Разработки уроков химии и биологии
методическая разработка по химии (7, 8, 9 класс) по теме

Роженко Алексей Владимирович

Предварительный просмотр:

                           МКОУ Советская ООШ

                       

              Тема: Соли, их

  классификация и

         свойства.

                                                                Разработал учитель химии

                                                         I квалификационной категории

                                                                       Роженко А.В.

                   2016 год.

                                         

Открытый урок химии в 8 классе                     Дата: 25.04.2016г.  

             Тема: Соли, их классификация и свойства.                                                              

 

Оборудование: Проектор

Набор реактивов для проведения ЛО «Химические свойства солей»

Цели урока.        Познакомить учащихся с понятием соли, изучить основные

                             классификации солей;

                             Изучить основные химические свойства солей;

                            Продолжить формирование умений составлять уравнения

                            химических реакций;

                            Продолжить воспитывать культуру работы с реактивами;

                           

Задачи. Повторить правила составления формул солей

             Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций.

             Продолжать развивать умения определять классы неорганических

             веществ по формуле.

             Развивать навыки совместной работы в группах, выделять главное.

             Воспитывать коммуникативные способности.  

                                      Совместная постановка цели и определение задач.  

Тип урока:   Комбинированный.

Методы урока: Объяснительно иллюстративный, самостоятельная работа, эксперимент.

Оборудование:  Проектор. Набор реактивов для проведения ЛО «Химические  свойства

                            солей»

                                                       Ход урока:

Актуализация знаний, умений и навыков: 

1) Какие классы неорганических соединений вы знаете?

2) Дайте определения понятиям: оксиды, кислоты, основания, соли?

3) Соотнесите формулы неорганических соединений с соответствующим классом веществ: I-оксиды; II-кислоты; III-основания; IV-соли и дайте им названия.

H2SO4,  Na2SiO3,  SO2,  CuO,  H2SiO3,  P2O3,  Zn(NO3)2,  KOH,  Ca3(PO4)2,  K2О,  MgCl2, Cu(OH)2,  BaCO3,   HBr,  Cl2O7,  FeCl3,  NaOH,   Na2S,   HgO,  BaSO4.

4) Проверка письменного домашнего задания №3, 5. С. 217.

Изучение нового материала:

1) Определения понятия «соль»

 Соли – это класс химических соединений, состоящих из ионов металла и ионов кислотного остатка.

   (Например: NaCl, NH4NO3, AgY)

    Солями называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла (или аммония NH4+) и анионы кислотных остатков.

   (Например: K3PO4 = 3K+ + PO43- )

2) Запишите уравнения диссоциации солей: Сульфата аммония и хлорида железа (III).

3) Классификация солей

                                 1. По растворимости в воде

                   Растворимые             Малорастворимые     Нерастворимые

                   Аммиачная селитра                        Сульфат кальция                      Фосфат железа  (III)

                                 NH4NO3                               CaSO4                                         FePO4 

                               2. По наличию или отсутствию кислорода

                                   

   

                         Кислородсодержащие                  Бескислородные

                             Например:                                     Например:

                      Na2SO4  (сульфат натрия)                NaBr  (бромид натрия)                          

                      KNO3  (нитрат калия)                                   KY     (иодид калия)

                      Ca(NO2)2  (нитрит кальция)            CaCl2 (хлорид  кальция)

    4) Разновидности солей

Соли бывают:

     1. Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте

           на металл.

Например: Na2CO3  (карбонат натрия)   

                      CuSO4 (сульфат меди)

Диссоциация средних солей:

Na2CO3  = 2Na+ + CO32-

     2. Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на

          металл.

   Например:

              NaHCO3 (гидрокарбонат натрия) 

             Mg(HSO4)2 (гидросульфат магния)

Диссоциация кислых солей:

  Ca(HSO4)2 = Ca2+ + 2HSO4- 

    3. Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток.

    Например:  

    (CuOH)2CO3 (гидроксокарбонат меди (II)) 

        AlOHCl2 (гидроксохлорид алюминия)

Диссоциация основных солей:

AlOHCl2 = AlOH2+ + 2Cl-

5)  Химические свойства солей

  1. Соль + кислота = другая соль + другая кислота

Например: H2SO4 + BaCl2 = BaSO4  +2HCl

      Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок или газ.

     2) Соль + щелочь = другая соль + другое основание

Например: NaOH + NH4Cl = NaCl + NH3   + H2O

Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок или газ. 

     3) Соль1 + соль2 = соль3 + соль4

  Например: Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4     +2NaCl 

Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок. 

     4) Соль + металл = другая соль + другой металл

Например: CuSO4(p-p) + Fe = FeSO4 (p-p) + Cu

Правила: а) Каждый металл вытесняет из растворов солей все другие металлы, расположенные правее его в ряду напряжений;

б) обе соли (и реагирующая, и образующаяся в результате реакции) должны быть растворимыми;

в) металлы не должны взаимодействовать с водой, поэтому металлы главных подгрупп I и II группы ПС Д.И.Менделеева не вытесняют другие металлы из растворов солей.

6) Реакции получения солей

(Запишите уравнение реакции получения соли любым способом)

7) Соли в жизни человека

  • Поваренная соль NaCl
  • Английская (горькая соль)

         MgSO4 *7H2O

  • Сода Na2CO3   NaHCO3
  • Мел (известняк, мрамор)CaCO3
  • Чилийская селитра NaNO3
  • Медный купорос CuSO4* 5H2O 

-Кто из вас назовёт самую распространённую соль, популярную, которой пользуемся ежедневно.

(поваренная соль)

Среди всех природных минеральных солей, самая главная та, которую мы называем просто “соль” 
                                                                                                             А.Е.Ферсман

-Слово «соль» произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals» -означающего «море».

-Римским солдатам иногда выдавали жалование солью – отсюда произошло и русское слово - солдат

-В английском языке это слово означает  оклад, жалование. 

-Именно она (поваренная соль) дала название классу неорганических соединений – солям.

-А каково ещё значение расскажут вам стихотворения:

( опережающее задание)

- Я соль поваренную славлю!

Да, это натрия хлорид.

Её на пьедестал я ставлю

Не только за приятный вид.

- Прекрасный на Руси обычай:

Гостеприимно хлеб да соль

Хозяева подносят лично

Гость в доме появился коль;

И до сих пор на наших свадьбах

Так поступают  сват и сватья.

- А вот ещё и мудрость есть:

Чтоб хорошо узнать кого-то,

С ним должен ты пуд соли съесть

Немалый срок – почти два года

Займёт такой эксперимент

Средь будней, праздников и бед.

- Такую  с детства знаю сказку:

Свою любовь к отцу и ласку

Сравнила дочь с любовью к соли,

Но он воспринял это с болью:

Отца сравненье возмутило-

Лишил он дочь родного крова.

Собрав всё мужество и силы

И не сказав дурного слова,

Ушла куда глаза глядят…

Лишь много времени спустя,

Лишённый своего богатства,

По свету странствуя,  старик,

Любуясь на  хором убранство,

К крыльцу парадному приник.

Не знал он, что хозяйкой дома

Была его родная дочь.

Ему накрыли стол дубовый

Поесть же был старик не прочь,

Но что не пробовал,  не вкусно

Тогда-то дочь сказала грустно:

«в еду я соль не положила-

Так объяснить тебе решила

Своё сравнение в любви…»

- В  хозяйстве исстари использовали соль:

Крестьянин ли, рабочий ли, король-

Любой к огурчикам питает слабость,

Хозяюшкой засоленными на радость;

И даже мясо можно сохранить,

Достаточно его лишь засолить.

Её используют для получения натрия

И хлора, натра едкого и соды,

Она и в технике находит примененье-

Столь велико её  предназначенье!

Так будь же славен, натрия хлорид!

Вполне заслуженно ты в мире знаменит!

                         (Физиологическая потребность человека в поваренной соли 10г в сутки)

-Уж если об одной сказано столь много, то не знать и не изучать Кл. неорганических соединений «Соли» просто нельзя!

