Разработка урока.9 класс "Соединения щелочных металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Левицкая Лариса Викторовна

Тема урока: Соединения щелочных металлов. 9 класс

 

Цели урока:

 * ознакомление обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением;

 * выявления свойств соединений щелочных металлов;

 * развитие  умений обучающихся выбирать и анализировать информацию из различных источников (текст,  эксперимент,  практико-ориентированные задачи).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soedineniya_shcheloch_me.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

                   Тема урока: Соединения щелочных металлов. 9 класс

Цели урока: 

 * ознакомление обучающихся с наиболее распространенными соединениями щелочных металлов и их применением;

 * выявления свойств соединений щелочных металлов;

 * развитие  умений обучающихся выбирать и анализировать информацию из различных источников (текст,  эксперимент,  практико-ориентированные задачи).

Задачи урока:

Образовательные:

Сформировать знания о свойствах и применении соединений щелочных металлов;

Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

Развивающие:

Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.

Совершенствовать умения логически мыслить.

Развить умения обобщать и делать  правильные выводы из изученного материала.

Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные:

Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Выработка  положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

           Тип урока: комбинированный

          Оборудование: учебник, мел, доска, компьютер, медиапроектор, экран, презентация темы урока,  карточки-задания  для учащихся, химические реактивы (растворы: гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат меди, фенолфталеин) и лабораторная посуда (штатив с пробирками).

Структура урока: Организационный момент

3.Повторение пройденного материала

Какой химический элемент зашифрован в ребусе?

1. Назовите все щелочные металлы.

2. Что общего в строении Щ.М.?

3.Составьте кластер (щелочные металлы --- они?).

Актуализация знаний.

А можно ли встреть щелочные металлы в свободном виде в природе? Почему?

Предположите, в виде каких соединений они могут находится в природе?

Посмотрите на эти объекты. Как вы думаете, что их объединяет?

О чем мы сегодня будем говорить?  Это и будет темой нашего урока.

Объявление темы и цели урока

В природе щелочные металлы встречаются только в виде соединений.  

Изучение нового материала.

Соединения щелочных металлов(групповая работа)

Рассмотрим основные соединения щелочных металлов на примере соединений натрия и калия – наиболее важных представителей этой группы элементов.

- составьте формулу оксида натрия, определите характер оксида.

Ученик. Оксид натрия – основной оксид

Учитель .Оксид натрия представляет собой бесцветные кристаллы. Хранить Na2O лучше всего в безводном бензоле.

Получение Чистый оксид натрия получить непосредственным окислением натрия нельзя, так как образуется смесь, состоящая из 20 % оксида натрия и 80 % пероксида натрия:

6Na + 2O2 = 2Na2O + Na2O2

Перечислите свойства основных оксидов.

Ученик. Основные оксиды взаимодействуют с водой, (если данному оксиду

соответствует растворимое или малорастворимое основание), с кислотными

и амфотерными оксидами, с кислотами.

2. Гидроксиды

Учитель. Составьте формулу гидроксида натрия:

Л.Р.1. Рассмотрите гидроксид натрия, опишите его свойства Растворите гидроксид в воде

Твердое белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Процесс растворения сопровождается выделением достаточного количества теплоты.

Химические свойства гидроксида натрия.

Растворы щелочей изменяют окраску индикаторов. В присутствии щелочи  фенолфталеин  окрашивается  в малиновый. (слайд 11).

Учитель. Выполните лабораторную работу (групповая работа)

Лабораторные опыты «Свойства гидроксида натрия»

1.В химический стакан с водой с помощью мерной ложки поместите сухой гидроксид натрия.

Что наблюдаете?

2.Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия, добавьте несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаете?

3.Добавьте в эту же пробирку раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

4 Налейте в чистую пробирку гидроксид натрия и добавьте раствор сульфата меди. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Сделайте вывод о химических свойствах гидроксидов щелочных металлов.

