Пояснительная записка к экзаменационным материалам для проведения государственной (итоговой) аттестации по трудовому обучению в 2016-2017 учебном году
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс) на тему

Шабалина Ирина Вячеславовна

Экзаменационные материалы к ИГА по Трудовому обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_obuchenie_gia_uo.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к экзаменационным материалам

 для проведения государственной (итоговой) аттестации

 по трудовому обучению

 в 2016-2017 учебном году

1.Цель профиля

Обеспечить учащихся социально-значимыми знаниями, умениями и навыками, способствующими социализации и успешной их интеграции в общество через формирование трудовых умений и навыков, коммуникативных качеств. Обучить нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.

 2.Цель работы: установление соответствия знаний и умений требованиям Государственной образовательной (учебной) программы специальной коррекционной школы для детей с умственной отсталостью по трудовому обучению, глубины и прочности полученных знаний и умение их применение в практической деятельности.

3.Назначение работы: выявить уровень образовательных достижений учащихся в области знаний, деятельности и эмоционально - ценностных отношений по трудовому обучению.

4.Перечень документов, определяющих содержание экзаменационной работы: Содержание экзаменационной "работы определяется на основе следующих документов:

  •  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 23 марта 2006 г. №09-д «Об утверждении Базисного учебного плана общего образования детей с умственной отсталостью»;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2014 г. № 189);
  • Адаптированная основная образовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ СОШ №4;
  • Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4;
  • Рекомендации ТОПМПК.

5.Условия применения: содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, изучавших предмет «трудовое обучение» по профилю «Кулинария», «Швейное дело» по программе специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида.

6.Обоснование формы экзамена и структуры экзаменационной работы:

           У учащихся в целом низкая мотивация учения, в связи с нарушением психических процессов, страдает концентрация внимания, нарушено словеснологическое мышление, им трудно четко и грамотно формулировать свои мысли, а следовательно, правильно отвечать на вопросы.

Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной трудовой деятельности, предлагается экзамен в формах:

1.Собеседование с элементами практической деятельности.

2.Реферат с элементами практической деятельности.

Данные формы позволяет выявить уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, определить их способность адаптироваться в обществе.

Собеседование проводится на основе выполненной практической работы. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполненной работы, назначении и устройстве инструментов, приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.

7.Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию.

Теоретическая часть охватывает знания по обработке ткани, технологии приготовления блюд, полученные за период обучения. Теоретическая часть представлена в виде описания, в котором есть: эскиз, образцы материалов, конструкция изделия, технологические карты, технологическая последовательность обработки изделия, графическое изображение изделия.

Практическая часть предусматривает применение полученных знаний и умений при изготовлении изделия. Учащиеся представляют комиссии экзаменационное изделие, реферат, выполненные заранее на уроках труда под руководством учителя.

8.Распределение заданий работы по составляющим результата образования.

На экзамене по трудовому обучению проверяется сформированность УУД:

Личностными результатами освоения учащимися являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметными результатами освоения являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися  являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

9.1.Время выполнения работы.

Экзамен проводится в один день и в один этап. На опрос каждого экзаменуемого отводится 10 минут

9.2.План проведения экзамена.

Учащиеся представляют экзаменационной комиссии свою экзаменационную работу, реферат, выполненные за период обучения в выпускном классе. Практические работы выполнены в соответствии с требованиями программы специальной (коррекционной) школы 8 вида. Члены комиссии анализируют и оценивают выполненные изделия в соответствии с требованиями охраны труда, конструкторской и технологической документации. По окончании защиты практической работы проводится собеседование.

9.3.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Система оценивания представлена в таблице в приложении.№1. Итоговая оценка за экзамен по трудовому обучению выставляется на основании оценок, занесенных в протокол: за год, практическую экзаменационную работу и устный ответ. Решающее значение имеет оценка за практическую экзаменационную работу.

10.Дополнительные материалы и оборудование, используемые во время экзамена.

Для экзамена необходимо подготовить таблицы по конструированию, моделированию, технологии изготовления изделий, изделия выполненные выпускником за учебный год.

