Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему

Тыганова Любовь Алексеевна

Данная программа составлена к учебнику Рудзитиса. Предназначена для работы в 8-9 классах, при 2 часах в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_himiya_8-9.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Екатериновка муниципального

района Красноярский Самарской области

Утверждаю:                                    Согласовано:                                     Рассмотрено:

Директор школы                        Зам.директора по УВР                        на заседании М/О

________ Бореева Н.А.              _________ Захарова И.А.                   протокол от

«___»__________20___г.           «___»_________20___г.                  «___»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

для 8 – 9 классов

Учитель: Тыганова Л.А.

При составлении программы курса химии использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в 8-9 классах по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана

В ходе реализации программы выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
  • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
  • раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
  • различать химические и физические явления;
  • называть химические элементы;
  • определять состав веществ по их формулам;
  • определять валентность атома элемента в соединениях;
  • определять тип химических реакций;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
  • составлять формулы бинарных соединений;
  • составлять уравнения химических реакций;
  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
  • вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
  • получать, собирать кислород и водород;
  • распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
  • раскрывать смысл закона Авогадро;
  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
  • характеризовать физические и химические свойства воды;
  • раскрывать смысл понятия «раствор»;
  • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
  • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;
  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
  • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
  • распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
  • раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
  • определять вид химической связи в неорганических соединениях;
  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
  • определять степень окисления атома элемента в соединении;
  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
  • определять возможность протекания реакций ионного обмена;
  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
  • определять окислитель и восстановитель;
  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
  • классифицировать химические реакции по различным признакам;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
  • распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
  • называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
  • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

Содержание курса

8 класс.

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (54 часа)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

 Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса.   Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение.  Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

 Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот.  Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха  и воды.

  Анализ воды. Синтез воды.

    Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом.

Ознакомление с образцами оксидов.

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практические работы

  • Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
  • Очистка загрязнённой поваренной соли.
  • Получение и свойства кислорода
  • Получение водорода и изучение его свойств.
  • Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
  • Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Расчетные задачи:

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (7 часов)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

Демонстрации:

Физические свойства щелочных металлов. Взаимодействие оксидов натрия, магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов. Взаимодействие натрия и калия с водой. Физические свойства галогенов. Взаимодействие алюминия с хлором, бромом и йодом.

Раздел 3. Строение вещества (7 часов)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Демонстрации:

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

9 класс

Повторение основных  вопросов 8 класса (4 часа)

        Периодический закон и Периодическая система Химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.

        Химическая связь. Строение вещества. Типы кристаллических решеток.

        Химические свойства основных классов неорганических веществ. Расчеты по химическим уравнениям.

Демонстрации.

  1. Таблица «Виды связей»
  2. Таблица «Типы кристаллических решеток»

Тема 1. Электролитическая диссоциация (14 часов)

Электролиты  и  неэлектролиты.  Электролитическая  диссоциация  веществ  в  водных растворах.  Ионы.  Катионы  и  анионы.

  Электролитическая диссоциация  кислот,  щелочей  и  солей.  Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень  диссоциации.

Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.

Демонстрации.

  1. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
  2. Таблица «Электролиты»
  3. Таблица «Количественные отношения в химии».
  4. Таблицы «ОВР», «Многообразие ОВР».
  5. Некоторые химические свойства кислот, солей, оснований.
  6. Таблица «Гидролиз водных растворов солей»

Лабораторные опыты.

  1.  Реакции обмена между растворами электролитов.
  2. Качественные реакции на ионы.

Практическая  работа.  

  1. Решение  экспериментальных  задач  по  теме  «Электролитическая

диссоциация».

Расчетные задачи

  1. Расчеты по уравнениям химических реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 2. Кислород и сера (5 ч)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера.  Аллотропия  серы.  Физические  и  химические  свойства.  Нахождение  в  природе. Применение  серы.  Оксид  серы(IV).  Сероводородная  и  сернистая  кислоты  и  их  соли.  Оксид серы(VI).

Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

        Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Демонстрации.    

  1. Знакомство  с  образцами  природных сульфидов, сульфатов.
  2. Получение пластической серы.

Лабораторные опыты.

  1. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Расчетные  задачи.  

