Пояснительная записка к дидактическому материалу по органической химии
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Пашкова Марина Александровна

Данный дидактический материал позволяет эффективно организовывать учебную деятельность обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к дидактическому материалу по органической химии

Анализ заданий единого государственного экзамена по химии показывает, что для успешного его прохождения учащимся необходимо иметь знания выше федерального государственного стандарта.

В заданиях, например, можно встретить формулы веществ, которые не встречаются в текстах учебника или примерной программы основного и среднего (полного) общего образования. В цепочках превращений органических веществ (задание С3) проверяются, порой, знания таких химических реакций, которые не изучаются по программе даже профильного уровня.

Для качественного усвоения всего объема химических знаний необходима его детальная «прорабока». Просто «выучить», например, химические свойства класса веществ оказывается недостаточным. Намного эффективнее перед учащимися ставить конкретные вопросы. По этому принципу и составлены данные задания. Вопросы сформулированы таким образом, что позволяют самому ученику дать ответ «да» или «нет». Можно даже проставить «+» и «-» письменно, тогда школьник наглядно видит сам, какой материал ему необходимо повторить или выучить. Также можно рассчитать процент усвоения материала каждым учеником. Выполнение данных заданий перед зачетными уроками побуждает школьников к освоению темы в полном объеме.

Разработанные мною вопросы – результат пятилетней работы в профильной школе. В этих заданиях «зашифрован» максимально необходимый объем знаний, необходимый для полного усвоения тем школьной органической химии.

Предлагаемый дидактический материал можно легко корректировать, вносить дополнения и изменения. Под знаком * сформулированы задания, часто встречаемые на олимпиадах, но не рассматриваемые на уроках.

Вопросы выдаются учащимся в начале изучения темы вместе с индивидуально-ориентированным учебным планом. По мере изучения тему, ребятам постепенно (и на занятиях в школе и дома) необходимо отметить знаком «+» все строчки. В таком случае школьникам становится ясно, что материал освоен ими в полном объеме. Можно раздать такие таблицы непосредственно перед зачетными занятиями и попросить расставить знаки «+» или «-». Это предварительное тестирование является одной из форм «самоконтроля» и показывает ребятам те пункты, на которые им необходимо обратить внимание.

Данная форма работы позволяет контролировать процесс освоения темы каждым учеником. Накануне зачетного урока, я предлагаю ребятам принести заполненные листы, где отмечено знаками, знают они ответ на вопрос или нет. Допустим, вопрос звучит «знаю формулу стирола», ученик отвечает на него «да, знаю», тогда я ему предлагаю: «Напиши». Если он не справляется с заданием, то ставит «-» и это значит, что вопрос необходимо доработать. До зачетного урока допускаю тех учащихся, которые на предварительном собеседовании ответили «да» да все вопросы. Зачетный урок, как правило, строю или с использованием этих же вопросов, или подобных. Часто практикую устную форму сдачи зачета по теме.

В данный комплект дидактических материалов включены вопросы к зачетам по следующим темам: «Алканы», «Алкены», «Арены», «Спирты. Фенолы», «Карбонильные соединения».



Предварительный просмотр:

Вопросы к зачёту по теме «Предельные углеводороды»

  1. Определение предельных углеводородов
  2. Общая формула. Гомологический ряд
  3. Электронное строение молекул метана, этана
  4. Физические свойства алканов
  5. Способы получения (10)
  6. Химические свойства (13)
  7. Применение
  8. Изомерия, номенклатура

Проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив письменные задания.

Составлю уравнение реакции (с указанием условий проведения):

+/-

Каталитического гидрирования оксида углерода (II)

Гидролиза металлорганических соединений

Термического крекинга гексана

Каталитического крекинга декана

Каталитического гидрирования оксида углерода (IV)

Газификации углерода

Гидрирования алкенов на примере этилена

Гидрирования алкинов на примере этина

Гидрирования алкадиенов на примере бутадиена

Изомеризации на примере бутана

Изомеризации на примере пентана

Получения этана из бромметана (синтез Вюрца)

Получения пропана из бромметана и бромэтана (синтез Вюрца)

