Методическая разработка урока по теме «Кто стоит на страже закона»
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Устьянова Галина Владимировна

Правовое воспитание учащихся является одной из главных задач современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходит все  подрастающие поколение России. Основные ценности общества и личности, конечно, в первую очередь прививаются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко формируются   в  образовании. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена  интеллектуальная и правовая жизнь школьника.

Разработка может быть полезна учителям, ведущим курс обществознание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

 по теме «Кто стоит на страже закона»,

7 класс, обществознание.

Устьянова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»,

высшая квалификационная категория

  1. Аннотация

Правовое воспитание учащихся является одной из главных задач современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Школа – единственный социальный институт, через который проходит все  подрастающие поколение России. Основные ценности общества и личности, конечно, в первую очередь прививаются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко формируются   в  образовании. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена  интеллектуальная и правовая жизнь школьника.

Разработка может быть полезна учителям, ведущим курс обществознание.

2.Введение.

Учащимся интересно изучать обществознание и право в школе, они наиболее  восприимчивы к правовому образованию  развитию и воспитанию. Правовое  воспитание  школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения – на уроке.  На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках учащиеся приучаются к работе в группе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках учащиеся могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

3. Основная часть. Сценарий урока.

Тема урока: «Кто стоит на страже закона».

Предмет: обществознание

Класс:  7

Время: 40 минут

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Используемые педагогические технологии: наглядный, частично – поисковый, практический, контроль.

Цель урока. Способствовать формированию правового сознания.

Личностно значимая проблема: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными». (Цицерон)

Основные понятия. Правоохранительные органы, правонарушение, виды правовой ответственности, суды, прокуратура, полиция,

Цель урока для учителя: создать условия для формирования понятия  правоохранительные органы и  понимания их значение в жизни человека. 

Задачи:

  1. Сформировать представление об значимости правоохранительных органов .    
  2. Научатся: различать виды правовой ответственности;
  3. Воспитывать уважительное  отношение к профессии.
  4. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Виды деятельности: 

  • устный рассказ на тему.
  • работа с иллюстративным материалом.
  • заполнение таблиц.
  • работа в группах по выполнению творческих заданий.
  •  работа со словарем.

Методы обучения:

  • репродуктивный ( рассказ учителя);
  • творческий;
  • наглядный (мультимедийная презентация);
  • практический (заполнение таблиц, работа со словарем).

Структура урока.

  1. Организация деятельности учащихся.
  2. Введение в тему. Постановка проблемы.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление материала. Работа в группах с раздаточным материалом.
  5. Рефлексия.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Задание на дом.

Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: различать виды правовой ответственности;

определять понятия:  «правоохранительные органы, правонарушение, полиция, адвокатура, прокуратура, таможня, ФСБ, суды.»

Получат возможность научиться: решать  правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности.

                                                                                                         Организационная структура урока.

Этапы урока

время

Обучающие

 и развивающие

 компоненты

задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организа-

ции  совзаимо-

действия

на уроке.

УУД

Формы

 контроля

1. Организационный момент.

3

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности

к уроку.

 

 

Создает потребность включения в уч. деятельность, уточняет рамки темы,

1) повторение пройденного материала, блиц-опрос.

Настрой на начало урока, самоконтроль готовности к уроку

Фронтальная. Работа в тройках.

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения и задачи урока.

2. Мотивация и актуализация

 знаний. Постановка учебных задач.

3

Первичный  контроль  за правильностью выполнения способа действий: представитель тройки  получает баллы по количеству  верных ответов в тесте

Учитель  формулирует вместе с учащимися тему и цели урока.

Формулируют тему и цели урока.

Включаются в формирование задач урока.

Просмотр презентации.

Работа в  тройках.

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. Руководители групп.

3. Изучение нового материала

8

 учитель  объясняет новые правовые понятия, отмечает отличия

 Новые слова учащиеся

записывают в тетрадь

Просмотр презентации.

Работа в  тройках..

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

4. Первичное закрепление материала

Тестирование. Решение задач

5

 Тест предлагается  на проверку понимания и усвоения планируемых результатов.