Месторождения поваренной соли

  • Артёмовское месторождение — самое крупное в Европе
  • Баскунчакское месторождение, добыча из озера ОАО «Бассоль»
  • Илецкое месторождение, добыча в шахте ОАО «Илецксоль»
  • Одесские лиманы (добыча производилась с 1774 по 1931)
  • Эльтонское месторождение. Эльтон

Обобщение темы

Тест «Как я запомнил тему»:

1) Выберите формулу соли:

а) HCl        б) Ca(OH)2 

в) Na2SO4        г) MgО

2) Какая из приведенных солей растворима в воде:

а) AgCl        б) MgS

в) FePO4        г) CuSO4 

3) Какая из приведенных солей бескислородная:

а) CаSO4           б) KBr

в) NH4NO3     г) Na2CO3 

4) К какому типу солей относится данная соль - AlOHCl2:

а) средняя        б) основная

в) кислая        г) ни к одной из этих

5) Какая реакция не является типичной реакцией для средних солей:

а) соль + металл        б) соль + кислота

в) соль + оксид        г) соль + щелочь

(Ответы  1. в 2. г 3. б 4. б  5. в)

 Домашнее задание: §41, с. 222-225, №2. (Выучить химические свойства средних

                                            солей)

Подведение итогов урока: (Выставление оценок)

 

(В конце и начале урока проводится рефлексия)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок химии в 8 классе 25.04.2016 год

Слайд 2

Соли, их классификация и свойства Автор: учитель химии МКОУ Советская ООШ, п. Участок 12 Роженко А.В., 2016

Слайд 3

Цели урока: 1)Познакомить учащихся с понятием соли, изучить основные классификации солей; 2)Изучить основные химические свойства солей; 3)Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций; 4)Продолжить воспитывать культуру работы с реактивами;

Слайд 4

Соотнесите формулы неорганических соединений с соответствующим классом веществ: I- оксиды; II -кислоты; III- основания; IV- соли и дайте им названия. H 2 SO 4 , Na 2 SiO 3 , SO 2 , CuO , H 2 SiO 3 , P 2 O 3 , Zn(NO 3 ) 2 , KOH, Ca 3 (PO 4 ) 2 , K 2 О , MgCl 2 , Cu(OH) 2 , BaCO 3 , HBr , Cl 2 O 7 , FeCl 3 , NaOH , Na 2 S, HgO , BaSO 4

Слайд 5

Что такое соли? Соли – это класс химических соединений, состоящих из ионов металла и ионов кислотного остатка. ( Например: NaCl , NH 4 NO 3 , AgY ) Солями называют электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла (или аммония NH 4 + ) и анионы кислотных остатков. (Например: K 3 PO 4 = 3K + + PO 4 3- )

Слайд 6

Классификация солей По растворимости в воде Растворимые Нерастворимые Малорастворимые Аммиачная селитра NH 4 NO 3 Сульфат кальция Фосфат железа FePO 4 CaSO 4

Слайд 7

Классификация солей 2) По наличию или отсутствию кислорода Кислородсодержащие Бескислородные Например: Например: Na 2 SO 4 (сульфат натрия) NaBr ( бромид натрия) KNO 3 (нитрат калия) KY (иодид калия) Ca(NO 2 ) 2 (нитрит кальция) CaCl 2 (хлорид кальция)

Слайд 8

Разновидности солей Соли бывают: Средние соли – это продукты полного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Например: Na 2 CO 3 (карбонат натрия) CuSO 4 (сульфат меди) Диссоциация средних солей: Na 2 CO 3 = 2Na + + CO 3 2-

Слайд 9

Разновидности солей 2) Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл. Например: NaHCO 3 ( гидро карбонат натрия) Mg(HSO 4 ) 2 ( гидро сульфат магния) Диссоциация кислых солей: Ca(HSO 4 ) 2 = Ca 2+ + 2HSO 4 -

Слайд 10

Разновидности солей 3) Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогрупп в основании на кислотный остаток. Например: ( CuOH ) 2 CO 3 ( гидроксо карбонат меди ( II )) AlOHCl 2 ( гидроксо хлорид алюминия) Диссоциация основных солей: AlOHCl 2 = AlOH 2+ + 2Cl -

Слайд 11

Типичные реакции средних солей Соль + кислота = другая соль + другая кислота Например: H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 +2HCl Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок или газ.

Слайд 12

Типичные реакции средних солей 2) Соль + щелочь = другая соль + другое основание Например: NaOH + NH 4 Cl = NaCl + NH 3 + H 2 O Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок или газ.

Слайд 13

Типичные реакции средних солей 3) Соль 1 + соль 2 = соль 3 + соль 4 Например: Na 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 +2NaCl Типичная реакция ионного обмена, протекающая только в том случае, если образуется осадок.

Слайд 14

Типичные реакции средних солей 4) Соль + металл = другая соль + другой металл Например: CuSO 4 (p-p) + Fe = FeSO 4 (p-p) + Cu Правила: а) Каждый металл вытесняет из растворов солей все другие металлы, расположенные правее его в ряду напряжений; б) обе соли (и реагирующая, и образующаяся в результате реакции) должны быть растворимыми; в) металлы не должны взаимодействовать с водой, поэтому металлы главных подгрупп I и II группы ПС Д.И.Менделеева не вытесняют другие металлы из растворов солей.

Слайд 15

Реакции получения солей

Слайд 16

Соли в жизни человека Поваренная соль NaCl Английская (горькая соль) MgSO 4 7H 2 O Сода Na 2 CO 3 NaHCO 3 Мел (известняк, мрамор) CaCO 3 Чилийская селитра NaNO 3 Медный купорос CuSO 4 5H 2 O

Слайд 17

Среди всех природных минеральных солей, самая главная та, которую мы называем просто “соль” А.Е.Ферсман Галит — каменная (поваренная) соль, минерал подкласса хлоридов, кристаллическая форма хлорида натрия ( NaCl ).

Слайд 18

Обобщение темы Тест «Как я запомнил тему»: 1) Выберите формулу соли: а) HCl б) Ca(OH) 2 в) Na 2 SO 4 г) Mg О 2) Какая из приведенных солей растворима в воде: а) AgCl б) MgS в) FePO 4 г) CuSO 4 3 ) Какая из приведенных солей бескислородная : а) C а SO 4 б) KBr в) NH 4 NO 3 г) Na 2 CO 3

Слайд 19

. 4) К какому типу солей относится данная соль - AlOHCl 2 : а) средняя б) основная в) кислая г) ни к одной из этих 5) Какая реакция не является типичной реакцией для средних солей: а) соль + металл б) соль + кислота в) соль + оксид г) соль + щелочь

Слайд 20

Ответы: 1. в 2. г 3. б 4. б 5. в

Слайд 21

Домашнее задание: § 41, с. 222-225, у пр . №2. (Выучить химические свойства средних солей).

Слайд 22

Молодцы! Вы, поработали замечательно !

Слайд 23

Список источников 1) Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват . учрежд . / О.С. Габриелян. – 16 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.-270 с., [2] с.: ил. Использованы фотографии: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Фосфат железа ( III ) фосфат железа http://www.freetorg.ru/lead/ammiachnaya-selitra-azotno-fosforno-kalijnoe-udobrenie-npk,1506202.html аммиачная селитра http://www.freetorg.com.ua/lead/prodam-kalcij-sernokislyj,2478523.html сульфат кальция



Предварительный просмотр:

Открытый урок биологии 7класс в рамках декады биологии и химии

Дата: 16.02.2016г.

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Надкласс рыбы"

Тема: Рыбы – властелины водной стихии.

Слайд 1 (тема урока)

Цель урока (слайд 2):  обобщить и закрепить знания о представителях Надкласса рыбы.

Иным достался от природы 
Инстинкт пророчески слепой –
Они им чуют, слышат воды…

Ф.И.Тютчев

Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многоперы и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоемов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие местообитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработки ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.
Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение (слайд 3) – змеевидные (угри, мурены), плоские (скаты, камбала), дисковидные (рыбы семейства солнечниковых, рыба луна), торпедообразные (акулы, тунцы), шарообразные (кузовок, рыба-шар). Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Общая характеристика классов рыб (слайд 4)

Ответить на вопросы:

1. Где обитают?
2. Когда появились?
3. Сколько известно видов рыб?                                                                                                                     4. Какой тип симметрии тела у рыб?
5. Какие отличительные признаки имеют представители надкласса рыбы во внешнем строении?         6. Какие отличительные признаки имеют представители надкласса рыбы во внутреннем строении?
7. Составьте схему классификации рыб?