  1. Вычисления  по  химическим  уравнениям  реакций  массы,  количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
  2. Расчеты по уравнениям с использованием закона объемных отношений.

Тема 3: Основные закономерности химических реакций (6 ч)

        Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения, расчеты по ним.

        Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций  от различных условий: от природы реагирующих веществ, площади поверхности соприкосновения, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора. Химическое равновесие, условия его смещения. Решение задач.

Демонстрации.

  1. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
  2. Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».

Расчетные задачи.

  1. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 4. Азот и фосфор (13 ч)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.

 Азот, физические  и  химические  свойства,  получение  и  применение. Круговорот  азота  в природе.  Аммиак.  Физические  и  химические  свойства  аммиака,  получение,  применение.  Соли аммония. Оксиды  азота(II)  и  (IV). Азотная  кислота  и  ее  соли. Окислительные  свойства  азотной кислоты.

Фосфор.  Аллотропия  фосфора.  Физические  и  химические  свойства  фосфора.  Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Демонстрации.

  1.  Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.
  2. Качественные реакции на соли аммония, нитраты.
  3.  Ознакомление  с образцами природных нитратов, фосфатов.  
  4. Видеофильм «Фосфор».

Лабораторные  опыты.  

  1. Взаимодействие  солей  аммония  со  щелочами.  Ознакомление  с

азотными и фосфорными удобрениями.

  1. Горение фосфора, взаимодействие оксида фосфора с водой.
  2. Качественная реакция на фосфат – ион.

Практические работы

  1. Получение аммиака и изучение его свойств.
  2. Определение минеральных удобрений.  

Тема 5. Углерод и кремний (5 ч)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их  атомов.  

Углерод,  аллотропные  модификации,  физические  и  химические  свойства  углерода. Угарный  газ,  свойства  и  физиологическое  действие  на  организм.  Углекислый  газ,  угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Демонстрации.  

  1. Кристаллические  решетки  алмаза  и  графита.  Знакомство  с  образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
  2. Получение оксида углерода  (IV) и его взаимодействие со щелочью.

Лабораторные опыты.

  1. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов

и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат- ионы.

Практическая  работа.  

  1. Получение  оксида  углерода(IV)  и  изучение  его  свойств. Распознавание карбонатов.  

Расчетные задачи.

  1. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 6. Общие свойства металлов (3 ч)

Положение  металлов  в  периодической  системе  химических  элементов  Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Демонстрации.

  1. Образцы металлов, взаимодействие металлов с неметаллами.

Тема 7: Металлы главных подгрупп I –III групп  ПСХЭ Д.И. Менделеева (5 ч)

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов.  Нахождение  в  природе.  Физические  и химические  свойства.  Применение  щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий.  Положение  алюминия  в  периодической  системе  и  строение  его  атома. Нахождение  в  природе. Физические  и  химические  свойства  алюминия. Амфотерность  оксида  и гидроксида алюминия.

Демонстрации.  

  1. Знакомство  с  образцами  важнейших  солей  натрия,  калия,  природных соединений  кальция,  рудами  железа,  соединениями  алюминия.
  2.  Взаимодействие  щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой.

Тема 8: Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева (3 ч)

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе.  Физические  и  химические  свойства  железа.  Оксиды,  гидроксиды  и  соли  железа(II)  и железа(III).

Демонстрации.  

  1. Знакомство   с рудами  железа.  
  2. Получение гидроксидов железа и их взаимодействие с кислотами.
  3. Качественные реакции на ионы железа.

Практические работы  

  1. Решение  экспериментальных  задач  по  теме   «Металлы и их соединения».

Тема 9: Промышленные способы получения металлов (2 ч)

Понятие  о  металлургии.  Способы  получения  металлов.  Сплавы  (сталь,  чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Понятие о коррозии металлов и способах защиты от нее (обзорно).

Тема 10: Органические соединения (8 ч)

Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения  органических  соединений  А. М. Бутлерова.  Изомерия.  Упрощенная  классификация органических соединений.  

Предельные  углеводороды.  Метан,  этан.  Состав, строение, физические  и  химические  свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах.