Какие соли были получены в результате химического эксперимента. Почему эти реакции были возможны

Наиболее важные соли – хлориды, сульфаты. Карбонаты

Самостоятельная работа Стр 91

Ионы натрия и калия очень важны для живых организмов.  Они регулируют давление крови в живом организме. Ионы натрия  поддерживают водно-солевой баланс в организме человека. удерживают воду в организме. В Древней Греции перед длительными походами в жаркую погоду воинам рекомендовали съесть кусочек хлеба, круто посоленный, и запить водой. Калий  поддерживает работу сердечной мышцы, поэтому нехватка калия отрицательно сказывается на здоровье человека. В каких продуктах содержится большое количество калия  Стр 93 рис 53

Решить задачу: Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 3,5г ионов калия.

В 100г кураги содержится 2,034г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

Самопроверка (тестирование)

Проверка ранее изученного материала по теме «Щелочные металлы».

Ответьте на 10 вопросов по теме «Щелочные металлы».

Обучающимся раздаются тесты. (Время выполнения 5 минут)

Тест по теме: Щелочные металлы.

  1. К щелочным металлам не относится:
    а) рубидий;    б) цезий;     в) калий; г) медь.
  2. Электронная формула 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1 соответствует элементу:
    а) литию;  б) натрию;       в) калию; г) меди.
  3. Радиус атома у элементов I группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра:

 а) изменяется периодически;   б) увеличивается;     в) не изменяется;   г) уменьшается.                                        

  1. Щелочные металлы проявляют очень сильные:
    а) окислительные свойства;                 в) восстановительные свойства;
    б) амфотерные свойства;                      г) нейтральные свойства.
  2. Во всех своих соединениях щелочные металлы проявляют степень окисления:
    а)  +1;    б) +3;          в) +2;  г) +4.
  3. К физическим свойствам щелочных металлов не относится:
    а) серебристо-белые;  б ) мягкие и легкие, в) хорошие электропроводники; г) тугоплавкие
  4. При взаимодействии элементов I группы главной подгруппы с водой образуется:  

  а) кислота;   б) щелочь и выделяется водород;     в) оксид и выделяется водород; г) соль .

  1. При взаимодействии кислорода со  щелочными металлами оксид образуется только с:  

  а) литием;     б) натрием;     в) калием;        г) рубидием.

  1.  Щелочные металлы не взаимодействуют с: 
    а)  неметаллами;  б) растворами кислот;       в) водой; г) конц.кислотами.

10. Натрий и калий хранят в керосине или в минеральном масле, потому что они: 
а) имеют резкий запах;               в) легко окисляются на воздухе;
б) очень легкие;                           г) сильные окислители.

Теперь самостоятельно проверьте и оцените свою работу.

Ответы: 

1- г  

2 - в  

3 - б  

4 - в  

5 - а  

6 - г  

7 - б

8 - а  

9 - б  

10-в - в.  

Самоконтроль:

нет ошибок – «5»,

1,2 ошибки – «4»,

3,4 ошибки – «3»,

более – «2»

Поднимите руки те, кто выполнил тест на «4» и «5». Молодцы

Подведение итогов,оценивание

Д.з. Параграф 14 упр. 2,5

Составить презентацию о применении соединений кальция и магния


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Соединения щелочных металлов".

Урок химии в 9 классе с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Разработка урока по теме"Металлы"8 класс

Цели: Создать условия  психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося. Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий  «металлы» и «неметаллы» посредством...

Презентация к уроку: Соединения щелочных металлов. Химия 9 класс.

1.      Цель использования презентации «Соединения щелочных металлов» на уроке - это повышение мотивации учеников к изучению свойств соединений щелочных металлов и активизация...

Методическая разработка урока по химии "Металлы"

Еще в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов: их можно расплавить, а затем придать им любую форму, изготовив при этом наконечники стрел и копий, щиты и мечи, посуду и ...

Методическая разработка урока по Теме "Металлы"

Методическая разработка урока по Теме "Металлы" (химия 11 класс) ....

Разработка урока на тему "Металлы"

Комбинированный урок повторения и обобщения, изученного ранее материала.  На уроке формируется представление о металлах и неметаллах как элементах и металлах и неметаллах  как простых вещест...

Проблемное обучение на уроках химии.Щелочные металлы

Рекомендуется использовать на уроке изучения нового материала...