Задание 1. Закончить предложение и ответить на вопросы (слайд 5).

1 вариант:

  • Цедильный аппарат жабр – … (жаберные тычинки).
  • Органы выделения у рыб – … (почки).
  • Все ли рыбы откладывают икру? (Нет, есть живородящие)
  • Какие рыбы носят названия небесных тел? (Рыба-луна, рыба-солнце)

2 вариант:

  • Где накапливается желчь у рыбы? (В желчном пузыре).
  • Чем прикрыты жабры рыб снаружи? (Жаберными крылышками).
  • Где выметывает икру речной угорь? (В Саргассовом море).
  • Какие рыбы имеют «оружие» на голове? (Рыба-пила, рыба-меч, рыба-молот).

Классификация рыб (слайд 6)

Особенности внешнего и внутреннего строения, биологии и экологии позволяют выделить среди многообразия рыб некоторые систематические группы: Надкласс Рыбы подразделяется на два класса

1)  Класс Хрящевые рыбы. К ним относятся: отряд акулы, отряд скаты, отряд химерообразных. Скелет у этих рыб не костный, а хрящевой. Жаберных крылышек нет, а с каждой стороны 5-7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.

2) Класс Костные рыбы подразделяется на два подкласса: Подкласс Лопатеперые к которому относится два отряда Кистеперые и Двоякодышащие и подкласс Лучеперые, надотряд Костистые Костные рыбы представлены несколькими отрядами: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные. У этих рыб костный скелет, есть плавательный пузырь. Дыхание осуществляется посредством жабр.

Характеристика классов рыб (хрящевых и костных), слайд 7.

План ответа:

1. Количество видов
2. Среда обитания
3. Представители
4. Характерные черты (дыхание, движение, питание, кровеносная система, оплодотворение, размножение).

После ответов учеников – заполнение обобщающей таблицы

Таблица (слайд 8)                                     Класс рыбы

Признаки

Хрящевые рыбы

Костные рыбы

Количество видов

700

Около 20 тыс

Среда обитания

Морские воды

Морские и пресные воды

Представители

Акулы, скаты, химеры

Осетр, скумбрия, карп, угорь, мурена, щука, тунец, окунь и др.

Скелет

Хрящевой

Костный

Дыхание

Через жаберные щели

Жаберное, с помощью жаберной крышки

Движение

С помощью хвостового плавника, отчасти – парных и спинного плавников

С помощью хвостового плавника, отчасти – парных и спинного плавников, воздушного пузыря

Питание

В основном хищные

Хищные, всеядные, растительноядные

Кровеносная система

Замкнутая, сердце двухкамерное

Замкнутая, сердце двухкамерное

Оплодотворение

Внутреннее

Наружное

Размножение

Яйцеживорождение

Откладка яиц (икры)

Задание 2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам (слайды 9,10).

1 вариант

Рфьлео – (форель), отряд лососеобразных
Отлпав – (плотва), отряд карпообразных
Аеуглб – (белуга), отряд осетрообразных

2 вариант

Мёсаг – (семга), отряд лососеобразных
Азнса – (сазан), отряд карпообразных
Юврсеаг – (севрюга), отряд осетрообразных

БОЛЬШОЙ АКВАРИУМ                                                                                                                        (рассказы учащихся о рыбах) – слайды 11-14.                                                                                   Представьте себе, ребята, гигантский аквариум величиной с классную доску. Давайте заселим его рыбами, морскими или речными.

1-й ученик. Мы предлагаем поселить в аквариум замечательную рыбку. Зовут её окунь-брызгун. Слайд 11. Живет она в морях и на мелководье у берегов Индии, Индонезии и Австралии. Много места ей не понадобится – длина её всего 20см. Питается окунь-брызгун насекомыми, которые летают над водой или ползают по листьям прибрежных растений. Насекомых брызгун сбивает струёй воды, он меткий стрелок – настоящий снайпер! У этой рыбки громадные ярко-желтые глаза с черными зрачками, она отличается большой зоркостью и издалека замечает даже мелких насекомых. В центре аквариума, где живет брызгун, вертикально укрепляют палку с крестовиной на конце, на неё сажают различных насекомых. Заметив добычу, брызгун настораживается, распускает веером спинной плавник, осторожно подплывает к палке, потом замирает, приподнимает над водой кончик головы и стреляет струйкой воды изо рта. Если выстрел удачен, он бросается к  упавшей мухе и проглатывает её. Промазывает брызгун редко, его меткости помогает особое устройство рта в виде крошечного ружейного ствола. Выброшенная брызгуном струйка воды летит 4-5м, отлично попадая в цель на расстоянии до 2м.

2-й ученик. В Чёрном море живут замечательные рыбёшки – морская игла и морской конёк (слайд 12). Это необычные рыбы. Тело их покрыто костными пластинками. Очень интересно они заботятся о своём потомстве. Во время размножения самки откладывают икринки в кожистую складку на брюшке у самца, там икринки и развиваются до появления мальков. Когда края складки расходятся, мальки выплывают наружу. Рыбы делают это бессознательно, инстинктивно; это очень важный инстинкт, так как хищники не могут уничтожить икринки и поэтому большое количество рыбок доживает до взрослого состояния. Эти рыбы съедобны, но не имеют промыслового значения из-за малых размеров.

3-й ученик. Ребята, а вы знаете  электрических рыбок? Ведь это интереснейшие рыбы – электрический угорь, скат и сом (слайд 13). Уже много лет учёные изучают загадочные свойства этих рыб. Давно известна их способность вырабатывать электричество. Энергии, которую вырабатывают 10тыс угрей, достаточно для движения электропоезда в течении нескольких минут. Сильными разрядами (до 300 вольт и более) угорь может насмерть поразить человека и парализовать быка. У других электрических рыб (скатов, сомов) разряды меньшей силы, но и они помогают им защищаться от врагов и добывать себе пищу.

4-й ученик. А давайте поселим в аквариум акулу. Конечно, большая не поместится, но маленькой – колючей акуле, которая часто встречается в Чёрном море, – места хватит (слайд 14). Она хоть и не очень велика по сравнению с другими (всего около 2х метров), но тоже хищница, как и её крупные родичи. В теле акул нет костей (только хрящи), кожа шершавая, как наждачная бумага. Акула – живородящая: выметывает до 30 детенышей. Тело акул, похожее на веретено, легко рассекает воду. Поэтому люди и придали форму тела акулы подводным лодкам и торпедам. Как стрела мчится акула под водой, и встреча с ней не предвещает ничего хорошего: акулы прожорливы и ненасытны.

Задание 3. Выберите их предложенных суждений правильные (слайд 15).

1 вариант: 

  • Тело большинства рыб имеют чешую, которая содержит зубцы, покрытые эмалью.
  • Рыбы не имеют органов слуха.
  • Рыбы – раздельнополые животные.
  • Все рыбы нерестятся весной.
  • Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

2 вариант: 

  • Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
  • Глаза у рыб не имеют век, и рыбы спят с открытыми глазами.
  • Кровеносная система рыб замкнутая.
  • Температура тела рыб низкая, но постоянная.
  • Сформировавшийся в икринке зародыш превращается в личинку рыбы.

Релаксация (слайд 16).

Найди ошибку на рисунке, на котором щука преследует окуня.

http://festival.1september.ru/articles/611388/img1.jpg

Ответ. Щука никогда не будет преследовать окуня с хвоста, т.к. у этой рыбы часть плавниковых лучей имеет вид острых шипов.

Нам пишут, мы отвечаем ( слайд 17)

1. В Польше некоторое время усиленно боролись с выдрой, уничтожающей рыбу. Однако выяснилось, что исчезновение этого животного вызвало заболевание и массовую гибель рыбы. Как это можно объяснить?

2. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и без промаха переловила всех. Как можно объяснить этот факт?

3. Российский фермер закупил мальков форели и запустил в пруд, но они все практически сразу погибли. Почему так случилось?

Ребус (слайд 18).

Назовите рыбу и укажите систематическое положение вида.

http://festival.1september.ru/articles/611388/img2.jpg

Ответ: кара-с-ь, отряд – карпообразные.

Пословицы о рыбах (слайд 19. Ответы – слайд 20).

Закончите пословицы:

  • Была бы рыба, а … (рыбак найдется).
  • Будешь спать на берегу, не … (наловишь на уху).
  • Рыба в реке – ещё …(не в руке).
  • Закидываешь удочку вперёд, …(оглянись назад).
  • Чем больше зависти, тем… (меньше рыбы).

Роль и значение рыб в природе (слайд 21).

1. Один из важных источников продуктов питания людей и животных.

2.Очистка  зарастающих водоемов.

3. Источник производства клея (плавники, плавательный пузырь осетровых).

4. Источник производства рыбной муки в животноводстве.

5. Источник производства ценного удобрения – тука.

6. Промежуточные хозяева паразитических червей (гельминтов), опасных для здоровья человека.

7. Эстетическое наслаждение (аквариум).

Домашнее задание (слайд 22)

Составьте кроссворд по теме «Классы рыб»

– Спасибо за внимание! (слайд 23)

Задания для учащихся по вариантам представлены в технологической карте  урока, которые раздаются учащимся в начале урока. (Приложении 1 и Приложении 2.)

Литература, использованная при подготовке к уроку 

  1. Биология. Животные: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват.учеб.заведений / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. – Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
  2. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие / авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Биология. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Сост. Н.Ф.Бодрова. – Воронеж: ВГПУ, 2000.
  5. Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В.Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  6. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс: Кн.для учителя / И.А.Степанов. – М.: «Новый учебник», 2001.
  7. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

          Технологическая карта урока биологии в 7 классе                 

 

Контрольно-обобщающий урок по теме «Надкласс Рыбы»

Дата: ___________  

Ф.И.  ученика__________________________________________

Тема урока: _______________________________________

                       _______________________________________

 

ВАРИАНТ 1

ЗАДАНИЕ 1.  Закончить предложение и ответить на вопросы.

  1. Цедильный аппарат жабр - …
  2. Органы выделения у рыб - …
  3. Все ли рыбы откладывают икру? ________________________________
  4. Какие рыбы носят названия небесных тел? ________________________

Заполнить таблицу «Класс рыбы»

Признаки

Хрящевые рыбы

Количество видов

Среда обитания

Представители

Скелет

Дыхание

Движение

Питание

Кровеносная система

Оплодотворение

Размножение

ЗАДАНИЕ 2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам.

Рфьлео –   ___________ , отряд _________________

Отлпав –  ___________  , отряд _________________

Аеуглб –    ___________  , отряд _________________

ЗАДАНИЕ 3. Выберите их предложенных суждений правильные и отметьте их плюсиком.

  1. Тело большинства рыб имеют чешую, которая содержит зубцы, покрытые эмалью.
  2. Рыбы не имеют органов слуха.
  3. Рыбы – раздельнополые животные.
  4. Все рыбы нерестятся весной.
  5. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

Технологическая карта урока биологии в 7 классе                 

 

Контрольно-обобщающий урок по теме «Надкласс Рыбы»

Дата: ___________  

Ф.И.  ученика__________________________________________

Тема урока: _______________________________________

                       _______________________________________

ВАРИАНТ 2

ЗАДАНИЕ 1.  Закончить предложение и ответить на вопросы.

  1. Где накапливается желчь у рыбы?___________________________
  2. Чем прикрыты жабры рыб снаружи?________________________
  3. Где выметывает икру речной угорь? _________________________
  4. Какие рыбы имеют «оружие» на голове?______________________

Заполнить таблицу «Класс рыбы»

Признаки

Костные рыбы

Количество видов

Среда обитания

Представители

Скелет

Дыхание

Движение

Питание

Кровеносная система

Оплодотворение

Размножение

ЗАДАНИЕ 2. Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по соответствующим отрядам.

Мёсаг      –   ___________ , отряд _________________

Азнса       –  ___________  , отряд _________________

Юврсеаг  –  ___________  , отряд _________________

ЗАДАНИЕ 3. Выберите их предложенных суждений правильные.

  1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
  2. Глаза у рыб не имеют век, и рыбы спят с открытыми глазами.
  3. Кровеносная система рыб замкнутая.
  4. Температура тела рыб низкая, но постоянная.
  5. Сформировавшийся в икринке зародыш превращается в личинку рыбы.



Предварительный просмотр:

Урок № ____ (биология 7 класс)                                                                 Дата:19.12.2014г.

Тема: «Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека».

Задачи: ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых-вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных.

Оборудование: таблицы из серии “Насекомые – вредители растений и способы борьбы с ними”, коллекции вредных насекомых, презентация, жетоны.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (тест).

1. К общественным насекомым относят:

А) муравьев

Б) ос

В) бабочек

Г) мух

2. Приспособление к сбору пыльцы у медоносной пчелы –

А) грызуще-лижущий ротовой аппарат

Б) пяточки и корзиночки

В) обтекаемая форма тела

Г) крылья

3. Пчела, обнаружившая нектар, сообщает о его местонахождении другим пчелам:

А) звуками

Б) пением

В) танцами

Г) жужжанием

4. Муравьев охраняют, так как они:

А) уничтожают вредителей лесов и их личинок

Б) поедают семена

В) являются хорошими опылителями растений

Г) поедают тлей

5. Грена тутового шелкопряда – это:

А) куколка

Б) гусеница

В) взрослая особь

Г) кокон с яйцами шелкопряда

(Ответы: 1-А, 2-Б, 3-В, 4-А, 5-Г)

III. Изучение новой темы.

Учитель объявляет тему урока. Предлагается просмотр презентации. Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя или выступления учеников, предварительно подготовивших доклады по теме. В ходе работы учащимися заполняется таблица в тетради.

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Тли

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Клопы

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Жуки

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Бабочки

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса. Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Личинки капустной мухи повреждают растения капусты. Слепни вызывают беспокойство домашних животных и, как следствие этого, потерю их в весе и снижение удоев молока. Личинки бычьих оводов повреждают кожу животных, лошадиных оводов – паразитируют в желудке лошадей. Двукрылые – переносчики различных заболеваний: малярии, глистных инвазий, сибирской язвы, сонной болезни и др.

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Вши

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Блохи

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учитель предлагает подумать, а какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми. В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Методы

Примеры

Физические

Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема

Химические

Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами

Агротехнические

Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых

Биологические

Использование естественных врагов насекомых: паразитов (например, наездников), хищников (например, божьих коровок). Расселение муравейников, создание искусственных гнездовий для птиц. Разведение наездников в лабораторных условиях, использование бактерий и микроскопических грибов, вызывающих заболевания вредных для человека насекомых

IV. Закрепление материала.

Установите соответствие:

Переносчики болезней:

А – Мухи.

Б – Комары малярийные.

Паразиты:

В – Слепни.

Г – Оводы.

Д – Вши.

Биологические помощники человека:

Е – Божьи коровки.

Ж – Жужелицы.

З – Муравьи.

  1. Кровососущие насекомые, живущие на коже птиц, млекопитающих, человека.
  2. Мухи, личинки которых наносят вред различным копытным животным.
  3. Пестро окрашенные небольшие жуки с полукруглым телом, уничтожающие в большом количестве тлей.
  4. Общественные перепончатокрылые насекомые, истребляющие вредителей леса.
  5. Кровососущие двукрылые насекомые, личинки которых развиваются в воде.
  6. Приносит вред человеку, т.к. переносит на лапках возбудителей опасных болезней.
  7. Семейство насекомых отряда двукрылых. Хоботок колюще-лижущий, легко прокалывает кожу позвоночных. Укусы болезненны, личинки развиваются в воде, почве. Хищники.
  8. Тело продолговатое, усики нитевидные, ноги длинные, бегательного типа. Уничтожают огромное количество вредных беспозвоночных.

(Ответы: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-З, 5-Б, 6-А, 7-В, 8-Ж)

V. Домашнее задание.

§ 29, вопросы после параграфа.(Повторить тему , подготовиться к зачету , вопросы, с. 145-147).

