Урок обществознания в 7 классе по теме "Кто стоит на страже закона"
план-конспект занятия по обществознанию (7 класс) на тему
Цели урока:
1. ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ;
2. развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с документами;
3. воспитывать чувство гражданственности, способствовать лучшей социализации подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_stoit_na_strazhe_zakona.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Кто стоит на страже закона.
Цель : 1) ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ ;
2) развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с
документами.
3) воспитывать чувство гражданственности, способствовать лучшей
социализации подростков.
План урока:
1. Повторение изученного материала.
Игра «Крестики- нолики»
- ребята, давайте вспомним:
Что такое закон? (нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения;
Правило поведения, принятое государством ).
- почему нужно соблюдать законы?
( порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права)
- А что такое правонарушение?
- Назовите два вида правонарушений (преступление, проступок). Что такое преступление ? проступок?
2. Изучение нового материала.
- Ребята, я предлагаю Вам посмотреть фрагмент фильма и подумать, какая тема будет сегодня на уроке.
(фрагмент фильма «Следствие ведут знатоки»)
Формулирование темы: Правоохранительные органы.
- А давайте подумаем, что мы сегодня должны будем узнать?
(перечисление целей урока – вывод слайда на экран)
- В Конституции РФ (статья 1) говорится, что Российская Федерация – правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона. Охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. В статье 2 Конституции права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Для этого государство создает специальные органы.
(работа с учебником стр. вывод схемы на доске)
В тетрадь записать:
Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).
Ход урока.
1. | 1) Вопросы для повторения: - назовите основные группы прав человека. (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные) - что такое закон? (нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения; Правило поведения, принятое государством ). - почему нужно соблюдать законы? ( порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права) |
2. | 2) Работа со схемой. Правонарушения Преступления Проступки 1) против жизни и здоровья человека; 1) мелкое хулиганство; 2) пр-в чести и достоинства человека; 2) нарушение разл. правил 3) пр-в собственности; общественного порядка; 4) пр-в прав и свобод граждан; 3) вред чужому имуществу; 4) нарушение дисциплины по месту работы или учёбы; |
3. | Какие органы называют правоохранительными. (схема) |
4. |
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном порядке. В нач. 18 в. в период правления Петра1 была введена должность генерал - прокурора.(«око государево»). Работа с документом «О прокуратуре» |
5. | Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу. Вопрос: как вы считаете, действительно необходимы таможенные пункты на границах нашего государства? ( на таможне чувствует себя спокойно тот, кто не нарушает закон) |
6. | Федеральная служба безопасности (ФСБ) борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства. |
7. | Суды осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе. Долгое время роль судьи, как правило, выполняли уважаемые люди, правители территорий, которые имели и другие обязанности, что значительно затрудняло судопроизводство. Поэтому обязанности правителя и судьи были разделены, и появилась особая должность – судья. Во все времена был вопрос: как же судить по праву, по совести?
Работа с текстом учебника (стр. 78-79), рубрика «Уроки прошлого». Вопрос: - что вам понравилось в Афинском суде? |
8. | Фемида - символ правосудия. В древнегреческой мифологии богиня правосудия. Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы — древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды — символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Работа с текстом учебника, рубрика «Человек в истории» |
9. |
Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем был выработан принцип правосудия – презумпция невиновности : « …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке». Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность – от решения суда всегда зависит человеческая судьба. Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости. Но даже тому, кто соответствует перечисленным качествам, не удастся стать судьёй, если он совершил «порочащие его поступки». ( Вспомним слова одного литературного героя: «Береги платье с нову, а честь с молоду» ).
Ст. 120 Конст. РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону». Это означает, что при рассмотрении конкретного дела никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями ведет к нарушению законности. В настоящее время в нашей стране по Конституции РФ в судебную систему возвращен суд присяжных. ( Вводился по реформе 1864г. имп. Александром II; стремление водворить на земле «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»). Суд присяжных состоит из профессионального судьи и 12 представителей народа, которых называют присяжными заседателями. Суды присяжных рассматривают уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Выносят вердикт «виновен», « не виновен», «виновен, но заслуживает смягчения наказания». И только после этого судья определяет меру наказания. Особенность суда присяжных состоит в том, что решение по делу присяжные выносят, опираясь прежде всего на здравый смысл и жизненный опыт. |
11. |
Органы внутренних дел - милиция осуществляет охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, общественных организаций. |
12. | Милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Задачи криминальной милиции: - предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; - розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. Задачи милиции общественной безопасности: - обеспечение личной и общественной безопасности; - охрана общественного порядка; - предупреждение и пресечение правонарушений.
|
13. | В состав криминальной милиции входят следующие подразделения: - уголовный розыск; - подразделение по борьбе с экономическими преступлениями; - подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; - криминалистические лаборатории и др. |
14. |
В состав милиции общественной безопасности входят: - подразделения патрульно-постовой службы; - дежурные части; - ГАИ; - паспортно-визовые службы; - участковые инспектора; - подразделения по делам несовершеннолетних и др. |
15. | Подразделение по делам несовершеннолетних.
Как работает подразделение. (выступление инспектора)
|
Работа с документом Фрагмент Закона РФ «О милиции»: - ст.14. Применение специальных средств. - ст. 15. Применение и использование огнестрельного оружия. | |
16. | - Закрепление материала. Чтение и обсуждение строчек из песни «Наша служба и опасна и трудна» |
Выставление оценок за работу на уроке. | |
Дом./задание: параграф №7. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока на тему: "Кто стоит на страже закона"(7 класс, обществознание)
Конспект и презентация открытого урока обществознания в 7 классе. Тема : Кто стоит на страже закона....
Урок обществознания в 7 классе "Кто стоит на страже закона"
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе с применением ИКТ по УМК "Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова: план-конспект урока, мультимедийная презентация...
Урок обществознания в 7 классе "Кто стоит на страже закона?"
В начале урока используется метапредметность "Задача", в ходе урока проходит работа с документами, Конституцией РФ, деловая игра "судебное заседание"...
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Кто стоит на страже закона
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Кто стоит на страже закона...
Урок обществознания "Кто стоит на страже закона?" (7 класс ФГОС ООО)
Открытый урок обществознания по теме "Кто стоит на страже закона?" по учебнику Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.На уроке на доступном уровне формируется представление о правоохранительных органах, решают...
Обществознание 7 класс.Кто стоит на страже закона. Конспект урока и презентация .
Ознакомление учащихся с правоохранительными органами....
Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»
Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства....