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем  фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя. И опять, чем раньше приобщать ученика к получению информации при помощи различных источников знаний, тем лучше. Даже в начальной школе ребята с огромным желанием принимают участие в традиционной лицейской научно-практической конференции, а самые заинтересованные   начинают заниматься в МАНе.

Задача развития познавательных и творческих способностей учащихся не могут быть полностью решены на уроках, для их реализации могут быть использованы различные формы внеурочной работы – это интеллектуальные соревнования, олимпиады, спецкурсы, факультативы, предметные недели с театрализованными постановками, турниры, предметные, тематические научные конференции для старшеклассников.

На примере лицея…

 – Интеллектуальные игры.

 – Вечера, постановки.

 – Подготовка к олимпиадам.

 – Тематические научные конференции.  

В результате использования различных форм и методов работы с учащимися можно говорить о взаимосвязи предметно-практической и познавательной деятельности на уроках и утверждать о положительном влиянии этих видов на развитие познавательной и творческой активности учащихся.

Слова, с которых мы начали разговор, о том, что работа образовательного учреждения и конкретного учителя оценивается по конечному результату, а конечный результат – это качество образования, можно проанализировать на примере нашего лицея.

В 2009-2010 учебном году впервые в городе учащиеся 9 классов вне школьных стен писали ГИА. Выбор экзамена обусловили многие факторы. Это и выбор профиля для дальнейшего обучения, прежде всего, а также некоторыми данный экзамен был выбран в силу познавательного интереса ребенка. Ему интересен предмет, который он изучал два года. Он заинтересован оценить себя, оценить свою успешность.

 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

сдачи ГИА  учащимися 9 классов лицея № 14 г. Ставрополя

по предметам естественного цикла за курс основной школы

Предмет

Количество учащихся

% обученности

Наименьший балл по школе

Наивысший балл по школе

Среднее количество баллов по школе

Всего

Набравших менее нижнего порога

Балл

Количество

Балл

количество

физика

24

0

100

16

2

35

2

24,1

биология

20

0

100

26

2

37

1

29,95

химия

28

0

100

13

1

33

2

26,3

Мы всегда говорим, что наши ученики – это наша гордость. Мы переживаем за их неудачи, радуемся их успехам.

Результаты ЕГЭ выпускников

МОУ лицея №14 города Ставрополя

за 2009 – 2010 учебный год

Предмет

Количество учащихся

%

обучен.

Наименьший балл по школе

Наивысший балл по школе

Среднее

Количество

баллов

по школе

Всего

Набравших менее

нижнего порога

Балл

Количество

Балл

количество

Биология

17

1

94

34

1

86

2

69

Литература

4

0

100

65

1

79

1

72

Информатика

3

0

100

62

1

80

1

71,3

Русский язык

96

0

100

49

1

100

4

73,5

Английский язык

18

0

100

38

1

95

1

71

Химия

15

0

100

45

1

91

1

67

Математика

96

0

100

21

1

81

1

58

Физика

23

0

100

48

1

76

1

61

История

24

0

100

34

1

74

2

61

Обществознание

58

0

100

46

1

100

1

67

                             

Применение современных педагогических и информационных технологий способствует не только овладению знаниями предмета, но и развитию познавательного интереса и умения оперировать полученными знаниями. Формируется новый тип человека – творческий развивающийся вместе со своим временем.

А мы им в этом поможем…

Литература:

  1.  Гаврилычева Г.Ф. «Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе». Начальная школа №12 1986г. М. Просвещение с.18-27.
  2.  Мухина С.Е. «Развитие познавательных способностей учащихся», №2 2007г
  3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983.
  5. Менчинская Н.А. Приемы «самоуправления» познавательной деятельностью и развитие личности. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1978.
  6. Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во МГУ, 1975.
  7. Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников. М., 1984.
  8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979.
  9. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. СПб.; КАРО, 2005. 448с.

30 августа 2010 года

Городская августовская конференция

(секция химии и биологии)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"

Представлены основные взгляды на  значимые качества  педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Самостоятельность - это неотъемлемое требование сегодняшней реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкост...

Высткпленине на РМО молодых специалистов по теме «Профессиональная компетенция одно из условий развития личности учащихся.»

Лозунгом нашего времени, может быть, не больше знать, а больше и лучше уметь, в том числе уметь приобретать свои знания....

Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".

Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения созда...

Метод проектов как условие развития мотивации учащихся

Методы развития мотивации учащихся....

"Единство воспитания и обучения - необходимое условие развития личности учащегося"

                 Когда воспитание, обучение, образование и развитие органически слиты воедино в педагогическом процессе, тогда обеспечивается систем...

Выступление на тему «Психологический комфорт на уроке английского языка как условие развития успешной личности обучающегося»

Выступление на тему «Психологический комфорт на уроке английского языка как условие развития успешной личности обучающегося»...