Литература

  1. Иванова Т.В. Тесты. Биология. 6-11 кл. – М.: Олимп, Издательство Астрель, Издательство АСТ, 2001. – 336 с.
  2. Константинов В.М. , Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М: Вентана-Граф, 2005. – 304 с.
  3. Пименов А.В., Пименова Е.А. Биология: Дидактические материалы к разделу “Животные”. 7-8 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 208 с.
  4. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии. Зоология. 7-8 класс. – М: Новый учебник, 2001. – 96 с.



Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Знатоки химии 2016»  для  8-9 классов

Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 8-9 класса

Автор: Роженко Алексей Владимирович, учитель химии и биологии, МКОУ Новотроицкой СОШ

Описание работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии, игра «Знатоки химии 2016» по теме «МЕТАЛЛЫ» для 8-9 классов.

Интеллектуальная игра « Знатоки химии 2016» по теме «МЕТАЛЛЫ»

Цель: повышение  устойчивого познавательного интереса учащихся к химии и развитие их творческих способностей.

Задачи:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах. Расширить знания  о биологическом  значении металлов, показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающая: развивать умения выстраивать цепь логических суждений; умения обобщать и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, ответственность за выполненную работу, самокритичность, умение выступать перед аудиторией.

Подготовка к игре:

Реквизиты: игровой табло, разделенный на сектора с шифрами, секундомер.

Правила игры: интеллектуальная игра «Знатоки химии 2016» проводится в рамках предметной недели биологии и химии в сельской малокомплектной школе. О проведении данной игры сообщается в конце изучения темы «Металлы» в 8 и 9 классах. Из  8–9-х классов выдвигается лучшие ученики - команда  8 человек.

                                                            Игровое табло

      Столбцы

Строки

1

2

3

4

5

1

1

6

15

17

*10

2

*9

*12

2

7

*3

3

*14

16

19

8

*13

4

18

5

20

11

4

                                             

Команда выбирает вопрос из табло и называет шифр Она отвечает первой, а затем другая, если первая ответила не верно. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минуте. За каждый правильный ответ команда получает с вопросом без звездочки 1 жетон, а со звездочкой три.  На игровом табло20 вопросов, из них 6 вопросов со звездочкой.  

Проведение игры. Уважаемые коллеги! Учащиеся! Я приветствую вас на интеллектуальной игре «Знатоки химии 2016» Я желаю всем вам успехов в сегодняшней игре! Ознакомление с правилами игры. И так, игра начинается.

Содержание игры:

Вопросы  к игре:

Ведущий: 1.В 1700 году Петр I заменил серебряные монеты на монеты из этого металла. Он входит в число жизненно важных микроэлементов, участвует в процессе фотосинтеза и усвоения растениями азота. С  помощью  этого металла 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса, а в 19 веке статую свободы в Америке. По электропроводности он занимает второе место после серебра. Со временем изделия из этого металла покрываются темно-зеленой пленкой. В чистом виде этот метал –тягучий, вязкий, красного цвета. Внимание вопрос,  назовите металл? (Ответ: Медь).

2. В древности некоторые народы ценили этот металл  больше, чем золото. Считается, что он  пришелец из космоса. Он  и воин, и труженик.  Он один из элементов жизни. Без него  человек слаб и немощен, и он  вхожу в состав крови. Этот металл  не образую самородков, как золото, поэтому в древние времена  был очень дорогим. В Древнем Риме из этого металла  изготовляли даже обручальные кольца. Внимание вопрос,  назовите металл?  (Ответ: Железо).

*3. В Индии неподалеку от Дели, в местечке Шимайхалори, находится огромный  столб-колонна. Самое удивительное, что он вообще не подвержен коррозии и разрушению. Славы этой колонне добавили также легенды о ее волшебных целительных свойствах, избавляющих людей от целого ряда болезней. Внимание вопрос, из какого металла сделан столб? (Ответ: Это удивительно, но он сделан из чистого железа. Его высота — 6,7 метров, диаметр 1,37 метра. Наверху столб украшен старинным орнаментом и внешне напоминает колонну древнего храма. Возможно, этот столб был установлен несколько тысячелетий назад. В 1739 году в него было выпущено пушечное ядро, не причинившее столбу ни малейшего вреда. Считается, что прибывшему сюда на костылях больному достаточно постоять, обняв колонну, 20-30 минут, чтобы выздороветь).

4. Какое вещество и почему стало причиной гибели одной из арктических экспедиций? Внимание вопрос, О каком веществе идет речь и что это за экспедиция? (Ответ: Олово, так как им были запаяны емкости с горючим. При температуре ниже ~14°С белое олово, обладающее физическими свойствами металлов, переходит в другую аллотропную модификацию, представляющую собой порошок. Это явление называют «оловянной чумой» оно и сыграло роковую роль в судьбе экспедиции. Экспедиция английского полярного исследователя Роберта Скотта к Южному полюсу)

5. Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Обессиленные солдаты взбунтовались, требуя возвращения, домой с полей сражения и Александр Македонский  вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была причина заболевания? (Ответ: Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде. Вода из серебряного сосуда имеет особые свойства: обладает повышенной бактерицидностью.)

6.Этот металл известен человеку с древнейших времен, его широко применяют в технике, быту. Атомы этого металла входят в состав гемоглобина. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: О железе)

7.Металл, вызывающий лихорадку. Внимание вопрос, о каком металле идет речь?  (Ответ: Золото)

8.Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды».  Внимание вопрос, о каком металле идет речь?  (Ответ: Серебро)

*9. Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл.  Внимание вопрос, какой это металл?   (Ответ: Свинец. "Древний Рим отравился свинцом", - к такому выводу пришли некоторые американские и канадские ученые-токсикологи. По их мнению, использование свинцовой посуды (бутылей, бокалов, чаш) и косметических красок, содержащих соединения свинца, приводило к хроническому отравлению и вымиранию римской знати. Известно, что многие императоры, правившие Римом в первые столетия нашей эры, т.е. в последний период существования империи, страдали теми или иными психическими заболеваниями. Средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий в меньшей степени подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, "сработанным еще рабами Рима", а трубы его, как известно, были сделаны из свинца )

*10. Из-за трудности определения этого минерала, его называют обманкой. Разные примеси  придают ему различную окраску. На  Алтае  нередко можно встретить полосатую «бурундучную» руду — смесь обманки металла  и бурого шпата. Кусок такой руды издали действительно похож на затаившегося полосатого зверька. Внимание вопрос, о соединениях какого металла идет речь? (Ответ: Цинковая обманка или сфалерит.  Из сфалерита выплавляют металлический цинк. Попутно извлекают примеси: Cd, In, Ga. Сфалерит используют в лакокрасочном производстве для изготовления  цинковых белил. Большое значение имеет получение из природного сфалерита химически чистого ZnS, применяемого как люминофор. Люминофорный сфалерит, активированный Ag, Cu, применяют для изготовления кинескопов.Сфалерит используют для изготовления различных светосоставов и светящихся красок (например, в приборостроении), в различных сигнальных аппаратах. Применяют для получения латуни.)

11. Это химически стойкий металл, но Нильс Бор, покидая Копенгаген во время второй мировой войны,  растворил его  в «царской водке». После освобождения Дании от фашистов, Бор достал спрятанную им колбу с раствором и выделил из него металл, без потерь. Внимание вопрос, о каком металле идет речь?  (Ответ: Золото. В нацистской Германии было запрещено принятие Нобелевской премии после того, как в 1935 году премию мира вручили противнику национал-социализма Карлу фон Осецкому. Немецкие физики Макс фон Лауэ и Джеймс Франк доверили хранение своих золотых медалей Нильсу Бору. Когда в 1940 году немцы оккупировали Копенгаген, химик растворил эти медали в царской водке. А после окончания войны экстрагировал спрятанное в царской водке золото и передал его Шведской королевской академии наук. Там изготовили новые медали и повторно вручили их фон Лауэ и Франку.)

*12. Аломантия — гадание, осуществляемое посредством хлорида этого металла, известное еще древним народам. Этому веществу поставлен памятник в городе Энгельс, его перевозили на быках. Летальная доза для человека 3 грамма на 1 килограмм массы тела. Внимание, вопрос, о соединении, какого металла идет речь? Что в черном ящике?  (Ответ: Хлорид натрия или пищевая соль. В Древней Руси соль клали в церкви под престол, считая, что она получает при этом целебную силу. Соль, по фольклорным поверьям, вещество магическое. Недаром раньше клялись на соль, просыпали соль «к ссоре», закрепляли союзы при помощи соли. Этот необходимый пищевой продукт связан со многими народными традициями и поверьями, ведь его обеззараживающие свойства известны еще с древних времен. Долгое время соль, которая добывалась в очень ограниченных количествах, была очень ценным товаром, приравненным по своей стоимости к некоторым драгоценным металлам. Да и в нашей стране дорогого гостя встречают хлебом с солью. Покровская слобода (ныне Энгельс) стала важным перевалочным пунктом на пути доставки соли с озера Эльтон («Великий Соляной Путь»), по которому в XVIII веке доставлялось 3/4 всей добываемой в России соли.

*13. Известно, что некоторые цыганки для запугивания своих жертв используют белый порошок, который дают подержать в кулаке человеку. Через несколько минут этот порошок становиться голубым, что должно убедить клиента, что на нем порча. Внимание вопрос, о  соли какого металла идет речь? (Ответ: Медь. Это простая химическая реакция превращения безводного сульфата меди  в гидрат. Безводный сульфат меди-белый порошок, который от влаги на руках становиться гидратом голубого цвета. И никакой порчи!)

*14. Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ложек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовление столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве.  Внимание, вопрос, что за метал находится в черном ящике?  (Ответ: Алюминий, алюминиевая ложка)

15.Этот самый «живой» и распространенный металл на Земле. Он есть в речной и морской воде, обнаружен в растительных и животных организмах. В организме каждого взрослого человека его более 1,5 кг. Но при его нехватке у человека начинаются тяжелые заболевания суставов и костей. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Кальций)

*16. В XVII веке в Южной Америке этот металл считали «поддельным серебром» и называли «серебришком». Однажды запасы этого металла для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане. Внимание вопрос,  назовите этот металл. (Ответ: Платина известна с давних времен. Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились с ним в Южной Америке (на территории современной Колумбии). Внешне он похож на серебро. Слово platina буквально означает "маленькое серебро". Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью платины, которая не поддавалась переплавке, долгое время не находила применения и ценилась вдвое ниже, чем серебро. В Южной Америке в XVII веке платину считали "поддельным серебром", и однажды ее запасы для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане.)

17.Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твердом виде, то им можно заморозить воду. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: О ртути)

18. Какой металл входит в состав хлорофилла (Магний) 

19.     Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы – жидкой части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы. (Натрий)

20.     Этот элемент является основным ионом внутриклеточной среды. Его концентрация в крови во много раз меньше чем внутри клеток. Этот факт является очень важным для нормального функционирования клеток организма. (Калий)

II .Выбор лучшего игрока команды

 Зрители участвуют в тайном голосовании на номинацию «Лучший игрок ».

III. Награждение победителя

IV.Подведение итогов игры

Ведущий: Наше мероприятие хочу закончить стихотворением Е.Ефимовского «Поэма о металле»:

Металл – это точность.

Металл – это прочность

Скорость, высота,

Блеск и красота.

 

Не сразу в дом пришел металл,

Не сразу ложкой, вилкой стал

И заводской игрушкой.

Был путь металла долог…

Он в проводах несет нам свет,

Металл – коньки, велосипед,

Метро, трамвай, будильник,

Утюг и холодильник…

Учитель: Благодарю всех за работу! Надеюсь,  полученные знания пригодятся вам в дальнейшей учебе и в повседневной жизни.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Открытый урок по химии в 9 классе.

                                                                             Дата: 12.04.11г.

Тема урока:  Путешествие по галактике «Неметаллоляндии».

Девиз урока:         «Просто знать – еще не все,

                                знания нужно уметь использовать»

                                                                                  И.В. Гёте

Цели урока:

          Образовательная:  

-контроль знаний простых и сложных веществ, содержащих

  неметаллы, их физических и химических свойств, уметь составлять

  модели сложных веществ в состав которых входят атомы

  неметаллов;

-повысить интеллект учащихся, формировать умения

 систематизировать и анализировать информацию, полученную на

  уроках химии про изучении неметаллов;

-решать задачи на получение продукта реакции по сравнению с

 теоретически возможным;

 -проводить простейшие эксперименты по получению газов и

  доказывать экспериментально их наличие;

 -составлять генетические ряды неметаллов и осуществлять их,

  записывая соответствующие уравнения химических реакций.

          Развивающая:

 -уметь четко и быстро отвечать на поставленный вопрос,

  сравнивать свойства химических веществ в состав которых входят

  неметаллы;

 -принимать решения;

 -усиливать заинтересованность учащихся при изучении химии как

  школьного предмета, способствовать процессу самообразования.

          Воспитательная:

 -воспитывать ответственность за индивидуальную работу и итог работы коллектива;

 -воспитывать работоспособность, результативность;

 -через игру создать атмосферу психологического комфорта, коллективизма, доброжелательности;

 -воспитывать чувство патриотизма.

                                                    «1»

Задача урока:  обобщить знания по химии неметаллов.

Тип урока: обобщение и коррекция знаний.

Форма урока: урок – путешествие в состязательной форме.

Методы урока:  репродуктивный;  проблемного изложения;

                             эксперимент, моделирование.

Оборудование урока: доска, ПСХЭ, компьютер,       мультимедиопроектор, шаростержневые  наборы, лабораторное оборудование для получения кислорода и аммиака, рабочие печатные листы в которых будут работать учащиеся, презентация к уроку, карточки с тестовым заданием для раздачи на дом.

                                       Ход урока:

         I.  Организационный момент..

 Ребята сегодня 12 апреля 2011 год, а 50 лет назад в этот же день  в первые в истории человечества наш соотечественник космонавт Ю.А.Гагарин совершил полет в космос, облетев вокруг нашей планеты - Земля на космическом корабле «Восток».

Сегодня у нас не обычный урок химии, мы тоже  полетим в космос к галактике «Неметаллоляндии» и совершим небольшое путешествие по ней на космическом корабле «Удача». Наш экипаж состоит из двух исследовательских групп. Первая группа « Млечный путь», а вторая «Земляне».( В ходе путешествия вам предстоит набрать как можно больше звездочек)

(Учитель сообщает тему урока, девиз и задачи)    Слайд№1, 2,3.

             II. Основная часть.

        Предстартовая проверка готовности к полету.

                                                                                           Слайд №4,5.

   (Ребята сейчас мы начнем отсчет от 5 до 1 и наш корабль отправится в путь, но при этом нужно быстро и правильно ответить на вопросы)

                                                        «2»

                                                                                           Слайд №6.

    5. Определите положение  неметаллов в Периодической

         системе  химических элементов Д.И. Менделеева?

        ( Неме. занимают в ПСХЭ верхний правый угол относительно

         диоганали В - At и лежат вдоль неё. Неме. находятся в конце

           периодов.Всего22 элемента ПСХЭ являются Неме.)

    4.  Каковы особенности атомного строения элементов

         неметаллов?

         (1-небольшой атомный радиус по сравнению с Ме.

          2-большее число электроновна внешнемуровне (4 – 8),

          3-расположены только в главных подгруппах значит

            электронами заполняется внешний уровень,

          4- характерно высокое значение ЭО.)

  1. Каковы общие физические свойства простых веществ неметаллов?

(1-три агрегатных состояния,

 2-различная окраска,

3- широкий интервал tпл.от +3800ос (графит) до -210 ос(N2),

4-не проводят эл-й ток и тепло.)

    2.   Почему  у простых веществ неметаллов такие разнообразные

          свойства?

          (Т.к. имеют два типа крист –х  решеток: молекулярную (все

           газы) и атомную (алмаз, графит, кремний и др.))

    1.   Что такое аллотропия и каковы причины этого явления?

           (причинами являются:

           1- разные типы кристаллических

            решеток- фосфор белыйP4- молекулярную; красный

           P –атомную

           2-разную структуру крист-й решетки: алмаз-

           тетраэдрическую, графит – слоистую;

          3-разный состав молекул: O2 и O3.)

