Методическая разработка урока по математике «Законы арифметических действий. Распределительный закон» для учащихся 5 классов
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Пояснительная записка
Тема урока «Законы арифметических действий. Распределительный закон».
Тип урока – урок изучения новых знаний.
Форма урока – урок-исследование.
Преподавание математики в 5-м классе ведется по учебнику И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика, 5 класс». По учебному плану на изучение математики
в 5-м классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).
В соответствии с программой изучается раздел «Натуральные числа». В рамках этого раздела содержится тема «Законы арифметических действий». Урок изучения новых знаний «Законы арифметических действий» является вторым уроком в данном параграфе.
Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.
Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – парная и индивидуальная работа.
Цели урока (формирование УУД):
Личностные:
– формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: развитие у учащихся умений:
– находить необходимую информацию в тексте;
– анализировать информацию;
– формулировать гипотезы;
– устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
– соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Предметные:
– формирование представлений учащихся о законах арифметических действий;
– развитие умений применять изученные законы арифметических действий; записывать словесную форму закона арифметических действий на математическом языке.
Этапы урока.
I этап. Актуализация знаний.
II этап. Постановка учебной задачи.
III этап. «Открытие нового знания» (исследование).
IV этап. Первичное закрепление.
V этап. Рефлексия.
VI этап. Домашнее задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_i_analiz_uroka.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Современный урок –
как основа эффективного
и качественного образования
школьников»
Методическая разработка урока по математике
«Законы арифметических действий. Распределительный закон»
для учащихся 5 классов
Автор: Грачева Наталья Павловна,
учитель математики,
стаж работы 20 лет,
высшая квалификационная категория
г. БИЙСК
Пояснительная записка
Тема урока «Законы арифметических действий. Распределительный закон».
Тип урока – урок изучения новых знаний.
Форма урока – урок-исследование.
Преподавание математики в 5-м классе ведется по учебнику И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика, 5 класс». По учебному плану на изучение математики
в 5-м классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).
В соответствии с программой изучается раздел «Натуральные числа». В рамках этого раздела содержится тема «Законы арифметических действий». Урок изучения новых знаний «Законы арифметических действий» является вторым уроком в данном параграфе.
Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемного обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и нахождению нового знания. В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные.
Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия ребенком нового знания. Способы организации деятельности учащихся на уроке – парная и индивидуальная работа.
Цели урока (формирование УУД):
Личностные:
- формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: развитие у учащихся умений:
- находить необходимую информацию в тексте;
- анализировать информацию;
- формулировать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Предметные:
- формирование представлений учащихся о законах арифметических действий;
- развитие умений применять изученные законы арифметических действий; записывать словесную форму закона арифметических действий на математическом языке.
Этапы урока.
I этап. Актуализация знаний.
II этап. Постановка учебной задачи.
III этап. «Открытие нового знания» (исследование).
IV этап. Первичное закрепление.
V этап. Рефлексия.
VI этап. Домашнее задание.
Ход урока.
I, II этапы. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Цель: создание проблемной ситуации, которая вытекает из-за невозможности выполнения задания (не хватает определенных знаний, «интеллектуальный разрыв»).
Деятельность Учителя | Деятельность Ученика | Слайд | Формируемые УУД на данном этапе |
Здравствуйте, ребята! Садитесь! | Приложение №2 №3 | Личностные:
Предметные:
о законах арифметических действий. Метапредметные:
| |
Ребята, давайте начнем наш урок со стихотворения. ( пропущено слово Гаусса).
- О ком идет речь в этом стихотворении? - Чьим именем потомки назовут эпоху XIX века? - Ребята, а почему мы опять возвращаемся к имени великого математика Фридриха Гаусса?
| Дети читают стихотворение и замечают, что не все слова есть в предложении. (Ученики отвечают на вопросы учителя). Предполагаемые ответы - Речь идет о великом немецком математике Фридрихе Гауссе. Потому что на прошлом уроке мы познакомились с «крупицей» его открытий в математике «Законы арифметических действий». | ||
- А какие законы арифметических действий у нас были на прошлых уроках? | Мы открывали и узнали, законы сложения и законы умножения. | №4 | |
- А как называются эти законы (полное название)? | Переместительный законы сложения и умножения. Сочетательный законы сложения и умножения. | ||
- Давайте вспомним эти законы на математическом языке и словесную форму. | Работа по слайду. Ученики называют закон, номер формулы, соответствующую этому закону и словесную формулировку. | ||
Где и для чего используются законы арифметических действий? | При нахождении значений числовых выражений, для рационального счета. (быстроты счета, упрощения счета) | ||
Вот и давайте посмотрим, как эти законы помогают вам быстро вычислять. Предлагаю выполнить задание: математический диктант (по вариантам). | Дети вычисляют в уме. Записывают ответ в тетрадь. Проверяют ответы по слайду. | №5 | |
Быстро можно вычислить, используя законы? | Да. Правильно вот для этого мы их и изучаем. | ||
Следующее задание: хорошо, с этими выражениями вы справились быстро. Найдите значения следующих выражений. | У ребят появляется затруднение, так как эти выражения на применение распределительного закона умножения. (интеллектуальный разрыв) | №5 продолжение | |
- Ребята, а в чем у вас затруднение? - А почему мы не можем вычислить? | Говорят, что эти выражения нельзя вычислить, используя законы известные. | ||
- А как тогда быть, что делать? Вычислять, то нужно! | Могут предложить по действиям. Могут предложить узнать новый закон. | №6 Приложение №2 | |
- сформулируйте цели нашего урока. Что мы сегодня на уроке будем делать? Узнавать, открывать, вычислять? | Ребята, формулируют цели урока. | ||
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Хорошо, молодцы. Открываем тетради, записываем число и тему урока «Законы арифметических действий». | Формулируют тему. Записывают в тетрадь тему урока. | ||
Перед вами на столах лежат мультифоры достаньте карточку №1 с названием «Исследование». (предлагаю ученикам выполнить задания в парах). Сделайте вывод и запишите прямо на этих же листах выражения в буквенном виде. | Дети вычисляют, выдвигают предположения (гипотезы). Делают выводы. Записывают формулы в тетрадь. |
Результат: выдвижение гипотез о записи закона в буквенном виде.
III этап. «Открытие нового знания» (исследование).
Цель: доказательство выдвинутых предположений и представление результатов работы пар всему классу.
Учащиеся работают в парах.
Карточка №1
«Исследование»
1). Вычислите.
3 ⚫ 90 + 3 ⚫ 10 3 ⚫ (90 + 10)
7 ⚫ 50 – 7 ⚫ 30 7 ⚫ (50 – 30)
5 ⚫ 13 + 5 ⚫ 77 5 ⚫ (13 + 77)
2). Сравните результаты, в каждой строке левого и правого столбцов.
Что вы замечаете?
3). В каком столбце быстрее вычислить в правом или в левом?
4). Замените в данных выражениях в каждой строке одинаковые числа буквой а, а другие числа буквами b и c.
5). Запишите эти выражения в тетрадь. Сколько равенств можно записать?
После заполнения таблицы, учащиеся делают вывод. Записывают формулы закона в буквенном виде.
Формируемые УУД на данном этапе:
Личностные:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД).
Предметные:
- формирование представлений учащихся о законах арифметических действий.
Метапредметные:
- развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД);
- устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).
Результат: подтверждение или опровержение гипотез, выдвинутых детьми на первом этапе.
Деятельность Учителя | Деятельность Ученика | Слайд | Формируемые УУД |
Итак, проверяем. Какой вывод у вас получился? | Учащиеся по слайду проверяют запись формул. | №7 | Метапредметные:
Предметные:
|
Итак, что же мы с вами получили? Что показывает это свойство? | Делают вывод: это свойство еще один закон арифметических действий. | ||
Пока у нас запись только на математическом языке, а как это свойство сказать словесно? Сложно, тогда в мультифорах лежит правило, составьте из разрезанных частей словесную форму. | Пробуют. Составляют. Читают вслух. | Приложение №3 | |
Выводы, которые получили ребята Давайте проверим ваши открытия, правильно ли сформулировали это свойство? Итак, мы, с вами теперь знаем запись этого свойства на математическом языке и словесную форму. А что мы так и не знаем до пор? | Дети открывают учебник на стр. 66 ( 2 абзац). Читают вслух правила. Сравнивают со своими результатами. Как называется этот закон. | ||
А сейчас «физкультминутка»!!!!! | №8-№10 | ||
Молодцы!!! | |||
- А теперь за работу. Достаньте карточку №2. Вычислите (работайте в парах) | Вычисляют в парах по рядам. Проверяем по слайду с доски. | №11 Приложение №4 | |
Результат: в ходе исследования учащиеся вывели запись закона на математическом языке и словесную форму закона. В результате первичного закрепления они узнали название этого закона и научились выносить общий множитель за скобки. |
IV, V этапы. Первичное закрепление. Рефлексия.
Цель: использование новых знаний при решении частных задач и осознание учащимися своей УД, самооценка результатов своей деятельности.