Организует дифференцированную коррекционную работу, контрольно – оценочную деятельность

Обсуждают в группе решение задачи, представляют ответ. Организуют взаимопроверку.

Работа в  группах.

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. Заполняют рабочий лист группы.

5. Работа с учебником

4

Смысловое чтение: выделить главную мысль текста и прокомментировать.

Включает учащихся в комментирование верного ответа.

Оценивает решение.

Обсуждают в группе  учебную задачу, представляют ответ.

Работа в  группах. Просмотр презентации

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. Заполняют рабочий лист.

6. Просмотр ролика  о работе полиции

5

Поиск и  принятие правильного решения на основе группового анализа ситуации.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи . Включает учащихся в комментирование верного решения, раскрывает нравственные стороны в работе полиции  . Оценивает решение

Высказывают своё мнение.

Личностные: оценивают жизненные ситуации.

Регулятивные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Устные  ответы.

7. Итоги урока.

Рефлексия

10

 Обобщение полученных на уроке сведений.

 Соотнесение цели урока с результатом.

Учащиеся дают ответы, подводят итоги делают выводы .

Определяют эмоциональное состояние на уроке.

Заполнение рабочего листа – самоанализ деятельности. Отвечают на вопросы.

фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

8. Домашнее задание.

.

2

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание. Учащимся предлагается написать дома  эссе, по теме:

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными». (Цицерон)

индивидуальная работа

4. Заключение

Данная работа поможет детям в интересной форме познакомиться с функциями правоохранительных органов в России. Урок направлен на закрепление полученных знаний.

На перспективу намечено продолжить работу по правовому воспитанию учащихся в курсе обществознания 7- 9 классов. В ходе урока учащиеся делают важный  вывод – «кто стоит на страже закона,  и почему нужно быть честным гражданином». Актуальность правового просвещения очевидна,  ведь жизнь не стоит на месте и даже не шагает, она достаточно быстро меняется, меняются порядки и законы, о которых должно быть известно всем. Необходимо сформировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.

В курсе обществознания 7 класса у обучающихся  формируется  первичное представление о правах и обязанностях человека,  важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. В последующие годы – 8, 9, 10, 11 классы – эти знания  расширяются  и углубляются.

Поставленные цели (для учителя и учащихся) были достигнуты, запланированные учебные задачи решены. Стоит обратить внимание, что учитель на данном уроке не делал акцента на изучение всей структуры  правоохранительных органов. Учителю было важно создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по формированию логического мышления, умению устанавливать связи, сравнивать, делать выводы, пониманию данного социального явления для  жизни человека и  общества в целом. Полученные на уроке  знания имеют важное воспитательное и образовательное значение.

5. Список использованных источников.

  1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений . А.Ф.Никитин.- – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2012. – 94 с.
  2. Рыбников В. В.,Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», 2007.
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki.
  4.  Тексты правовых документов: Конституция РФ, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, законы об образовании, об охране природы, о воинской обязанности, о средствах массовай информации.
  5. Обществознание: человек, право, экономика. Методические рекомендации. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. - М.: Просвещение, 2008.- 111 с.

6. Приложения

Приложение 1 .Презентация

https://docs.google.com/presentation/d/13_Bshu0mJ7ZXDwX3lk_KuKRoi39xcyU4/edit?usp=share_link&ouid=107997275044565490393&rtpof=true&sd=true (если ссылка не доступна напрямую, скопируйте ее в адресную строку браузера и нажмите enter)

Приложение 2. Листы для групповой работы

Приложение 3. Ролик https://drive.google.com/file/d/10iiH3_6Ned6zkAHXJ1vuElQYLTBER8B3/view?usp=share_link (если ссылка не доступна напрямую, скопируйте ее в адресную строку браузера и нажмите enter)



Предварительный просмотр:

Приложение № 1.Тестовые задания на закрепление . Ф.И._______________________________

1. Что отличает человека от животного?