    

( Молодцы ребята! А теперь как сказал Ю.А. Гагарин – «Поехали!»)

                                                            «3»

                                                         

           Пояс астероидов.                  Слайд №7.

 

     (Ребята, перед нами пояс астероидов, его нужно преодолеть, отвечая на вопросы, каждой паре по 5 вопросов и ответы вписать в отчетные листы.)

                                         Для 1-й пары:

   1.Один из этих двух элементов в виде простого вещества хорошо горит, другой – поддерживает горение, а соединение, состоящее из этих элементов, пригодно для тушения огня.

    (Водород и кислород, которые вместе образуют воду.)

   2. Аллотропное видоизменение какого элемента пахнет чесноком

  и обладает способностью светиться в темноте?

                                                                   (Белый фосфор.)

 

   3. Какое простое вещество- неметалл издавна включали в состав мазей для лечения кожных заболеваний?

                                                                   (Сера.)

   4. В атмосфере какого газа – неметалла хранят старинные рукописи?

                                                                    (Азот.)

   5. Это простое вещество, аллотропную модификацию используют для очистки воды и воздуха от нежелательных примесей, для удаления сивушных масел из спирта.

                                                                     (активированный уголь.)

                                            Для 2-й пары:

   6. Каким элементом неметаллом богата морская капуста- ламинария?

                                                                      (Йодом.)

   7. Из этого вещества, аллотропной модификации при высокой температуре и давлении получают искусственные алмазы.

                                                                      (Графит.)

                                                         «4»

    8. Без этого элемента немыслима жизнь на Земле, ему обязана

своим существованием органическая химия, в природе он существует в виде нескольких модификаций, из них наиболее известные -  три. О каком элементе идет речь?

                                                                          (Углерод.)

    9. Образованное этим элементом простое вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему. О каком простом веществе идет речь?

                                                                          (Хлор.)

                                                   

   10. Второй элемент по распространенности в земной коре, в свободном виде не встречается, его соединения входят в состав растительных и животных клеток, некоторые организмы обладают способностью его накапливать. Что это за элемент?

                                                                           (Кремний.)

                                               Для 3-й пары:

   11. Этот газ нашел применение в рекламной индустрии, заполненные им стеклянные трубки, дают ярко-красное свечение.

Название этого газа в переводе с греческого означает «новый».

 Что это за газ?

                                                                            (Неон.)

    12. Первенство открытия этого химического элемента принадлежит китайскому ученому VIII века Мао Хао, который за 100 лет до А. Л. Лавуазье установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение и дыхание. О каком газе идет реч?

                                                                            (Кислород.)

    13. Эту аллотропную модификацию серы можно получить в виде нитей.

                                                                            (Пластическая сера.)

    14. Этот неметалл считается самым активным среди всех неметаллов. Так же недостаток этого элемента в организме человека  приводит к кариесу зубов. Что это за элемент?

                                                                            (Фтор.)

                                                              «5»

   15. Единственный элемент – неметалл, который образует простое вещество жидкость, красно-бурого цвета, его название означает «зловонный». О каком неметалле идет речь?

                                                                           (Бром.)

(за каждый правильный ответ участник получает звезду)

        Выход в открытый космос и ремонт

     солнечных батарей.           Слайд №7, 8.

     

       ( Запишите молекулярные формулы  и соберите модели  молекул из шаростержневых наборов  следующих сложных веществ.)

       

              I.                                                                II.

  1.Сероводород;                                      1.Хлороводород;

  2Серная кислота.                                  2.Фосфорная кислота.

              III.                                                             IV.

  1. Аммиак;                                               1.Оксид серы(VI);

  2. Гидроксокарбонат меди (II).            2.Сульфат алюминия.

              V.                                                                VI.

   1. Оксид углерода (IV);                         1. Оксид углерода(II);

   2. Дигидрофосфат кальция.                2. Силикат натрия.  

                                         

                                                             

                                                                                       

 Проверка выполнения задания   Слайд№9.

                                                             Слайд №10.

                                                             Слайд №11.

                                                          «6»

                                                                                                                                                

                                                                                                   Космические  экспериментаторы.

                                                         

                                                                                                   Слайд №12.

 

                  Задание для первой группы №1

Получите кислород и докажите, что в сосуде находится именно этот газ. Запишите соответствующее уравнение реакции.

                  Задание для второй группы №2

Получите аммиак и докажите, что в сосуде находится именно этот газ. Запишите соответствующее уравнение реакции.

         

                                                                                                    Слайд №13.

1)2KMnO4     =>   K2MnO4 + MnO2 + O2

 2)2NH4Cl+ Ca(OH)2 =>    CaCl2+2H2O+ 2NH3

      Космическая дозаправка.

       

               (Решить задачи . 2человека у доски)               

                                                                                                                                                        Слайд № 14.

           Задача для первой группы.  

Какой объем оксида углерода(IV) можно получить обжигом 1 тонны известняка, содержащего 90 % карбоната кальция, если выход оксида углерода(IV) составляет 80 % от теоретически возможного?

                                       

                                                «7»

            Задача для второй группы.

Какой объем водорода получится при взаимодействии магния с 200г. 25% раствора серной кислоты?

   (Проверка решения  задач)    

                                  Задача № 1.   Слайд № 15.   

                                  Задача № 2.  Слайд №16.

                                                                                     

                 

            Межгалактическое творчество.

                                                          Слайд № 17.

(Перевести стихотворение, которое отражает генетический ряд неметаллов, на язык химии в виде цепочки превращений и записать уравнения реакций отражающих её. Для реакций ионного обмена следует составить полное и сокращенное ионное уравнения)

                           Красный фосфор я сжигаю,

                           К дыму воду приливаю.

                           Проверяю лакмусом,

                          Станет сразу красным он!

                          Добавим натрия гидроксид –

                          Цвет фиолетовый в колбе возник.

                       Потом получаю фосфат серебра,

                           Цветом – лимонная кожура.

                           Растворяю осадок желтый

                           Добавлением кислоты азотной

                           И в тетради превращения эти

                           Вы запишите , умные дети!

                                                                                                      Слайд №18.

 

P  =>P2O5  =>H3PO4 =>Na3PO4 => Ag3PO4 =>  H3PO4  

                                                                                                                             Слайд № 19.

1)  4P  +  5O2 =>  2P2O5 

2)   P2O5   + 3H2O   =>  2H3PO4

                                                                       «9»

3)   H3PO4  +  3NaOH =>  Na3PO4  +  3H2O

     3H+ + PO43-  + 3Na+ + 3OH-  => 3Na+ + PO43- +3H2O

      H+  +  OH-    =>   H2O                                                                                  

 4)   Na3PO4  +  3AgNO3   =>   Ag3PO4  + 3NaNO3 

     3Na++PO43-+3Ag++3NO3-   =>Ag3PO4 + 3Na++3NO3-

      PO43-  + 3Ag -     =>  Ag3PO4

5)    Ag3PO4  +  3HNO3   =>  H3PO4  + 3AgNO3 

                                             

             

            Возвращение на Землю.

                                                          Слайд № 20.

  ( Подведение итогов урока, подсчет жетонов, выставление оценок)

Домашнее задание: 1)выполнить тест ; 2)составить цепочку превращений и осуществить, записав уравнения соответствующих реакций.

 ( приложение)

                       Рефлексный анализ

                       Ф.И ______________________

                        Оцените по 5-бальной шкале:

                         Свою работу на уроке_____

                         Работу группы___________

                         Форму организации урока ______

 

   

                                                      «10»



Предварительный просмотр:

     

     

Отчёт 

о проделанной работе

во время полёта

в галактику «Неметаллоляндию»

                                      участника межгалактической экспедиции

                                      учени____ 9 класса

                                       ______________________________________    

                                       ______________________________________

                             

12 апреля 2011год.

  I этап. ____________________________________________________________________________________________

   

II этап.

____________________________________________________________________________________________

III этап.

____________________________________________________________________________________________

       

               

 IV этап.

____________________________________________________________________________________________

                 

                         Будьте осторожны!

