Урок 8 класса по химии "Периодический закон Д.И. Менделеева"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Валеева Ольга Александровна

Конспект урока посвещен рассказу о Периодическом законе Д.И. Менделевву 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл periodicheskiy_zakon.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Периодический закон Дмитрия Ивановича Менделеева

Программа по химии для общеобразовательных учреждений. Авторы: Е.Е. Минченков, А.А. Журин, Т.В. Смирнова. 8 класс.

Тип урока: УФНЗ и У

Основная дидактическая цель: формирование понятия о периодическом характере изменения свойств элементов и структуры веществ, закономерностей протекания химических процессов

Знания

Умения

Формируемые

Развиваемые

Формируемые

Развиваемые

Сформировать знании о периодическом законе. Формулировка периодического закона. Сформировать у учущихся знания о свойствах в периоде с возрастанием атомной массы.

О понятиях: химический элемент, атом, относительная атомная масса, валентность, сложное и простое вещество, оксид, гидроксид

Уметь определять положение элемента в периодической системе, свойства элемента в зависимости от его положения.

Определять валентность

Наглядность: Периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева, портрет Д.И. Менделеева, карточки с химическими элементами.

Литература: Учебник Е.Е. Минченкова, настольная книга учителя.


Этап урока

Содержание

Время

Деятельность

Учителя

Учащихся

1.Организационный момент

Здравствуйте. Садитесь.кто отсутствует на уроке?

1

Приветствует, задает вопрос

Приветствуют. отвечают

2.Проверка домашнего задания.

Скажи пожалуйста что было задано на дом. Молодец прочитай содержание карточки химического элемента Al…» у других спрашивает другой химический элемент.

3

Задает вопросы. Корректирует ответ.Учитель проверяет наличие карточек  у учащихся, спрашивая  содержание  нескольких учащихся

Слушают. Отвечают. Учитель проверяет

3.Актуализация и коррекция знаний и умений.

Итак   ребята давайте вспомним некоторые понятия, необходимы для которые для усвоение новой темы

1)Химический элемент 2)Валентность 3)Относительная атомная масса 3)Оксид 4) Гидроксид 5) Кислота 6) Соли

5

Задает вопросы. Ведет беседу

отвечают

4.Целепологание и мотивация

Тема нашего урока « Периодический закон Д.И Менделеева и периодическая система». Давайте откроем теради и запишем  в тетрадях число и тему нашего занятия.

Знания о периодическом законе позволяют прогнозировать и объяснять свойства элементов. Вы узнаете, как был открыт периодический закон, с какими трудностями столкнулся Дмитрий Иванович после своего открытия, как он их преодолел и кто, сам того не желая, помог ему в этом.

Ребята мы сами можем стать на этот урок Д.И. Менделеевым применить знание, которые вы уже знаете и попробывать составить  химический ряд элементов  на хорошо изученных вам знаниях

2

Сообщаеттему, мотивирует.

Записывают

5.Восприятие и первичное осознание материала

«Сегодня предстоит обобщить все знания, которые вы получили за предыдущий период обучения химии в виде Периодического закона.

Периодический закон и периодическая система химических элементов являются основой современной химии. Они относятся к таким научным законам, которые реально существуют в природе и никогда не потеряют своего значения.

Эти закономерности были открыты не на пустом месте, они были подготовлены ходом истории развития химии, но потребовалась гениальность научного предвидения Менделеева, чтобы эти закономерности были озвучены

Дмитрий Иванович родился в г. Тобольске. Он был семнадцатым ребенком в семье. Закончив в родном городе гимназию, Дмитрий Иванович поступил в Санкт-Петербурге в Главный педагогический институт, после окончания которого с золотой медалью уехал на два года в научную командировку за границу. После возвращения его пригласили в Петербургский университет. Приступая к чтению лекций по химии, Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. И он решил написать новую книгу – «Основы химии»

На самом деле открытию периодического закона предшествовало 15 лет напряженной работы. Ко времени открытия периодического закона было известно 63 химических элемента, существовало около 50 различных классификаций. Большинство ученых сравнивали между собой только сходные по свойствам элементы, поэтому не смогли открыть закон. Менделеев же сравнивал между собой все, в том числе и несходные элементы.

« Давайте немного по будем учеными, как Д.И. Менделеев, и расположим наши карточки по возрастанию относительной  атомной массы элементов».

(учитель проделывает на доске тоже, самое, что сделал Менделеев). При этом задает вопросы учащимся.

  1. Как изменяются металлические и неметаллические свойства в определенных промежутках?
  2. Как изменяется степень окисления в высших оксидах и гидроксидах?
  3. Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов?

«Какую закономерность можно отследить в построенном нами ряде химических элементов.  Теперь  попробуем расположить элементы с металлическими свойствами под металлами, не металлические под не металлами. Увидев эту закономерности Д.И. Менделеев сделал тоже самое. Что и мы».

На основании своих наблюдений 1 марта 1869 года Менделе сделал вывод – сформулировал Периодический закон.

Какую формулировку вы можете предложить смотря на нашу периодическую систему. Давайте узнаем формулировку Д.И. Менделеева. (открыть книжку прочитать)

14

Рассказывает. Вместе с учениками  на доске выставляет карточки в

Порядке возрастания относительной молекулярной массы. Вместе с учениками анализируют построение ряда.

Слушают.на столах выставляют карточки с возрастанием атомной молекулярной массой.анализируют

6.Обобщение и систематизацияпонятий

Итак, давайте обобщим все то, что сказано, и сделаем выводы о периодичности, которая отражена в периодическом законе и прослеживается в таблице Д.И.Менделеева.
Делаются выводы, которые учащиеся записывают в тетради.

Физический смысл периодического закона.
 В ряду от лития до фтора наблюдается постепенное ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. С возрастанием относительной атомной массы от лития до углерода валентность увеличивается от одного до четырех.
Начиная с натрия, наблюдается повторяемость свойств элементов предыдущего ряда.

 Периодический закон – величайшее достижение химической науки, основа современной химии. Каждый из нас должен знать формулировку этого закона: свойства простых тел, а также формы и свойства простых и сложных соединений элементов находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс элементов.
На основе периодического закона периодической системы Д.И.Менделеев пришел к выводу о существовании новых, не открытых еще в то время элементов.
И вот спустя более 130 лет после открытия периодического закона мы можем вернуться к словам Дмитрия Ивановича «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются».

Сколько химических элементов открыто на данный момент? И это далеко не предел.

12

Рассказывает, задаетвопросы

Слушают, отвечают, фиксируют

8.Рефлексивно оценочныйэтап

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте впомним то, что мы изучили на этом уроке и открыли для себя много нового.

Давайте еще закрепим полученные знания на уроке,ответив а следующие вопросы

 - Сделайте вывод об изменении свойств элементов в пределах одной группы.

- Как взаимосвязаны изменения свойств элементов и способность отдавать или принимать электроны?

Сегодня на уроке мы все хорошо поработали. Оценки…

7

Подводит итог, оценивает

Отвечают, слушают

9.Сообщение домашнего задания

Домашнее задание – параграф№36, упр.2 стр. 125 формулировку закона знать, контрольные вопросы.

5

Задает д/з

записывают

10.Организационное окончание урока

Всем спасибо. Вы свободны. До свидания.

2

прощается

прощаются


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Периодический закон Д.И. Менделеева" 9 класс.

Урок построен как обобщающий   знания учащихся  об открытиии  закона,  строении  периодической  системы,  изменении свойств элементов  и простых...

Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...

Разработка урока по химии. «Периодический закон Д.И. Менделеева»

Урок позволяет выявить связь между относительной атомной массой элементов и физическими свойствами образованных ими простых веществ; изучить периодический закон Д.И. Менделеева; в качестве домашнего з...

Технологическая карта урока химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Цель урока: Дать представление о формировании знаний о периодическом законе и установить периодическую зависимость свойств химических элементов....

Презентация к уроку химия 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Презентация к уроку химии 8 класс "Периодический закон Д.И. Менделеева"...

Урок химии 8 класс. ФГОС. Рудзитис. Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева

Урок химии 8 класс ФГОС на тему: Классификация химических элементов. Периодический закон Д.И. Менделеева. Содержит презентацию к уроку и конспект урока, приложение и дополнительные материалы....

Конспект урока по химии "Периодический закон Д.И.Менделеева и строение атома"

Урок направлен на формирование у студентов целостного представления о взаимосвязи периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Разработан для студентов...