     а)  работа органов чувств

     б) творческая деятельность

     в)  обменные процессы в организме

     г) действие механизма наследственности

2. Задача прокуратуры:

     а) охрана общественного порядка

     б) защита интересов граждан в суде

      в) надзор за соблюдением законности

      г) освидетельствование верности копий документов

3. Во время трансляции футбольного матча поздним вечером гражданин Р. на всю громкость включил телевизор. На просьбы соседей уменьшить звук он ответил отказом. За защитой он должен обратиться в:

      а) в суд

      б) в мэрию

      в) полицию

      г) детективное агентство

4. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

      а) принимаются и охраняются государством

      б) вводят правила жизни в обществе

      в) ограничивают свободу людей

      г) регулируют поведение людей

5. Гражданин К.  продал свой автомобиль. Этот пример

иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника

в отношении принадлежащего ему имущества

      а) владеть

      б) распоряжаться

      в) пользоваться

      г) наследовать

6. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти

осуществляет адвокатура.

Б. К задачам  адвокатуры относится  защита интересов граждан в суде

      1) верно только А

      2) верно только Б

      3) верны оба суждения

      4) оба суждения неверны

7. В случае задержания нарушителя обязательным является

      а) звонок другу

      б) вынесение приговора

      в) приглашение адвоката

      г) составление протокола

8. Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти

осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

     1) верно только А

     2) верно только Б

     3) верны оба суждения

     4) оба суждения неверны

9. В РФ суды подчиняются

    а) закону

    б) главе правительства

    в)местным органам власти

    г)ФСБ



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

1. Автомобиль гражданина К. заглох на железнодорожном переезде, гражданин К. из него выйти не смог. Об этих обстоятельствах никому известно не было. Машинист скоростного поезда, гражданин Н., проявлял должную внимательность, однако вовремя не мог заметить стоящий на переезде автомобиль К. Когда он его заметил, он принял решение не тормозить, так как экстренное торможение на такой скорости могло бы вызвать значительные человеческие жертвы. Гражданин К. погиб в результате столкновение поезда с автомобилем.

Будет ли Н. привлечен к уголовной ответственности за убийство К.? Ответ поясните.

2. Работник завода Анисимов опоздал на работу на 4 часа, то есть совершил дисциплинарный проступок.

Директор завода был вынужден применить к Анисимову меры дисциплинарного взыскания. Директор объявил Анисимову замечание и выговор.

Прав ли директор?

3. После окончания школы 17-летние Наташа,  Петя и Катя решили устроиться на  работу: Катя - танцовщицей в ночной клуб, Петя - грузчиком на вокзал, Наташа - продавцом в табачный киоск.

Кого из них работодатель вправе принять на работу? Ответ обоснуйте?

4. Гражданин Петров был вызван к следователю для дачи свидетельских показаний по уголовному делу, возбужденному в отношении его сына.

Может ли гр. Петров отказаться от дачи свидетельских показаний или нет. Ответ обоснуйте.

5. Несовершеннолетние Иван Денис играли в футбол и разбили витрину в соседнем магазине, вышел охранник и их задержал, затем вызвал родителей, заставив оплатить стоимость витрины.

 Прав ли охранник ? Ответ обоснуйте.

Ответы.

1.Нет, не будет. Он совершил данное деяние в состоянии крайней необходимости, что, которое, в соответствии со ст.39 Уголовного кодекса РФ является обстоятельством, исключающим преступность деяния.

2.Нет. Согласно ст. 193 ТК РФ за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

4.Да может. Статья 51 Конституции РФ предусматривает право гражданина отказаться от дачи свидетельских показаний в отношении себя и своих близких родственников.

5.Действия охранника правильны, но необходимо вызвать полицию, только сотрудники полиции могут составить протокол для дальнейших мероприятий



Предварительный просмотр:

Приложение  3.

Ответы на вопросы.

  1. Что такое закон?

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

  1. Кто такая Фемида? Почему у нее повязка, меч и весы?

Фемида- это богиня правосудия, В древнегреческой мифологии  богиня  правосудия. Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

  1. Кто определяет виновность?

Только суд.

  1. Что такое презумпция невиновности?

презумпция  невиновности

   « …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».

  1. Кто следит за исполнением законов?

Прокурор- должностное лицо органов прокуратуры. Поддерживает обвинение в суде от имени государства, а также осуществляет надзор за исполнением законов. 

  1. Какова роль прокурора в суде?

