Разработка урока "Кремний и его соединения"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Кузнецова Татьяна Викторовна

Разработка урока "Кремний и его соединения" составлен с учетом использования электронных образовательных ресурсов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kremniy_i_ego_soedineniya.docx37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В.Кузнецова,учитель химии, школа № 53

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

 «Кремний и его соединения»

      (тема урока)

ФИО  Кузнецова Татьяна  Викторовна    

                     

Место работы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

Должность  учитель

Предмет    химия

Класс  9 класс

Тема:  Неметаллы, номер урока в теме:  урок № 17

Базовый учебник  Химия 9 класс: Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, -18-е изд., испр. – М.: 2011. – Дрофа,  270 с.: ил.

  1.   Цель  урока:

А) Рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атомы, простые вещества и важнейшие соединения, а также свойства и области применения.

Б) Способствовать формированию информационно-коммуникативной компетентности у учащихся.

  1. Задачи:

Обучающие:

А) Обеспечить самостоятельное усвоение и закрепление знаний учащимися по строению, свойствам и применению  кремния и его соединений.

Б) Сформировать умения записи уравнений химических реакций, характеризующих свойства кремния и его соединений.

Развивающие:

А) Формировать умение анализировать состав, строение и свойства кремния и его соединений;

Б) Формировать умение  работать с информацией, предлагаемой в электронном виде;

В) создать условия для самостоятельного изучения учащимися нового материала с опорой на ранее полученные знания, закрепление, применение знаний в знакомой и новой учебной ситуации.

Г) Развивать познавательный интерес к изучению химии как учебному предмету.

Воспитательные:

А) Способствовать формированию чувства патриотизма и гордости за  Россию как страну-лидера в области открытий (М.В.Ломоносов) и  достижений в  силикатной промышленности.

Б) Формировать умение работать самостоятельно.

В) Развивать коммуникативные способности.

  1. Тип урока: изучения нового материала.
  2. Формы организации работы учащихся : индивидуальная и коллективная самостоятельная.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры; проектор; экран.
  4. Структура и ход урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий

 с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

( в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

-

Приветствует учащихся. Организует внимание. Проверяет готовность к уроку. Проверяет отсутствующих. Представляет цели  урока.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

1 мин.

2

Подготовка к основному этапу:

  • Проверка знаний и умений по пройденному ранее материалу

Интерактивный тест «Оксиды углерода»

(№1)

Организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся по пройденному материалу. Координирует  и корректирует действия учащихся, контролирует

выполнение интерактивного теста, оценивает работу.

В предложенном режиме вы-полняют на компьютерах интерактивное задание.

7 мин.

  • Актуализация знаний

Интерактивный флеш-модуль «Характеристика кремния по положению в периодической системе» (№2)

Сообщает тему и задачи урока.

Предлагает выполнить интерактивное задание. Отмечает степень вовлеченности учащихся в процесс работы с электронным ресурсом. По ходу выполнения заданий комментирует ответы и допущенные ошибки.

Записывают число и тему урока.

Приступают  к выполнению работы с электронным ресурсом. Поочередно выполняют   предложенные интерактивные задания.

6 мин.

3

Изучение нового материала

«Кремний,

строение,

аллотропия»

(№ 3)

Предлагает учащимся ознакомиться со строением кремния как простого вещества, аллотропией и нахождением в природе посредством просмотра информационного модуля на экране.

Учащиеся смотрят и слушают данную информацию.

2 мин

 «Химические свойства кремния»

(№4)

Дает задание учащимся просмотреть информационный модуль и записать уравнения предложенных реакций в тетрадь. Контролирует ход выполнения задания.

Учащиеся самостоятельно просматривают на экране монитора и прослушивают предложенный материал, записывают уравнения реакций в тетрадях.

5 мин.

«Оксид кремния в природе: агат, яшма, халцедон, сердолик» (№5)

Предлагает посмотреть на экране иллюстрации. Дает комментарии.

Учащиеся смотрят на экран и слушают учителя.

1 мин

«Оксид кремния в природе горный хрусталь, кварц, аметист»  (№ 6)

1 мин

«Получение и применение кремния» (№ 7)

Дает задание учащимся просмотреть первый информацион-ный модуль и записать уравнения предложенных реакций в тетрадь.

Дает задание просмотреть видеофрагменты.

Предлагает ознакомиться со вторым слайдом модуля.

Учащиеся самостоятельно просматривают на экране монитора и прослушива-ют предложенный материал, записывают уравнения реакций в тетрадях.Зна-комятся с видеофрагментами.

Учащиеся просматривают второй слайд модуля.

5 мин.

«Применение кремния и его соединений»

 (№ 8)

Предлагает посмотреть на экране иллюстрации. Дает комментарии.

Учащиеся смотрят на экран и слушают учителя.

2 мин.

4.

Систематизация и коррекция усвоения знаний по теме

«Кремний, строение, свойства и применение»

(№9)

Предлагает выполнить интерактивный тест, контролирует ход выполнения работы.

В конце работы  обобщает материал и объясняет сделанные учащимися ошибки.

Самостоятельно выполняют предложенный тест.

10 мин.

5.

Подведение итогов урока

-

Вместе с учащимися подводит  итоги урока, мотивирует на последующее изучение темы, объявляет и комментирует оценки.

Совместный анализ продуктивности работы с электронными образователь-ными ресурсами, анализ объёма выполненной работы. Оценивают свою работу.

2 мин.

6.

