Исследовательская деятельность на уроках химии .
статья по химии (9 класс) на тему

Уроки- исследования помогают накопить факты, выдвинуть гипотезу, выполнить эксперимент, создать теорию, и как результат познать еще не познанное. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками. Так, при изучении в 9 классе темы «Реакции ионного обмена» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc32 КБ
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Желание каждого учителя- привить интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся.

Развитие познавательного интереса- сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Таким образом, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Для формирования познавательного интереса необходимо:

1) привлечение учащихся к целям и задачам урока;

2) формирование интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

3) включение учащихся в интересную для них форму работы.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настрою учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их умственных способностей. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию интереса к предмету, активизации учебной деятельности учащихся способствуют активные формы, средства и методы обучения.

Наиболее важную роль в активизации познавательной деятельности имеет химический эксперимент. Учащиеся выполняют практические работы, целью которых является изучение свойств веществ с помощью наблюдений. Практические работы помогают учащимся сформировать практические умения, а также умения работать в группе, рационально использовать учебное время.

Химический эксперимент является не только необходимым условием для достижения осознанных опорных знаний по химии, но и способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя теоретические знания; облегчает понимание технологии химических производств, помогает формированию причинно- следственных связей.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается достичь успеха. Поэтому на уроках приходится проводить фронтальные опыты. Так на уроке «Химические свойства кислорода» в 8 классе ученики экспериментально выясняют условия наилучшего горения простых и сложных веществ.

Уроки- исследования помогают накопить факты, выдвинуть гипотезу, выполнить эксперимент, создать теорию, и как результат познать еще не познанное. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками. Так, при изучении в 9 классе темы «Реакции ионного обмена» предлагаю учащимся выявить условия протекания реакций ионного обмена, опираясь на основные положения теории электролитической диссоциации.

Урок становится более успешным, если присутствует не только научный материал, но и исторический и художественный аспект. Поэтому использую занимательные и интересные факты из художественной и научно- популярной литературы, иллюстрации, видеосюжеты. Элементы занимательности- одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной эмоциональной разрядкой и способствует мобилизации внимания учащихся. Так, на обобщающих уроках часто применяю различные виды заданий типа кроссвордов, ребусов, чайнвордов. Такие задания способствуют усвоению основных химических величин, понятий, законов, названий и назначений приборов, фамилий ученых.

Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании позволяет управлять процессом обучения, способствует развитию мышления и стимулирует учебную деятельность. Взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает более прочные знания. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения.

В настоящее время особая роль для активизации познавательной деятельности учащихся отводится информационно- коммуникативным технологиям (ИКТ). Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, помогают формировать умения работать с информацией, исследовательские умения ,  развивать коммуникативные способности учащихся. Использование ИКТ помогает учащимся глубже и разнообразнее познавать окружающий мир, развивать свой интеллектуальный потенциал. Для более серьезной подготовки к предмету необходимо не только найти информацию, но и критично отобрать её. Перед учащимися раскрывается перспектива, которая включает в себя осознанный поиск информации с высокой мотивацией. Для учителя компьютерные технологии расширяют возможности применения новых форм организации учебной деятельности: проектная работа, дистанционное обучение.

Таким образом, применение информационных технологий позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. С помощью ИКТ обогащается и учебный процесс, создавая новую культуру педагогического общения.



Предварительный просмотр:

Желание каждого учителя- привить интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность учащихся.

Развитие познавательного интереса- сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Таким образом, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Для формирования познавательного интереса необходимо:

1) привлечение учащихся к целям и задачам урока;

2) формирование интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

3) включение учащихся в интересную для них форму работы.

Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настрою учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их умственных способностей. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию интереса к предмету, активизации учебной деятельности учащихся способствуют активные формы, средства и методы обучения.

Наиболее важную роль в активизации познавательной деятельности имеет химический эксперимент. Учащиеся выполняют практические работы, целью которых является изучение свойств веществ с помощью наблюдений. Практические работы помогают учащимся сформировать практические умения, а также умения работать в группе, рационально использовать учебное время.

Химический эксперимент является не только необходимым условием для достижения осознанных опорных знаний по химии, но и способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя теоретические знания; облегчает понимание технологии химических производств, помогает формированию причинно- следственных связей.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается достичь успеха. Поэтому на уроках приходится проводить фронтальные опыты. Так на уроке «Химические свойства кислорода» в 8 классе ученики экспериментально выясняют условия наилучшего горения простых и сложных веществ.

Уроки- исследования помогают накопить факты, выдвинуть гипотезу, выполнить эксперимент, создать теорию, и как результат познать еще не познанное. Задания такого характера вызывают у учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками. Так, при изучении в 9 классе темы «Реакции ионного обмена» предлагаю учащимся выявить условия протекания реакций ионного обмена, опираясь на основные положения теории электролитической диссоциации.

Урок становится более успешным, если присутствует не только научный материал, но и исторический и художественный аспект. Поэтому использую занимательные и интересные факты из художественной и научно- популярной литературы, иллюстрации, видеосюжеты. Элементы занимательности- одно из средств формирования устойчивого познавательного интереса, который является своеобразной эмоциональной разрядкой и способствует мобилизации внимания учащихся. Так, на обобщающих уроках часто применяю различные виды заданий типа кроссвордов, ребусов, чайнвордов. Такие задания способствуют усвоению основных химических величин, понятий, законов, названий и назначений приборов, фамилий ученых.

Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании позволяет управлять процессом обучения, способствует развитию мышления и стимулирует учебную деятельность. Взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает более прочные знания. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения.

В настоящее время особая роль для активизации познавательной деятельности учащихся отводится информационно- коммуникативным технологиям (ИКТ). Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, помогают формировать умения работать с информацией, исследовательские умения ,  развивать коммуникативные способности учащихся. Использование ИКТ помогает учащимся глубже и разнообразнее познавать окружающий мир, развивать свой интеллектуальный потенциал. Для более серьезной подготовки к предмету необходимо не только найти информацию, но и критично отобрать её. Перед учащимися раскрывается перспектива, которая включает в себя осознанный поиск информации с высокой мотивацией. Для учителя компьютерные технологии расширяют возможности применения новых форм организации учебной деятельности: проектная работа, дистанционное обучение.

Таким образом, применение информационных технологий позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. С помощью ИКТ обогащается и учебный процесс, создавая новую культуру педагогического общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности на уроках химии

Организация исследовательской деятельности на уроках химии....

Исследовательская деятельность на уроках химии

Научно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные тв...

организация исследовательской деятельности на уроках химии

статья на тему организация  исследовательской деятельности на уроках химии...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность на уроках химии"

В статье приведены общие сведения о проектной деятельности на уроке и как мною используются эти материалы для проектирования урока и для выполнения исследовательских работ учащихся в старших классах...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

«Повышение качества знаний учащихся через использование исследовательской деятельности на уроках химии»

Актуальность. Инновационное развитие страны требует обновления всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. Важнейшим компонентом новой модели школьного образования яв...