 Прокурор в суде – одно из трех главных действующих лиц. Первое судья, второе- адвокат, который помогает подсудимому избежать слишком строгого наказания, третий- прокурор



Предварительный просмотр:

Лист индивидуальных достижений

при изучении темы

«Кто стоит на страже закона»

ФИ_____________________________

Класс___7 В__ 2.04.2015 г.__

1.

Планируемые результаты: готовиться к зачету, итоговой контрольной, представить эссе!

Самооценка

Оценка педагога

достиг

частично

 достиг

Не достиг

Я могу  описывать государственные организации, призванные заботиться о соблюдении закона – прокуратуру ,полицию, суд ;

-характеризовать их назначение – борьба с правонарушениями, защита правопорядка, пресечение противоправной деятельности;

-объяснять, в чем заключается назначение прокуратуры: надзор за соблюдением законов, возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения в суде, представление государства в судебном процессе;

-  выявлять и анализировать собственные типичные реакции в  правовой ситуации;

- оценивать собственное умение  быть носителем правовой культуры.

я могу написать эссе по теме

- «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» ( Цицерон),

- «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (Принцип римского права),

я могу дать определения понятиям:

 нормативно – правовой акт;

 правонарушение – противоправное,

 правоохранительные органы РФ, прокурор,

 суды, полиция – защищает права и свободы людей, охраняет общественный порядок, обеспечивает общественную безопасность;

я могу формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

я могу давать нравственную и правовую   оценку конкретных ситуаций

я ориентируюсь в содержании текста и понимаю целостный смысл учебного параграфа

я могу найти в тексте требуемую информацию ( пробежать текст глазами, определить его основные элементы)

я могу решать тесты

я могу формировать на основе текста систему аргументов для обоснования своей позиции:

- какой подход к рассмотрению дела отстаивал юрист?  

я могу работать в группе:

я могу делать выводы из обсуждения темы:

- какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?

- какие вопросы решает суд?

- на основе каких принципов полиция осуществляет свою деятельность?

Я адекватно понимаю причины успешности/ не успешности учебной деятельности

Самооценка

(отлично, хорошо, удовлетворительно)

Отзыв учителя

2.

Изучая тему, я задумался(ась) над__________________________________________________

Мне было интересно______________________________________________________________

Мне было трудно_________________________________________________________________

Могу себя похвалить______________________________________________________________

Что еще хочу узнать_______________________________________________________________

Над чем продолжу работать_________________________________________________________

   Моё настроение после урока:



Предварительный просмотр:

План конспект

урока обществознание 7 класс.

Учитель: ( на доске слайд 1.)

                Всем здравствуйте!

                Давайте поприветствуем гостей! Присаживайтесь, ребята.

  1. ( Орг .момент. 2 минуты.)

      Сегодня на уроке мы работаем в тройках  и группах по шесть человек, есть руководители групп, которые организовывают и оценивают работу, бланки на столе, впишите фамилии.

        Помогать мне на уроке будут два эксперта, сегодня это Герман и Денис.

         На столах лежат материалы, которые помогут нам в рассмотрении темы и ваши листы  индивидуальных достижений, подпишите их сейчас.

        С организационными вопросами всё, ко мне вопросы есть, …

2.(Повторение материала 7 минут)

         Мы , продолжаем изучать раздел « Кто стоит на страже закона», две темы нами изучены, а вот третья пока остается неизвестна и чтоб определить ее , нам необходимо ответить на следующие вопросы.

(слайд 2. Вопросы.)

     1. Что такое закон?

  1. Кто такая Фемида?
  2. Почему у нее меч, весы и повязка?
  3. Кто определяет виновность?
  4. Что такое «презумпция невиновности»?
  5. Кто следит за исполнением законов?
  6. Какова роль прокурора в суде?

Консультанты согласны? Молодцы!

(слайд 3. на слайде вопрос с темой. )

Учитель:

Как вы думаете, кто еще может нас защищать, охранять, воспитывать?

(Ответы учащихся….)

  Правильно, ПОЛИЦИЯ, тема урока «Полиция на страже закона», запишите тему в тетрадь, ну тогда  скажите цель нашего урока - да, узнать ,что такое полиция, её функции , из каких  подразделений состоит  и ответить на вопрос- каково значение  её в современном обществе .

