Статья "Проектная и исследовательская деятельность на уроках химии"
статья по химии на тему

Синельник Ирина Ивановна

В статье приведены общие сведения о проектной деятельности на уроке и как мною используются эти материалы для проектирования урока и для выполнения исследовательских работ учащихся в старших классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         

         « Проектная и исследовательская деятельность на уроках химии»

Всякое знание остается мертвым,

если в учащихся не развивается

инициатива и самостоятельность:

учащегося нужно приучать

 не только к мышлению, но и к хотению.

М. Планк

    В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. Использовать проектную технологию в своей работе начала для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в  жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике. Метод проектов называют технологией четвертого поколения, реализующей личностно-деятельностный подход в обучении.    При использовании проектной технологии ставлю перед собой следующие задачи:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • самостоятельно конструировать свои знания;
  • интегрировать знания из различных областей наук;
  • критически мыслить.

    Метод проектов один из примеров педагогических технологий, имеющий богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии.

    Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством педагога,  в ходе которой реализуется научный метод познания.

   Задачи проектно – исследовательской деятельности.

-создать условия для   организации    деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

-создать условия для    подготовки  к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

-создать условия  для формирования  у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы .

  Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы.

В  работе над проектом  выделяются следующие этапы:

I этап: подготовка.  Сначала происходит формирование проектных групп, определение темы и цели проекта, обсуждается цель, формулируются  задачи, а  затем распределяются обязанности.

II этап: планирование.  Определяются источники информации, способы сбора и анализа информации. 

III этап: исследование. На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты:  наблюдение, эксперименты.

IV этап: результаты и  выводы.  Анализируется  информация,  обсуждаются  результаты, формулируются  выводы.

V этап: отчет. Отчет проходит в защите презентации.  Происходит публичная защита проекта. Затем идет подведение итогов.

    Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. Уроки используются для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта.

В 8 классе на уроках химии учащиеся выполняли проект «Исследование качества воды». Цель проекта: ознакомиться с качеством водопроводной и фильтрованной воды и воды в близлежащем водоеме , научиться простыми способами определять качество воды. В этом случае проектные группы были сформированы по желанию. В таких группах работа протекает более благоприятной и комфортной обстановке, поэтому сам процесс группового взаимодействия осуществляется легче. Проектные группы предоставили свой отчеты в виде компьютерной презентации, используемой на уроке.

В старших классах проекты научно-исследовательских работ представляют уже работу с литературой, исследования на физическом оборудовании, проведение химических опытов. Сбор результатов и анализ занимает длительное время, а отчеты выглядят как исследовательская работа, которую можно представлять не только на школьном уровне.

   В заключении можно сказать, что проектировочные умения формируются на этапах прогнозирования, моделирования, проектирования, алгоритмизации и реализации проекта. Они включают в себя совокупность следующих действий как умений:

  • выявление проблемы, прогноз изменения ситуации;
  • определение источников, способов сбора информации;
  • определение содержания, объема, частей проекта;
  • проектирование этапов работы над проектом, выявление особенности деятельности на каждом из них, выработка плана действий;
  • овладение элементами исследования в процессе работы над проектом (наблюдение, выдвижение гипотезы, ее проверка и др.);
  • формулирование личностных и коллективных целей проекта - определение конечного результата (продукта) проекта, формы его представления;
  • установление критериев оценки процесса и результатов педагогической деятельности др.

 Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную работу.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности на уроках химии

Организация исследовательской деятельности на уроках химии....

Исследовательская деятельность на уроках химии

Научно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные тв...

организация исследовательской деятельности на уроках химии

статья на тему организация  исследовательской деятельности на уроках химии...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

«Повышение качества знаний учащихся через использование исследовательской деятельности на уроках химии»

Актуальность. Инновационное развитие страны требует обновления всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования яв...

Исследовательская деятельность на уроках химии .

Уроки- исследования помогают накопить факты, выдвинуть гипотезу, выполнить эксперимент, создать теорию, и как результат познать еще не познанное. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный...