Реакции обмена
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Наривончик Наталья Михайловна

Конспект  урока химии в 8 классе

Тема:   « Реакции обмена»

Тип урока: изучение нового материала

Автор УМК:  О.С. Габриелян

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reaktsii_obmena.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока химии в 8 классе

 ФИО     Наривончик Наталья Михайловна

 Место работы:  МБОУ СОШ с. Карамышево Грязинского муниципального района

Должность: учитель

Предмет:  химия

Класс:  8

Автор УМК:  О.С. Габриелян

Тема:   « Реакции обмена»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

- образовательная:

1)сформировать представление о реакциях обмена;

2)познакомить с  алгоритмом составления уравнений реакций обмена;

3)продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций;    

4)систематизировать знаний о классификации химических реакций.

- воспитательная:

1)воспитывать  мотивы учения, положительное отношение к знаниям, ответственность,

трудолюбие;

- развивающая:

1) развивать умение сравнивать, анализировать полученную информацию, делать  

  выводы, находить  существенные признаки явлений и соединений, адекватность          
 самооценки.

Оборудование:

- наборы веществ:  растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, 2 пробирки, штатив;

- компьютер; мультимедиа проектор; дидактический материал для обучающихся –   периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде.

                                                                                       

 

 

 

Технологическая карта урока

Этапы урока  

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1

Организационный этап

приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку

приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места

коммуникативное

сотрудничество с учителем

Актуализация опорных знаний учащихся

-беседа по слайдам

(слайд №2 – 10)

- какая информация содержится в просмотренных слайдах?

- как по другому называются хим. явления?

- как называется условная запись химической реакции?

-предлагает выполнить тест

-предлагает осуществить взаимопроверку (слайд 11)

внимательно изучают слайды

отвечают на вопросы

выполняют тест

осуществляют взаимопроверку

познавательные: 

общеучебные, построение логической цепи рассуждений, анализ объектов с целью выделения признаков,  выбор оснований и критериев для сравнения.

регулятивные:

 целеполагание,

контроль, саморегуляция;

коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками;

2

Стадия вызова

1) собственно вызов

создает  проблемную ситуацию путем предложения задания:

(слайд 12)

4Na + O2 = 2Na2O

CaCO3 = CaO + CO2

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

2KCl + H2SO4 = K2SO4 + 2HCl↑

предлагает распределить предложенные реакции на типы;

 

-предлагает внимательно изучить уравнение № 4 и самим сделать вывод – к какому типу оно относится;

-предлагает правильный ответ (слайд 13)

-для выдвижения гипотезы предлагает выполнить задание:  

определить состав реагирующих веществ четвертого уравнения реакции;

-предлагает сформулировать определение данного типа химической реакции.

 

Мы нашли название 4 типа реакций.

Реакции обмена  имеют большое значение в жизни человека.

-а что вы знаете о реакциях обмена?

-предлагает назвать тему урока и цели:

(слайд 14)

-предлагает записать в тетрадь число и тему урока

выделяют  3 типа реакций:

-соединения;

-разложения;

-замещения;

-реакция четвёртой группы неизвестна.

предполагае

мый ответ: реакция обмена

определяют

состав реагирующих веществ

-два сложных вещества;

выдвигают гипотезу: если знаем состав реагирующих веществ, то сможем записать уравнение химической реакции;

-формулируют определение данного типа реакций;

проблема:

 мы так недопустимо мало знаем об этом типе химических реакций

называют тему урока: реакции обмена

цели урока: выяснить

алгоритм составления  уравнений реакций обмена

записывают число и тему урока

познавательные: систематизируют информацию до изучения нового материала,

дают определение понятиям;

извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

определение основной и второстепенной

информации;

постановка и формулирование проблемы

коммуникативные: формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение;

регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

3

Стадия осмысления содержания

организует работу

с параграфом 32 (с.165)  с целью изучения алгоритма  составления уравнений реакций обмена

изучают материал параграфа,

знакомятся с алгоритмом составления уравнений реакций обмена

познавательные:

умение структурировать знания;

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

логические:

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

коммуникативные

умение выражать свои мысли, осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий ;

регулятивные:  

самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия

 

предлагает начертить таблицу:

что дела

ли

наб

люде

ние

уравнение реакции

вы

вод

проводит  опыт: реакция обмена между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия.