Задание 1: поработайте с источниками и скажите, что означает слово полиция ?

 (запишите слово в тетрадь.)

Задание 2 :

 Хорошо, работа усложняется давайте объединяться в группы, теперь вместе определите функции полиции, используйте учебник страница 87, а так же закон о полиции Российской Федерации, который лежит у вас на партах,  заполните схему, задание 2.  Хорошо время вышло, давайте прослушаем, что получилось.... ( ответы ребят)

Консультанты согласны ? (слайд 7)

 

Учитель : Ну , хорошо выяснили, что такое полиция, её функции, ну тогда скажите от чего и от кого  нас защищает полиция ?

( ответы учащихся...)

        Совершенно верно от преступлений и преступников, внимание на доску, (слайд  8) правонарушения делятся на два вида, это преступления и проступки, посмотрите и запомните , чем они отличаются!

ПРЕСТУПЛЕНИЕ - это   общественно опасное деяние, а  ПРОСТУПОК    -      Общественно вредное деяние.

( запишите в  тетрадь)

         В связи с этим полиция делится на криминальную и общественно безопасную, ( слайд 9) посмотрите задачи, какие перед ними ставит судебная власть,  

Задание 3. 

        с помощью учебника -найдите какие подразделения входят в ту или другую полицию. ...

Давайте проверим ( слайд 10) . Молодцы!

Ну, а теперь посмотрите, какое большое количество подразделений, ещё больше людей, денег, затрат, а может с экономим в бюджет страны ,распустим полицию, ведь  в обществе есть разные мнения, часто полицию и полицейских называют

" мусара", "лягавые", "фараоны"...., может сегодня она не нужна?

(ответы учащихся).

Учитель:  Когда в дом стучится беда и  нам нужна защита , мы идем в полицию , порой ценой своей жизни они готовы прийти на помощь !

( ролик)

        Спасибо, цель урока достигнута! Теперь оцените себя, возьмите " лист достижений" минуту на заполнение.  

        Я хочу всем поставить за работу на уроке " отлично".  Согласны ли со мной эксперты? Руководители групп и троек оцените работу товарищей, заполните бланки.

        Внимание домашнее задание ( слайд 12).

Всем спасибо за работу на уроке, говорим до свидание гостям, все свободны.

Полиция

Поли́ция (фр. Police, от др.-греч. ἡ πολιτεία — государство, город) — система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Осуществляет широкий спектр функций, набор которых в разных странах различается. Наиболее характерной функцией является предупреждение (предотвращение), пресечение, выявление и раскрытие преступлений и других правонарушений. На полицию могут также возлагаться задачи охраны различных объектов, непосредственного поддержания порядка в общественных местах, регулирования дорожного движения, предупреждения аварийности, осуществления административного контроля и надзора в различных сферах деятельности, исполнения решений других государственных органов и т. д. Во многих странах в ведении полиции находится пожарная охрана и осуществление спасательных операций. Для решения этих задач органы и должностные лица полиции располагают полномочиями, среди которых — полномочия на применение методов принуждения (что не исключает применения в её работе методов убеждения и иных способов обеспечения воздействия правовых норм).

Полиция

Заимствовано из немецкого, где Polizei через латинское politia ("государственное устройство") восходит к греческому politeia (с таким же значением), образованному от polis – "государство, город".

Полиция `Толковый словарь Ефремовой`

ж. 1) Система административных органов государственной безопасности, осуществляющих защиту существующего общественного и государственного строя, охрану общественного порядка, ведущих борьбу с преступностью и правонарушениями. 2) Те, кто служат в системе таких органов.

Полиция `Большой энциклопедический словарь`

ПОЛИЦИЯ (нем. Polizei) - 1) система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Полиция проводит расследование некоторых видов правонарушений. 2) Полиция военная - служба в вооруженных силах некоторых государств (в США, Великобритании, Германии и др.), контролирующая движение на дорогах; осуществляет задержание дезертиров, расследование преступлений и др. 3) В Российской Федерации в 1993 создана налоговая полиция.

Полиция `Толковый словарь Ожегова`

 1. В царской России и в нек-рых других странах: административный орган охраны государственной безопасности, общественного порядка. 2. собир. Лица, служащие в этом органе. Вызвать полицию. II прил. полицейский, -ая, -ое. П. чин. Полицейские меры (перен.: опирающиеся на насилие).

