Разработка урока по химии. «Периодический закон Д.И. Менделеева»
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Шачинова Татьяна Николаевна

Урок позволяет выявить связь между относительной атомной массой элементов и физическими свойствами образованных ими простых веществ; изучить периодический закон Д.И. Менделеева; в качестве домашнего задания выполнить исследовательскую работу «История открытия периодического закона».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_himii_9_klass.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока по химии.

«Периодический закон Д.И. Менделеева»

9 класс.

                                               Учитель химии: Шачинова Татьяна Николаевна

2016 год

Тема. Периодический закон Д.И. Менделеева

Цели

Познакомиться с естественными семействами химических элементов; выявить связь между относительной атомной массой элементов и физическими свойствами образованных ими простых веществ; изучить периодический закон Д.И. Менделеева; в качестве домашнего задания выполнить исследовательскую работу «История открытия периодического закона».

Ход урока

Вспомним современную формулировку периодического закона Д.И. Менделеева: свойства химических элементов, образованных ими простых веществ, а также состав и свойства соединений химических элементов находятся в периодической зависимости от зарядов ядер их атомов. На основе закона Д.И. Менделеев составил периодическую систему химических элементов, в которой, как Вам известно, химические элементы распределены по периодам и группам.

Вспомните, какой ряд химических элементов в периодической системе называют периодом.

Сколько периодов включает в себя современная периодическая система химических элементов? Какие периоды называют малыми, а какие- большими?

Химические элементы, объединенные в одном вертикальном столбце, составляют группу периодической системы. Каждая группа делится на две подгруппы.

Какие подгруппы  периодической  системы химических элементов  называют главными, какие –побочными?

Химические свойства веществ во многом зависят от строения электронных оболочек атомов химических элементов.

Вспомните, как происходит заполнение электронами электронных оболочек атомов элементов малых периодов.

Связь между строением атомов химических элементов малых периодов и свойствами образованных ими простых и сложных веществ иллюстрирует таблица. (Связь между строением атомов и свойствами веществ на примере элементов третьего периода).

Обратите внимание на порядок заполнения электронами внешних электронных слоёв атомов элементов малых периодов. В атомах щелочных металлов один электрон на внешнем слое ; в атомах металлов главной подгруппы II группы на внешнем слое два электрона, эти электроны спарены. В атомах элементов главных подгрупп III, IV и V групп число неспаренных электронов на внешнем слое возрастает от 1 до 3. Затем в атомах элементов главных подгрупп VI, VII и VIII групп число неспаренных электронов на внешнем электронном слое уменьшается до нуля (у атомов инертных газов).

Составьте схемы строения внешних электронных слоёв атомов элементов второго периода периодической системы.

Спаренные электроны некоторых атомов при различных воздействиях могут распариваться – становиться неспаренными.

Число неспаренных электронов на внешнем электронном слое атома определяет его валентность, т. е. способность удерживать определённое число других атомов при образовании химических соединений.

Необходимость классификации химических элементов.

К середине XIX века учёные накопили достаточное количество информации о химических элементах и образованных ими веществах. Естественно, встал вопрос о структурировании имеющейся информации, о классификации химических элементов.

Естественные семейства химических элементов

В начале XX века было предпринято много попыток классифицировать известные тогда химические элементы. За основу одной из классификаций был взят такой признак, как сходство свойств простых и сложных веществ, образованных элементами.

Так были выделены несколько семейств, среди которых щелочные металлы и галогены.

Сравните физические свойства щелочных металлов (температуры кипения и плавления, плотность) лития, натрия, калия.

Изучите физические свойства галогенов – простых веществ. ( Проанализируйте информацию, изложенную в таблице на стр  в учебнике …… Химия. Учебник для 8-ого класса средней общеобразовательной школы /Под ред……./. Особое внимание обратите на зависимость свойст веществ от относительной атомной массы элементов.

Ответить на вопрос.

Как, применительно к естественным семействам элементов, температуры кипения/плавления и плотность простых веществ зависят от относительной атомной массы? (Хлор, бром, йод, литий, натрий, калий):

А) Все перечисленные свойства изменяются по разному

Б) Чем выше относительная атомная масса, тем выше плотность, температуры кипения и плавления

В) Все перечисленные свойства изменяются периодически

Г) Температуры кипения и плавления уменьшаются, а плотность увеличивается.

(Ответ Б)

Проблемы классификации элементов.

Кроме галогенов и щелочных металлов, были выделены ещё несколько семейств: щелочно – земельные металлы, халькогены. Закономерности изменения свойств в этих семействах похожи.

Предлагаемые классификации химических элементов (И.Дёберейнера, Дж. Ньюлендса, Ю. Майера) были интересны, но не полноценны, так как не охватывали все известные элементы, не объясняли причины изменения свойств и имели ряд других существенных недостатков.

Периодический закон Д.И. Менделеева

Наиболее удачную классификацию элементов предложил наш соотечественник Дмитрий Иванович Менделеев. Опираясь на труды предшественников, он также группировал элементы по сходству свойств и располагал их по возрастанию относительной атомной массы.

Графическим отображением закона является периодическая система химических элементов.

Назовите две характеристики химических элементов, которые Д.И.Менделеев положил в основу классификации.

А) Относительная атомная масса

Б) Химические свойства веществ

В) Названия веществ

Г) количественный состав простых веществ

Д) Валентность

(Ответ А,Б)

Среди элементов третьего периода найдите сходный с углеродом.

А) сера

Б) магний

В) алюминий

Г) фосфор

Д) кремний

(Ответ: кремний)

Какие свойства химических элементов, составляющих один период, изменяются закономерно?

А) латинские названия элементов

Б) характер оксидов и соответствующих гидроксидов

В) валентность атомов неметаллов в летучих водородных соединениях

Г)высшая валентность атомов элементов в оксидах

Д) металлические и неметаллические свойства простых веществ

(Ответ: Б,В,Г,Д)

Выводы к уроку

- Свойства элементов изменяются периодически по мере возрастания относительной атомной массы.

- Свойства простых веществ, а также состав и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от относительной атомной массы.

- Д.И.Менделеев выявил ЕСТЕСТВЕННУЮ классификацию химических элементов, открытую систему, в которой найдётся место любому вновь открытому элементу.

Конец урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии «Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»

коспект урока по теме :«Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, его значение»Цел     цель учебного материала  способствовать созданию условий  для...

Методическая разработка урока по химии в 9 классе по теме: "Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева"

Познакомить с историей открытия периодического закона Д.И. Менделеева; закрепить знания о взаимосвязи между положением элемента в периодической системе и строением атома; дать понятие периодичности; р...

Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...

Урок химии "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева"

Цель: Дать учащимся представление о законе Д.И.Менделеева и о структуре его периодической системы, выявить значение этого закона для развития химии и понимания научной картины мира в целом. Задач...

Урок 8 класса по химии "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Конспект урока посвещен рассказу о Периодическом законе Д.И. Менделевву...

Разработка урока по химии к 150- летию открытия Периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева

1 марта 2019 г. исполняется 150 лет со дня открытия Д. И. Менделеевым периодического закона.Открытие периодического закона позволило Менделееву дать блестящий образец научного предвидения....

Конспект урока по химии "Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома"

Урок направлен на формирование у студентов целостного представления о взаимосвязи периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Разработан для студентов...