Непредельные  углеводороды. Состав, строение,  физические и  химические свойства. Применение.  

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники  углеводородов. Нефть и природный  газ, их применение.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

        Кислородсодержащие органические вещества: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения).

        Общие понятия об аминокислотах и белках.

Демонстрации.  

  1. Модели  молекул  органических  соединений, схемы, таблицы.
  2. Горение  углеводородов  и обнаружение продуктов их горения.
  3. Образцы нефти и продуктов их переработки.
  4. Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.

Расчетные  задачи.  

Установление  простейшей  формулы  вещества  по  массовым  долям

элементов.  

Тематический план

8 класс

Разделы программы

Количество часов

Основные понятия химии (уровень атомно – молекулярных представлений)

54 (51 + 3 часа резервного времени)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

7

Строение вещества. Химическая связь.

7

Итого:

68

9 класс

Разделы программы

Количество часов

9 класс

Повторение основных  вопросов 8 класса

4

Электролитическая диссоциация

14

Кислород и сера

5

Основные закономерности химических реакций

6

Азот и фосфор

13

Углерод и кремний

5

Общие свойства металлов

3

Металлы главных подгрупп I –III групп  ПСХЭ Д.И. Менделеева

5

Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы ПСХЭ Д.И. Менделеева

3

Промышленные способы получения металлов

2

Органические соединения

8

Всего: 68

Календарно-тематическое планирование

8 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Предполагаемый результат

1.

Предмет химии. Техника безопасности на уроках химии.

Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления:

а) о веществе, а также о простых и сложных веществах;

б) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства.

2.

Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент

Сформировать первоначальные представления: о методах наблюдение и эксперимент

3.

Практическая работа №1.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним.

Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии

4.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.)

5.

Практическая работа № 2.  Очистка загрязненной поваренной соли.

Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

6.

Физические и химические явления. Химические реакции.

Познакомиться с важнейшими хим. понятиями:  

физические и химические явления, химическая реакция;

умение отличать химические реакции от физических явлений

7.

Атомы и молекулы, ионы.

Формирование знаний уч-ся о составе атома и атомного ядра, ионов и молекул.

8.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.

Умение характеризовать кристаллические решетки.

9.

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.

Умение характеризовать важнейшие химические понятия:химический элемент, классификация веществ (на простые и сложные вещества).

10.

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

Умение характеризовать важнейшие химические понятия:

химический элемент, относительная атомная  масса.

11.

Закон постоянства состава веществ

Умение характеризовать основные законы химии:  закон постоянства состава веществ.

12.

Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества.

Умение характеризовать понятия об относительной атомной и молекулярной массах. Умение рассчитывать относительную молекулярную массу.

13.

Массовая доля химического элемента в соединении.

Умение вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов

14.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.

Умение  определять валентность и  значение валентности некоторых химических элементов;

называть бинарные соединения.

15.

Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Умение составлять формулы бинарных соединений по известной валентности элементов.

16.

Атомно-молекулярное учение.

Умение характеризовать основные положения атомно-молекулярного учения, понимать его значение

17.

Закон сохранения массы веществ.

Умение характеризовать основные законы химии:

сохранения массы веществ;

 пониматьего сущность и значение

18.

Химические уравнения.

умение составлять уравнения хим. реакций.

19.

Типы химических реакций

умение

определять реагенты и продукты реакции;

расставлять коэффициенты в уравнениях реакций на основе закона сохранения массы веществ

20.

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия»

1.Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся.

2.Умение решать типовые примеры контрольной работы.

21.

Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия».

Умение овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий

22.

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.

Умение характеризовать кислород как химический элемент и простое вещество; распознавать опытным путем кислород

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни

23.

Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение.

Умение объяснить сущность круговорота кислорода в природе, применение кислорода;

уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислород

24.

Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода.

Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

25.

Озон. Аллотропия кислорода

Умение объяснить сущность аллотропии кислорода.

26.

Воздух и его состав.

Умение характеризовать состав воздуха

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

27.

Водород, его общая характеристика и нахождение в природе.

Умение характеризовать  водород как химический элемент и простое вещество, распознавать опытным путем водород

28.

Химические свойства водорода. Применение.

Умение  составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода, называть продукты реакции

29.