NaOH + CuSO4 -  …  + …

запишите по схеме уравнение реакции взаимодействия между гидроксидом натрия и хлоридом меди (II)

2NaOH + CuSO4 - Cu(OH)2 + Na2SO4

– какие вещества вступают в реакцию? 

– какой тип реакции?

– какие продукты будут образовываться?  

-реакция обмена дошла до конца?

предлагает найти в таблице растворимости эти вещества, определить их растворимость подтверждает, что гидроксид меди (II) – нерастворимое основание, следовательно, выпадает в осадок, в уравнении около этой формулы ставим стрелку вниз. 

как вы считаете - прошла ли эта химическая реакция? 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 +Na2SO4

рисуют таблицу

наблюдают за проведением

опыта

заполняют

таблицу

  один ученик  на доске, остальные в тетрадях записывают уравнение реакции

предполагаемый ответ:

-сложные

-обмена

-гидроксид меди (II) и сульфат натрия

предполагаемый ответ:

химическая реакция прошла

организует работу

с параграфом 21 (с.167) с целью изучения признаков практически осуществимых реакций обмена

изучают материал параграфа, знакомятся с признаками практически осуществимых реакций

итак, все ли реакции осуществимы?

назовите признаки,  на основании которых можно сделать вывод о том, что реакции обмена практически осуществимы.

 

наша реакция обмена осуществима?

предполагае

мый ответ:

- не все реакции практически осуществимы.

- реакции обмена осуществимы, если: выпадает осадок, выделяется газ, образуется вода.

-реакция обмена осуществима, так как выпал осадок.

предлагает  дописать уравнения реакций, практически осуществимых:

NaNO3 + HCl

NaOH + H2SO4 

записывают уравнения реакций и указывают условия их протекания

Валеологическая пауза

От умственных упражнений перейдем к физическим

Слоганы

Упражнения

Реакции обмена

Правое плечо вверх — вниз;

Вы словно перемена.

Левое плечо вверх – вниз.

Их признаки запомним навсегда!

Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед – назад;

Нам газа запах сладок,

Руки вверх – 2 раза;

И выпавший осадок,

Руки вниз – 2 раза;

И абсолютно новая вода!

Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад.

 выполняют упражнения, предложенные учителем

учащиеся отдохнули и готовы для дальнейшей работы

4

Стадия рефлексии

1)самостоятельная работа

проводит диагностику уровня усвоения обучающимися новых знаний:

предлагает выполнить тест;

проверяет результаты выполнения, выставляет отметки;

работают самостоятельно выполняют  тест

познавательные:

общеучебные:

умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные

умение выражать свои мысли.

регулятивные:

волевая саморегуляция;

оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, прогнозирование

Стадия рефлексии

2)собственно рефлексия

        

предлагает заполнить таблицу:

Знания/умения

Да

(+)

Нет

(-)

1)я знаю

а) что такое р.обмена

б)признаки осуществимых реакций обмена

2)я умею:

а) выбирать из перечня уравнений реакции обмена

б) составлять уравнения реакций обмена

заполняют таблицу

предлагает домашнее задание на следующий урок:

§ 32  № 2 (устно), № 4 (в,г), №3(а,б).

записывают задание в дневник

просит обучающихся поделится впечатлениями об уроке:

-что  узнали нового интересного на уроке?

- что  произвело  большее впечатление?

делятся впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Признаки химических реакций. Реакции обмена.

Раздел "Типы химических реакций" 8 класс....

Реакция обмена

Презентация  "Реакция обмена" предназначена для сопровождения урока в 8 классе. Рассказывается о реакции обмена: определение, механизм написания уравнения...

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Урок химии по теме: "Реакции обмена"

Урок химии в 8 классе по теме: "Реакции обмена"...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"

тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока:Образовательная.В результате урока ученики узнают:что такое реакция обмена;как отличить реакцию обмена от других химических реакций;что такое реакц...