                            Соблюдайте технику безопасности!

                         Получали газ ________________

         

  1. Уравнение реакции, лежащее в основе получения газа:

 2) Каким способом собирали этот газ и почему?

______________________________________________________________________________________________________

   

3) Как доказали наличие именно этого газа в сосуде?

______________________________________________________________________________________________________

   

V этап.

____________________________________________________________________________________________          

                  Дано:                                      Решение:

             

   

VI этап.

____________________________________________________________________________________________

   

Цепочка превращений

1)_____________________________________________

2)_____________________________________________

3)_____________________________________________

__________________________________________________________________________________________

4)_______________________________________________________________________________________________________________________________________

5)_____________________________________________

VII этап.

_______________________________________________

Получение домашнего задания.

Подведение итогов урока.                Оценка_______

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема. Путешествие по галактике « Неметаллоляндии »

Слайд 2

Девиз урока: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать». И.В. Гете

Слайд 3

Задача урока: -обобщить знания по химии неметаллов.

Слайд 4

Предстартовая проверка готовности к полету. 1

Слайд 5

5 . Определите положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева? 4 . Каковы особенности атомного строения элементов неметаллов? Каковы общие физические свойства простых веществ неметаллов? 2. Почему у простых веществ неметаллов такие разнообразные свойства? 1. Что такое аллотропия и каковы причины этого явления?

Слайд 6

Пояс астероидов 2

Слайд 7

Выход в открытый космос и ремонт солнечных батарей. 3

Слайд 8

Запишите молекулярные формулы и соберите модели молекул следующих веществ из шаростержневых наборов: 1) сероводород; *2)серная кислота. 1) хлороводород ; *2)фосфорная кислота. 1)аммиак; *2)гидрокарбонат меди ( II) . 1)оксид серы ( VI) ; *2)сульфат алюминия. 1)оксид углерода ( IV) ; *2) дигидрофосфа кальция. 1)оксид углерода ( II) ; *2)силикат натрия. 1 2 3 6 4 5

Слайд 9

1) H 2 S – сероводород S H H 2) Н 2 SO 4 – серная кислота H O O S H O O 1) HCl - хлороводород H Cl 2)H 3 PO 4 фосфорная кислота H O H O P O H O 2 1

Слайд 10

1)NH 3 - аммиак H N H H 2) ( CuOH ) 2 CO 3 гидроксокарбонат меди ( II) O H Cu O C O O Cu O H 1) SO 3 – оксид серы (VI) O S O O 2) Al 2 (SO4) 3 – сульфат алюминия O O S O Al O O O S O O O Al O S O O 3 4

Слайд 11

1) CO 2 – оксид углерода ( IV) O C O 2) Ca (H 2 PO 4 ) 2 – дигидрофосфат кальция Н O Н O P O O Ca O H O P O H O 1) CO – оксид углерода ( II) C O 2)Na 2 SiO 3 – силикат натрия Na O Si O Na O 5 6

Слайд 12

Космические экспериментаторы Задание №1 Получите кислород и докажите, что в сосуде находится именно этот газ. Запишите соответствующее уравнение реакции. Задание №2 Получите аммиак и докажите, что в сосуде находится именно этот газ. Запишите соответствующее уравнение реакции. 4 Секретно Секретно

Слайд 13

1)2KMnO 4 t K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 t 2)2NH 4 Cl+ Ca(OH) 2 CaCl 2 +2H 2 O+ 2NH 3

Слайд 14

Космическая дозаправка. Задача для первой группы. Какой объем оксида углерода( IV) можно получить обжигом 1 тонны известняка, содержащего 90 % карбоната кальция, если выход оксида углерода( IV) составляет 80 % от теоретически возможного? Задача для второй группы. Какой объем водорода получится при взаимодействии магния с 200г. 25% раствора серной кислоты? 5 Уважаемые члены экипажа космического корабля «Удача»! Просим поторопиться заправить космический корабль. Для этого нужно правильно решить расчетные задачи. Желаем удачи! ЦУП.

Слайд 15

Задача №1 Решение: Дано: 900 кг. X м 3 m ( известняка) =1 т. CaCO 3 t CaO + CO 2 w (CaCO 3 ) =90% 1кмоль 1кмоль η ( практ .) =80% 100кг. 22,4 м 3 m( в-ва ) = m (смеси) х w( в-ва ) V(CO 2 ) = ? m(CaCO 3 ) = 1000 кг. х 0,9 = 900кг. По уравнению реакции: m(CaCO 3 ) = M(CaCO 3 ) х n (CaCO 3 ) ; M (CaCO 3 ) = 40+ 12+16 х 3=100кг / кмоль . m(CaCO 3 ) =100 кг / кмоль х 1кмоль =100кг. V(CO 2 ) = Vm (CO 2 ) х n(CO 2 ) ; V(CO 2 ) = 22 ,4 м 3 / кмоль х 1 кмоль = 22,4 м 3 Составим пропорцию: 900кг Хм 3 900кг х 22,4 м 3 100 кг 22,4м 3 ; Х = 100кг =201,28 м 3 201,6 м 3 составляют 100% 201,6 м 3 х 80% Хм 3 ----------------- 80% ; Х = 100% = = 161,28м 3

Слайд 16

Задача №2 Решение: Дано: 50 г. Хл . m (H 2 SO 4 ) =200 г. Mg + H 2 SO 4 MgSO 4 + H 2 W (H 2 SO 4 ) =25% 1моль 1моль 98г. 22,4л. V ( Н 2 ) = ? Найдем массу серной кислоты в растворе: m(H 2 SO 4 ) = m( р-ра H 2 SO 4 ) х w(H 2 SO 4 ) m(H 2 SO 4 ) = 200 г. х 0,25 =50г. По уравнению реакции: m(H 2 SO 4 ) = M(H 2 SO 4 ) х n (H 2 SO 4 ) ; M(H2SO4) = 2 + 32 + 16 х 4 =98 г / моль m (H 2 SO 4 ) =98 г / моль х 1моль =98г. V = Vm х n ; V(H2) = 22 ,4 л / моль х 1 моль=22,4 л. Составим пропорцию: 50г. Хл . 50г. х 22,4 л. 98г. 22,4л. ; Х = 98г. = 11,43 л.

Слайд 17

Межгалактическое творчество. Красный фосфор я сжигаю, К дыму воду приливаю. Проверяю лакмусом, Станет сразу красным он! Добавим натрия гидроксид – Цвет фиолетовый в колбе возник. Потом получаю фосфат серебра, Цветом – лимонная кожура. Растворяю осадок желтый Добавлением кислоты азотной. В тетради превращения эти З апишите , умные дети! 6

Слайд 18

P P 2 O 5 H 3 PO 4 Na 3 PO 4 Ag 3 PO 4 H 3 PO 4

Слайд 19

1) 4 P + 5O 2 2P 2 O 5 2) P 2 O 5 + 3 H 2 O 2 H 3 PO 4 3) H 3 PO 4 + 3NaOH Na 3 PO 4 + 3H 2 O 3H + + PO 4 3 - + 3Na + + 3OH - 3Na + + PO 4 3- +3H 2 O H + + OH - H 2 O 4) Na 3 PO 4 + 3AgNO 3 Ag 3 PO 4 + 3NaNO 3 3Na + +PO 4 3- +3Ag + +3NO 3 - Ag 3 PO 4 + 3Na + +3NO 3 - PO 4 3- + 3Ag - Ag 3 PO 4 5) Ag 3 PO 4 + 3HNO 3 H 3 PO 4 + 3AgNO 3

Слайд 20

Возвращение на Землю. 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока химии в 9классе "Химия и пища"

Тема "Химия и пища" изучается в курсе химии 9 класса в разделе "Химия и жизнь". На этом уроке прослеживаются межпредметные связи химии и биологии. С химической и биологической точек зрения рассматрива...

Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)

Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....

Разработка итегрированного урока химии и биологии по теме "Витамины" - 8 класс

Раскрытие влияния витаминов на здоровья человека  при условии  интегрированного подхода в изучении химии и биологии....

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Методическая разработка «Дня химии и биологии»

Цель «Дня химии и биологии» – повысить интерес школьников к изучению предметов, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить к...