Урок "Периодический закон Д.И. Менделеева" 9 класс.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Урок построен как обобщающий   знания учащихся  об открытиии  закона,  строении  периодической  системы,  изменении свойств элементов  и простых  веществ  образованные  ими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon periodicheskiy_zakon.zip872.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Предмет:   химия

 Класс:  9

 Учитель:  Косенкова  Людмила  Михайловна,  МБОУ СОШ  № 54  г.  Липецка

Учебно-методический  комплекс:  Габриелян О.С.  «Химия.  9 класс»,  для  общеобразовательных                     учреждений.  М. «Дрофа»,  2011г.

                         Периодический  закон  и  Периодическая  система                                                                        

                     химических  элементов  Д.И.  Менделеева.

 Цели  урока:

Образовательная:  формировать  познавательную  самостоятельность  учащихся  при  изучении величайшего  закона  природы - Периодического  закона Д.И.  Менделеева  и  его  графического  отображения – Периодической  системы  химических  элементов.  

Развивающая: развивать  умения  применять  теоретические  знания,  умение  обобщать,  делать  выводы,  проводить  самооценку  и  самопроверку.

Воспитательная:  создать  условия  для  воспитания  активности,  умения  работать  в  группе.

Тип урока:  урок  изучения  нового  материала.

Уровень   образования:  базовый.

        Оборудование:  Портрет  Д.И. Менделеева,  разные  формы ( варианты ) Периодической  системы   химических   элементов  Д.И.  Менделеева,   презентация  « Периодическая  система химических  элементов  Д.И.  Менделеева»,  рабочие  листы  учеников.

           Содержание,  деятельность  учителя

      Деятельность

        ученика                  

 1

2

 3

 4

 5

 6

 7

 

 Сегодня  мы  обобщим   знания, которые  вы  получили за  предыдущий  период  обучения  в  виде  Периодического  закона.

Этот  закон  не  может  быть  записан  в  виде  математической  формулы  или  уравнения,  а  имеет наглядное  графическое  отражение  в  форме  Периодической  системы  химических  элементов.  ( Учитель  демонстрирует  разные  формы  ПСХЭ)

   Периодический  закон  открыл  наш  русский  ученый  Д.И.  Менделеев.   С  биографией  этого  ученого,  его  огромным  вкладом  в  науку  мы  подробнее   познакомимся  во  время   внеклассного  мероприятия,  который    традиционно  проводится  в начале  марта.  Сегодня  мы  пойдем  тем  же  путем, которым  шел  Д.И.  Менделеев,  открывая  свой  закон. А  каким  же  путем  шел  учёный?  Давайте  проследим за  20 первыми  химическими  элементами  в  ПСХЭ.  Выполните  первое  задание  из    «Рабочего  листа».

Проверяем   правильность  заполнения  таблицы.    

 

  Беседа:  а)  как  мы  располагали  химические  элементы?

                   б)  есть  какая  то  связь  между  Аr  и  свойствами  простых  веществ  данных  

                         элементов.

Допишите  формулировку  П.З.  в  рабочих  листах,  проговорите  её.

    А  теперь  в  нашей  таблице  разделите  химические  элементы   чертой,  где  между  свойствами   веществ   происходит  резкий  скачок.  Что  у  нас  получилось?  Всё  правильно: у  нас  получились ряды  элементов,  которые  стоят  в  одном  периоде.

   Что  же  такое  период?

Запишите,  что  такое  период  в  своём  листе  и  проговорите  определение друг  другу.

    А   теперь,  когда  мы  определились  с  периодами,  вы  легко   можете  понять,  по  какому принципу  построена  ПСХЭ.   Прочтите  стихотворение.

.

    В  8  классе  мы   знакомились  с  ПСХЭ,  знаем,  как  она  устроена. Давайте   посмотрим презентацию  «Периодическая  система  химических  элементов Д.И.  Менделеева»

   

  Давайте  проанализируем  нашу  таблицу:  какие  свойства  и  как  изменяются  в  периодах   и   в   группах   главных  подгруппах.  Выполните  в  ваших  листах  4  задание.  В  работе   вам  поможет  учебник:  §3  стр.14.   ( проверка  выполнения  задания,  проговаривание )

     Когда  открывался   П.З.,  еще  ничего  не  знали  о  строении  атома,  и  Д.И. Менделеев

  мог  взять  только от относительную  атомную  массу.  Но  видите,  что  изменение  свойств  зависит  от  строения   атома,  а  не  от  Ar,  которая    не  может  быть  постоянной  и   зависит  от   изотопного  состава.   (  записывают  современную  формулировку П.З. )

     

    Давайте  подведем  итог   нашей  огромной  работы,  как  мы  можем  работать  с ПСХЭ.

Выполните  самостоятельную  работу.

   Домашнее  задание  у  вас   в   «Рабочих   листах».  Но  я  бы  хотела,  чтобы  вы  написали  историю  или  сказку  о  « жителях»  огромного   многоквартирного   дома – ПСХЭ.  

       

 

Групповая работа:

заполнение таблицы,  анализ,

выявление  закономерностей

Сравнение  с  эталоном.

Участвуют  в  обсуждении,

формулируют  П.З.

Работа  с  таблицей.

Дают  определение  периода

Повторение  строения  ПСХЭ:

периоды (большие  и  малые)

группы и  подгруппы.

 работа  в  группах,  

 с  учебником.

В  ходе  беседы вспоминают  изотопы,  Приходят  к  выводу,  что  основной  характеристи-

кой  является   заряд  ядра.

Самостоятельная  работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Законы постоянного тока" 8 класс

Контрольная работа по тем "Законы постоянного тока" 8 класс Контрольная работа состоит из заданий трех уровней Может быть использована для подготовки к ГИА...

Урок по теме "Закон сохранения импульса" (9 класс)

Тема урока: " Закон сохранения импульса". 9-й класс(полная версия http://mostschool6.ucoz.ru/Impuls9/impuls.doc)Цели урока: образовательные: формирование понятий упругий и неупругий удар; умения приме...

Закон Ома (тесты) 8 класс.

Учебно-методическое пособие для контроля знаний по теме "Закон Ома"  в  8 классе. Представлены 4 варианта тестов для кратковременной работы....

Конспект урока "Законы геометрической оптики", 9 класс

Цель: Обобщение и повторение материала по теме «Отражение и преломление света. Плоское зеркало». Задачи:Общеобразовательные:выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме...

Урок физики" Сила Архимеда. Закон Архимеда." в 7 классе с использованием ЭОР.

Методическая разработка урока физики в 7 классе с использованием ЭОР....

Самостоятельная работа по теме "Закон сохранения импульса" 9 класс

В работе представлены задания трёх уровней сложности....

Методическая разработка урока по математике «Законы арифметических действий. Распределительный закон» для учащихся 5 классов

Пояснительная запискаТема урока «Законы арифметических действий. Распределительный закон».Тип урока – урок изучения новых знаний.Форма урока – урок-исследование.      Преподав...