Проблемное обучение на уроке химии
статья по химии (9 класс) на тему

Черня Клара Михайловна

Я  рассказываю о проблемном обучении на уроках химии, о тудностях, возникающих в ходе урока т о решениях проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 80 с УИОП

Мастер-класс

Проблемное обучение на уроках химии

Черня Клара Михайловна

Учитель химии

Г. Хабаровск 2012 год

Проблемное обучение на уроках химии способствует подготовке самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, готовой к самостоятельной деятельности. Данная технология формирует у учащегося умения:

  • Выдвигать и точно формировать учебные гипотезы;
  • Использовать имеющиеся химические теории и законы для объяснения известных фактов и явлений;
  • Правильно формулировать определения химических понятий;
  • Логически последовательно и компактно излагать свои мысли, делая правильные умозаключения на основе фактов и выстраивая цепочки рассуждений, ведущих к обобщающим выводам;
  • Производить операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, абстракции, конкретизации, обобщения, систематизации, интеграции.

Продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и самоанализ результатов – проектирование, – помогает решать различные проблемы, где бы они ни возникли, позволяет избежать ошибок, сделать выбор оптимальным.

В каждодневной ситуации, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственные решения.


Тема урока: Химические свойства щелочей с точки зрения теории электролитической диссоциации.(8кл.)

Цель:

-научить учащихся ставить цель урока, выдвигать проблему, составлять план ее реализации

  1. Актуализация знаний.
  1. Вопросы по повторению:

-Какие вещества называются щелочами?

-Что вы знаете о свойствах щелочей?

-Каких знаний вам не хватает для полной характеристики щелочей?

-Как диссоциируют щелочи в водных растворах?

-Чем определяются свойства электролитов?

В ходе фронтальной беседы учащиеся уточняют и согласовывают тему урока, ставят учебную цель (изучить химические свойства щелочей) и выявляют проблему (какие ионы определяют химические свойства щелочей).

  1. Изучение нового материала.
  1. Учащиеся предлагают изучить химические свойства щелочей, выполнив лабораторную работу, работая в парах.

Лабораторная работа.

Запишите химическую формулу гидроксида натрия и найдите его среди выданных реактивов.

Опыт № 1.

  1. Налейте в пробирки с лакмусовой (красной) бумажкой и фенолфталеиновой (белой) бумажкой по 1 мл. раствора гидроксида натрия. Как изменится цвет? Занесите результат в тетрадь. Запишите уравнение диссоциации гидроксида натрия в тетрадь.
  2. Подумайте:
  1. Какой ион обязательно образуется при диссоциации оснований?
  2. Как его обнаружить в растворе?

Опыт № 2.

  1. Налейте в пустую пробирку 2-3 мл. раствора гидроксида натрия и добавьте 2 капли фенолфталеина. Затем прилейте раствор соляной кислоты до обесцвечивания.
  2. Запишите уравнение происходящей реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
  3. Подумайте, какой ион от основания участвует в этой реакции? Какое уравнение это подтверждает?

Опыт № 3.

  1. Налейте в пустую пробирку 2-3 мл. раствора гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Затем через стеклянную трубку в течение 2 минут продувайте в малиновый раствор выдыхаемый воздух (углекислый газ) до обесцвечивания.
  2. Запишите уравнение происходящей реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
  3. Продумайте, какой ион от основания участвует в этой реакции? Какое уравнение это подтверждает?

Опыт № 4.

  1. Налейте в пробирку 2-3 мл. раствора хлорида железа (III) и добавьте немного раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?
  2. Запишите уравнение  происходящей реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде .
  3. Продумайте, какой ион от основания участвует в этой реакции? Какое уравнение это подтверждает?

В случае затруднения по написанию уравнений реакции учащиеся обращаются к учебнику.

Дополнительные разъяснения проводит учитель.

  1. Заключение (анализ и обобщение полученных результатов).

Вопросы:

  • С какими веществами реагируют щелочи?
  • Какие ионы участвуют во всех химических реакциях, характерных для щелочей?
  • Почему все щелочи обладают общими химическими свойствами?
  • Какие вещества необходимо взять, чтобы осуществить на практике сокращенные ионные уравнения:
  1. Cu 2+ +  2OH-  = Cu(OH)2  
  2. SO3   +  2OH-  = SO4 2-  +  H2O

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проблемного обучения на уроках химии

Большинство современных публикаций по теории  обучения  связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Высоки...

Проблемное обучение на уроках химии

Под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает  создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разреше...

Проблемное обучение на уроках химии

при минимальных затратах времени  получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей  учащихся...

Проблемное обучение на уроках химии

В данной презентации представлены элементы проблемного обучения на уроках химии....

Проблемное обучение на уроках химии

Методические рекомендации. Проблемное обучение....

Реализация технологии проблемного обучения на уроках химии (на примере 9 классов)

В работе описывается актуальность проблемного обучения в современной школе, мотивация выбора, соотношение личного опыта с достижениями педагогической науки и практики, противоречия, возникающие на сов...

Применение технологии проблемного обучения на уроках химии

Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и ч...