Ароматизации гексана

Ароматизации гептана

Водного гидролиза карбида алюминия

Кислотного гидролиза карбида алюминия

Декарбоксилирования пропионата натрия

Декарбоксилирования ацетата натрия

Электролиза раствора ацетата натрия

Электролиза раствора пропионата натрия

Хлорирования метана: моно-, ди-, три- и полного хлорирования

Монобромирования этана

Нитрования метана и этана

Сульфирования метана и пентана

Алкилирования 2-метилпропана и 3-этилгексана

Дегидрирования этана и бутана

Пиролиза метана

Разложения на простые вещества метана и пентана

Горения метана, этана, пропана

Каталитического окисления метана (схема реакции)

Каталитического окисления бутана

Образования синтез-газа

Знаю определение:

+/-

Напишу:

+/-

Объясню:

+/-

Знаю:

+/-

Алканов

Электронную формулу метана

Электронное строение молекулы метана

Длину одинарной связи С-С

Реакции галогенирования

Электронную формулу этана

Электронное строение молекулы этана

Угол связи в алканах

Реакции гидрирования

Структурную свёрнутую формулу пропана

Номенклатуру алканов

Физические свойства алканов

Реакции дегидрирования

Структурную развёрнутую формулу пропана

Алгоритм составления названия алканов

Области применения алканов

Реакции нитрования

Формулы гомологов (свои примеры)

Способы разрыва химической связи

Виды изомерии алканов

Реакции сульфирования

Формулы изомеров (свои примеры)

Понятия первичного, вторичного, третичного, четвертичного атомов углерода

Названия алканов, составляющих гомологический ряд

Реакции Вюрца

Общую формулу алканов

Значение таких названий как: «Предельные углеводороды», «Насыщенные углеводороды», «Алифатические органические вещества», «Циклические органические вещества»

Названия радикалов, образованных от названий алканов, составляющих гомологический ряд

Гомологического ряда

Составлю формулу:

Правило, согласно которому происходит радикальное замещение у гомологов метана

Численное значение приставок, обозначающих количество одинаковых радикалов

Изомерии

н-бутана

Значение понятия галогензамещенного алкана

Виды крекинга

Крекинга

изобутана

Значения ионного и радикального механизмов реакции

Количество теплоты, выделяющейся при сгорании 1 моль метана

Процесса метилирования

2-метилпропана

Значение понятий разветвлённого и неразветвлённого углеродного скелета

Массу одного моль метана, этана

Сигма-связи

3,3-диметилгексана

Процессы крекинга, риформинга, ректификации, кокосования

Объём одного моль метана, этана

Реакции алкилирования

2,3-диметил, 3-этилоктана

Какой продукт образуется (преимущественно) в реакциях замещения алканов, содержащих три и более атомов углерода, а также в молекулах разветвленных предельных углеводородов

Примеры реакций, имеющих механизм радикального замещения

Реакции ароматизации

2-хлор-3-изопролгептана

Проведу эксперимент:

Какие реакции характерны для алканов

Реакции изомеризации

Монохлорпроизводного пропана

На обнаружение углерода

Куда происходит замещение в молекулах

Реакции декарбоксилирования

Дихлорпроизводного пропана

На обнаружение водорода

Процесса электролиза

Трихлорпроизводного пропана

На обнаружение хлора

Пиролиза

Тетрахлорпроизводного пропана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к ЭУиТ Химия в школе: Глава 1 "Вещества и их превращения"

Дидактические материалы к серии электронных учебных пособий, выпущенных ЗАО «Новый диск», ЭУиТ Химия в школе: Глава 1 «Вещества и их превращения» являются графическим переложением электронной версии п...

Пояснительная записка к экзаменационным материалам.

В пояснительной записке к экзаменационным билетам указаны основные принципы, которые лежат в основе подготовленных экзаменационных материалов....

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по органической химии

данный материал можно использовать при подготовке к экзамену по химии...

Пояснительная записка к экзаменационным материалам по МХК в 9 классе

Пояснительная записка содержит необходимую информацию о требованиях к экзаменационным работам девятиклассников....

Дидактический материал по органической химии " Все типы задач на нахождение формул органических соединений"

Предложено нескольео вариантов , в которых типовые задачи помещены по типу решения эадач на нахождения формул органических соединений....