Практическая работа №4.  «Получение водорода и исследование его свойств»

Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

30.

Вода. Методы определения состава воды.

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни

31.

Физические и химические свойства воды.

Умение характеризовать свойства воды (химические свойства основных классов неорганических веществ),  взаимодействие воды с основными и кислотными оксидами;

составлять уравнения химических  реакций, характерных для воды

32.

Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы.

Умение давать определение понятия растворы, виды растворов, свойства воды как растворителя;

представление о сущности процесса  получения кристаллов из растворов солей

33.

Массовая доля растворенного вещества.

Умение характеризовать сущность понятия массовая доля растворенного вещества в растворе;

уметь вычислять массовую долю вещества в растворе

34.

Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе»

Умение вычислять массовую долю вещества в растворе

35.

Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

36.

Повторение и обобщение по темам «Кислород»,

«Водород»,  «Вода. Растворы».

Умение  применять полученные знания для решения задач

37.

Контрольная работа по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».

Умение овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий

38.

Моль — единица количества вещества. Молярная масса.

Умение  вычислять молярную массу по формуле соединения, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

39.

Вычисления по химическим уравнениям.

Умение  вычислять: количество вещества или массу по количеству вещества или массе реагентов или продуктов реакции

40.

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Умение  вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции;

(находить объём газа по известному количеству вещества (и производить обратные вычисления))

41.

Относительная плотность газов

Умение  вычислять относительную плотность газов

42.

Объемные отношения газов при химических реакциях

Умение проводить  расчеты на основе уравнений реакций, уметь вычислять: количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов и продуктов реакции (находить объем газа по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции)

43.

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.

Умение  называть соединения изученных классов (оксидов);

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений (оксидам);

характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов);

составлять формулы неорганических соединений изученных классов (оксидов)

44.

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.

Умение  называть соединения изученных классов (оснований), определять принадлежность веществ к определенному классу соединений (основаниям)

45.

Химические свойства оснований.

Умение  составлять формулы неорганических соединений изученных классов (оснований); уравнения химических реакций (характерных для оснований);

характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ (оснований)

46.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Умение  характеризовать химические свойства основных классов неорганических соединений (амфотерных неорганических соединений)

47.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.

Умение называть соединения изученных классов (кислот);

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений (кислот);

умение  составлять формулы неорганических соединений изученных классов

48.

Химические свойства кислот

Умение составлять

уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислот;

умение  распознавать опытным путем растворы кислот и

щелочей

49.

Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей

Умение  составлять формулы неорганических соединений изученных классов (солей);

 умение называть соединения изученных классов (солей);

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений (солей);

умение составлять формулы неорганических соединений

50.

Свойства солей

Умение характеризовать свойства изученных классов неорганических веществ (солей);

умение  составлять

уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства солей

51.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Умение: характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ;

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений

составлять формулы неорганических соединений изученных классов

52.

Практическая работа №6.Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Умение  применять полученные знания для решения практических задач, соблюдая правила безопасного обращения с веществами

53.

Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

1.Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся.

2.Умение решать типовые примеры контрольной работы.

54.

Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических соединений».

Умение овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий

55.

Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.

Умение характеризовать   важнейшие химические понятия: химический элемент, классификация веществ

56.

Периодический закон Д. И. Менделеева.

Умение характеризовать  основные законы химии: периодический  закон.

57.

Периодическая система химических элементов.

Умение  объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп

58.

Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы.

Умение объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе.

59.

Расположение электронов по энергетическим уровням.

Умение

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы

60.

Значение периодического закона. Научные достижения  Д. И. Менделеева

Умение понимать  основные законы химии: периодический закон, его сущность и значение

61.

Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

1.Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся.

2.Умение решать типовые примеры.

62.

Электроотрицательность химических элементов

Умение объяснять  химические понятия: электроотрицательность  химических элементов, химическая связь, ион

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям

63.

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи

Умение объяснять понятия: химическая связь, ковалентная связь и её разновидности (полярная и неполярная);

понимать механизм образования ковалентной связи;

уметь определять:  тип химической связи в соединениях

64.

Ионная связь

Умение

понимать механизм образования связи;

уметь определять:  тип химической связи в соединениях

65.

Окислительно-восстановительные реакции

Умение определять степени окисления химических элементов в соединениях, окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель;

иметь представление об электронном балансе

66.

Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь»

1.Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся.

2.Умение решать типовые примеры контрольной работы.

67.

7.

Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»

Умение овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий

68.

Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся за курс химии 8 класса

1.Закрепление знаний и расчетных навыков уч-ся.

2.Умение решать типовые примеры контрольной работы.

9 класс

урока

Дата

Наименование раздела и урока

Планируемый результат

1

Техника безопасности в кабинете химии. Строение атома.

Раскрывать научный и мировоззренческий смысл периодического закона.

Описывать  и характеризовать табличную форму ПСХЭ.

Составлять электронно-графические формулы химических элементов.

Знать состав ядра.

2-3

Химическая связь. Строение вещества.

Понимать смысл понятия электроотрицательности химических элементов.

Характеризовать физическую природу химической связи.

4

Основные классы неорганических веществ, их связь между собой.

Распознавать состав, свойства, классификацию неорганических соединений, производить необходимые расчеты.

5

Расчеты по химическим уравнениям.

Применять закон сохранения массы и энергии для составления химических уравнений.

Распознавать типы химических реакций.

Применять формулы для необходимых вычислений.

6-7

Электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации.

Знать свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла.

Уметь составлять уравнения диссоциации.

8-9

Реакции ионного обмена.

Знать основные признаки необратимых реакций.

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена полные и сокращенные.

10

Расчеты по уравнениям хим. реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Уметь производить расчеты по химическим уравнениям, применять формулы.

11-12

Окислительно-восстановительные реакции.

Знать процессы окисления/восстановления.

Уметь составлять окислительно-восстановительные уравнения реакций.

Уметь применять метод электронного баланса.

13-14

Химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД. Гидролиз солей.

Объяснять сущность процессов ЭД.

Уметь составлять уравнения диссоциации оснований, кислот, солей и гидролиза.

15-16

Обобщающий урок по теме: ТЭД.

Объяснять сущность процессов ЭД.

Уметь составлять уравнения диссоциации  и гидролиза.

Уметь применять метод электронного баланса.

17

Решение экспериментальных задач по теме «Электролиты».

Осуществлять практически реакции ионного обмена.

Сознательно соблюдать правила ТБ.

18

 Электролитическая диссоциация.

Объяснять сущность процессов ЭД.

Уметь составлять уравнения диссоциации  и гидролиза.

Уметь применять метод электронного баланса.

19

Общая характеристика подгруппы кислорода. Сера.

Знать строение молекулы серы, физические, химические свойства серы, ее аллотропные видоизменения.

20-21

Соединения серы.

Распознавать аллотропные видоизмения серы.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства серы, серной кислоты.

22-23

 Подгруппа кислорода.

Осуществлять практически реакции, характеризующие свойства элементов подгруппы кислорода.

Соблюдать правила ТБ.

24

Тепловой эффект хим. реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Уметь распознавать и объяснять тепловые эффекты.

Составлять термохимические уравнения реакций.

25-26

Скорость химических реакций.

Называть факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Уметь выявлять признаки протекания химических реакций.

27

Химическое равновесие. Условия его смещения.

Называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия.

Уметь применять принцип Ле-Шателье при составлении реакций.

28

Обобщение и систематизация знаний. Решение задач

Называть факторы, влияющие на скорость химических реакций, на смещение химического равновесия.

Уметь применять принцип Ле-Шателье при составлении реакций.

29

Подгруппа кислорода и закономерности протекании хим. Реакций.

Называть факторы, влияющие на скорость химических реакций, на смещение химического равновесия.

Уметь применять принцип Ле-Шателье при составлении реакций.

30

Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Свойства азота.

Знать строение молекулы азота, физические, химические свойства азота.

Давать характеристику элементам подгруппы азота.

31-32

Аммиак, его свойства. Производство аммиака.

Знать строение молекулы аммиака, физические, химические свойства аммиака.

33

Решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретич. возможного.

Уметь применять правила, законы и формулы для необходимых расчетов.

34

Азотная кислота.

Знать получение, применение кислоты. особенности окислительных свойств конц.кислоты.

35-36

Соли аммония. Нитраты.

Знать состав, получение, свойства, применение солей аммония.

37-38

Фосфор и его соединения. Минеральные удобрения.

Знать строение атома, свойства аллотропных видоизменений.

Определять состав оксидов, ортофосфорной кислоты и ее солей. Характеризовать  виды фосфорных удобрений.

39-40

Обобщение и систематизация знаний по теме 4.

Знать состав соединений азота и фосфора, характеризовать элементы подгруппы.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих

с-ва элементов, производить необходимые расчеты.

41

 Подгруппа азота.

Осуществлять практически реакции, характеризующие свойства элементов подгруппы азота.

Соблюдать правила ТБ.

42

Подгруппа азота

Знать состав соединений азота и фосфора, характеризовать элементы подгруппы.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих

с-ва элементов, производить необходимые расчеты.

43

Общая характеристика подгруппы углерода.

Углерод и кремний.

Знать строение молекулы углерода, физические, химические свойства углерода и его аллотропных видоизменений.

Давать характеристику элементам подгруппы.

44

Оксиды углерода и кремния.

Знать строение атомов углерода и кремния.

Объяснять способы получения и применение оксидов углерода.

45

Угольная и кремниевая кислоты.

Карбонаты. Силикаты.

Знать состав карбонатов, гидрокарбонатов, силикатов, их взаимопревращение.

Характеризовать основы производства стекла, фарфора, цемента.

46

Решение задач на вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси

Уметь применять правила, законы и формулы для необходимых расчетов.

47

Обобщение и повторение темы 5. Силикатная промышленность.

Знать строение атомов углерода и кремния, состав карбонатов, гидрокарбонатов, силикатов, их взаимопревращение.

Характеризовать основы производства стекла, фарфора, цемента.

48-49

Общая характеристика металлов. Химические свойства.

Уметь характеризовать металлы, исходя из положения в ПСХЭ.

Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства металлов.

50

Повторение и обобщение знаний по теме 6. Коррозия металлов.

Уметь характеризовать металлы, исходя из положения в ПСХЭ.

Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства металлов.

Знать виды коррозии металлов и атикорразионные способы защиты металлов.

51

Общая характеристика металлов I-III групп.

Характеризовать металлы главных подгрупп, особенности их соединений.

52-53

Соединения металлов (оксиды, гидроксиды, соли). Жесткость воды. Амфотерность.

Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов .

54

Обобщение и систематизация знаний. (ИКТ)

Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов.

55

Металлы главных подгрупп

Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов, производить расчеты по уравнениям.

56

Железо и его соединения.

Характеризовать свойства железа, особенности его соединений.

Знать строение атома.

57-58

Железо и его соединения

Осуществлять реакции, характеризующие свойства железа и  его соединений.

Соблюдать правила ТБ.

59-60

Понятие о металлургии. Способы промышленного получения металлов.

Электролиз.

Объяснять научность методов металлургии, электролиз.

61

Многообразие органических веществ.

Распознавать классы органических в-в.

Объяснять причины многообразия.

 Знать основные положения теории строения А.М.Бутлерова.

62-63

Углеводороды. Природные источники углеводородов.

Знать гомологические ряды, номенклатуру, виды изомерии углеводородов, основные типы реакций.

64-65

Кислородсодержащие органические вещества.

Знать гомологические ряды, номенклатуру, виды изомерии кислородсодержащихуглеводородов, основные типы реакций.

66

Белки. Обобщение и систематизация знаний по теме «Органические соед.» (ИКТ)

Знать гомологические ряды, номенклатуру, виды изомерии кислородсодержащихуглеводородов, основные типы реакций.

67

Итоговая контрольная работа.

Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов, неметаллов, производить расчеты по уравнениям, электронно-графические формулы элементов.

Распознавать классы органических в-в,

знать гомологические ряды, номенклатуру, виды изомерии, типы реакций.

68

Вклад российских ученых в развитие химической науки и производства.

Осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений и опытов.

Знать многогранность научной деятельности и интересов  российских ученых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....