Деятельность Учителя | Деятельность Ученика | Слайд | Формируемые УУД |
Первичное закрепление по слайду | Выполняют на этих же листах, где задание. | ||
Молодцы!!! Итак, быстро и просто вычислять, если использовать распределительный закон? Это еще раз показывает, для чего мы с вами изучаем законы арифметических действий? | № 11 | Предметные:
| |
- А ну-ка вернемся к примерам в начале урока. Вычислите и запишите ответы в тетрадь. Молодцы!!! | № 13 | ||
Итак, ребята, что нового для себя вы открыли на уроке? Как он называется? А как он читается словесно? Ребята. а у меня к вам еще вопрос, вот на прошлом уроке мы открывали с вами законы: - переместительный закон сложения и умножения; - сочетатеный закон сложения и умножения. - А распределительный закон это закон какого арифметического действия? Молодцы!!! А сейчас каждый из вас подумает, что у него на уроке сегодня получилось. А может быть все, получилось, и формулы получил сам. Правильно. И открыл сам признак делимости. И при решении новых заданий все получилось. Или что-то немного не получилось, где-то. Все подумали, а сейчас возьмите лесенку «успеха», подпишите фамилию и нарисуйте себя, человечком на той ступеньке, какую вы сами себе сегодня определили. | Новый закон арифметических действий. Проговаривают еще раз название, словесную форму, смотрим формулы на доске. Могут сказать и сложения и вычитания и умножения. Заостряю внимание, что последнее выполняющееся действие умножение. Поэтому закон умножения относительно сложения и вычитания. Рисуют себя на лестнице «успеха» | № 12 | |
Задаю вопросы по лесенке «успеха» | По желанию ученики высказываются. | № 14 Приложение №5 | |
Ребята, на протяжении всего урока я за вами наблюдала, и мне хотелось бы прочитать вам такое высказывание. А почему, как вы думаете, мне захотелось вам ее прочитать? Правильно, молодцы. На этом наш урок заканчивается, но на следующих уроках вас ждут опять новые открытия. До свидания! Желаю успеха в выполнении домашнего задания! | Ребята высказывают предположения. | № 15 |
Результат: актуализация знаний в ходе решения задач, и выполнении математического диктанта.
VI этап. Домашнее задание. § 13; стр. 66 № 223 (устно); № 219 и № 220 (II столбик).
Приложение №1
Приложение №2
Карточка №1
«Исследование»
1). Вычислите.
3 ⚫ 90 + 3 ⚫ 10 3 ⚫ (90 + 10)
7 ⚫ 50 – 7 ⚫ 30 7 ⚫ (50 – 30)
5 ⚫ 13 + 5 ⚫ 77 5 ⚫ (13 + 77)
2). Сравните результаты, в каждой строке левого и правого столбцов.
Что вы замечаете?
3). В каком столбце быстрее вычислить в правом или в левом?
4). Замените в данных выражениях в каждой строке одинаковые числа буквой а, а другие числа буквами b и c.
5). Запишите эти выражения в тетрадь.
Сколько равенств можно записать?
Приложение №3
Сумму двух или нескольких произведений, |
содержащих одинаковый множитель, |
можно заменить произведением этого множителя |
на сумму остальных множителей. |
Приложение № 4
Приложение № 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по физической культуре по разделу основная гимнастика для учащихся 4-го класса
Тема урока: метание теннисного мяча и бег на короткие дистанции Задачи: – закрепить навыки челночного бег...
Презентация к методической разработке урока по математике "Законы арифметических действий. Распределительный закон"
Тема урока «Законы арифметических действий. Распределительный закон».Тип урока – урок изучения новых знаний.Форма урока – урок-исследование. Преподавание математики в 5-м...
Методическая разработка урока математики "Решение составных арифметических задач на нахождение массы"
Данная методическая разработка урока предназначена для 5 класса....
Методическая разработка раздела образовательной программы по математике "Действия с рациональными числами" 6 класс
В данной презентации разработан раздел образовательной программы по математике по теме " Действия с рациональными числами"...
Методическая разработка урока по физической культуре тема « Прыжки в длину » для учащихся 6 класса.
Урок физической культуры в 6 классе разработан для разделапрограммы «Лёгкая атлетика». Ввиду значительных индивидуальных различий в способности выполнять физическую нагруз...
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение»
Методическая разработка урока по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для учащихся 6 класса по теме: «Времена года. Обобщение» Цель урока - формирование представ...
Методическая разработка урока по теме «Кто стоит на страже закона»
Правовое воспитание учащихся является одной из главных задач современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный со...