Сообщение домашнего задания

«Кремний и его соединения»

(№10)

Формулирует и комментирует домашнее задание: предлагает зайти на сайт ФЦИОР и по предложенной ссылке выполнить тест «Кремний и его соединения», а также выучить параграф 31, и выполнить письменно в тетради упражнение на стр.185 № 4 а, б

Слушают объяснение учителя. Фиксируют задание в дневниках.

3 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

 «Кремний и его соединения»

(тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Оксиды углерода

Контрольный модуль

Модуль включает 10 тестовых вопросов. В том числе ученик может соотнести названия оксидов углерода с формулами, распределить физические свойства оксидов углерода на соответствующие позиции путём перемещения вариантов ответа, составить уравнения реакций путём ввода с клавиатуры символов химических элементов, индексов и коэффициентов, вставить пропущенные в тексте слова вводом с клавиатуры.

http://fcior.edu.ru/card/12824/testy-po-teme-oksidy-ugleroda.html

2

Характерис-тика кремния по положению в Периодичес-кой системе

Практичес-кий  модуль

Тест.

Флеш-модуль включает три слайда,в которых предложены вопросы, ответы на которые можно осуществлять путем перетаскивания цифр и стрелок, а также выбирать предло-женные варианты ответов путем нажатия соответствующей кнопки.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed0b6a0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_31_01.swf

3

Кремний,

строение,

аллотропия

Информа-

ционный

 модуль

Лекция.

Интерактивная схема, содержащая иллюстрации с комментариями диктора по теме.

http://fcior.edu.ru/card/9878/kremniy-stroenie-allotropiya.html

4

Химические свойства кремния

Информа-

ционный

модуль

Лекция.

Интерактивная схема, состоящая из четырех иллюстраций с комментариями диктора по теме.

http://fcior.edu.ru/card/2111/himicheskie-svoystva-kremniya.html

5

Оксид кремния в природе: агат, яшма, халцедон,

сердолик

Информа-

ционный

модуль

Иллюстрация.

Содержит четыре цветных фотографии с изображением камней-минералов.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed0b6a2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_31_03.jpg

6

Оксид кремния в природе горный хрусталь кварц аметист

Информа-

ционный

модуль

Иллюстрация.

Содержит три цветных фотографии с изображением камней-минералов.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed0b6a1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_31_02.jpg

7

Получение и применение кремния

Информа-ционный модуль

Лекция и двумя видеофрагментами.

Модуль содержит два интерактивных слайда с показом уравнений происходящих реакций.

http://fcior.edu.ru/card/9364/poluchenie-i-primenenie-kremniya.html

8

Применение кремния и его соединений

Информа-ционный модуль

Иллюстрация.

Содержит шесть цветных фотографий и комментарии к ним.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bed0b6a3-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch09_31_04.jpg

9

Кремний, строение,

свойства, применение

Контрольный модуль

Тест.

Модуль включает 10 тестовых вопросов. В том числе ученику предлагается соотнести названия областей применения соединений кремния с названиями соединений, соотнести тривиальные названия соединений кремния с формулами, распределить лабораторные и промышленные способы получения кремния путём перемещения названий на соответствующие позиции, составить уравнения реакций путём ввода с клавиатуры символов химических элементов, индексов, коэффициентов.

http://fcior.edu.ru/card/3195/testy-po-teme-kremniy-svoystva-primenenie.html

10

Кремний и его соединения

Контрольный модуль

Тест.

Модуль включает 14 тестовых вопросов. Ученику предлагается соотнести названия  соединений кремния с формулами, распределить лабораторные и промышленные способы получения кремния путём перемещения названий на соответствующие позиции, составить уравнения реакций путём ввода с клавиатуры символов химических элементов, индексов, коэффициентов.

http://fcior.edu.ru/card/13170/testy-po-teme-kremniy-i-ego-soedineniya.html

Список использованной  литературы

  1. Базовый учебник  Химия 9 класс: Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, -18-е изд., испр. – М.: 2011. – Дрофа,  270 с.: ил.
  2. Габриелян О.С., Настольная книга учителя химии, М.,2012 г.

  1.  Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/c

http://files.school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Гидролиз неорганических соединений - солей"

Данный материал предназначен для проведения урока в 11 классе с целью углубления и систематизации знаний в рамках  подготовки к ЕГЭ....

Разработка урока по теме "Соединения железа"

Формирование новых знаний о соединениях железа, их свойствах проводится с помощью эксперементальной работы. К уроку составлена технологическая карта согласно требований ФГОС второго поколения. На урок...

Разработка урока по теме "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок-путешествие по теме «Соединения химических элементов»Цель: обобщить, систематизировать знания о классификации, номенклатуре, строении веществ основных классов неорганических соеди...

Методическая разработка урока по теме: «Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями» 6 класс.

Методическая разработка урока по теме: «Соединение деталей шкантами, шурупами и нагелями» 6 класс....

Разработка урока.9 класс "Соединения щелочных металлов"

Тема урока: Соединения щелочных металлов. 9 класс Цели урока: * ознакомление обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением; * выявле...

Методическая разработка теоретического занятия "Водородные соединения неметаллов. Оксиды. Кислоты органические и неорганические"

Предлагаемая методическая разработка предназначене для учащихся 11 - класса, а также для студентов I курса медицинских колледжей....

Разработка урока "Кислородсодержащие органические соединения"

Разработка урока с презентацией на тему: "Кислородсодержащие органические соединения"...