Полиция `Толковый словарь Даля`

 надзор за внешним порядком в общежитии; исправа, Кармз. Надзор полиции. Полицейская служба. Полициймейстер немецк. начальник полиции города.

Полиция `Большая Советская энциклопедия`

Полиция (нем. Polizei, от греч. politéia — управление государством, администрация)

в эксплуататорских государствах система особых органов надзора и принуждения, а также карательные войска внутреннего назначения, охраняющие существующий общественный строй путём прямого и открытого подавления. К. Маркс отмечал, что П. — один из наиболее рано обозначившихся признаков государства; например, в Древних Афинах «... публичная власть первоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара, как государство...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 21, с. 118). Для средних веков характерно наибольшее развитие П., особенно в условиях полицейского государства эпохи абсолютизма. Буржуазия, завоевав власть, сохранила и усовершенствовала П., ко...

Полиция `Современная энциклопедия`

ПОЛИЦИЯ (немецкое Polizei, от греческого politeia - управление> делами государства), во многих современных государствах особые органы по охране общественного порядка, расследованию некоторых видов правонарушений и т.д. Входит обычно в систему Министерства внутренних дел. В США федеральная полиция возглавляется Федеральным бюро расследований (ФБР), входящим в состав Министерства юстиции. В ряде стран (например, в России, др. государствах СНГ) органом, аналогичным по своим функциям полиции, является милиция>.

Полиция `Экономический словарь`

(нем. Polizei) -1) система специальных органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. П. проводит расследование некоторых видов правонарушений. В РФ и ряде др. стран П. называется милицией, что не соответствует подлинному значению термина "милиция"; 2) военная П. - служба в вооруженных силах ряда государств (США, Великобритания, ФРГ и др.), контролирующая движение на дорогах; осуществляет задержание дезертиров, расследование преступлений и др.; 3) см. Налоговая Полиция.

Полиция `Энциклопедический словарь конституционного права`

ПОЛИЦИЯ

система государственных органов, призванных обеспечивать охрану общественного порядка, безопасность граждан и общества, предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения, а также выполнять некоторые другие функции: регистрацию и выдачу оружия, оказание помощи людям, оказавшимся в ситуациях, угрожающих их жизни, здоровью или имуществу, обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств и т. д. В дореволюционной России и в зарубежных странах П. выполняла и выполняет функции, во многом сходные с функциями российской милиции.

ЗАКОН О ПОЛИЦИИ РОССИИ

Полномочия, задачи и функции

Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.
Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;

11) применять в процессе контроля (надзора), осуществляемого в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, предусмотренные федеральным законом меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

12) вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;

13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона;

14) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации; доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

15) доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

16) осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;

17) истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборото способных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;

18) осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места;

19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения; временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии; выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

21) требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, не прошедших обязательного технического осмотра, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах, в том числе в случаях, предусмотренных федеральным законом, - со снятием государственных регистрационных знаков до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог;

22) проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии"; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса;

23) устанавливать достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных для принятия решения о выдаче лицензий либо разрешений, предусмотренных пунктами 20 и 23 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе путем проведения собеседования с соискателем лицензии либо разрешения, а также путем направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие, надзорные и иные государственные органы; продлевать и переоформлять выданные лицензии и разрешения, отказывать в выдаче лицензий и разрешений при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; при выявлении нарушений принимать меры по приостановлению действия лицензий и разрешений, их аннулированию, а также иные меры, предусмотренные федеральным законом; продлевать срок действия, принимать решение о приостановлении срока действия или об аннулировании удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника;

24) входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями, а также в помещения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

25) требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов, осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты, и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;

ФУНКЦИИ     ПОЛИЦИИ



Предварительный просмотр:

ПОЛИЦИЯ

     

                        ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

?



Предварительный просмотр:

Устьянова Галина Владимировна,

учитель  обществознания, высшая  квалификационная  категория.

Предмет: обществознание

Класс:  7

Время: 40 минут.

Тема урока: «Кто стоит на страже закона».

Тип урока: обобщения и систематизация знаний.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая , индивидуальная.

Используемые педагогические технологии: наглядный, частично – поисковый, практический, контроль.

Цель урока. Способствовать формированию правового сознания.

Личностно значимая проблема: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными». (Цицерон)

Основные понятия. Правоохранительные органы, правонарушение, виды правовой ответственности, суды, прокуратура, полиция,

Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: различать виды правовой ответственности;

определять понятия:  «правоохранительные органы, правонарушение, полиция, адвокатура, прокуратура, таможня, ФСБ, суды.»

Получат возможность научиться: решать  правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности.

                                                                                                         Организационная структура урока.

Этапы урока

время

Обучающие

 и развивающие

 компоненты

задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организа-

ции  взаимо-

действия

на уроке.

УУД

Формы

 контроля

1. Организационный момент.

3

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности

к уроку.

 

 

Создает потребность включения в уч. деятельность, уточняет рамки темы,

1) повторение пройденного материала, блиц-опрос.

Настрой на начало урока, самоконтроль готовности к уроку

Фронтальная. Работа в тройках.

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения и задачи урока.

2. Мотивация и актуализация

 знаний. Постановка учебных задач.

3

Первичный  контроль  за правильностью выполнения способа действий: представитель тройки  получает баллы по количеству  верных ответов в тесте

Учитель  формулирует вместе с учащимися тему и цели урока.

Формулируют тему и цели урока.

Включаются в формирование задач урока.

Просмотр презентации.

Работа в  тройках.

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. Руководители групп.

3. Изучение нового материала

8

 учитель  объясняет новые правовые понятия, отмечает отличия

 Новые слова учащиеся

записывают в тетрадь

Просмотр презентации.

Работа в  тройках..

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

4. Первичное закрепление материала

Тестирование. Решение задач

5

 Тест предлагается  на проверку понимания и усвоения планируемых результатов.

Организует дифференцированную коррекционную работу, контрольно – оценочную деятельность

Обсуждают в группе решение задачи, представляют ответ. Организуют взаимопроверку.

Работа в  группах.

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга.

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. Заполняют рабочий лист группы.

5. Работа с учебником

4

Смысловое чтение: выделить главную мысль текста и прокомментировать.

Включает учащихся в комментирование верного ответа.

Оценивает решение.

Обсуждают в группе  учебную задачу, представляют ответ.

Работа в  группах. Просмотр презентации

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: слушают друг друга

Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. Заполняют рабочий лист.

6. Просмотр ролика  о работе полиции

5

Поиск и  принятие правильного решения на основе группового анализа ситуации.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи . Включает учащихся в комментирование верного решения, раскрывает нравственные стороны в работе полиции  . Оценивает решение

Высказывают своё мнение.

Личностные: оценивают жизненные ситуации.

Регулятивные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки, строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Устные  ответы.

7. Итоги урока.

Рефлексия

10

 Обобщение полученных на уроке сведений.

 Соотнесение цели урока с результатом.

Учащиеся дают ответы, подводят итоги делают выводы .

Определяют эмоциональное состояние на уроке. 

Заполнение рабочего листа – самоанализ деятельности. Отвечают на вопросы.

фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

8. Домашнее задание.

.

2

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание. Учащимся предлагается написать дома  эссе, по теме:

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными». (Цицерон)

индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока на тему: "Кто стоит на страже закона"(7 класс, обществознание)

Конспект и презентация открытого урока обществознания в 7 классе. Тема : Кто стоит на страже закона....

Урок обществознания в 7 классе по теме "Кто стоит на страже закона"

Цели урока:1. ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ;2. развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с документами;3. воспитывать чувство гражданственности, способство...

Конспект урока на тему: Кто стоит на страже закона? 7 класс

Цель : 1) ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ ;           2) развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с...

Учебно-методическая разработка по теме "Не стоит село без праведника..." (по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор")

Данный материал представляет учебно -методическую разработку урока в 8 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор". Материал предмтавлен в виде технологической карты к уроку....

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе по теме "Кто стоит на страже закона"

Урок предназначен для обучающихся 7 класса.Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной влас...

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»

Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства....