Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Kseniya_Panova

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор Н.Н.Гара «Программа общеобразовательных учреждений курса химии для 8 – 11 классов к учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (базовый уровень)» - М: «Просвещение, 2009г.», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_9_klass.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________К.А.Панова

Протокол № ___ от

«__»августа_______201_г.

«Согласовано»

Заместитель по УВР МКОУ «Нижнеозернинская СОШ

_______________Л.В.Сурова

Протокол № ___ от

«__»августа_______201_ г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Нижнеозернинская СОШ»_________Е.Н.Мыздрикова Приказ № ___ от

«__»августа___201_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Пановой Ксении Александровны,

второй квалификационной категории

по учебному курсу  «Химия» 9 класс

Базовый уровень

                                                                Рассмотрено на заседании

                                                                педагогического совета школы

                                                                протокол № ____

                                                                от «__»_______201_ г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в Старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

Примерная рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, автор Н.Н.Гара «Программа общеобразовательных учреждений курса химии для 8 – 11 классов к учебникам Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (базовый уровень)» - М: «Просвещение, 2009г.», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их

свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический  закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А. М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов, соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

 Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих  целей и задач:

 •   освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

•   овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

•   развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

•   воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

•   применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими задачами предлагаемого курса являются:

Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;

Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений. 

Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Количество часов:

Всего 68 часа, 2 часа в неделю

Плановых контрольных уроков 5, практических работ  7

 УМК учителя:

  1. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.
  2. Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин « Задачник по химии  8-9 кл.» М.; « Вентана – Граф» , 2000 – 2007.
  3. И.Г. Хомченко  « Сборник задач и упражнений по химии для  средней школы»  М.; « Новая Волна», 2001 – 2005.
  4. CD-ROM  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы.-М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2002г.
  5. CD-ROM  Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по химии Кирилла и Мефодия.1999, 2000, 2002, 2004, 2005, 2006 с изменениями и джополнениями. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г.
  6. CD-ROM  Учебное электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория. МарГТУ, Лаборатория систем мультимедия, 2004г.
  7. CD-ROM  Обучающие энциклопедии. Химия для всех. Общая и неорганическая химия. РНПО РОСУЧПРИБОР АО «ИНТОС», Курс, 1998г
  1. Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://edu. 1c.ru Система программ «1С: Образование 3.0»

http://www.ravnovesie.com, www.salebook.ru Обучающие курсы «Ваш репетитор».

http://v.SCHOOL.ru Библиотека электронных наглядных пособий.

Рассчитана на.

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

     Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Неорганическая химия» на ступени основного образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, классификация полученных знаний, поиск информации в различных источниках, умений наблюдать и описывать полученные результаты, проводить элементарный химический эксперимент.

 Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

 Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать:

•    химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

•    важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относитель-ные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация вещес-тв, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,
электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; аллотропия; гидролиз, скорость химических реакций, химическое равновесие, катализаторы, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, полимеры, аминокислоты.

•    основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периоди-ческий закон; основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова.

•    основные теории химии:химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

•    важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан. Этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

 

уметь:

называть химические элементы, соединения изученных классов; соединения неметаллов и металлов, органические соединения,изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

• определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окис-литель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соедине-ний;

• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганичес-ких и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органи-ческих веществ;

• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

• использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

•'определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»: план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Тематическое планирование по предмету химия 9 класс

(2 часа в неделю) (68ч)

Тема урока

Виды контроля

ИКТ

Теория электролитической диссоциации (10ч)

1

Сущность процесса ЭД

2

Диссоциация кислот, щелочей и солей

Проверка д/з

3

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации

Проверка д/з

4

Реакции ионного обмена

Проверка д/з, решение задач

5

Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»»

Контроль практических навыков

6

Решение задач

Решение задач

7

Окислительно-восстановительные реакции

Проверка д/з

8

Гидролиз солей

Проверка д/з, решение задач

9

Обобщающий урок по теме ТЭД

Контроль понятий, решение задач

10

Контрольная работа №1 «ТЭД»

Кислород и сера (9ч)

11

Положение химических элементов подгруппы кислорода в ПС.

12

Сера, ее свойства и применение

Проверка д/з

13

Серная кислота

Проверка д/з

14

Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач по теме «Кислород»»

Контроль практических навыков

15

Скорость химических реакций

16

Химическое равновесие и условия его смещения

Проверка д/з

17

Производство серной кислоты

Проверка д/з

18

Обобщающий урок по теме: «Закономерности течения химических реакций»

Контроль понятий, решение задач

19

Контрольная работа №2 «Кислород и сера»

Подгруппа азота (10 ч)

20

Положение химических элементов подгруппы азота в ПС. Азот.

21

Аммиак

Проверка д/з

22

Соли аммония

Проверка д/з

23

Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его свойств»

Контроль практических навыков

24

Азотная кислота

Проверка д/з

25

Соли азотной кислоты

Проверка д/з

26

Фосфор, его оксиды

Проверка д/з

27

Ортофосфорная кислота

Проверка д/з

28

Минеральные удобрения

Проверка д/з

29

Практическая работа №4 «Определение минеральных удобренй»

Контроль практических навыков

Углерод и кремний (7ч)

30

Положение элементов подгруппы углерода в ПС. Углерод.

31

Оксиды углерода

Проверка д/з

32

Угольная кислота и ее соли

Проверка д/з

33

Практическая работа №5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

Контроль практических навыков

34

Кремний и его оксид

Проверка д/з

35

Кремниевая кислота и ее соли

Проверка д/з

36

Силикатная промышленность

Проверка д/з

37

Контрольная работа №2 «Подгруппа углерода»

Контроль понятий, решение задач

Введение в органическую химию (18ч)

38

Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова.

Проверка д/з

39

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

40

Предельные углеводороды и их свойства.

Проверка д/з

41

Непредельные углеводороды и их свойства.

42

Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах.

43

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть.

44

Одноатомные спирты их свойства и применение.

Проверка д/з

45

Многоатомные спирты их свойства и применение.

46

Карбоновые кислоты и их применение.

Проверка д/з

47

Сложные эфиры.

48

Контрольная работа №3 по теме «Предельные и непредельные углеводороды»

49

Жиры. Роль жиров в обмене веществ в организме.

50

Простые углеводы и их применение.

51

Сложные углеводы. Крахмал.

52

Белки – биополимеры. Роль белков в питании.

53

Полимеры – ВМС и их применение.

54

Химия и здоровье. Лекарства.

55

Контрольная работа №4 «Биополимеры»

Общие свойства металлов (14ч)

56

Положение металлов в ПС. Основные способы получения металлов

57

Металлическая связь. Физические свойства металлов.

58

Химические свойства металлов. Сплавы. Коррозия металлов.

59

Характеристика щелочных металлов

Проверка д/з

60

Характеристика магния и кальция

Проверка д/з, решение задач

61

Жесткость воды и способы ее устранения.

62

Алюминий

Проверка д/з, решение задач

63

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

64

Обобщение знаний по теме «Элементы IA-IIIA групп ПСХЭ»

Контроль практических навыков

65

Железо и его соединения

66

Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»»

Контроль практических навыков

67

Понятие металлургии. Производство чугуна. Производство стали

Проверка д/з

68

Контрольная работа за год №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....