11. Условия проведения и проверки экзамена: к членам экзаменационной комиссии предъявляются требования, утвержденные педагогическим советом.

12.Рекомендации выпускникам по подготовке к экзаменам.

  1.  Составь свой индивидуальный режим дня подготовки к экзаменам, строго выполняй его. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха. Спиши расписание экзаменов и консультаций, вывеси его дома на видном месте и ознакомь с ним родителей.
  2.  Посещай все консультации, будь внимательным, активным, не оставляй ни одного непонятного вопроса, если что-нибудь не понимаешь, спроси у учителя.
  3.  Готовься к экзаменам только в дни, свободные от экзамена. Не более четырех часов в день по сорок минут с перерывом по 10-15 минут.
  4. Придерживайся основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить тот, что вызывает трудности.
  5. Когда повторяешь пройденный материал по учебнику или решаешь задачи, старайся не отвлекаться.
  6.  Приходи на экзамен точно по расписанию.
  7.  При подготовке к ответу не торопись, не переговаривайся, не шуми, когда отвечают другие ученики. Составь план ответа и старайся придерживаться его. Отвечай спокойно и громко. Внимательно слушай вопросы членов экзаменационной комиссии. Закончив ответ, тихо выйди из класса.

13.   Вопросы для проведения собеседования.

  • Первичная обработка продуктов.
  • Тепловая обработка продуктов.
  • Приготовление первых блюд.
  • Приготовление блюд из овощей.
  • Приготовление блюд из мяса, птицы.
  • Приготовление блюд их рыбы, морепродуктов.
  • Приготовление сладких блюд и напитков.
  • Санитарные нормы и правила при приготовлении блюд.
  • Дом, семья, семейные отношения.
  • Содержание и уход за городским, сельским жилищем.
  • Индивидуальные санитарно-гигиенические правила и навыки.
  • Ремонтные работы в доме.
  • Одежда, обувь, белье; уход за ними.
  • Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки.
  • Охрана здоровья, признаки болезни, оказание первой помощи.
  • Юноши и девушки – будущие родители; половое воспитание и ролевые функции в семье.
  • Планирование и распределение бюджетных средств семьи.
  • Досуг и его организация в семье.
  • Правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми.
  • Основные сельскохозяйственные работы в саду и огороде.

14. Темы рефератов.

  • Королевская мастика.
  • Картины гладью из сахарной глазури.
  • Ваза в технике декупажа.
  • Сладкие десерты.
  • Широкая масленица.
  • Традиции пасхи и пасхальных блюд.
  • Свадебные торты.
  • Хлеб-царь стола.
  • Напиток царей и бродяг.
  • Новогоднее платье.
  • Подарок из конфет.
  • Тарелка в технике декупажа.
  • Художественная роспись футболок.
  • Календарь в технике скрапбукинг.
  • Французские соусы.
  • Напиток бодрость.
  • Наряд для кухни.
  • Такая разная юбка.
  • Вяжем носочки-тапочки.
  • Обучающий коврик.
  • Игрушка для младшей сестрёнки.

Список литературы, используемый для подготовки к экзамену

  1.  Сборник программ для специальной (коррекционной) школы 8 вида под редакцией В.В. Воронковой.
  2. Технология. Обслуживающий труд: 5, 6, 7, 8, 9 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений; под ред. В.Д. Симоненко. – 3-е изд., перераб. – М. , Вентана-Граф, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду,  что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...

Пробная экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2012-2013 учебного года (в новой форме) по математике.

В данном материале содержится два варианта тестов пробного экзамена по математике (в новой форме)  в 9 классах, проведенного в апреле 2013 года в городе Челябинске. Тесты составлены на основе бан...

О проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в 2014 году

Презентация"О правилах и процедуре проведения ОГЭ 2014"...

ПРОГРАММА подготовки и проведения государственной итоговой аттестации выпускников МБОУ Таллинская СОШ в 2016-2017 учебном году

ПРОГРАММАподготовки и проведения государственной итоговой аттестации выпускников  МБОУ Таллинская СОШ   в 2016-2017 учебном году...

Методические рекомендации по проведению итогового сочинения (изложения) в 2016-2017 учебном году

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования...